Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 887 - 888
25 января - 7 февраля 2021

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«РБК» и «Business FM» о рекордном сокращении населения России
«La Vanguardia» о демографическом кризисе в России
Известия» о «демографическом торнадо» на Украине
«Project Syndicate» о смертности в США
«Le Monde» о пересмотре политики планирования семьи в Иране
«Известия» о влиянии сокращения населения на экономику
«Российская газета», «Anadolu Ajansi», «Газета.Ру» и «Haqqin.az» о трудовых мигрантах
«Коммерсантъ» о рынке труда
«Коммерсантъ» и «Новая газета» о коронавирусе в России
«Forbes» о коронавирусе в Швеции
«Le Temps» и «The Wall Street Journal» о демографических потерях от коронавируса
«Forbes» о влиянии коронавируса на экономику
«Le Temps», «Известия» и «The Spectator» о вакцинации против коронавируса

«Газета.Ру», «Le Monde», «Ведомости» и «Известия» о российских вакцинах от коронавируса
«Русская служба BBC» о паспортах вакцинированных
«NoonPost» о роли генетики в борьбе с коронавирусом
«Российская газета» и «Le Figaro» о будущем коронавируса
«BBC», «Suddeutsche Zeitung» и «Der Standard» о новых вирусах
«Al Jazeera» о ВИЧ
«Le Figaro» о влиянии питания на здоровье
«EurasiaNet» о возрождении вытрезвителей
«Медуза» о качестве медицинского обслуживания
«Forbes» и «Коммерсантъ» о суррогатном материнстве
«Suddeutsche Zeitung» и «Bloomberg» о гендерном равноправии
«CTXT» об абортах
«Российская газета» о домах престарелых

… о суррогатном материнстве

Неестественный отбор: почему изменения в законодательстве о суррогатном материнстве не похожи на защиту семьи

20 января состоялись парламентские слушания по обсуждению законопроекта о регулировании суррогатного материнства, разработанного в том числе вице-спикером Госдумы Петром Толстым. Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай проанализировала документ и рассказала Forbes Woman, почему такой подход противоречит российской Конституции и нормам международного права

Законопроект состоит всего из трех статей, а мотивы его подготовки и логика авторов раскрываются в пояснительной записке. По мнению партнера коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерины Тягай, которая подготовила юридическое заключение на законопроект, предложения парламентариев сводятся к запрету доступа к вспомогательным репродуктивным технологиям (ВРТ) для иностранцев, а также людей, не состоящих в браке, и тех, кто младше 25 и старше 55 лет. Свою позицию она пояснила в колонке для Forbes Woman.

Что предлагают изменить
Сейчас Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что ВРТ, в том числе суррогатное материнство, доступны:
Мужчине и женщине, как состоящим, так и не состоящим в браке, при наличии обоюдного информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство.
Одинокой женщине при наличии ее информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство.
Требований к гражданству, возрасту или иным характеристикам родителей нет.
Основанием обращения к суррогатному материнству является невозможность вынашивания и рождения ребенка для родителей по медицинским показаниям.
При этом порядок использования ВРТ, показания и ограничения к их применению установлены приказом Минздрава №107н от 30.08.2012. В нем также последовательно подчеркивается, что доступ к ВРТ есть не только у супругов, но и у партнеров, и при этом внятно раскрываются показания к применению суррогатного материнства.
Несмотря на это, авторами поправок предлагается изменить закон и ограничить доступ к суррогатному материнству для всех, кроме мужчины и женщины, состоящих в зарегистрированном браке, при этом:
они оба должны быть не старше 55 и не младше 25 лет;
они оба должны быть гражданами России или иметь вид на жительство;
их брак должен быть зарегистрирован не менее года до решения воспользоваться услугами сурмамы;
женщина не должна иметь возможности самостоятельно выносить и родить ребенка не просто по медицинским показаниям, но по показаниям, установленным консилиумом врачей.
Помимо существенного сужения круга потенциальных родителей, в законопроекте предусмотрены:
необходимость нотариального удостоверения договора о суррогатном материнстве (без указания его существенных условий и других требований к нему);
запрет рекламы услуг по суррогатному материнству.
Наконец, для того чтобы зарегистрировать рождение ребенка в ЗАГСе, необходимо будет предоставить не только заявление родителей и документ, подтверждающий факт рождения, но и подтверждение того, что:
родители отвечают требованиям, установленным выше;
медицинской организацией было выдано заключение, необходимое для применения суррогатного материнства;
суррогатной матерью было дано соответствующее согласие.
При этом последствия отсутствия или невозможности предоставления одного или нескольких таких документов не предусмотрены, равно как и последствия того, что обстоятельства, которые имели место на момент использования ВРТ, а также рождения ребенка, впоследствии изменились.
В чем противоречие предлагаемых изменений
Пояснительная записка сразу обнаруживает нарушение простых логических связей и крайне низкую (что критически опасно при обсуждении столь чувствительных вопросов) проработку проблемы.
Сначала авторы пишут, что «суррогатное материнство стало легальным, дешевым и беспрепятственным способом преодоления запрета на усыновление детей», но следом утверждают, что «потребность в услугах по суррогатному материнству… оценивается как незначительная в силу небольшого числа нуждающихся и (или) значительной стоимости услуг по суррогатному материнству». Конкретных цифр или статистических данных не приводится.
Отмечается, что в отсутствие запрета на иностранное усыновление из России было вывезено «более 60 000 детей». Однако ничего не сказано о том, что сейчас, когда такой запрет есть, в банке данных на усыновление остается, только по официальной статистике, около 50 000 российских детей. Не учитывается и то, что многие являются социальными сиротами, то есть у них есть живые родители, отвечающие всем требованиям, которые, по мнению авторов законопроекта, должны что-то таким детям гарантировать.
Что касается иностранных граждан, парламентарии сначала говорят, что «сформировался рынок «экспорта» российских детей, рожденных суррогатными матерями», но в том же предложении сами себе противоречат, утверждая, что «оценить объемы «экспорта» детей, рожденных суррогатными матерями на заказ для иностранных граждан, практически невозможно».
Наконец, авторы прямо заявляют: «На сегодняшний день официальные власти страны не знают ни объем рынка суррогатного материнства, ни его субъектный состав, ни число суррогатных матерей, ни число родившихся детей». При этом в пояснительной записке фигурируют «громкие дела», возникающие в связи с «мошенничеством, обманом как заказчиков, так и суррогатных матерей, фальсификациями, злоупотреблениями и др.».
Как поправки нарушают нормы российского законодательства и международных актов
Во-первых, авторы, очевидно, не понимают правовой природы семейных правоотношений, путая понятие семьи и брака. Показателем «серьезности намерения» стать родителем авторы законопроекта предлагают считать продолжительность нахождения будущих родителей в зарегистрированном браке, указывая, что право на применение вспомогательных репродуктивных технологий возникает, помимо прочего, не ранее чем через год после регистрации брака.
Отношения между родителями и детьми самостоятельны от отношений между родителями и, как бы того ни хотелось, не всегда являются производными от них. Именно поэтому сегодня нормы о суррогатном материнстве сформулированы более широко и возникновение родительских правоотношений не ставится в зависимость от брачных.
То, что «семейные связи» — понятие более широкое, чем «брачные», неоднократно подчеркивали Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), в том числе применительно к отношениям между партнерами и их детьми в незарегистрированных союзах.
Действительно ли парламентарии думают, что мать-одиночка или отец-одиночка с детьми — это не семья? Что пара, имеющая детей, но не зарегистрированная в ЗАГСе, не имеет родительских прав и обязанностей? Что дети, пережившие родителей, но имеющие братьев и сестер, остались без семьи? Что бабушки, дедушки, тети, дяди, мачехи и отчимы, воспитывающие детей, не являются по отношению к этим детям семьей?
Все эти отношения требуют признания и защиты. Но обеспечить их сложнее, чем просто запретить иметь детей тем, кто не подходит под удобные стандарты. Именно поэтому следовало бы действительно гармонизировать нормы семейного законодательства и закона об охране здоровья граждан, при этом не лишая гражданских прав, а, наоборот, давая инструменты их защиты.
Во-вторых, не ясно, почему лица, применяющие ВРТ, подвергаются дискриминации и их «права на родительство» ограничиваются по сравнению с правами тех, кто способен родить детей «традиционным естественным путем», как этого ожидает от них государство. Иными словами, по действующему законодательству, стать родителем в «обычном» порядке может как одинокий, так и состоящий в любых отношениях человек независимо от пола, возраста и гражданства. Но если такой человек нуждается в использовании ВРТ, авторы прямо предлагают всем, кому меньше 25 и большее 55, забыть о счастье материнства и отцовства.
Такой подход нарушает нормы и конституционного, и семейного законодательства, не говоря о международных принципах, гарантирующих права человека.
Наконец, далекой от права является сама цель законопроекта. Вопреки тому, что авторы сетуют на отсутствие системы контроля в сфере применения суррогатного материнства, они, по сути, предлагают устранить сам объект такого контроля. Между тем согласно статье 18 Конституции права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти.
Отношения, связанные с суррогатным материнством и другими ВРТ, требуют тонких настроек — это всегда непростые решения для всех участников, будь то семья, решившая таким способом завести ребенка, или женщина, выступающая в роли суррогатной матери. Худшее, что можно сделать, ­— и недавние скандалы вокруг «торговли детьми» это хорошо иллюстрируют, — оставить данные отношения слабо урегулированными, в результате чего они попадают в серую зону, и страдают в первую очередь дети и родители. К сожалению, обсуждаемый законопроект представляет собой попытку не решить сложные вопросы, а устранить их, попутно нарушая права человека, дискриминируя одних потенциальных родителей относительно других и подменяя принципы семейного права подходами, основанными на евгенике (учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств. — Прим. Forbes Woman).
Показательно и то, как в пояснительной записке упомянуты новые конституционные нормы о «детях как приоритете государственной политики» — хотя именно в интересах детей следовало бы гарантировать обеспечение и защиту родительских прав, а не заведомо ограничивать права тех, кто готов стать родителем.

Екатерина ТЯГАЙ. Forbes, 20 января 2021 года

Иностранцев посылают к иной матери

В Госдуме обсуждают нюансы суррогатного материнства

Депутаты Госдумы поддержали законопроект, запрещающий предоставление услуг по суррогатному материнству иностранным гражданами и россиянам, не состоящим в браке. Ряд экспертов назвали документ «дискриминационным по признаку супружеского статуса» и не соответствующим Конституции, гарантирующей равенство граждан. Вице-спикер парламента Петр Толстой заверил “Ъ”, что речь идет прежде всего об интересах детей, и не исключил, что к моменту внесения проекта в парламент может появиться «компромиссная формулировка».
В среду на заседании рабочей группы по законодательному регулированию социально значимых вопросов все фракции Госдумы поддержали законопроект о запрете предоставления услуг по суррогатному материнству для иностранцев и людей, не состоящих в браке. Инициатором документа выступил вице-спикер парламента Петр Толстой. Он отметил, что запретить саму процедуру суррогатного материнства законопроектом не предлагается, речь идет лишь о запрете «продажи детей иностранцам через процедуру суррогатного материнства».
Господин Толстой напомнил, что усыновление детей иностранцами уже запрещено в России 272-м федеральным законом («закон Димы Яковлева»), но его «обходят с помощью процедуры суррогатного материнства, после которой государство теряет возможность получения любой информации о ребенке, которого вывозят за границу».
Депутат Николай Земцов («Единая Россия») назвал «беспределом то, что происходит в среде суррогатного материнства», заявив, что «тысячи мужчин уезжают из России с нашими детьми». «После "закона Димы Яковлева" они придумали выход — покупать наших детей через суррогатное материнство, — возмущалась глава комитета по делам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева (КПРФ). — Нельзя отдавать за границу детей, рожденных в России, ведь есть наши, свои родители, которые очень хотят детей». Депутат вспомнила одну из своих поездок в США, когда в американской школе встретила ребенка из России. «Сидит мальчик, класс второй, я заговорила по-русски, а он смотрит на меня и как заплачет! — со слезами в голосе рассказывала госпожа Плетнева. — Говорят, им там лучше, за них больше платят, их там лечат. Может, и так, но есть русские традиции, и они важны».
В поддержку законопроекта выступили представители РПЦ, СК и Общественной палаты. Петр Толстой также заявил, что авторы документа предлагают составить реестр организаций, имеющих право оказывать услуги по суррогатному материнству (запретив их рекламу), регулировать деятельность агентов-посредников, а также дать возможность пользоваться услугой только тем российским мужчинам и женщинам, которые состоят в официальном браке более года.

Как Россия стала лидером в области суррогатного материнства
Напомним, Россия — одна из немногих стран в мире, где разрешено не просто суррогатное материнство, но и коммерческое суррогатное материнство. С 1995 года процедура регулируется тремя законами, позволяющими супружеской паре, одинокой женщине или мужчине использовать эту технологию для рождения детей. При этом попытки запретить процедуру на законодательном уровне предпринимались неоднократно. Так, в июле 2020 года вице-спикер Госдумы Ирина Яровая предложила, в частности, запретить оказание таких услуг иностранным гражданам. Это произошло после того, как в январе 2020 года полиция в московской квартире обнаружила мертвого малыша вместе с четырьмя другими детьми, няней и суррогатной матерью. Дети родились в нескольких филиппинских семьях в Европейском медицинском центре суррогатного материнства (Москва) и ждали, когда родители отвезут их домой. Младенцев поместили в детские дома. По делу были арестованы десять человек, в том числе руководитель клиники Владислав Мельников, их обвинили в торговле людьми.
«Законопроект противоречит базовым нормам Конституции, например, статье 19, которая гарантирует равенство всех граждан перед законом и судом, — заявила “Ъ” депутат Оксана Пушкина ("Единая Россия"). — Если человек не состоит в браке, это не является основанием для ограничения его прав».
Глава юридической компании «Росюрконсалтинг» Константин Свитнев также назвал предложение «запретить суррогатное материнство для не состоящих в браке граждан дискриминацией по признаку супружеского статуса»: «Депутаты хотят запретить иметь детей не только одиноким женщинам и мужчинам, но и парам, не состоящим в официально зарегистрированном браке, хотя закон гласит, что никто не может быть принуждаем вступить в брак». По его словам, законопроект противоречит Конституции, гарантирующей равенство прав всех граждан и защищающей семью, материнство, отцовство и детство. «В России порядка 7 млн монопарентальных семей, где ребенка или детей воспитывает единственный родитель,— напоминает он.— Это уже не семьи?»
«Разработчиков больше волнует, кто и при каких условиях имеет право на обращение к услугам суррогатной матери,— прокомментировала инициативу эксперт по конституционному праву Ольга Подоплелова.— То есть мифические "национальные интересы" ставятся выше защиты интересов суррогатной матери, рискующей собственным здоровьем. Полагаю, что в первую очередь нуждаются в регулировании вопросы оплаты услуг суррогатной матери и восстановительного периода после родов, отказ отдавать и принимать ребенка, ситуации многоплодной беременности, рождение ребенка с инвалидностью».
Петр Толстой пояснил “Ъ”, что норма о запрете услуг суррогатного материнства для людей, не состоящих в зарегистрированном браке, не противоречит Конституции: «Наоборот, Конституция предусматривает, что дети являются главным достоянием и, конечно, воспитываться в полной семье им лучше, чем в неполной».
При этом, отметил он, норма еще будет обсуждаться. «Возможно, мы придем к компромиссной формулировке,— не исключил депутат.— Просто мы против практики рождения детей на заказ по просьбам однополых пар. Вот этого точно не будет».
Петр Толстой пообещал, что документ будет внесен в Госдуму уже в марте.

Мария ЛИТВИНОВА, Анастасия МАНУЙЛОВА, Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА, Мария МАКУТИНА
Коммерсантъ, 21 января 2021 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.