Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 947 - 948
31 мая - 13 июня 2022

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

"The Guardian" о риске глобального голода
"Эксперт" о глобальных демографических тенденциях
"Onet.pl" об украинских беженцах в Польше
"РБК" о оставшихся и вернувшихся уехавших россиянах
"Коммерсантъ" об оргнаборе мигрантов из Узбекистана
"Коммерсантъ" о рисках безработицы
"Известия" о предложении использовать маткапитал на покупку машины

"Белта" о поощрении рождаемости в Беларуси
"Известия" об индексации МРОТ и пенсий
"РИА Новости" о коронавирусе в Северной Корее
"Project Syndicate" о политике нулевой терпимости к covid-19 в Китае
"Коммерсантъ" о готовящихся поправках к закону об иммунопрофилактике детей и беременных
"Коммерсантъ" об абортных турах

о риске глобального голода

В 2008 году рухнули банки - и в ближайшее время то же самое произойдет с нашей продовольственной системой

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ

Мы живем во времена изобилия, и тем не менее количество голодающих в мире растет, пишет The Guardian. Ученые бьют тревогу: глобальная продовольственная система стоит на пороге кризиса. Крупные производители продуктов питания обладают слишком большой властью, а регулирующие органы пустили ситуацию на самотек. Если сейчас не начать менять глобальную продовольственную систему, мир ждет голод.
Крупные производители продуктов питания обладают слишком большой властью, а регулирующие органы вряд ли понимают, что происходит. Звучит знакомо?
На протяжении последних нескольких лет ученые в отчаянии бьют тревогу, которую правительства не желают слышать: глобальная продовольственная система начинает напоминать глобальную финансовую систему в преддверии 2008 года.
И если финансовый крах был бы разрушительным для благосостояния людей, то о крахе продовольственной системы страшно даже подумать. Однако количество фактов, указывающих на то, что творится что-то неладное, стремительно растет. Новым свидетельством нестабильности системы, похоже, стал нынешний скачок цен на продовольствие.
Многие люди считают, что причиной продовольственного кризиса была пандемия в сочетании с вооруженным конфликтом на Украине. Хотя эти факторы важны, они усугубляют основную проблему. На протяжении многих лет казалось, что все идет к тому, что голода больше никогда не будет. В период с 2005 по 2014 годы число людей, страдающих от недоедания, сократилось с 811 до 607 миллионов. Но в 2015 году тенденция начала меняться. С тех пор количество голодающих растет: до 650 и вновь до 811 миллионов в 2019 и 2020 годах соответственно. Этот год, по всей вероятности, будет намного хуже.
А теперь приготовьтесь к тому, чтобы узнать нечто действительно неприятное: это произошло во времена великого изобилия. Уже более полувека мировое производство продовольствия неуклонно растет, уверенно опережая рост населения. В прошлом году мировой урожай пшеницы был больше, чем когда-либо. Поразительно, но число людей, страдающих от недоедания, начало расти как раз в тот момент, когда мировые цены на продовольствие начали падать. В 2014 году, когда количество голодающих достигло минимального уровня, индекс мировых цен на продовольствие составлял 115 пунктов. В 2015 году он упал до 93 и до 2021 года оставался ниже 100.
Только за последние два года он резко подскочил. Рост цен на продовольствие в настоящее время является основным драйвером инфляции, которая в Великобритании в прошлом месяце достигла 9%. Продукты питания становятся недоступными для многих людей даже в богатых странах. В более бедных последствия гораздо хуже.
Так что же все-таки происходит? Скажем так, глобальное продовольствие, как и глобальные финансы, представляет собой сложную систему, которая развивается самопроизвольно на основе миллиардов взаимодействий. Сложные системы обладают противоречивыми свойствами. В определенных условиях они устойчивы, поскольку их стабилизирует присущая им способность к самоорганизации. Но по мере нарастания стресса (ограничений, нехватки) эти же свойства начинают передавать потрясения по сети. После достижения определенной точки небольшое потрясение может опрокинуть всю систему за критический порог, после чего она внезапно рушится, и остановить этот процесс невозможно.
Сегодня мы знаем о системах достаточно, чтобы предсказать, будут ли они устойчивыми или нестабильными. Ученые представляют сложные системы в виде сетки из узлов и связующих элементов. Узлы подобны узлам традиционной сети, а элементы - это нити, которые их соединяют. В продовольственной системе узлы означают корпорации, торгующие зерном, семенами и химикатами, используемыми в сельском хозяйстве, крупных экспортеров и импортеров, а также порты, через которые проходит продовольствие. Связующими звеньями являются их коммерческие и институциональные отношения.
Если узлы ведут себя по-разному, а их связи друг с другом непрочны, система, скорее всего, будет устойчивой. Если определенные узлы становятся доминирующими, начинают вести себя одинаково и сильно связаны, система, скорее всего, будет нестабильной. В подходе к преодолению кризиса 2008 года крупные банки разработали похожие стратегии и похожие способы управления рисками, поскольку они выбирали одни и те же источники прибыли. Связь между ними стала прочной, чего регуляторы практически не понимали. Когда банк LehmanBrothersпотерпел крах, возникла угроза того, что за ним рухнут и все остальные.
Именно из-за этого тех, кто изучает глобальную продовольственную систему, от страха мороз по коже пробирает. В последние годы, как и в финансах в 2000-е годы, ключевые узлы продовольственной системы раздулись, их связи укрепились, бизнес-стратегии совпали и синхронизировались. А элементы защиты, которые могли бы препятствовать системному коллапсу ("принцип избыточности с сокращением штатов", "модульный принцип", "системы безопасности" и "резервные системы"), были сняты, что подвергло систему потрясениям, имеющим "глобальный и взаимозависимый" характер.
Согласно одной из оценок, 90% мировой торговли зерном контролируют всего четыре корпорации. Одни и те же корпорации занимаются закупками семян, химикатов, переработкой, упаковкой, распределением и розничной торговлей. За 18 лет количество торговых связей между экспортерами и импортерами пшеницы и риса удвоилось. Сегодня страны разделяются на суперимпортеров и суперэкспортеров. Значительная часть этой торговли осуществляется через уязвимые узкие места, такие как проливы Босфор и Дарданеллы (которые сейчас закрыты из-за специальной военной операции России на Украине), Суэцкий и Панамский каналы, а также Ормузский, Баб-эль-Мандебский и Малаккский проливы.
Одним из самых стремительных культурных сдвигов в истории человечества является переход к "глобальному стандартному рациону". На местном уровне наша пища стала более разнообразной, но в глобальном масштабе она теперь более стандартизирована. Почти 60% калорий, "выращиваемых" фермерами, приходится всего на четыре культуры - пшеницу, рис, кукурузу и сою. Их производство сегодня сосредоточено в нескольких странах, включая Россию и Украину. Продукты "глобального стандартного рациона" выращиваются на "глобальной стандартной ферме", поставляются одними и теми же корпорациями с одним и тем же набором семян, удобрений и техники и подвержены одним и тем же экологическим потрясениям.
Пищевая промышленность становится все теснее связанной с финансовым сектором, в результате чего повышается то, что ученые называют "плотностью сети" системы, в итоге она становится более подверженной каскадным сбоям. Во всем мире были сняты торговые барьеры, модернизированы дороги и порты, что привело к оптимизации глобальной сети. Можно подумать, что благодаря отлаженной системе повысится продовольственная безопасность. Но на самом деле это позволяет компаниям снизить затраты на складирование и инвентаризацию, переключившись с накапливания запасов на товарные потоки. В основном эта стратегия, основанная на принципе "точно в срок" работает. Однако в случае сбоев в поставках или резкого повышения спроса полки могут внезапно опустеть.
В статье, опубликованной в журнале Nature Sustainability, говорится что в продовольственной системе "частота потрясений со временем увеличилась на суше и на море в глобальном масштабе". Анализируя свою книгу "Regenesis", я пришел к пониманию того, что причиной глобального голода стала именно эта растущая серия взаимозависимых потрясений, усугубляемых финансовыми спекуляциями.
Теперь глобальная продовольственная система должна пережить не только свои внутренние недостатки, но и экологические и политические потрясения, которые могут взаимодействовать друг с другом. В качестве сегодняшнего примера можно назвать то, как в середине апреля правительство Индии заявило, что оно могло бы компенсировать дефицит мирового экспорта продовольствия, вызванный специальной военной операцией России на Украине. Всего месяц спустя - после того, как из-за испепеляющей жары посевы высохли - оно запретило экспорт пшеницы.
Нам необходимо срочно диверсифицировать мировое производство продуктов питания, как в географическом плане, так и с точки зрения сельскохозяйственных культур и методов ведения сельского хозяйства. Надо вырваться из тисков крупных корпораций и финансовых спекулянтов. Нужно создать резервные системы, производящие продукты питания совершенно другими способами. Следует ввести резервные мощности в систему, которой угрожает ее собственная эффективность.
Если в период беспрецедентного изобилия такое большое количество людей могут голодать, последствия массового неурожая, причиной которого может стать ухудшение экологической обстановки, не поддаются воображению. Продовольственную систему необходимо менять.

Джордж МОНБИО. The Guardian, Великбритания
ИноСМИ.RU, 20 мая 2022 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.