Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 873 - 874
12 - 25 октября 2020

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«Коммерсантъ», «Le Figaro», «Nature», «The New England Journal of Medicine», «Le Monde», «Slate.fr», «Der Spiegel» о второй волне коронавируса
«Русская служба BBC», «Der Standard», «Коммерсантъ», «Московский Комсомолец» о коронавирусе в России
«Новые Известия» о выплатах медработникам
«Frankfurter Allgemeine» о коллективном иммунитете
«Медуза», «The Insider» и «Новые Известия» о рождаемости
«Российская газета» об изменениях в миграционном законодательстве
«Российская газета», «МИР24», «Главред» о трудовых мигрантах
«Valeurs Actuelles» о миграционном кризисе

«Взгляд» о нехватке медработников
«ИноСМИ.RU» об экологической миграции
«Foreign Affairs» об урбанизации
«Архитектурный вестник» о системе расселения
«Коммерсантъ» о пенсионной реформе
«Росбалт» о раке
«REGNUM» о Фонде защиты детей
«Новые Известия» об одиноких отцах
«Suddeutsche Zeitung» о выборе партнера
«Русская служба BBC» о смене фамилии в браке
«Project Syndicate» о мужчинах и женщинах в японской экономике

Эксперт высказал опасения по поводу создания в России Фонда защиты детей

Председатель пермского отделения общественной организации «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС) Алексей Мазуров высказал 8 октября ИА REGNUM опасения по поводу создания в России Общероссийского Фонда защиты детей.
Фонд будет создан во исполнение соответствующего указа президента России Владимира Путина, который он подписал 6 октября 2020 года. В качестве его учредителя выступит Министерство просвещения России. Согласно тексту документа, фонд создаётся в том числе для «консолидации усилий государства и институтов гражданского общества по защите прав детей».
«К сожалению, моя оценка текущей ситуации в стране такова, что сегодня я с опаской отношусь к любой новости, которая касается создания каких-то структур, которые будут как-то связаны с институтами семьи и детства в России. Ежегодно родительской общественности приходится буквально с боем отбрасывать по несколько ювенальных инициатив, как законодательных, так и иных. Их пытаются пропихнуть любыми способами, порой лоббисты показывают просто невероятный уровень хитрости и изобретательности», — сказал Мазуров.
Он отметил, что у него сходу возник ряд вопросов к этой инициативе.
«Сказано, что фонд будет консолидировать усилия государства и общества по защите прав детей. В связи с этим у меня вопрос: а что, в нашей стране так остро стоит вопрос о необходимости их защиты, что нужно обязательно создавать какие-то специальные фонды и иные организации? У нас такие серьёзные проблемы с народом и обществом?» — спросил общественник.
Мазуров указал, что если отбросить манипуляции и посмотреть на реальную статистику того же МВД, то становится ясно, что какие-то проблемы, конечно, есть, но они явным образом не стоят остро, если говорить о состоянии общества в целом.
«Второй вопрос: от кого мы собираемся защищать наших детей? Потому что порой, когда начинаешь разбираться, выясняется, что защищать их собираются, прежде всего, от их же родителей. Потому что в рамках принятой сегодня властями на вооружение ювенальной концепции существует презумпция их виновности и считается, что семья является главной средой возникновения всех проблем несовершеннолетних, а общество, государство и его культурная и социальная политика — всё это как бы ни при чём. О принятии другой концепции пока не говорят ни слова», — отметил глава пермского отделения РВС.
Он напомнил: пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, что защита детей — это «такая область, где усилий много не бывает». Активист предложил подумать о том, что, возможно, эти усилия стоит направить, прежде всего, на регулирование и совершенствование упомянутых им областей.
«Третий вопрос: а когда у нас будет создан фонд защиты семьи и почему организацию нельзя было назвать, например, Фондом защиты семьи и детства? Я не понимаю, почему у нас из раза в раз семья и детство рассматриваются отдельно, почему идёт такая вот принципиальность в названиях?» — задал вопрос представитель РВС, отметив, что многим российским родителям всё это кажется подозрительным.
Он также напомнил: именно этот подход, при котором институты семьи и детства рассматриваются отдельно и называется ювенальным, т. е. ориентированным на детей.
«Ни в коем случае не хочу сказать, что президент, по указу которого будет создан этот фонд, хочет создать какую-то проювенальную структуру. Однако совершенно ясно, что он не будет управлять ей в ручном режиме. В связи с этим возникает четвёртый вопрос: а кто будет руководить деятельностью этого фонда, и на основании каких критериев и как именно будут отбираться и избираться эти люди? Я лично нисколько не удивлюсь, если в итоге на должности будут назначены одиозные фигуры, хорошо знакомые родительской общественности по продвижению различных ювенальных инициатив», — сказал Мазуров, добавив: он пока ничего не слышал о том, чтобы в этот фонд предложили войти членам РВС, которая является одной из крупнейших родительских организаций в стране или другим организациям, стоящим на таких же позициях.
Общественник выразил уверенность, что в России власть сегодня может создавать любые фонды, институты, ведомства, группы т. д., при этом сообщая гражданам, что их деятельность не будет носить ювенальный характер. Однако, по его мнению, эта деятельность всё равно будет именно такой, в большей или меньшей степени, и это будет длиться до тех пор, пока в государстве не будет утверждена на самом высоком уровне антиювенальная концепция защиты институтов семьи и детства, которая при этом будет по-настоящему принята народом.
«Пока моё отношение к инициативе создания этого фонда вот такое. Т. е. ничего особо хорошего не жду и отношусь настороженно. Искренне хочу, чтобы меня переубедили», — подытожил председатель пермского отделения РВС.

REGNUM. 8 октября 2020 года

Помощь детям актуальна всегда – о задачах и перспективах Фонда защиты детей

Председатель движения «Гражданская солидарность», президент Центра социальных и политических исследований «Аспект» о перспективах и актуальности Фонда защиты детей в РФ.

Внимание государства к вопросам защиты детей — очень важная и многосторонняя тема. Сейчас она актуальна по нескольким десяткам различных направлений социально-политического, правового, педагогического, экономического, медицинского и иного характера. Все они так или иначе касаются компетенций Уполномоченного по правам ребенка, в помощь которому и создан новый фонд — Фонд защиты детей. Статус общественно-государственной организации — серьезная заявка, обеспеченная определенными гарантированными ресурсами — прежде всего административными и финансовыми.
Теперь важно понять, какого уровня задачи стоят перед Фондом, каковы будут содержание и алгоритмы его деятельности и, главное, насколько он будет реально открыт для взаимодействия с гражданским обществом. Хорошо бы прямо сейчас — на старте работы — привлечь общественность к участию в решении базовых и принципиальных вопросов. Это важно, чтобы новая ресурсная структура не превратилась в инструмент профанации и имитации значимой деятельности.
Помощь детям всегда актуальна. Однако сейчас в России эта деятельность приобретает особое значение — с учетом пандемии коронавируса, общей экономической и социальной обстановки, стремительного роста безработицы и психологической напряженности. Кроме того, самоизоляция и «удаленка» приводят к различным сложностям в семейных отношениях и стрессу, что опять же напрямую отражается на детях. Поэтому работа Фонда по решению или минимизации новых проблем будет очень востребована.
Значимы вопросы правового и социально-политического характера. Сейчас в Госдуме готовится к рассмотрению фактически антисемейный законопроект             (№ 986 679−7), вызвавший на «нулевых чтениях» широкий общественный резонанс. Речь в том числе идет о новых правилах изъятия ребенка из семьи. Предлагается делать это на закрытых заседаниях в экспресс-судах, да еще в срок не более 24 часов. Родители не успеют подготовиться и собрать материалы в свою защиту. А «закрытость» в принципе исключит какое-либо участие гражданского общества и его поддержку в случае несправедливости или произвола со стороны властей. Вот такие методы ювенальной юстиции.
Общественность и многие лидеры мнений высказались резко против таких законотворческих инициатив. Эти нововведения могут привести к административному произволу, необоснованному вмешательству в семейную жизнь и новым фактам коррупции. Негативные примеры зарубежного опыта в этом направлении налицо. Протесты против изъятия детей из семей и прочего произвола ювенальной юстиции на Западе сейчас не редкость. Там очень много пострадавших, в том числе и граждане России.
Однако эту практику усиленно тащат в нашу страну — несмотря на то, что она противоречит Концепции государственной семейной политики. По сути, идёт наступление на традиционные ценности в угоду сомнительным глобалистским тенденциям. Так что, наверное, сейчас одной из актуальных задач вновь созданного Фонда должно стать взаимодействие с институтами гражданского общества по резонансным вопросам и содействие их решению в русле национальных интересов. Прежде всего, надо «разобраться» с негативом ювенальной юстиции в целом и конкретным законопроектом, — потому что его скоро могут начать рассматривать в Госдуме.
Ключевыми задачами Фонда на стартовом этапе должны стать подбор сотрудников и определение алгоритмов практического взаимодействия с организациями, гражданскими активистами и волонтерами. Многие позитивные начинания превращаются в пустышку или — что гораздо хуже — в имитацию конструктивной деятельности именно из-за упущений в кадровой политике. Далее всплывает множество профессиональных проблем, которые приводят к неэффективности и фактическому провалу в решении поставленных задач.
Совершенно очевидно, что различные кланы кастового общества захотят устроить своих протеже в новый общественно-государственный Фонд. Условия там будут достаточно комфортными, и, главное, эта площадка может стать достойным стартом для дальнейшей карьеры. Поэтому даже небольшие должности вполне подойдут студентам из числа «золотой молодежи» и их друзей, а также родственникам обслуги элиты. Позиции высокого и среднего уровня вполне могут рассматриваться как вожделенные синекуры. И далеко не факт, что «блатные» сотрудники будут достаточно компетентны или вообще захотят на работе работать.
Фонд явно задуман для решения значимых государственных и общественных задач, а не для «пристраивания» очередной группы чьих-то людей. Поэтому важно отобрать на все вакансии профессионалов с опытом и реальными достижениями в защите интересов детей и семьи. Они должны уметь разбираться в непростых ситуациях и находить оптимальные решения, быть неравнодушными и обладать высокой гражданской ответственностью. Не менее важна ориентация будущих сотрудников на российские традиции и национальные интересы. Знание зарубежного опыта, безусловно, необходимо. Однако надо уметь отличать конструктивную практику от технологий глобалистских манипуляций.
Фонду категорически противопоказаны «эффективные менеджеры», нахватавшиеся теории по западным учебникам и готовые «оптимизировать» все подряд. Под оптимизацией они понимают не реальную эффективность, а исключительно экономическую выгоду и минимизацию затрат на граждан. Такие работники могут только разваливать, но никак не созидать. Они уже «оптимизировали» медицину и образование — результаты этой по факту вредительской деятельности придется еще долго и долго исправлять.
После решения кадровых вопросов Фонду предстоит наладить взаимодействие с гражданским обществом. И тут тоже на первый план выходит защита от профанации и имитации. Для достижения эффективных результатов важно работать с настоящими активистами и волонтерами, которые владеют темой, могут увидеть важные нюансы проблем и не побоятся защищать правду и справедливость. Уже очевидно, что практика сотрудничества с «карманными общественниками» себя не оправдывает. Более того, она вредна и даже взрывоопасна.
Чиновники и депутаты привыкли прикрываться псевдоактивистами, как удобной ширмой. Однако такая практика просто загоняет имеющиеся проблемы вглубь, а зачастую и в тупик. Недовольство общественности усиливается, и это может вывести граждан на уличные протесты. Требования социального характера быстро перерастают в политические.
Читайте ранее в этом сюжете: Эксперт высказал опасения по поводу создания в России Фонда защиты детей.

Георгий ФЕДОРОВ. REGNUM. 9 октября 2020 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.