Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 951 - 952
28 июня - 11 июля 2022

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

"Независимая газета" и "РБК" о риске глобального продовольственного и миграционного кризиса
"The Guardian" об украинских беженцах
"Коммерсантъ" о статистике числа беженцев
"РБК" о "временной защите" в России
"Профиль" о миграции в России
"Forbes" о "возвращении айтишников"
"Коммерсантъ" о будущем российского рынка труда
"NEWS.ru" о снижении рождаемости
"Известия" о возможности выбрать длительность декретного отпуска

"РИА Новости" о криминальных абортах
"РБК" и "Коммерсантъ" об отмене права на аборт в США
"РИА Новости", "ТАСС" и "Eurasianet" о новой волне COVID-19
"Известия" о последствиях COVID-19
"Коммерсантъ" о замене лекарств от ВИЧ на дешевые аналоги и нехватке препаратов
"Новые Известия" о спросе на частные школы
"Nature" о происхождении чумы
"Полит.ру" о религиозности и коррупции

о криминальных абортах

"Смертельно опасно": кто стоит за проведением криминальных абортов в России

Ежегодно десятки женщин идут на незаконное прерывание беременности: обращаются в подпольные клиники или заказывают на дом препараты без лицензии. Последствия таких "процедур" непредсказуемые и как правило трагические.
"Избавились от живого"
Двадцатилетняя Марина и ее молодой человек Артем хотели большую семью. Новость о долгожданной беременности от родителей скрыли: те не предполагали, что дочь станет матерью в столь юном возрасте. Надеялись, что сначала сделает карьеру.
"Сказали близким на четвертом месяце, - вспоминает Артем. - Я думал, на таком сроке они не станут настаивать на аборте. Но мать и отец Марины были в ярости, заявили, что не позволят ребенку родиться".
По его словам, буквально через неделю родители внезапно передумали и извинились. Сопровождали дочь на УЗИ, помогали с выбором имени. А затем предложили обследоваться в платной клинике.
Марина позвонила жениху в слезах: врач сообщила, что плод в критическом состоянии и его нужно срочно удалять. После операции девушка стала бесплодной.
Через год родители сознались в обмане. За деньги они подговорили знакомого врача без должной квалификации поставить ложный диагноз и сделать аборт.
"От ребенка просто избавились. Что стало с тельцем, не знаю. Надеюсь, его не выбросили в пакете как мусор".
Неизвестные смерти
В России криминальным абортом считается прерывание беременности при сроке больше 12 недель без медицинских показаний. Исключение, если пациентка оказалась в положении после изнасилования.
Процедуру можно совершать только гинекологам. Иначе статья 123 УК. Наказание - до пяти лет. Многое зависит от последствий. Если пациентка погибнет, врач пойдет под суд за убийство.
Хотя законодательство в отношении абортов в России - одно из самых либеральных в мире, в 2021-м, по данным Росстата, зафиксировали 87 криминальных прерываний беременности. Тринадцать - на позднем сроке.

До 2012-го было более тысячи таких случаев в год. Потом статистика резко улучшилась. По всей видимости, благодаря комплексной программе профилактики абортов от Минздрава. Психологи при женских консультациях и центрах медико-социальной поддержки помогают беременным, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Тем не менее, окончательно решить проблему пока не удалось - ежегодно вне стен медучреждений проводится очень много абортов "неуточненного характера". Например, в 2021-м - 13 тысяч. В эту категорию чаще всего попадают выкидыши. По словам экспертов, включаются и случаи, когда криминальный характер аборта не удалось установить.
О таких преступлениях узнают уже после того, как пострадавшая попадает в больницу или морг. Так погибают семь-десять женщин в год. И расследовать эти инциденты очень сложно. За последние пять лет осудили всего двух человек. Оба получили условные сроки.
"Подпольные хирурги стараются не оставлять следов, - говорит медицинский юрист Ирина Гриценко. - Можно надеяться лишь на заключение судмедэкспертов и показания других врачей, которые осматривали женщину после аборта, если таковые найдутся".
"Ни о чем не жалею"
По статистике, на аборты решаются женщины разного возраста, причем чаще всего это жительницы Тывы, Хабаровского края и Санкт-Петербурга.

По словам социальных работников, на поздние аборты часто идут из-за сложного финансового положения: женщина осознает, что не может содержать себя и будущего ребенка уже в процессе беременности. Влияет и отсутствие поддержки со стороны семьи, которая попрекает будущую мать. Но самая распространенная причина - разрыв с отцом ребенка.
Молодой человек двадцатишестилетней Елены Репиной (имя изменено) бросил ее на 15-й неделе срока.
"Меня предали, оставили один на один с огромной ответственностью, - говорит она, пытаясь оправдать себя в собственных глазах. - Поэтому за деньги нашла специалиста. Как будет проходить процедура, даже не уточняла: важен был результат. Положили на кресло, ввели наркоз и извлекли плод. Очнувшись, полежала со льдом на животе и отправилась домой. Ни о чем не жалею".
"Документы уничтожаются"
В качестве эксперимента корреспондент РИА Новости попыталась договориться об аборте на 14-й неделе и без нужных показаний. Несколько медучреждений наотрез отказались.
Но одна из ссылок по запросу "прервать беременность на позднем сроке" привела на сайт сети клиник "Ваше здоровье". Там согласились подыскать врача. За услугу попросили 55 тысяч рублей, уточнив, что цена примерная, рассчитывается, исходя из расходов на медикаменты. Оплата наличными. Процедуру обещали провести в день приезда, хотя по закону с момента обращения должна пройти минимум неделя.
Как выяснилось, сеть клиник в интернете - фикция. По словам консультанта, сайтов с разными логотипами у фирмы несколько. Но все ведут в одно место.
Вскоре после звонка врач пригласила на прием. Заверила, что не раз делала аборт на поздних сроках. На случай прослушки телефона назвала условную "клинику Марины Влади на Таганке". А позже скинула координаты на карте. Медицинский центр оборудовали в жилом доме напротив храма святого Мартина-исповедника.
Реальное название организации - "Логон-АС". Согласно базе СПАРК, принадлежит она Виктору Бугу.
У фирмы есть бессрочная лицензия на медицинскую деятельность, выданная Росздравнадзором в 2013-м. Последние плановые проверки проводили еще в 2014-м. Нарушений не нашли.
Паспорт у стойки тут не просят - представиться можно как угодно. Надо лишь подписать документ, подтверждающий, что процедура добровольная. Для страховки добавляют медицинские показания о несовместимости плода с жизнью.
"Потом все документы уничтожат. Сохранять их не в наших общих интересах. Считайте, что мы друг друга не знаем. Зачем портить друг другу репутацию?" - заявила врач во время приема. Она получает 20 процентов, то есть около 20 тысяч рублей.
Владелец клиники после визита туда корреспондента все отрицал. "Мы вообще не занимаемся абортами. Только анализы и консультативные услуги. Врач, о котором вы говорите, у меня не работает", - заявил собеседник агентства, представившийся руководителем "Логон-АС".
По словам акушера-гинеколога Владимира Шапкайца, криминальный аборт - то же самое, что самоубийство. Чем больше срок беременности, тем выше риск. Такая процедура грозит как минимум сепсисом и бесплодием. А в худшем случае - смертью.
Магазины смерти
Еще один нелегальный способ заработка на отчаявшихся женщинах - торговля таблетками для прерывания беременности. По закону их можно принимать только в стационаре под наблюдением врачей и при отсутствии противопоказаний.
Однако в Сети множество "онлайн-аптек", готовых продать таблетки любому, в том числе несовершеннолетним, которые не хотят посвящать в свои проблемы родителей.
Торговцы маскируются под обычные медицинские ресурсы с описанием лекарств. Обязательно указано, что вся информация "носит исключительно справочный характер". Лицензий на фармацевтическую деятельность, разумеется, нет.
Корреспондент РИА Новости связалась с тремя такими "аптеками". По словам консультантов, таблетки оптом закупают на предприятиях в Европе, Индии, а также в России.
На одном из самых крупных сайтов - "Фарм Эксперт" - заказ можно оформить онлайн. Кому он уйдет, продавцов не волнует. Подтвердить возраст и перечислить аллергены при покупке не просят. Достаточно указать адрес для доставки. Цена - 5500 рублей.
Курьер привез блистер без заводской упаковки - в бумажном конверте. По его словам, клиентов у "клиники" в избытке. На компанию он работает уже семь лет практически без выходных, за день развозит более десяти заказов. То есть в год только через него проходит лекарств на 20 миллионов рублей. На зарплату не жалуется: выходит не меньше 50 тысяч в месяц.
"В основном покупатели назначают встречи на станциях метро или вокзалах - едут даже из области. Иногда приходится подключать друзей, потому что не успеваю", - признается курьер.
Получив деньги, протягивает визитку с телефонными номерами, по которым можно обратиться за консультацией перед приемом препарата. Уверяет, что с покупателем общаются настоящие врачи. Но документально подтвердить их образование, разумеется, не может.
Как отмечает руководитель Аптечной гильдии Елена Неволина, такие ресурсы активно блокирует Росздравнадзор: закрыли уже около десяти тысяч страниц. Но отследить каждый сайт технически невозможно.
Владельцам нелегальных аптек грозят статьи за незаконный оборот лекарственных препаратов и оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Наказание - до 12 лет.
Их задерживают, но редко. Последний попавший в СМИ случай - в 2019-м. Тогда арестовали владелицу московской клиники, которая продавала таблетки для медикаментозных абортов девушкам на поздних сроках беременности. В итоге одна из пациенток попала в больницу с тяжелыми преждевременными родами и кровотечением.
Удар по демографии
По мнению эксперта в области репродуктивного права Константина Свитнева, аборты напрямую влияют на демографическую ситуацию в стране.
"У нас который год падение рождаемости. Гробов больше, чем колыбелей. Одна из главных причин - аборты, в том числе криминальные", - уверен он.
По мнению собеседника агентства, улучшить ситуацию поможет расширение льгот для потенциальных рожениц и предоставление других мер поддержки.
В свою очередь, социальные работники считают, что необходимо создавать новые программы, которые закрепят в общественном сознании важность института семьи, усиливать финансирование благотворительных фондов, помогающих будущим матерям. А врачам - поддерживать беременных. По статистике около 20 процентов женщин отказываются от аборта после общения со специалистами.

Антонина МАТВЕЕВА, Борис ГИ. РИА Новости, 20 июня 2022 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.