Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 921 - 922
16 ноября - 29 ноября 2021

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

"Forskning.no" о борьбе с коронавирусом
"Frankfurter Rundschau" и "Lidovky" о нежелании вакцинироваться против коронавируса
"Le Figaro", "РБК" и "Financial Times" о смертности от коронавируса в России
"Deutsche Welle" о смертности от коронавируса в Германии
"Российская газета" и "Le Monde" о миграционном кризисе на границе Польши и Белоруссии
"Новые Известия" об освобождении жилплощади вследствие пандемии и эмиграции

"Коммерсантъ" о профессиональном выгорании врачей
"ФедералПресс" о борьбе с хроническими заболеваниями
"Свободная Пресса" о пересадке органов
"Forbes" об укреплении экономического статуса женщин
"Новая газета" о гендерном неравенстве
"New York Post" об отказе деторождения

о миграционном кризисе на границе Польши и Белоруссии

Лукьянов: Миграционный кризис стал заметной точкой расхождения внутри ЕС

Когда в 2015 году Европу захлестнула волна беженцев с Ближнего Востока, одной из многочисленных проблем стало резкое размежевание стран - членов Евросоюза. Западная Европа, привыкшая к притоку людей из менее развитых частей мира, по разным причинам посчитала менее опасным открыть двери и принять значительное количество приезжих. Определяющей стала позиция канцлера Германии Ангелы Меркель. Она решила запустить более миллиона иммигрантов не только и не столько из гуманитарных соображений, сколько опасаясь взрыва на подступах к европейским центрам. Действительно, в странах по пути следования "караванов" обстановка создалась взрывоопасная, а Греция и Балканы и так стабильностью никогда не отличались.
Шесть лет спустя можно сказать, что самые мрачные прогнозы развития политических событий не оправдались. Богатые европейские страны (условно Австрия, Германия, Бенилюкс, Скандинавия) так или иначе абсорбировали поток, хотя бесследно те события не прошли и долгосрочные последствия еще предстоит понять. Но тогда же выяснилось, что вся новая часть Европейского союза вообще не поняла логики грандов. Предпринятая тогда попытка Берлина и Брюсселя ввести квоты на рассредоточение беженцев по всему объединению вообще не сработала. С одной стороны, приезжие в массе не имели интереса оставаться в менее продвинутых странах, где отсутствовали социальные гарантии. Отсюда настойчивое желание оказаться в Германии, Австрии, Швеции и т.д. С другой стороны, сами государства Восточной и Центральной Европы категорически воспротивились самой идее.
В Германии и других западноевропейских странах тогда случилась волна критических комментариев против восточных соседей. Мы, мол, их облагодетельствовали, приняв в ЕС, а они в ответ даже с такой малостью, как прием нескольких сотен беженцев, помочь не желают. И вывод: не дозрели они до подлинной цивилизации. В ответ наиболее вдумчивые из восточноевропейских комментаторов сетовали на то, что крупные и благополучные государства Европы вообще не желают понять, что в небольших и не столь преуспевающих странах "малость" может восприниматься иначе. Скажем, Германии, принимающей сотни тысяч человек иной культуры и религии, кажется, что пара сотен или даже тысяч гостей в Болгарии или Словакии погоды точно не сделают. У небольших наций, да еще и недавно обретших/восстановивших свой национальный суверенитет, мнение иное. Страх по поводу утраты собственной идентичности там не умозрительный, а вполне реальный, хотя, вероятно, и преувеличенный. В общем, в середине прошлого десятилетия миграционный кризис стал заметной точкой расхождения внутри Европейского союза. Противоречия были и до этого, но здесь они проявились на глубоком ментальном уровне.
То, что происходит сейчас на границах Беларуси с Литвой и особенно Польшей, - новый виток миграционной драмы, которая, как бывает, обретает трагифарсовую составляющую. Оставим пока в стороне вопрос, как переселенцы с Ближнего Востока оказываются именно тут. К несчастью, сам феномен миграции создает поле для циничного использования стремления людей к лучшей жизни в политических и коммерческих целях. Опыт турецкого лидера явно изучается и другими. Что же касается реакции стран, расположенных на пути людей к светлому будущему, то наблюдается каскад разных проявлений.
С одной стороны, тот же страх перед притоком со стороны, что был и тогда. С другой - нежелание преодолеть политическую предвзятость для решения важного вопроса. Вполне естественно, что проблема беженцев, пробивающихся с территории Беларуси, должна решаться в контакте с властями этой страны. Как это было в случае с Турцией и сирийским потоком. Однако Варшава, как и Евросоюз, заняла принципиальную позицию, что с Минском при Лукашенко разговора не будет. В результате получилось публичное разбирательство на весь мир под камеры, и Польша, ощетинившаяся армией против мигрантов, выглядит не очень привлекательно. Тем более что у нее и так затяжной конфликт с ЕС по правовым вопросам.
Если же посмотреть на происходящее в более широком контексте, отвлекаясь от перипетий посткоммунистического мира, то проблема массового перемещения людей обещает в предстоящие десятилетия стать главным международно-политическим процессом. Нарастание леволиберальных тенденций в развитых странах (осуждение колониализма и его производных становится лозунгом прогрессистов в бывших метрополиях) будет сочетаться с желанием отгородиться от притока тех, кто тоже считает, что развитый мир задолжал им за колониальную эпоху. Это столкновение потенциально весьма взрывоопасно, даже если не брать чисто человеческую, гуманитарную составляющую. Чем дальше мы от ХХ века, тем больше кажется, что его главным политическим событием, которое будет иметь наиболее долгосрочный шлейф, была именно деколонизация. И ее последствия, трансформируясь вместе с колебаниями мирового устройства, окажут мощное воздействие на то, как мир станет выглядеть через 25 и тем более 50 лет. Нынешние всполохи - лишь ранняя зарница.

Федор ЛУКЬЯНОВ (профессор-исследователь НИУ "Высшая школа экономики"). Российская газета, 9 ноября 2021 года

Миграционный кризис: что происходит на границе Польши и Белоруссии?

"Тысячи мигрантов скапливаются на границе между Польшей и Белоруссией, у ворот Евросоюза, их судьба разжигает напряженность в отношениях с Минском", - пишет журналистка Le Monde Мари Славичек.
"Европейцы обвиняют белорусского диктатора Александра Лукашенко в разжигании огромного миграционного кризиса на польско-белорусской границе путем выдачи виз и перевозки туда беженцев. Таким образом, он мстит за европейские санкции, принятые против его страны, чтобы осудить ее политику репрессий против оппозиции после президентских выборов 2020 года", - говорится в статье.
(...) "Польша объявила в среду, 10 ноября, что начала облаву против скопившихся на границе мигрантов, арестовав около 50 из них".
(...) Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий во вторник недвусмысленно обвинил президента России Владимира Путина, главного союзника Минска, в том, что он является "заказчиком" этой миграционной волны. Кремль назвал обвинения "безответственными и неприемлемыми". В среду Моравецкий пошел еще дальше, обвинив Белоруссию в "государственном терроризме".
"Со своей стороны, канцлер Германии Ангела Меркель в ходе телефонного разговора попросила Владимира Путина "повлиять" на Минск и заявила о том, что "инструментализация мигрантов белорусским режимом бесчеловечна"
(...) "На одном видео, размещенном в Twitter в понедельник, 8 ноября, министерством обороны Польши, можно увидеть несколько сотен мигрантов, скопившихся возле погранперехода в Кузнице, приграничном селе Белоруссии. Другое видео показывает, как беженцы пытаются прорваться через пограничные заграждения, используя ножницы, лопаты и ветки деревьев. Польские пограничники при поддержке полиции и армии отвечают струями слезоточивого газа", - указывает автор статьи.
(..) "В понедельник вечером польские власти заверили, что в настоящее время в этом приграничном районе на белорусской стороне находятся от 3 тыс. до 4 тыс. мигрантов и что около 15 тыс. из них все еще рассеяны по стране", - пишет Le Monde.
(...) "Ситуация сложная", - предупреждает Жорж Минк, французский социолог польского происхождения, заслуженный директор по исследованиям в Национальном центре научных исследований (CNRS), специалист по Центральной и Восточной Европе. И объясняет, что белорусский диктатор Александр Лукашенко организовал в начале августа прибытие волны беженцев, в основном с Ближнего Востока, в ответ на экономические санкции, введенные Евросоюзом после жестоких его репрессий против оппозиции - что он отрицает. С тех пор не перестает возрастать миграционное давление на польских, а также на литовских границах".
"Действуя таким образом, Лукашенко пытается навязать свои условия Евросоюзу. Он говорит государствам-членам: "Я остановлюсь, но только если вы снимете санкции и признаете меня единственным законным правителем в Белоруссии", - подробно разъясняет исследователь. Таким образом, белорусский диктатор "инструментализирует мигрантов в политических целях". И ситуация между Варшавой и Минском обостряется "просто потому, что Польша находится на миграционном коридоре, который открыл Лукашенко. Но метит он в сердце Европы, а не непосредственно в Польшу", - подчеркивает Жорж Минк.
"Охрана польской границы - наш национальный интерес. Но сегодня на карту поставлены стабильность и безопасность всего Европейского союза", - в этом же смысле заявил во вторник в Twitter премьер-министр Польши Матеуш Моравецки. И по этой причине власти польские и европейские власти говорят о "гибридной атаке" со стороны Белоруccии.
(...) "Польша направила к границе около 15 тыс. военнослужащих, установила забор из колючей проволоки и ввела чрезвычайное положение, запретив доступ журналистам и неправительственным организациям. Лишь немногие изображения и неофициальная информация поступают с этой приграничной территории протяженностью 400 км, которая превратилась в зону, где не соблюдаются законы", - комментирует Мари Славичек.
(...) "Обездоленные и отчаявшиеся мигранты, отбрасываемые от одной границы к другой, не имеют другого выхода, кроме как идти опасными тропами через болота, озера и необъятные леса Беловежи. По данным польской ежедневной газеты GazetaWyborcza, с лета в регионе погибли по меньшей мере 10 мигрантов, в том числе 7 на польской стороне границы. По мнению некоторых НПО, потери могут быть выше. "В этом кризисе мигранты становятся заложниками политики, проводимой Лукашенко", - резюмирует Жорж Минк.
(...)"Во вторник президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил о том, чтобы его страна "не встанет на колени" перед Евросоюзом, заверив, что он не "задирается", осознавая опасность в случае возникновения вооруженного конфликта. Незадолго до этого Лукашенко разговаривал со своим российским союзником Владимиром Путиным, которому, по словам Кремля, он пожаловался на "особую озабоченность" по поводу стягивания на границу регулярных войск Польши", - передает автор публикации.
По мнению Жоржа Минка, белорусский лидер вполне мог попасть в собственную ловушку: "Лукашенко всегда вел двойную игру: когда напряженность в отношениях с Европой слишком высока, он обращается к России. Но в настоящее время его отношения с Москвой не в наилучшем состоянии. Для Путина поддержка Лукашенко была бы равносильна войне со всей Европой, что не в его интересах".
В каком-то смысле стратегия Лукашенко, по мнению исследователя, оказалась "слишком эффективной". "Сейчас он перегружен наплывом беженцев на свою территорию. А его безответственная политика превратила польско-белорусскую границу в настоящую пороховую бочку", - утверждает он.
(...) "Евросоюз во вторник частично приостановил соглашение об упрощенном визовом режиме для официальных представителей белорусского режима. Совет ЕС уточнил, что это решение "не повлияет на обычных граждан Белоруссии".
"Мы решительно осуждаем и отвергаем продолжающуюся инструментализацию миграции белорусским режимом. Для Белоруссии недопустимо играть жизнями людей в политических целях", - сказал министр внутренних дел Словении Алеш Хойс, чья страна председательствует в ЕС.
"Кроме того, во вторник Брюссель объявил, что проводит мониторинг 20 стран, включая Россию, на предмет их возможной роли в привлечении мигрантов в Белоруссию. (...) Евросоюз особо заинтересовался частотой организованных авиарейсов из этих стран и их заполняемостью", - указывает журналистка.
"Накануне глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен призвала государства-члены одобрить новые санкции против белорусских властей и рассмотреть меры против авиакомпаний, перевозящих мигрантов в Белоруссию. Новые санкции будут обсуждаться на встрече министров иностранных дел ЕС 15 ноября", - резюмирует Le Monde.

Мари СЛАВИЧЕК. Le Monde
InoPressa, 11 ноября 2021 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.