Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 953 - 954
23 августа - 5 сентября 2022

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление Опросы и ответы 

Настоящая любовь

Забота по-русски

Чем выше должность и зарплата, тем короче декрет

«Нетрадиционные» отношения, их пропаганда и влияние на сексуальное поведение

Кого москвичи считают врагом демографии

Внутренний туризм


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

"Нетрадиционные" отношения, их пропаганда и влияние на сексуальное поведение

Коротко о главном:

  • По мнению каждого второго опрошенного, сексуальная ориентация дана человеку от природы (51%).
  • Более половины россиян полагают, что сексуальную ориентацию взрослого человека невозможно изменить внешними усилиями (56%).

Врожденное vs. приобретенное?

Научный интерес к природе сексуальной ориентации насчитывает не одно столетие. Что стоит за влечением к представителям противоположного или своего пола — биологические, психологические или социокультурные факторы? Этим вопросом по сей день задаются многие ученые во всем мире. Каждый второй россиянин считает сексуальную ориентацию биологически обусловленным паттерном — 51% утверждают, что она дана человеку от природы (табл. 1). Эта точка зрения наиболее близка женщинам (54% vs. 48% среди мужчин), гражданам со средним специальным образованием и выше (52-53%), а также активным потребителям телевидения и интернета (58%). Мнение, что влечение к противоположному или своему полу изменчиво и формируется в течение жизни, находит среди россиян заметно меньше поддержки. С ним соглашаются в 3,4 раза реже (15% vs. 51%). Наконец, для четверти опрошенных сексуальная ориентация — это комбинация биологических и иных факторов, в связи с чем она формируется в течение жизни лишь отчасти (26%). Такое убеждение доминирует среди граждан, имеющих в своем окружении людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией (41%).

Помимо пола, уровня образования и медиапотребления представления о природе сексуальных предпочтений обусловлены поколенческой спецификой и местом проживания.

Позиция «сексуальная ориентация дана человеку от природы» одинаково распространена среди всех возрастных групп за исключением 18-24-летних (32% vs. 49-55%). Молодые люди по этому вопросу скорее придерживаются «золотой середины», полагая сексуальную ориентацию отчасти данной от природы и одновременно отчасти формирующейся в течение жизни (38%).

Чем меньше город проживания, тем выше поддержка утверждения о «непостоянности» сексуальной ориентации (19% в селах vs. 11% в обеих столицах). С ростом урбанизированности предпочтение отдается промежуточному мнению (37-34% среди москвичей/петербуржцев и жителей городов-миллионников).

Более половины россиян полагают, что сексуальную ориентацию взрослого человека невозможно изменить внешними усилиями (56%), однозначно в этом убеждены треть наших сограждан (31%) (табл. 2). Мнение, что сексуальная ориентация — нечто постоянное и устойчивое, чаще поддерживают молодежь 18-24 лет (68%), жители обеих столиц и городов-миллионников (62%), а также активные потребители интернета (63%). Сторонников альтернативной позиции среди россиян почти вдвое меньше: 30% допускают изменение сексуальной ориентации взрослого человека внешними усилиями, а среди жителей Северо-Кавказского федерального округа так думает каждый второй (47%).

Секс-меньшинства: распространенность и пропаганда

В сравнении с опросом десятилетней давности сегодня россияне чаще заявляют, что сталкивались с пропагандой нетрадиционных сексуальных отношений. Доля тех, кто встречал их популяризацию на просторах интернета, в СМИ и кинематографе, выросла с 2012 года в два раза (13%, 2012 г. — 6%) (табл. 3, 4). Чаще других это замечают мужчины (17%), молодежь 18-24 лет (19%), жители обеих столиц (18%). Не сталкивались с подобным 86% опрошенных (2012 г. — 92%).

Вероятность встретить пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений на телеэкранах сводится к нулю (3% среди активных телезрителей vs. 16% среди активных потребителей ТВ и интернета или только интернета). Аналогичный вывод справедлив и для тех, кто не пользуется ни интернетом, ни телевидением (3%) (табл. 5).

Хотя на вопрос о наличии среди знакомых людей нетрадиционной сексуальной ориентации россияне в большинстве случаев отвечают отрицательно (65%), за семь лет этот показатель снизился на 17 п.п. (табл. 6). Доля тех, у кого в окружении есть представители ЛГБТ-сообщества, напротив, выросла за этот период в два раза (15%, 2015 г. — 8%). Каждый пятый допускает, что среди его знакомых есть таковые, но однозначно в этом не уверен (20%, +11 п.п. с 2015 г.).

Чаще всего о знакомстве с гомосексуалами и людьми других негетеросексуальных ориентаций заявляли женщины (18% vs. 11% среди мужчин), молодежь 18-24 лет (35% vs. 8% среди 60+), граждане с высшим и неполным высшим образованием (21%), а также москвичи и петербуржцы (31% vs. 6% среди селян).

1. Как, по-Вашему, сексуальная ориентация дана человеку от природы — или формируется постепенно в течение жизни и может меняться? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Дана от природы

51

54

48

32

49

50

55

53

Отчасти дана от природы, отчасти формируется в течение жизни

26

24

29

38

30

25

26

22

Формируется в течение жизни и может меняться

15

13

16

26

14

17

12

13

Затрудняюсь ответить

8

8

7

4

6

7

7

10

Отказ от ответа

0

1

0

0

1

1

0

2

2. На Ваш взгляд, возможно или невозможно как-либо специально изменить сексуальную ориентацию взрослого человека? Или это невозможно и все зависит только от самого человека? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Точно возможно внешними усилиями изменить сексуальную ориентацию взрослого человека

6

Скорее возможно внешними усилиями изменить сексуальную ориентацию взрослого человека

24

Скорее невозможно внешними усилиями изменить сексуальную ориентацию взрослого человека

25

Точно невозможно внешними усилиями изменить сексуальную ориентацию взрослого человека

31

Затрудняюсь ответить

13

Отказ от ответа

1

3. Скажите, а лично Вы (или члены Вашей семьи) сталкивались со случаями пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений или нет? И если да, то уточните, пожалуйста, как именно их пропагандировали? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)


2012*

2022

Нет не сталкивался

92

86

Да, сталкивался (уточните, пожалуйста, как именно их пропагандировали?)

6

13

Затрудняюсь ответить

2

1

4. Скажите, а лично Вы (или члены Вашей семьи) сталкивались со случаями пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений или нет? И если да, то уточните, пожалуйста, как именно их пропагандировали? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто «сталкивался»)


2022

В СМИ

3

В интернете

2

В фильмах/сериалах

2

В социальных сетях

1

В книгах

0

Другое

5

Затрудняюсь ответить

1

5. Скажите, а лично Вы (или члены Вашей семьи) сталкивались со случаями пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений или нет? И если да, то уточните, пожалуйста, как именно их пропагандировали? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Активные телезрители

Активные потребители телевидения и интернета

Активные потребители интернета

Не пользуются интернетом и телевидением

Нет не сталкивался

86

95

84

83

94

Да, сталкивался (уточните, пожалуйста, как именно их пропагандировали?)

13

3

16

16

3

Затрудняюсь ответить

1

2

0

1

3

6. Скажите, есть ли среди Ваших знакомых люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией или таких нет? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)


05.VII.2015*

2022

Да, есть

8

15

Нет, таких людей среди моих близких и знакомых нет

82

65

Может, и есть, но мне об этом точно неизвестно

9

20

Затрудняюсь ответить

1

0

* В 2012, 2015 годах опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.

Илья Ломакин, Эксперт Департамента издательских программ ВЦИОМ:

«Природа сексуальной ориентации в целом и гомосексуальности в частности — одна из крайне дискуссионных тем в науке и обществе. Кажется, что почти у каждого человека есть мнение на этот счет, однако 8% россиян затруднились с ответом на вопрос о происхождении сексуальной ориентации. Неудивительно, что чем выше уровень образования, тем больше определенности в обсуждаемом вопросе: среди соотечественников с неполным средним образованием каждый четвертый — 27% — затруднился соотнестись с каким-либо из трех предложенных вариантов ответа, тогда как среди респондентов с (не)полным высшим образованием или ученой степенью таких было всего 4%. Примечательно, что чем ближе россияне знакомы с людьми “нетрадиционной сексуальной ориентации”, тем более значимым становится фактор “формирования” сексуальной ориентации в целом в течение жизни и тем меньше они верят в ее биологическую предзаданность. Однако вне зависимости от опыта знакомства с негетеросексуальными людьми более половины россиян (56%) скорее или точно уверены, что внешними усилиями изменить сексуальную ориентацию взрослого человека невозможно.

Говоря о широко обсуждаемой в последнее десятилетие “пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений” (в целом, а не только среди детей), мы видим, что значительное большинство населения (86%) с этим явлением по-прежнему не сталкивалось. Есть тренд на увеличение доли сталкивавшихся (почти в 2 раза), однако вопрос в том, что именно россияне понимают под «пропагандой нетрадиционных сексуальных отношений» в частности и «пропагандой» в целом. На последнее в какой-то мере свет проливает опрос, проведенный ВЦИОМ в 2017 году. Один из его ключевых выводов — сам по себе термин «пропаганда» негативно нагружен с точки зрения смыслов, но «в сочетании с социально одобряемыми понятиями перестает восприниматься негативно» (например, пропаганда здорового образа жизни). Словосочетание «нетрадиционные сексуальные отношения» социально одобряемым назвать сложно.

В попытках разобраться, что именно россияне, сталкивавшиеся с «пропагандой нетрадиционных сексуальных отношений», под ней подразумевают, интересно изучить ответы на открытый вопрос: «Уточните, пожалуйста, как именно их [нетрадиционные сексуальные отношения] пропагандировали?». И здесь мы в подавляющем числе случаев видим упоминания СМИ, федеральных телеканалов, которым достаточно лишь обсуждать тему ЛГБТК+, и не всегда в положительном ключе, чтобы респонденты восприняли это как пропаганду (например, «на государственном телевидении постоянно показывают гей-парады, проходящие в Европе»). Кроме того, из ответов на открытый вопрос можно узнать, что «пропагандировать» можно «внешним видом, одеждой», «символикой ЛГБТ» и просто своим существованием. Имеющийся материал позволяет утверждать не только что доля россиян, встречавшихся с «пропагандой нетрадиционных сексуальных отношений», сравнительно мала (таких всего 13%), но и что многие из них слабо понимают, что вообще такое пропаганда. В результате смысл понятия сильно размывается и становится пространством для манипуляций и «сборной солянкой» для стереотипов о гомо- и других гетероненормативных сексуальностях. Впрочем, этот аспект стоит изучить глубже, с применением качественных социологических методов.

Мы видим, что доля тех, у кого есть (или, может быть, есть, но доподлинно об этом неизвестно) знакомые среди негетеросексуалов, за прошедшие семь лет заметно выросла. С одной стороны, это можно объяснить большей открытостью ЛГБТ-сообщества, а также готовностью новых поколений к каминг-ауту и разговору об «этом». С другой стороны, немаловажно и то, что общественность стала проявлять к теме больше внимания. Несмотря на далеко не всегда сочувственный характер, само дискурсивное присутствие обсуждаемых вопросов обеспечивает постепенный вывод негетеросексуалов из маргинального поля».

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 6 августа 2022 г. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

ВЦИОМ, 11 августа 2022 г.
Подробнее см.: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/
netradicionnye-otnoshenija-ikh-propaganda-i-vlijanie-na-seksualnoe-povedenie


Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.