Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 915 - 916
5 октября - 18 октября 2021

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

"Коммерсантъ" о концепции демографической политики
"Vox", "Коммерсантъ" и "DenikN" о смертности от COVID-19
"Коммерсантъ" и "Les Echos" о борьбе с COVID-19
"РБК" о борьбе с абортами
"Эхо Кавказа" о проблеме абортов в Абхазии
"Независимая газета" о суррогатном материнстве

"РБК" о заключенных с ВИЧ и туберкулезом
"Коммерсантъ" о частичном продлении моратории на депортацию мигрантов
"Frankfurter Allgemeine" о бедности в России
"Forbes" о понимании компаниями современных демографических тенденций
"Российская газета" о развитии Сибири

о заключенных с ВИЧ и туберкулезом

Данные ФСИН выявили регионы с более чем 20% больных ВИЧ среди заключенных Сколько больных заключенных не доживают до освобождения

В четырех регионах России среди заключенных доля больных туберкулезом и ВИЧ доходит до 20-25%, а доля инвалидов достигает 14%, следует из официальных данных ФСИН. Из просивших освобождения по тяжелой болезни 23% до него не дожили
В четырех российских регионах по состоянию на конец 2020 года доля заключенных с ВИЧ составляла от 20 до 25% от общей численности населения мест лишения свободы; еще в одном регионе такой же процент осужденных страдал туберкулезом, а доля заключенных с инвалидностью достигала 14%. Это следует из официальной статистики Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) по разным регионам, которую систематизировали аналитики проекта "Если быть точным" фонда "Нужна помощь"; их отчет и данные есть в распоряжении РБК.
Для расчетов использовались статистические сведения федеральных и региональных госорганов, данные из регулярных докладов уполномоченных по правам человека в России и каждом отдельном регионе, а также цифры по всем территориальным органам, которые фонд смог получить по запросу от Федеральной службы исполнения наказаний.
Где число заключенных с ВИЧ достигает четверти
Всего в России по состоянию на конец 2020 года в местах лишения свободы содержались 52,5 тыс. человек, у которых был диагностирован ВИЧ, - на тот момент чуть более 10% от всего тюремного населения страны (509 тыс.). Но есть ряд регионов, где доля ВИЧ-инфицированных приближается к четверти, - это Кемеровская (25%), Самарская (23%) и Томская (20%) области, а также Ханты-Мансийский автономный округ (21%). Еще в 19 регионах количество ВИЧ-инфицированных превышает среднестатистические 10%.

Руководитель отдела мониторинга Коалиции по готовности к лечению (ITPCru) Наталья Егорова в разговоре с РБК допустила, что большой процент зарегистрированных ВИЧ-инфицированных в местах лишения свободы связан с тем, что 100% людей, попадающих в учреждения пенитенциарной системы, обязательно проходят тестирование на ВИЧ.
Монгольское чудо: как местная биржа стала самой быстрорастущей в мире
Так, в числе регионов - лидеров по вновь выявленным случаям ВИЧ в 2020 году, по данным Роспотребнадзора, были Свердловская, Кемеровская области и Пермский край, отметила Егорова. Одновременно это регионы с очень большим тюремным населением; там также больше всего ВИЧ-инфицированных заключенных в абсолютном выражении (3,9 тыс., 3,2 тыс. и 2,8 тыс. соответственно).
Но известны случаи, когда люди заражаются ВИЧ, уже находясь в системе ФСИН, как правило, это связано с приемом инъекционных наркотиков, сказала эксперт.
Почему в российских колониях распространяется туберкулез
По всей стране 11,6 тыс. заключенных страдают туберкулезом (2%), в местах лишения свободы содержатся 17,6 тыс. людей с инвалидностью (около 4%). Но в Еврейской автономной области доля болеющих туберкулезом заключенных составляет 25%, а доля инвалидов в колониях и СИЗО - 14%; в обеих категориях регион лидирует с большим отрывом.

Туберкулезом, в отличие от ВИЧ, зачастую люди заражаются именно в колонии, сказала Егорова. По закону такие осужденные должны направляться в лечебно-исправительное учреждение (ЛИУ); эксперт допускает, что регионы с максимальным числом зараженных - это регионы, где есть одна или несколько таких лечебных колоний.
Однако "Если быть точным" в своем докладе отмечает, что в России 37 регионов, где были случаи заболевания туберкулезом среди заключенных, и в 35 из них ЛИУ отсутствуют. Есть ряд регионов, где ситуация в этом смысле особенно плоха: так, в Пермском крае в обычных (нелечебных) колониях содержатся 352 осужденных с туберкулезом, в Оренбургской области - 228. В Кабардино-Балкарии также нет ЛИУ, а больные туберкулезом составляют 7% от всех заключенных (31 человек).
В абсолютном выражении больше всего арестованных и осужденных с инвалидностью, туберкулезом и ВИЧ в Свердловской области - регионе с рекордным для России числом колоний и заключенных.
Сколько тяжелобольных заключенных умирают до освобождения
Вопрос об освобождении в связи с тяжелой болезнью разрешается судом по ходатайству арестованного или осужденного. При этом далеко не все диагнозы, которые подразумевают инвалидность, входят в правительственный перечень заболеваний, препятствующих лишению свободы или содержанию под стражей.
Так, около четверти заключенных, которые ходатайствуют об освобождении в связи с плохим состоянием здоровья, не доживают до суда или до вступления в силу положительного судебного решения - этот факт упоминается в ежегодных докладах уполномоченного по правам человека в России, указывают аналитики "Если быть точным".

"По данным ФСИН России, из 15 436 осужденных, освидетельствованных в течение последних трех лет на предмет освобождения от отбывания наказания в связи с болезнью, освобождены судами 6239 человек (40,4%), 3586 человек (23,2%) умерли в исправительных учреждениях, не дождавшись освобождения", - говорится в докладе омбудсмена за 2020 год. В "отказных" постановлениях суды ссылались на тяжесть совершенного преступления, "социальную незащищенность после освобождения" (например, отсутствие жилья или родственников, готовых принять больного), отрицательные характеристики или то, что заключенный слишком мало успел отбыть относительно своего срока по приговору.
Доля больных осужденных, которые умерли в ожидании освобождения, остается примерно постоянной в последние несколько лет. Так, согласно докладу омбудсмена за 2016 год, из 3,5 тыс. ходатайств об освобождении по болезни за год суды удовлетворили менее половины (1688), при этом "749 обратившихся скончались до начала судебного процесса, 119 - до вступления судебного решения в законную силу", то есть умерли почти 25% попросивших освобождения.
РБК направил запрос в пресс-службу ФСИН.
Откуда брали данные
Отчет, подготовленный "Если быть точным", посвящен проблемам с закрытостью данных о российской пенитенциарной системе. Официальные сведения, которые можно собрать вручную, низкого качества, отмечают его авторы: они неполны, могут содержать противоречия, публикуются в обобщенном виде (без разбивки по регионам или годам), а иногда приводятся только в относительном выражении: орган может рапортовать о снижении некоего показателя, например на 12%, не приводя абсолютных цифр. В частности, данные ФСИН не хранятся в динамике, а просто обновляются на одной и той же странице, при этом данные за предыдущий период удаляются.
Исследователи "Нужна помощь" начали работать над проектом о местах лишения свободы в 2018 году, в подавляющем большинстве случаев территориальные и федеральные ведомства отказывались предоставлять по запросу более подробные и глубокие данные. В 2021 году фонд направил запрос во ФСИН и впервые получил подробный массив данных по всем территориальным органам ведомства по 17 показателям, включая и социально значимые заболевания осужденных, данные об их смертности и инвалидности.

Маргарита АЛЕХИНА, Егор ГУБЕРНАТОРОВ. РБК, 24 сентября 2021 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.