Как санкционный кризис повлияет на бедность в
России. Что важно знать
Уровень бедности в России сокращается недостаточно быстро,
признал 18 июля Владимир Путин. РБК разбирался с экспертами, достижимы
ли национальные цели по снижению бедности на фоне санкций и какие
меры еще остались у властей.
Уровень бедности в России за последние годы снизился, однако темпы
этого снижения недостаточны, заявил президент Владимир Путин на
заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам 18 июля.
"В 2017 году число граждан, находившихся в такой ситуации,
составило 12,9%. По итогам 2021 года этот уровень снизился до 11%.
Да, продвижение, конечно, есть, но его темпы, скорость, очевидно,
недостаточны", - сказал президент.
РБК разбирался, реально ли в условиях санкций снизить уровень бедности
в России, какие дополнительные инструменты необходимо использовать,
а также оправдала ли себя новая методика расчета этого показателя. Как менялся уровень бедности
Минимальный уровень бедности в России был достигнут в 2012 году
- 10,7%. По итогам пандемического 2020 года он составил 12,1% против
12,3% в 2019-м.
В 2018 году Путин поставил перед кабинетом министров задачу сократить
уровень бедности в два раза к 2024 году. За точку отсчета был взят
результат 2017 года (12,9%), то есть необходимо обеспечить его снижение
до 6,5%. Однако на фоне пандемии в 2020 году цель была трансформирована:
Путин подписал новый указ о национальных целях, согласно которому
уровень бедности в России нужно сократить вдвое уже не к 2024-му,
а к 2030 году.
Несмотря на применяемые меры, по итогам первого квартала 2022 года
показатель увеличился на 0,1 п.п. по сравнению с аналогичным периодом
прошлого года и достиг 14,3%. Аналогичное значение показатель демонстрировал
в первом квартале 2019 года. Согласно единому плану по достижению
национальных целей, в 2022 году уровень бедности в России должен
быть снижен до 10,8%. РБК направил запрос в Минтруд.
Показатели единого плана актуальны, хотя они и проектировались при
ином, более низком уровне инфляции, сообщили РБК во ВНИИ труда (подведомственно
Минтруду). "Правительство принимает все возможные меры для
достижения поставленной цели, в том числе за счет мер социальной
поддержки", - указали там. Увеличится ли бедность из-за санкций
В первом квартале значение уровня бедности всегда самое высокое
по сравнению с другими кварталами, так как динамика показателя сильно
зависит от сезонности, отметила проректор ВШЭ, директор Института
социальной политики Лилия Овчарова. По ее словам, перспективы достижения
национальных целей в 2022 году прогнозировать сложно, так как сейчас
добавляется мощный фактор неопределенности: в частности, до конца
не ясно, что к осени будет с производствами, которые сейчас находятся
в простое или объявили об уходе из России.
"Если удастся передать эти производства в руки новых собственников,
а не закрыть их и уволить людей, я предполагаю, что ничего серьезного
с точки зрения бедности не будет. Нам хватит существующего ресурса
[чтобы не допустить резкого увеличения числа малоимущих]",
- заявила она РБК.
По состоянию на 11 июля 127 тыс. россиян находились в простое, 134
тыс. - в режиме неполной занятости, сообщал ранее министр труда
и социальной защиты Антон Котяков. Число предприятий, заявивших
об изменении режимов занятости сотрудников, продолжает расти, хотя
в целом ситуация на рынке труда стабильна, отмечала вице-премьер
Татьяна Голикова.
Нынешняя ситуация потенциально напоминает 1990-е годы, констатировал
профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов.
Тогда тоже наблюдались массовый разрыв экономических связей, сокращение
промышленного персонала и вывод сотрудников в режим неполной занятости.
Кроме того, сейчас сильно меняется и социально-экономическая структура
общества, констатировал Сафонов.
"Социальную структуру современного российского общества принято
изображать в виде груши, разделенной на части (слои). Верхушка и
самая немногочисленная категория - это обеспеченная элита, средняя
часть - так называемый средний класс, а низшая часть, наиболее многочисленная,
- это бедные. Сейчас можно сказать, что груша утолщается снизу,
так как численность среднего класса снижается", - отметил эксперт.
До пандемии к среднему классу принадлежали 24% занятых россиян,
оценивали осенью 2020 года в ВШЭ.
Прежде всего число лиц со средними доходами снижается в секторе
услуг, где средний класс был наиболее представлен: это сферы туризма
и отдыха, культуры, бытовых услуг, уверен Сафонов. В результате
таких изменений по итогам 2022 года добиться снижения уровня бедности
вряд ли удастся, пессимистичен эксперт: по его прогнозу, показатель
вырастет до 12-13,5%. Какие меры могут сгладить ситуацию
На фоне санкций и резкого роста инфляции государство реализует комплекс
дополнительных мер, среди которых внеплановая индексация пенсий
и минимального размера оплаты труда (МРОТ) с 1 июня на 10%, а также
расширение мер поддержки семей с детьми. По мнению экспертов, у
властей еще остаются инструменты для того, чтобы повлиять на ситуацию.
На данный момент основные нерешенные проблемы, которые оказывают
отрицательный эффект на уровень бедности в России, - это низкий
МРОТ и слабый уровень поддержки безработных, полагает Овчарова.
"Сегодня МРОТ почти равен прожиточному минимуму (15 279 и 15
172 руб. соответственно. - РБК), и в этих условиях низкооплачиваемая
семья не может себе позволить содержать ребенка за счет собственных
средств и должна рассчитывать на пособие по бедности", - отметила
эксперт.
По ее мнению, целесообразно увеличить МРОТ до размера полутора прожиточных
минимумов, как это было в советское время. Такое решение позволило
бы малообеспеченным работающим семьям (чаще всего молодым) обеспечивать
себя и ребенка и одновременно экономило бы бюджетные расходы на
пособия. Отвечая на потенциальную критику этой меры как увеличивающей
финансовую нагрузку на бизнес, Овчарова отметила, что в предыдущие
разы, когда власти существенно пересматривали МРОТ, ничего страшного
- в том числе массовых сокращений - не происходило.
Впрочем, нельзя игнорировать и высокую инфляцию. В контексте этой
проблемы государству целесообразно начать индексировать пенсии работающим
пенсионерам с низким уровнем дохода, предложила Овчарова. По ее
мнению, в наименее защищенном положении находятся пенсионеры, чей
заработок не превышает двух прожиточных минимумов. В настоящее время
индексация пенсий работающих пенсионеров не проводится, однако глава
ПФР заявлял, что готов еще раз обсудить целесообразность этой инициативы
с Минтрудом.
Главными сложностями при борьбе с бедностью сегодня выступают высокая
инфляция и отстающие от нее темпы индексации зарплат, а также неполная
занятость, сказал Сафонов. По мнению эксперта, государству стоит
задуматься о шагах по двум направлениям - это поддержка занятости
и перераспределение налоговой нагрузки. "В первую очередь необходимы
меры поддержки и развития занятости, которые должны заключаться
в структурной трансформации экономики. Высокие зарплаты могут формироваться
только в отраслях с высокой добавленной стоимостью", - отметил
эксперт.
"Взимать подоходный налог с граждан, чьи доходы находятся на
уровне прожиточного минимума, нецелесообразно, в то время как россияне
с заработком от 10 млн руб. в год могут платить НДФЛ в размере 20-25%",
- полагает он. В настоящее время с дохода, в течение года превышающего
5 млн руб., начинают взимать НДФЛ 15% вместо 13%, и за счет этой
меры в 2021 году было собрано лишь 83 млрд руб.
Профессор кафедры труда и социальной политики РАНХиГС Любовь Храпылина
согласна, что залог борьбы с бедностью - обеспечение трудового дохода.
Для этого властям необходимо ликвидировать административные и силовые
барьеры, чтобы бизнес мог активно развивать собственное производство.
Ряд налоговых мер для борьбы с бедностью считают целесообразными
и авторы Telegram-канала "Твердые цифры": они согласны
с идеей перераспределить налоговую нагрузку путем обнуления ставки
НДФЛ по трудовым доходам в размере 1-1,5 МРОТ и введения дополнительной
предельной ставки 20-22% для состоятельных лиц. Кроме того, они
призывают снизить соцвзносы с 30 до 20-24% для всех видов деятельности
и ввести налоговый вычет на трудовые доходы по модели "больше
зарабатываешь - больше вычет".
Ключевое условие для сокращения бедности - экономический рост, который
влечет за собой рост трудовых и предпринимательских доходов граждан,
подчеркивают во ВНИИ труда. "Задача социальной политики - дополнить
те меры, которые сейчас принимает правительство в сфере поддержки
предприятий и предпринимательской активности, эффективной работой
в части содействия занятости, поддержки семей в трудных ситуациях.
И такая работа ведется. Дополнительные меры поддержки занятости
в 2022 году рассчитаны на охват свыше 1 млн человек, общий охват
выплат семьям с детьми - 10 млн человек", - отметили в институте. Как показала себя новая методика расчета
С 2021 года власти реформировали систему расчета уровня бедности,
введя новый показатель - "граница бедности". Чтобы его
получить, берется прожиточный минимум за четвертый квартал 2020
года, посчитанный на основе стоимости потребительской корзины, и
ежеквартально индексируется на уровень инфляции. До этого времени
уровень бедности определялся как доля населения с доходами ниже
прожиточного минимума (абсолютная черта бедности), и он рассчитывался
ежеквартально на основе стоимости потребительской корзины.
Методика расчета прожиточного минимума тоже изменилась: с 2021 года
его начали определять не по стоимости потребительской корзины, а
как 44,2% медианного среднедушевого дохода россиян.
В результате сейчас статистическая граница бедности используется
только для мониторинга национальных целей, а прожиточный минимум
- для реального назначения пособий.
Применение границы бедности в целом себя оправдывает с точки зрения
мониторинга и сопоставимости данных, отметила Овчарова. Кроме того,
это идет в русле западных трендов: когда премьер-министр Великобритании
Тони Блэр поставил цель сократить детскую бедность в два раза, был
разработан очень похожий показатель. Однако и у границы бедности
можно найти недостаток, сказала она.
"Как правило, инфляция товаров массового потребления, особенно
в кризисных ситуациях, выше, чем общий индекс потребительских цен.
Поэтому правильнее было бы рассчитывать границу бедности именно
исходя из инфляции потребительской корзины", - полагает эксперт.
С ней согласен и Сафонов: существующий подход применим в условиях
стабильной экономики при низком уровне инфляции. В кризис целесообразнее
проводить индексацию уровня бедности на уровень инфляции товаров
повседневного спроса, а не общего индекса потребительских цен, так
как малоимущие люди пользуются ограниченным числом товаров и услуг,
констатировал эксперт.