Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 937 - 938
22 марта - 4 апреля 2022

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление Читайте книги

Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021

Миграционная политика России в контексте экспорта образования: конституционно-правовые основы и перспективы развития

Abortion Care Guideline

Население, занятость и условия жизни в странах Содружества Независимых Государств. 2020

Електронні реєстри: напрями використання

По страницам журналов «Социальные аспекты здоровья населения» и «Уровень жизни населения регионов России»

Содержание журнала «Population & Societes»


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

В.И. Скоробогатова

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАНИЯ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

М., Перспектива, 2021, 180 страниц

https://www.isras.ru/files/File/publ/Skorobogatova_Migrats_politika_Rossii_2021.pdf

В 2018/2019 учебном году иностранные граждане обучались по программам высшего образования в государственных и частных вузах (694), и их филиалах (471)1, расположенных во всех федеральных округах Российской Федерации.
Наибольшее число иностранных студентов обучались в вузах Центрального федерального округа - 104713 человек, из них в Москве - 67546 человек; далее в порядке убывания: в Приволжском федеральном округе (48504 человек), Сибирском федеральном округе (32382 человек). Наименьшее число иностранных студентов обучались в вузах Дальневосточного Федерального округа: всего 7223 человек, что составляет около 2% от общей численности всех иностранных студентов, обучающихся в Российской Федерации.

Страницы 40-41

В большинстве стран, за исключением нескольких, доля иностранных студентов, обучающихся по программам высшего образования, увеличивается с ростом уровня образования. Так, доля иностранных студентов, обучающихся на программах бакалавриата, составляет в среднем 5%, в магистратуре - 13% и в докторантуре - 22%. Хотя по отдельным странам показатели могут сильно отличаться от средних. К примеру, в Бельгии, Люксембурге, Нидерландах, Новой Зеландии, Швейцарии и Великобритании доля иностранных докторантов составляет 40%, в Швейцарии - 56%, а в Люксембурге - 86%.

Страница 57

В настоящее время миграционная образовательная политика наиболее полно и системно на законодательном уровне представлена в Европейском Союзе. Основные положения миграционной образовательной политики стран ЕС определены в Директиве виз № 2016/801 Европейского парламента и Совета Европейского Союза "Об условиях въезда и проживания граждан третьих стран в целях научных исследований, исследований, стажировок, волонтерской деятельности, обмена студентами или образовательных проектов, а также работы по программе "au pair" (новая редакция)", принятой 11.05.2016 г. (далее - Директива №2016/801). Они предусматривают:
- облегчение и упрощение условий въезда и пребывания иностранных студентов и исследователей;
- расширение доступа к национальным рынкам труда иностранным студентам и исследователям в период их обучения и после его завершения;
- устранение злоупотреблений использования студенческих виз.

Страницы 59-60

В целом, приходится констатировать, что международные правовые нормы и принципов в сфере образования не в полной мере отражены в образовательном праве России, не зафиксированы организационные и экспертно-аналитические механизмы изучения и внедрения международных норм и принципов в образовательную деятельность. К последним ратифицированным международным документам относятся уже упомянутые "Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе" (Лиссабонская конвенция), которая была ратифицирована Россией 4 мая 2000 г. и "Азиатско-Тихоокеанская региональная конвенция о признании квалификаций в области высшего образования" (Токийская конвенция), к которой Россия присоединилась 24 августа 2020 г. в соответствии с Распоряжением Правительства РФ № 2157-р.

Страницы 109-110

Монография посвящена феномену образовательной миграции, которая на фоне глобализации в XXI веке приобрела значительные масштабы, а миграционная образовательная политика стала составной частью внешней и внутренней политики государств. В последние годы произошли принципиальные изменения приоритетов в миграционной образовательной политике, конституционно-правовые аспекты которой до настоящего времени теоретически и практически не осмыслены. Автором проанализированы основные проблемы и противоречия регулирования в области миграционного образовательного законодательства, а также предложены основные направления совершенствования миграционной политики в контексте экспорта образования с учетом национальных стратегических приоритетов, основных тенденций и успешных зарубежных практик. Законодательство приведено на ноябрь 2020 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ, СОСТОЯНИЕ, ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МИГРАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

1.1. Эволюция миграционной образовательной политики в России
1.2. Трансформация миграционной политики в России в контексте экспорта образования
1.3. Основные показатели миграционной образовательной политики в России в контексте экспорта образования
1.4. Анализ законодательных барьеров и ограничений в Российской Федерации по вопросам приема на обучение, въезда, выезда, пребывания и трудоустройства иностранных граждан

ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ПРАВОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В КОНТЕКСТЕ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

2.1. Состояние и основные тенденции развития образовательной миграции в мире
2.2. Законодательная регламентация миграционной образовательной политики в зарубежных странах
2.2.1. Новая Зеландия
2.2.2. Австралия
2.2.3. Великобритания

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

3.1. Концептуальные подходы к конституционно-правовому регулированию миграционной политики современной России в контексте экспорта российского образования
3.2. Совершенствование государственного регулирования миграционной образовательной политики в России
3.3. Концепция конституционно-правового регулирования миграционной политики в контексте экспорта российского образования до 2025 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.