Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 949 - 950
14 июня - 27 июня 2022

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Мировой демографический барометр 
Политика в области рождаемости по данным опросов ООН, 2021 год

Число стран, которые проводят определенную политику в отношении рождаемости, заметно увеличилось за последние полвека

В ряде стран рождаемость уже десятилетиями не обеспечивает простое воспроизводство населения, в других, несмотря на снижение, остается высокой

В странах с высокой рождаемостью политика чаще всего направлена на снижение рождаемости, в странах с низкой рождаемостью – на ее повышение

Основные меры – поддержка планирования семьи или поддержка семей с детьми

Рождаемость в возрасте 15-19 лет вызывает озабоченность в 86% стран

Политика снижения рождаемости эффективна во многих странах, страны с крайне низкой рождаемостью вынуждены адаптироваться к старению и сокращению численности населения

См. также Архив выпусков Мирового демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Политика в области рождаемости по данным опросов ООН, 2021 год // Демоскоп Weekly. 2022. № 949-950. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2022/0949/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Политика в области рождаемости по данным опросов ООН, 2021 год

Рубрику ведет

Екатерина
ЩЕРБАКОВА

Политика снижения рождаемости эффективна во многих странах, страны с крайне низкой рождаемостью вынуждены адаптироваться к старению и сокращению численности населения

Оценить прямые эффекты политики в отношении рождаемости довольно трудно, поскольку национальная политика обычно встроена в более широкий институциональный, социально-экономический и историко-культурный контекст развития. Опыт разных стран показывает, что такие прямые меры воздействия на рождаемость, как обеспечение доступности услуг здравоохранения в области репродуктивного здоровья и планирования семьи, способствуют снижению рождаемости и уменьшению размера домохозяйств. При этом практически повсюду они сочетаются с предоставлением женщинам возможностей получения образования и экономической занятости, растущей ценностью семьи и равноправия супругов в ней.

Различные подходы и меры, направленные на снижение рождаемости, показали свою эффективность во многих странах. Гораздо труднее противостоять долговременному тренду снижения рождаемости, сформировавшемуся в результате модернизации всех сторон жизни общества, в том числе и воспроизводства населения. В некоторых странах Европы смогли поддерживать рождаемость на сложившемся уровне или даже немного увеличить ее на протяжении короткого периода времени (во Франции, Германии, Венгрии). Однако нет достаточных свидетельств того, что повышение будет стабильным и долговременным, что семейные пары будут принимать решение родить еще одного ребенка в ответ на вводимые меры поддержки семей.

Примеры некоторых стран, проводивших политику в отношении рождаемости, показывают, что политика снижения рождаемости оказалась эффективной во многих странах, в то время как эффекты политики повышения рождаемости не столь очевидны и страны с крайне низкой рождаемостью, скорее, вынуждены адаптироваться к старению и сокращению численности населения.

Индия стала первой страной, начавшей проводить официальную политику в области населения. В 1952 году была поставлена цель - существенно снизить рождаемость в стране, принята национальная программа семейного планирования. Позднее примеру Индии последовали другие страны и территории Азии (Шри-Ланка, Пакистан, Сингапур, Южная Корея, Тайвань, провинция КНР).

Результаты предпринятых мер появились не сразу, в большой стране сохранялись значительные межрегиональные различия, но в целом по стране суммарная рождаемость, которая до 1970-х годов была близка к 6 рождениям на женщину, снизилась до 2,2 в 2015-2020 годы (рис. 14).

Рождаемость в возрасте 15-19 лет начала снижаться позже, в 1990-х годах и сократилась в 8 раз – до 13‰ в 2015-2020 годы против 103-109‰ в 1950-1990 годы.

Рисунок 14. Суммарная рождаемость (детей на женщину, ось слева) и рождаемость в возрасте 15-19 лет (родившихся на 1000 женщин 15-19 лет, ось справа), Индия, 1950-2020 годы

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2019). World Population Prospects 2019, Online Edition. POP/DB/WPP/Rev.2019/FERT/F04, POP/DB/WPP/Rev.2019/FERT/F07.

В Африке южнее Сахары национальную программу планирования семьи с целью ограничения числа детей и снижения роста населения первой приняла Кения – в 1967 году. Реализация этой программы в рамках более широкой программы улучшения здоровья матери и ребенка и других изменений общественной жизни привела к сокращению суммарной рождаемости с 8,1 в 1965-1970 годы до 5,0 в 2000-2005 годы и 3,5 в 2015-2020 годы (рис. 15).

Рождаемость в возрасте 15-19 лет увеличилась в Кении в 1960-е годы, превысив 180‰. К началу XXI века она сократилась вдвое, а в 2015-2020 годы – до 75‰.

Рисунок 15. Суммарная рождаемость (детей на женщину, ось слева) и рождаемость в возрасте 15-19 лет (родившихся на 1000 женщин 15-19 лет, ось справа), Кения, 1950-2020 годы

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2019). World Population Prospects 2019, Online Edition. POP/DB/WPP/Rev.2019/FERT/F04, POP/DB/WPP/Rev.2019/FERT/F07.

Аргентина с относительно низкой суммарной рождаемостью исторически была пронаталистской и проматеринской страной, в которой католическая церковь оказывала сильное влияние на все стороны жизни общества. Снижение показателя в стране происходило при сохранении высокой рождаемости в возрасте 15-19 лет, что не могло не вызывать обеспокоенности. В 1975-1980 годы рождаемость в возрасте 15-19 лет повысилась до 83‰ (рис. 16), а ее вклад в суммарную рождаемость (3,4) превысил 12%. Несмотря на снижение до 63‰ в 2015-2020 годах ее вклад в суммарную рождаемость только повышался (почти до 14%).

Исследователи связывают это со значительным социальным неравенством, стремлением девушек повысить свой социальный статус при отсутствии иных возможностей (получения образования, экономической занятости). Этому также способствует программа денежных трансфертов, предоставляемых молодым матерям, и повышению социальной толерантности по отношению к рождению детей вне брака[9].

Рисунок 16. Суммарная рождаемость (детей на женщину, ось слева) и рождаемость в возрасте 15-19 лет (родившихся на 1000 женщин 15-19 лет, ось справа), Аргентина, 1950-2020 годы

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2019). World Population Prospects 2019, Online Edition. POP/DB/WPP/Rev.2019/FERT/F04, POP/DB/WPP/Rev.2019/FERT/F07.

Венгрия постоянно выражает серьезную озабоченность низкой рождаемостью. Уже с конца 1940-х годов в стране проводится политика, направленная на повышение рождаемости, которая лишь иногда и на короткое время сменялась политикой с менее акцентированными пронаталистскими целями. Был разработан широкий набор мер, призванных стимулировать рождение детей, включая различные пособия, оплачиваемые отпуска по уходу за детьми, жилищные кредиты под низкие проценты и другие инструменты улучшения жилищных условиях для семей с детьми[10]. Сейчас по финансовой поддержке семей и детей (в процентах от ВВП) Венгрия уступает только Франции среди всех стран Организации экономического сотрудничества и развития (OECD).

Несмотря на это, суммарная рождаемость в Венгрии снижалась до крайне низкого уровня – 1,3 – и остается уже длительное время на уровне, не обеспечивающем простое воспроизводство населения (рис. 17). В период наиболее активной пронаталистской политики, проводившейся в 1970-х годах, суммарная рождаемость кратковременно поднималась до уровня простого воспроизводства и даже несколько выше (2,25 в 1975-1980 годы). Отчасти это происходило за счет значительного повышения рождаемости в возрасте 15-19 лет (до 74‰) и роста вклада подростковой рождаемости в суммарную рождаемость (более 16% в 1975-1985 годы). В последние два десятилетия подростковая рождаемость в Венгрии снизилась до уровня 20‰, а ее вклад в суммарную рождаемость – до 7-8%.

Рисунок 17. Суммарная рождаемость (детей на женщину, ось слева) и рождаемость в возрасте 15-19 лет (родившихся на 1000 женщин 15-19 лет, ось справа), Венгрия, 1950-2020 годы

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2019). World Population Prospects 2019, Online Edition. POP/DB/WPP/Rev.2019/FERT/F04, POP/DB/WPP/Rev.2019/FERT/F07.

В отличие от Венгрии, Австралия никогда не проводила официальной политики, направленной на повышение рождаемости, но предпринимала целый набор мер семейной политики, направленной на поддержку рождения и воспитания детей. Снижение суммарной рождаемости в стране было более умеренным, в последние десятилетия она относительно немного «не дотягивает» до уровня простого воспроизводства (рис. 18). Рождаемость в возрасте 15-19 лет оставалась относительно невысокой на протяжении всего рассматриваемого периода (наибольшие значения – около 49‰ – отмечались в 1965-1975 годах), в последнее десятилетие она снизилась до 12‰.

Рисунок 18. Суммарная рождаемость (детей на женщину, ось слева) и рождаемость в возрасте 15-19 лет (родившихся на 1000 женщин 15-19 лет, ось справа), Австралия, 1950-2020 годы

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2019). World Population Prospects 2019, Online Edition. POP/DB/WPP/Rev.2019/FERT/F04, POP/DB/WPP/Rev.2019/FERT/F07.

В Китае резкое снижение рождаемости произошло в результате строжайшей реализации, лишь с небольшими исключениями, политики «одна семья – один ребенок» в период с 1979 по 2015 год. Суммарная рождаемость накануне принятия национальной программы планирования семьи превышала 6,3. К середине 1990-х годов она снизилась до 1,6 и оставалась на этом уровне до недавних пор, немного повысившись в 2015-2020 годы – до 1,69 (рис. 19). Быстрое старение населения, значительные диспропорции его возрастно-полового состава и резкое замедление темпов его прироста заставили руководство страны отказаться от политики «одного ребенка» и разрешить семейным парам иметь двух детей (2015 год), а позже и трех детей (с середины 2021 года).

Строжайшая политика ограничения числа детей привела к резкому сокращению рождаемости в возрасте 15-19 лет, которая снизилась с 97‰ в середине прошлого века до 7‰ в 2005-2020 годы. А ее вклад в суммарную рождаемость сократился с 8% до 2%.

Рисунок 19. Суммарная рождаемость (детей на женщину, ось слева) и рождаемость в возрасте 15-19 лет (родившихся на 1000 женщин 15-19 лет, ось справа), Китай, 1950-2020 годы

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2019). World Population Prospects 2019, Online Edition. POP/DB/WPP/Rev.2019/FERT/F04, POP/DB/WPP/Rev.2019/FERT/F07.

Подытоживая рассмотрение правительственных точек зрения на политику в области рождаемости и опыт проведения различных мер такой политики в некоторых странах, в докладе ООН отмечается, что правительства всех стран мира должны осознавать, что в целом по миру рождаемость продолжит снижаться. Эта тенденция неизбежно приведет к старению населения, а во многих странах - и к сокращению численности населения, что потребует адаптации к изменяющимся условиям.

Источники:

Population Division of the Department of Economic and Social Affairs of the United Nations,

Population Policies 2021: Policies related to fertility. UN DESA/POP/2021/TR/NO. 1– https://www.un.org/development/desa/pd/sites/www.un.org.development.desa.pd/files/
undesa_pd_2021_wpp-fertility_policies.pdf
;

World Population Policies 2021: Policies related to fertility. Ten key messages. March 2022. - https://www.un.org/development/desa/pd/sites/www.un.org.development.desa.pd/files/
files/documents/2022/May/undesa_pd_2022_key_messages_wpp_2021.pdf
;

Twelfth Inquiry among Governments on Population and Development.
Module II. Fertility, Family Planning and Reproductive Health . -
https://esa.un.org/poppolicy/Inquiry.aspx
;

World Population Policies Database -
www.un.org/development/desa/pd/data/world-population-policies
;

World Population Prospects 2019, Online Edition. -
http://esa.un.org/unpd/wpp/
.



[9] United Nations Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2021). World Population Policies 2021: Policies related to fertility. UN DESA/POP/2021/TR/NO. 1. P. 17-20.
[10] United Nations Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2021). World Population Policies 2021: Policies related to fertility. UN DESA/POP/2021/TR/NO. 1. P. 20-22.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.