Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 941 - 942
19 апреля - 2 мая 2022

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

"Коммерсантъ", "The Washington Post" и "Политика" об украинских беженцах
"Harvard Business Review Россия" об утечке умов
"РБК" о последствиях притока россиян в Армению
"Известия" о программе репатриации специалистов
"Российская газета" и "РБК" о мигрантах на стройках и "укреплении" рубля
"Известия" о спросе на IT-специалистов
"РБК" о стаже и зарплате в России
"РБК" о росте численности трудоспособного населения
"Коммерсантъ" о безработице
"Российская газета" о необходимости модернизации системы здравоохранения

"Полит.ру" о факторах заболеваемости и смертности от COVID-19
"HSE Daily" о жизни и здоровье пожилых
"Коммерсантъ" о рейтинге регионов по уровню благополучия пенсионеров
"Независимая газета" о предложении отказаться от болонской системы образования
"Независимая газета" о подготовке выпускников к выходу на рынок труда
"Известия" о материнском капитале
"Forbes" о рейтинге счастливых стран

об утечке умов

"Многим из тех, кто сейчас уезжает, придется вернуться"

Проблема утечки мозгов из России стоит довольно остро, особенно в последнее время. О том, почему и сколько людей на самом деле уезжает из страны и какова вероятность, что они вернутся, рассказывает ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юлия Флоринская.
HBR Россия: В России сейчас много говорят об утечке мозгов. О каких категориях граждан идет речь?
Флоринская: Термин "утечка мозгов" появился в середине XX века после Второй мировой войны, когда начался массовый переезд образованных людей из Великобритании в США. Международная организация по миграции определяет утечку мозгов как отъезд талантливых людей из страны происхождения в другую страну из-за конфликтов, отсутствия перспектив и т.д. В энциклопедии Britannica похожее определение - миграция образованных или профессиональных кадров из одной страны или сектора экономики в другие с целью получения лучшей оплаты или условий жизни. По сути, речь идет о людях с высшим образованием. Это не только ученые, но и врачи, программисты, высококлассные инженеры - люди, которые двигают технический прогресс и формируют человеческий капитал, как у себя на родине, так и в других странах. Хотя, конечно, среди квалифицированных мигрантов бывают и самоучки.
Почему цифры по интеллектуальной миграции так сильно расходятся в зависимости от источника?
Это вполне объяснимо. Есть статистика стран, откуда люди уезжают, и есть статистика принимающих стран. Как правило, во втором случае цифры точнее - иммигрантов учитывают лучше, чем эмигрантов. Например, в России в начале 1990-х люди были вынуждены получать выездную визу, и тогда считали каждого, кто уезжал надолго. Позже выездные визы отменили, и в статистику вносили только тех, кто снялся с регистрационного учета. Но многие люди, особенно в последние годы, не торопятся выписываться из квартир и продавать жилье, сжигая мосты. Так что данные Росстата по эмиграции сильно занижены по сравнению со статистикой принимающих стран. Если подсчитать, сколько российских граждан за год въехало в Германию и сколько, по сведениям Росстата, выехало туда из России, разница будет почти в 5 раз. В зависимости от страны разница может быть и в 3 раза, и в 20. С другой стороны, некоторые псевдоэксперты, опираясь на эту разницу, берут данные Росстата по выехавшим людям, умножают их на 5-7 и получают какие-то безумные цифры эмиграции. Безумные потому, что считать всех выбывающих из России эмигрантами некорректно. Росстат с 2011 года учитывает выезд тех, кто встал в нашей стране на учет на 9 месяцев и больше, и подавляющее большинство выезжающих - трудовые мигранты из Средней Азии, которые возвращаются на родину. Имеет смысл взять поток в дальнее зарубежье, а затем выделить из него конкретно граждан России, потому что иностранцы тоже ведь возвращаются домой. Такую работу проводят не все.
А сколько россиян уезжает из страны, если считать правильно?
На тему утечки мозгов было много спекуляций, говорили, в частности, что после 2014 года за рубеж выехал огромный поток квалифицированных кадров. Мы с коллегами провели исследование, и одним из результатов стала наша с Лилией Карачуриной статья "Новая волна интеллектуальной эмиграции из России: мотивы, каналы, механизмы" в журнале "Мониторинг общественного мнения". Мы собрали всю возможную статистику про тех, кто уезжал с 2011 по 2017 год, вычистили данные и получили, что ежегодный отток российских граждан в страны классической эмиграции (Израиль, США, Германия и проч.), согласно данным Росстата, составлял примерно 15-17 тыс. человек в год. Даже если умножить на 5 или 6, получается в пределах 100 тыс. При этом выезжавшие в эти страны граждане России обладали высоким уровнем образования: например, среди россиян, переехавших в 2015 году в Великобританию, высшее образование имели около 70%, в Израиль - 44%, в Германию - 46% и т.д. В среднем получилось около 40-50%. То есть можно сказать, что в последние годы перед пандемией из России, по нашим оценкам, ежегодно уезжало около 40-50 тыс. профессионалов с высшим образованием.
Это большая цифра для нашей страны?
Если посмотреть на перепись населения 2010 года, то граждане с высшим образованием составляли в России около 24%. Получается, что среди эмигрантов доля образованных заметно выше, чем среди россиян в целом. И это вполне объяснимо.
Первая волна эмиграции началась в 1990-х годах, когда упал железный занавес. Основной поток составляли этнические эмигранты в Германию, Израиль, США, они уезжали с членами своих семей, и среди них также было много образованных людей. Но надо отметить, что наша наука больше пострадала не из-за отъезда ученых, а из-за их вынужденного перехода в другие сферы деятельности внутри страны. Чтобы выжить, люди начали заниматься чем попало и оказались потеряны для науки безвозвратно. Со временем поток этнических мигрантов истощался, и сегодня большинство людей едут за рубеж в основном учиться или работать. Принимающие страны отдают приоритет квалифицированным специалистам, соответственно, кроме желания уехать надо еще иметь соответствующий бэкграунд.
А как обстоят дела с утечкой мозгов в других странах и какое место занимает Россия в этом списке?
Я вовсе не считаю, что по части утечки мозгов Россия - самая пострадавшая. По крайней мере, так было до сегодняшнего дня. Если взять данные по эмигрантам с высшим образованием, то в 2010-2011 годах в странах ОЭСР проживало около 660 тыс. уроженцев РФ, то есть примерно 0,46% населения. К примеру, вне Германии проживало 1,2 млн ее граждан с высшим образованием, что составляло 1,4% населения страны. За пределами Великобритании - 1,4 млн граждан, то есть 2,2% от общего числа жителей. Вряд ли Германию и Великобританию можно назвать бедными и несчастными странами, откуда потенциально должны "бежать мозги". В мире постоянно происходит круговорот людей. Если немцы уезжают в США, то на их место приезжают квалифицированные работники из Восточной Европы, из той же Польши. В Польшу приезжают граждане Украины и Белоруссии. В любом случае в России была не самая тяжелая ситуация по части утечки мозгов. Даже если за последнее десятилетие люди стали уезжать чаще, то сейчас, по моим оценкам, в западных странах живет около 800-900 тыс. уроженцев России с высшим образованием, или около 0,7% населения России. Вряд ли больше.
В каких странах оседают выходцы из России?
Больше половины наших мигрантов живут в Германии, Израиле, США и Италии. Кроме того, в последние годы россияне выбирали Испанию, Таиланд, скандинавские страны, Китай и проч. Что касается студентов, то, по данным ЮНЕСКО 2019 года, в Европе, США и Канаде обучались почти 40 тыс. россиян. На первом месте здесь всегда была Германия, а в последние годы на втором месте оказалась Чехия - она принимала больше студентов, чем Франция или Великобритания.
Тех, кто едет за границу учиться, тоже относят к эмигрантам?
В разных странах разные правила, и к долгосрочным мигрантам обычно относят тех, кто живет в стране 12 месяцев и более. А если молодой человек поступил в университет, то это на несколько лет. В Германии, например, всех, кто приехал более чем на 3 месяца, считают иммигрантами, они получают соответствующее разрешение на пребывание в стране. По данным директора института демографии НИУ ВШЭ Михаила Денисенко, в 2016 году среди тех, кто получил разрешение на проживание в странах ЕС на 12 месяцев и больше, более трети приехали по образовательным каналам и более 17% - по работе.
У нас почему-то считается, что эмиграция - это очень плохо. Но мировой рынок труда, по крайней мере доковидный, стал глобальным - люди могли менять страну проживания, работать по контракту, возвращаться. Это очень хорошо, когда страна включена в такие контакты, а не отгорожена железной стеной. Люди хотят приобрести какой-то опыт за рубежом, а потом возвращаются, молодые люди вообще очень мобильные.

Юлия ФУКУЛОВА. Harvard Business Review Россия, 4 апреля 2022 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.