Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 953 - 954
23 августа - 5 сентября 2022

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

"ТАСС" о численности населения стран мира
"РБК" о грядущем сокращении населения Китая
"РБК" о прогнозах населения России
"Аргументы и факты" о прогнозах населения и рабочей силы в России
"Economy Times" о демографической ситуации в России и в мире
"РБК" о снижении рождаемости в России
"РБК" и "Если быть точным" о поздних рождениях
"Известия" о статистике рождений
"Коммерсантъ" и "Forbes" о трудовой миграции в России
"РБК" о проблемах беженцев из Украины в России
"Если быть точным" о мигрантах с ВИЧ

"Коммерсантъ" о содействии переселению работников
"Коммерсантъ" о "резиновых" квартирах
"Собака.ru" о "новых миллионниках"
"Коммерсантъ" о росте смертности наркопотребителей в пандемию COVID-19
"Коммерсантъ" о диагностике рака
"Полит.Ру" о предложении изменить закон о защите семьи и детей
"РБК" о борьбе с пьянством за рулем
"The Atlantic" о борьбе с COVID-19
"Коммерсантъ" о домашней прислуге в российских домохозяйствах
"РБК" о бедности в санкционный кризис

о предложении изменить закон о защите семьи и детей

Новый закон о защите семьи и детей: что изменится - рассказывает адвокат

Сенатор Елена Мизулина вместе с коллегами по Совфеду внесла в Госдуму законопроект, предлагающий изменить правила работы органов опеки и изъятия детей из семьи. По словам авторов инициативы, поправки будут направлены "на защиту прав семьи и детей".
Из измененного проекта убрали одно из главных положений - "Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое и унижающие человеческое достоинство обращение", - по которому можно классифицировать побои и психологическое насилие. Правозащитники опасаются, что в законе появится так называемая "презумпция добросовестности родителей", что повлечет за собой трудности в защите детей.
Елизавета Антонова обсудила ситуацию с практикующей правозащитницей, сотрудничающей с Кризисным центром для женщин и детей, специалистом по семейному праву Галиной Ибряновой.
- Насколько вообще актуальны вносимые поправки?
- На мой взгляд, уважаемым авторам законопроекта стоило бы сосредоточить свои силы и направить их на решение более актуальных проблем. Например, на решение вопроса об исполнении решений суда об определении места жительства ребенка, о более эффективной системе взыскания задолженности по алиментам. Стоило бы задуматься и о защите детей в действительно тяжелых кризисных ситуациях в семье или в специализированных учреждениях.
- Зачем вводить термин "добросовестность родителей"? Повысит ли он риски для детей, у которых проблемные родители?
- Сам термин "добросовестность родителей" - неплохой, но в том контексте, в котором он фигурирует в законопроекте, он повысит риски для детей. Почему? Потому что взять хотя бы обновленный пункт 3 статьи 1:
"Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, … обеспечения приоритетной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи, недопустимости разрушения или создания угрозы разрушения семьи вопреки воле ее членов, в том числе в случае защиты прав и законных интересов отдельных членов семьи, которые в силу беспомощного состояния или возраста не могут защитить себя самостоятельно".
Я эту формулировку перечитывала раз десять. То есть получается, что мы не можем обеспечить безопасность ребенка, защитить его от жестокого обращения в семье, так как это создает "угрозу разрушения семьи" вопреки воле членов. Подразумевается, конечно, взрослых членов семьи. То есть у нас малолетние дети и так находятся в зависимом положении, и мы перекрываем им последнюю возможность быть защищенными от жестоких родителей.
- Другие правозащитники обсуждали уже формулировку статьи 56…
- Для меня совсем не понятно, почему убрали старые формулировки статьи 56. Она говорит нам о том (в действующей редакции), что "Любое лицо (гражданин это, или организация, или должностное лицо), когда оно узнает, что жизни и здоровью ребенка что-то угрожает, - обязано сообщить об этом в органы опеки".
Эту формулировку исключают, и она остается в следующем виде: "Граждане должны сообщить в органы опеки, если дети остались без попечения родителей". То есть если дома происходит что-то из ряда вон выходящее - родители избивают своего ребенка или ребенок подвергается иному жестокому обращению, или в его отношении происходят другие противоправные действия, - то, по логике законодателей, сообщать никуда не надо. Я понимаю, что большое количество людей являются добросовестными родителями. И никто не оспаривает их добросовестности. Не надо специально вводить этот термин, чтобы ее подтвердить.
- Новая редакция также изменяет механизм изъятия детей из семьи. Как это скажется на будущих эксцессах?
- В Семейном кодексе те нормы, которые сейчас хотят отменить, призваны защищать детей от недобросовестных родителей. Инициаторы законопроекта предлагают осуществлять такую процедуру только через суд и только через лишение родительских прав или ограничения в родительских правах.
Видимо, уважаемые депутаты нечасто бывают в суде и не знают, как рассматриваются дела. Дела о лишении родительских прав рассматриваются от полугода до года. Если ребенку что-то угрожает, он что - будет ждать от полугода, когда его заберут от тиранов? От тех, кто не кормит его, не заботится о нем? Что делать маленькому человеку в такой ситуации? Он выживет за эти полгода вообще? Я очень в этом сомневаюсь.
- Какие еще статьи у вас как адвоката вызывают вопросы и опасения?
- У меня как у адвоката очень много вопросов. Почему не решаются реальные проблемы? Например, многомиллионные долги по алиментам. Ранее наши законодатели снизили размер неустойки по долгам по алиментам с 0,5 % до 0,1 %. Позволили применять 333 статью Гражданского кодекса РФ и так еще больше снижать долги за неустойку. Еще играет роль одна проблема - это отсутствие эффективных механизмов для привлечения к ответственности должника: пока он не будет ознакомлен с нормами о его ответственности за нарушение обязательств по оплате алиментов, его не привлечь.
Еще вызывает вопрос новая редакция 63 статьи Семейного кодекса, которую предлагают авторы проекта: "Родители несут ответственность за воспитание своих детей, за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни для развития детей". Мои клиенты часто сталкиваются со злостными неплательщиками алиментов, которые говорят: "У меня нет возможности". Ранняя редакция закона говорила о том, что родители обязаны обеспечивать детей всем необходимым. А сейчас получается, что они будут обеспечивать, если у них есть способность на это и возможность. А что будет кушать такой ребенок?
- Есть ли какие-то, возможно, позитивные вещи в новом законопроекте?
- Есть, конечно, в этом законопроекте вещи, которые должны облегчить жизнь ребенку: например, не подавать нотариальное разрешение, чтобы ребенок жил у бабушки с дедушкой. Но здесь тоже могут быть перекосы. Действительно, родители сейчас много работают и нужно, чтобы у бабушки с дедушкой были полномочия, чтобы обратиться в больницу, например. Часто так бывает, что родители куда-то уезжают, и этот механизм позволит решить эту проблему. Но это нововведение может быть использовано недобросовестным родителем в ситуации, когда дети становятся разменной монетой в конфликтных отношениях между родителями.
- В чем главная опасность новой редакции этой статьи?
- Я вижу опасность в тех формулировках, которые предложены в законопроекте. Пройдет суд между родителями об определении места жительства ребенка, и родитель, с которым суд оставил ребенка фактически, передаст его на попечение бабушки и дедушки. В то время как другой родитель имеет преимущественное право на общение с ребенком.
- Почему назрели поправки в Семейный кодекс? Связано ли это с демографической политикой властей?
- Я не могу точно ответить на этот вопрос… Нас всё время пугают ювенальной юстицией, не зная самого термина "ювенальная юстиция". Это право, которое защищает ребенка. В этом нет ничего плохого. Но у нас решили, что это "то самое плохое, что может прийти к нам из-за рубежа".
Как будто ребенка забирают из семьи за какие-то малые вещи. Но это не так: у государства нет таких финансовых возможностей для обеспечения детских учреждений, чтобы бездумно забирать детей из семьи без серьезных оснований. Каждый день по телевизору показывают ролики о сборе средств на операции и лекарства, необходимые детям.
Чтобы не бояться ювенальной юстиции, нужно, чтобы она действительно была правосудием для несовершеннолетних и чтобы отдельные чиновники, злоупотребляющие своими правами, изымающие детей без веских оснований, не дискредитировали само это понятие. Для этого не нужно отменять нормы, призванные защищать права детей, а нужно сделать так, чтобы таких злоупотреблений стало меньше, отрегулировать деятельность системы защиты детей. Ведь всё самое страшное для ребенка может произойти в семье. Потому что от проблем в школе, от проблем на улице его могут защитить именно родители, а вот от проблем с родителями, от жестокого обращения, если примут поправки, никто эффективно защитить ребенка уже не сможет.

Полит.Ру, 26 июля 2022 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.