Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 879 - 880
23 ноября - 6 декабря 2020

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«Военное обозрение» и «La Croix» о естественной убыли населения России
«Русская служба BBC», «CNN», «Yle», «Коммерсантъ» и «Le Figaro» о коронавирусе в России
«Новые Известия» и «Le Monde» о нехватке врачей в регионах
«Die Welt» о третьей волне коронавируса
«Cumhuriyet» о коронавирусе в Турции
«The Wall Street Journal» о рисках заражения коронавирусом
«IQ» о вакцинации против коронавируса
«Nature» о снижении смертности от коронавируса
«Газета.Ру» о лишениях переболевших коронавирусом

«Forbes» о неравенстве
«REGNUM» о мерах социальной поддержки
«Российская газета» о потреблении алкоголя
«Комсомольская правда» о границах молодости
«Газета.Ру» о пенсионном возрасте
«Новая газета» о травматизации мигрантов
«Le Monde» и «НОЖ» о нарушении традиций
«Forbes» о семейных традициях в Корее
«Project Syndicate» о реформе ООН
«Slate.fr» о ксенотрансплантации органов

… о естественной убыли населения России

Не вымирай, Россия!

Оптимизаторы теряют оптимизм

Оперативный доклад Счётной палаты об исполнении федерального бюджета свидетельствует о значительном росте естественной убыли населения в России. В 2020 году она выросла по сравнению с аналогичным периодом 2019 года более чем на 30 процентов и составила 316 300 человек.
Однако никаких жёстких формулировок в опубликованном на днях отчёте Счётной палаты России по проверке нацпроекта «Здравоохранение» автор найти не смогла. Но вывод, тем не менее, буквально напрашивается. Похоже, в главном контрольном органе страны по-своему оценили пугающий рост смертности в стране – как полный провал оптимизированной медицины.
Оперативный доклад и локальный отчёт по нацпроекту – разные документы, но их связь слишком заметна. Да, пока аудиторы ведомства, которое «успешно» возглавляет Алексей Кудрин, ведут речь отнюдь не о нынешнем пандемическом кризисе, когда о медиках принято говорить в основном хорошее.
Но не исключаю, что, публикуя сейчас информацию о демографической катастрофе, иначе и не скажешь – нас просто готовят к худшему. В Счётной палате демографическую ситуацию в стране достаточно мягко назвали «неблагоприятной».
Снижение числа родившихся отмечено в 78 субъектах РФ, в то время как в 62 регионах выросло число умерших. В целом с января по июль 2020 года число умерших почти на 40 процентов превысило количество родившихся. Год назад превышение составляло только 20 процентов – регресс налицо.
Сейчас мало кто поверит, что на выходе из пандемии статистика будет хоть в чём-то лучше. Пока же Счётной палатой проверялась всего лишь реализация национального проекта «Здравоохранение» в 2019 году.
То есть когда пресловутая оптимизация медицины с ликвидацией сотен больниц и объединением поликлиник, остающихся чаще всего без специалистов узкого профиля, казалось бы, уже ушла в прошлое.
Однако последствия её от этого не стали менее тяжёлыми. Теперь, как следует из отчёта СП РФ, плохо срабатывают даже весьма солидные капиталовложения в нацпроект «Здравоохранение».
А это у нас в стране давно, ещё со времён вице-премьерства Дмитрия Медведева стало нормой. Напомним, когда-то экс-президент и экс-премьер курировал всего четыре национальных проекта, в том числе и по здравоохранению.
В принципе давать много денег на что-то крайне важное – позитивная практика. Но увы, и эти деньги теперь, после того как медицину масштабно оптимизировали, скорее всего – за рамками нацпроекта, вряд ли могут помочь.
В условиях глобального наступления Covid-19 вряд ли поможет даже 100-процентное выполнение плановых показателей национального проекта за один конкретный год. Но пандемия случилась уже в этом году, и самые страшные цифры смертности нас ещё только ждут, а пока вернёмся в 2019 год.
В этом уже подзабытом «мирном 19-м году» по вполне объективной оценке подчинённых Алексея Кудрина, российский Минздрав благополучно провалил реализацию нацпроекта, финансирование которого составило 86 млрд рублей.
Не так и много по нынешним реалиям, хотя изначально планировалось потратить даже 89 миллиардов. Однако может ли недофинансирование всего-то на три миллиарда служить оправданием для реализаторов нацпроекта – вопрос, на мой взгляд, риторический.
Но в отчёте СП РФ формулировки звучат куда как мягче – медицинское ведомство не «смогло достичь исполнения шести из 15 показателей нацпроекта в 2019 году». Но и среди этих шести показателей аудиторов больше всего даже не смутило, а, кажется, всерьёз испугало полное отсутствие какого-либо позитива в отношении смертности в стране.
Уже в 2019 году не было и речи о снижении смертности по России в целом, а конкретно, не снижалась как смертность населения трудоспособного возраста, так и смертность от болезней системы кровообращения – самых тяжёлых в этом отношении для пожилого населения.

Людям не всё равно, от чего умирать
Нельзя сказать, что от нас что-то скрывают: данные, которые вполне корреспондируются с информацией из СП РФ, публиковали и правительственные источники. К примеру, там уже сообщалось, что в условиях пандемии коронавируса уровень смертности на одну тысячу человек с начала 2020 г. оказался выше, чем за тот же период 2019 года. На 3,4 процента.
При этом за период с апреля по сентябрь в России было официально зарегистрировано 128 тысяч так называемых избыточных смертей. И только 30 тысяч из них – из-за подтверждённого Covid-19.
Между тем, в опубликованном Счётной палатой заключении по медицинскому нацпроекту отмечается, что согласно плану требовалось, точнее – было поручено достичь снижения смертности трудоспособного населения до 437 на 100 тысяч населения. И это за год, тот самый 2019-й.
Но поручить – это, как известно, не всегда исполнить. В реальности этот показатель фактически составил 482,8 смерти на 100 тысяч. Не очень приятно видеть тут десятые доли процента или человека, но сделаем скидку на особенности национальной статистики.
Болезни кровообращения тоже продолжили уносить жизни россиян отнюдь не теми темпами, которых требовала реализация нацпроекта. По этой статье так же вместо планируемого сокращения смертности отмечается неприятный рост. Показатель поднялся уже до 583,1 человек на 100 тысяч населения при том, что ранее составлял 545 на 100 тысяч.
Приведу ещё несколько отредактированных цитат из отчёта СП РФ:
Снизить больничную летальность от инфаркта миокарда предполагалось до 11,7%, но показатель составил 12,4%. По планам из нацпроекта смертность в медицинских учреждениях от острого нарушения мозгового кровообращения должна была снизиться до 17,6%, но в итоге оказалась на уровне 18,6%.
...Снижение смертности от новообразований, включая злокачественные опухоли (речь, как вы понимаете, об онкологических заболеваниях – авт.), по плану должно было составлять 199,5 на 100 тысяч, но фактически оказалось 203 на 100 тысяч населения.
...Не дотянули до планового увеличения доли новообразований, выявленных на ранних стадиях – по плану показатель должен был быть на уровне 57,9%, но фактически он составил 57,4%.
Понятно, что читатель непременно спросит, на что же пошли те миллиарды, что были выделены на воплощение в жизнь амбициозного нацпроекта? Сказать прямо не берусь, но точно не на поощрения для чиновников от медицины.
Откуда такая уверенность? Да опять же – из данных Счётной палаты РФ. Там же сумели разобраться не только в расходах ответственных за нацпроект, но и в доходах этих профильных ведомств. А по данным, приведённым в последнем отчёте Счётной палаты РФ, оказывается, что все они перевыполнили показатели плановые как раз не по расходам, а по доходам.

Откуда такие доходы?
В этом отношении в «отличниках» – и Минздрав, и Роспотребнадзор, и Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА). Казалось бы, можно считать, что оптимизация медицины начала давать результат. Причём если рассматривать его с позиций эффективного менеджмента, результат просто завидный.
Так, превышение доходов Минздрава над его расходами оказалось самым высоким – 185,7%. У других тоже на уровне – больше 100%. Только автор опять же не в силах понять, почему при наличии целого букета нерешённых проблем, имея ряд программ и финансируемый почти на все 100 процентов нацпроект, ни одно из профильных ведомств не сумело исполнить расходы в полном объеме?
Простите за нахальство – неужели только потому, что во всех ведомствах упорно зажимали зарплаты – и не только чиновникам, но и самим практикующим медикам.
Глава СП РФ Алексей Кудрин – нынешний главный контролёр страны – это, пусть кто-то попробует оспорить такой вывод, как раз один из оптимизаторов целого ряда отраслей экономики. А заодно с ними также и отраслей социальной сферы. Во главе Минфина он год за годом не повышал, а в большинстве случаев снижал расходы на медицину – такой факт в доказательствах не нуждается.
Мне вообще-то трудно понять, почему оптимизаторов медицины у нас стали так последовательно назначать в Счётную палату РФ. Ведь до Кудрина председателем там числилась многолетний глава Минздрава и вице-премьер Татьяна Голикова, тоже успевшая впоследствии – на высшем посту в СП РФ, найти целый ряд проблем и нарушений в госпрограммах, связанных с медициной.
Остаётся напомнить, что ещё в том же 2019 году из Счётной палаты уже поступали сведения о том, как плохо выполняется небезызвестный указ президента России Владимира Путина. Тот, в котором прямо предусматривалось почти поголовное повышение зарплат медицинским работникам.
Тогда, чуть больше года назад, министр здравоохранения Вероника Скворцова уверенно отчитывалась о реализации медицинского нацпроекта и целого ряда ведомственных программ, в том числе зарплатной. Она заявляла, что «о срыве программы говорить не приходится», хотя зарплаты медработникам, по данным СП РФ, не были повышены сразу в 50 из 85 регионов России. И это – вопреки указу главы государства.
Как это ни прискорбно, но 2020 год с его пандемией Covid-19 одарил нас продолжением неприятной тенденции, когда врачам и медсёстрам, в том числе и со «Скорой помощи», и в столицах, и на местах уже не раз отказывали в надбавках за сверхурочную и опасную работу, связанную с борьбой против коронавируса.
В том, что подходящий к концу карантинный коронавирусный год ещё одарит нас также и разного рода печальной статистикой, нет никаких сомнений. Однако отнюдь не все статьи такой статистики удастся так простенько списать на последствия, хотелось бы надеяться, что именно на последствия пандемии Covid-19.

Татьяна ПЕТРОВА. Военное обозрение. 11 ноября 2020 года

Демография: тройной проигрыш России

"Низкий уровень рождаемости, низкая продолжительность жизни и сильная миграционная убыль - три основные демографические трудности России", - пишет корреспондент La Croix в Москве Бенжамен Кенель.

Владимир Путин не устает повторять: демографический кризис для России - "исторический вызов". "Мы вступили в очень сложный демографический период", - предупредил глава Кремля, заверив: " Судьба России, ее историческая перспектива зависят от того, сколько нас будет".
"Самая большая страна в мире с почти 147 млн жителей, безусловно, оправилась после 2000-х годов, когда в ней проживало 143 млн человек. Но число жителей остается ниже уровня в 149 млн человек, зафиксированного в 1991 году, при распаде СССР", - указывает журналист.
"(...) Москва регулярно объявляет о новых мерах по увеличению рождаемости. Среди них продление программы материальной помощи родителям, начиная с первого ребенка, новые пособия для малообеспеченных семей с детьми от 3 до 7 лет и бесплатные школьные столовые... Кремль намерен повысить сегодняшний коэффициент рождаемости в 1,5 рождений на одну женщину, чтобы довести его до 1,7 в 2024 году. Однако эффективность данной программы еще предстоит доказать", - отмечает автор статьи.
"К тому же, пандемия вызвала резкое сокращение миграции: из-за экономического кризиса уехали тысячи рабочих из бывших республик Центральной Азии, а чистый приток мигрантов в этом году сократился почти в 2,5 раза больше, чем в 2019 году. По последним статистическим данным, с января по август 2020 года численность постоянного населения России сократилась на 277,8 тыс. человек, до 146,5 млн человек. Падение в пять раз больше, чем за аналогичный период 2019 года (52, 5тыс. человек)", - говорится в статье
"Тем более, что недавняя "демографическая яма" способна выявить избыточную смертность из-за Covid, которую власти всячески стараются преуменьшить", - пишет La Croix.
"(...) Кроме того, с учетом отставания в продолжительности жизни от европейских стандартов - 78 лет для женщин и 68 лет для мужчин - Россия накапливает "демографические провалы", из которых ей трудно будет выбраться", - резюмирует Бенжамен Кенель.

Бенжамен КЕНЕЛЬ.. La Croix
InoPressa. 18 ноября 2020 года

 


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.