Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 871 - 872
28 сентября - 11 октября 2020

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«Известия», «CNN», «The Times», «Газета.Ру», «Новая газета», «The Economist» о второй волне коронавируса
«Русская служба BBC» и «Коммерсантъ» о вакцине против коронавируса
«Газета.Ру» об антимасочниках
«Русская служба BBC» о коллективном иммунитете
«Reflex» и «Info.cz» о миграционном кризисе
«Atlantico» о смешении культур
«Ведомости» об убыли населения

«Известия» о материнском капитале
«REGNUM» о мерах по улучшению демографического положения
«IQ» о продолжительности жизни
«Nihon Keizai» о потреблении алкоголя
«Коммерсантъ» о доходах населения
«РБК» о безработице
«Русская служба BBC» о желающих начать новую жизнь
«Gazeta Wyborcza» о равноправии

… о миграционном кризисе

Reflex (Чехия): наивно думать, что мы решим проблему нелегальных мигрантов, перераспределив их

Массовая нелегальная миграция в Европу не прекратится, а будет только расти. Европа не может решить эту проблему и кидается из крайности в крайность. Автор разбирает причины, по которым политики не способны эффективно бороться с незаконной миграцией и защитить европейские границы.

Пожар в лагере беженцев Мория на греческом острове Лесбос и последующая реакция некоторых европейских политиков, а также неменяющаяся ситуация в Средиземном море у берегов Ливии подсказывают, почему массовая нелегальная миграция в Европу не только не сократиться, но и, скорее всего, будет постепенно расти.
Не обязательно это будет вызвано климатическими изменениями и войнами. Скорее свою роль сыграют идеологические убеждения некоторых европейских политиков и, что главное, их уступки в ответ на шантаж со стороны самих нелегальных мигрантов и их европейских помощников.
При оценке политики безопасности стран Европейского Союза создается впечатление, что они кидаются из крайности в крайность. В ХХ веке все европейские страны (и восточные коммунистические и западные демократические) пеклись о защите своих границ и контроле над передвижениями граждан. Сегодня, напротив, кажется, что некоторые западноевропейские политики добиваются неконтролируемого передвижения людей. Скажем, это подтверждает политика в отношении нелегальных мигрантов (иногда их также называют беженцами). Многие западноевропейские политики идут на многочисленные уступки им и тем самым лишь стимулируют других незаконных иммигрантов отправиться покорять европейский рай.
Показательный пример — ситуация вокруг сожженного лагеря Мория на греческом острове Лесбос. По утверждениям греческого правительства, лагерь подожгли сами нелегальные иммигранты, которые таким образом «пробивают» себе дальнейший путь в вожделенный социальный рай в Западной Европе. И у многих все получилось. После пожара в лагере многие западноевропейские страны пообещали взять к себе (пока) детей оттуда. В частности, об этом заявила Германия, правительство которой давно добивается перераспределения незаконных иммигрантов между странами-членами Европейского Союза. Я сейчас не буду вдаваться в детали и уточнять, действительно ли речь идет о детях, или это взрослые, выдающие себя за детей, как это часто бывало раньше.
Однако ситуация в Греции отодвинула на задний план давний кризис на побережье африканской Ливии, где некоммерческие организации на своих судах, стоящих, образно выражаясь, в «паре метров» от берега, берут на борт нелегальных иммигрантов, а затем везут их через Средиземное море в европейские, в основном итальянские, порты. Там их высаживают, и нелегалы продолжают свой путь вглубь Европы. Европейские политики максимум критикуют подобное поведение, но не предпринимают против этого никаких реальных мер. Когда итальянский популист Сальвини попытался защитить свою страну от этой политики некоммерческих организаций, на него завели дело, а некоммерческие организации продолжили заниматься тем же, что делали прежде.
Лично мне кажется, что есть три причины, по которым европейские политики не способны эффективно бороться с массовой незаконной миграцией.
Во-первых, многие политики уверены, что на Европе лежит историческое обязательство позаботиться об остальном мире даже ценой снижения собственного уровня жизни. И все для того, чтобы «помочь» нелегальным иммигрантам, в том числе в их родных странах. Бытует мнение, что так удастся сократить их поток. Но, как подтверждает пример Африки и Афганистана, эта теория не работает. Европейским гражданам просто так миллиарды евро не достаются, зато с ними легко прощаются ради нужд людей, которые не имеют никакого отношения к налоговым отчислениям в Европе. Скажем прямо, жизнь иностранцев улучшают в ущерб коренным европейцам. Это все равно что заработанные вами деньги государство будет облагать огромными налогами, а потом отдавать их тем, кто не отчисляет ни единой кроны. Вам такое понравилось бы?
Во-вторых, некоммерческие организации и активисты, поддерживающие массовую миграцию, играют на чувствах избирателей и политиков. Иллюстративный пример — чешская группа «Помощь детям-беженцам». Заглавное изображение на ее странице в «Фейсбуке» — смеющиеся маленькие дети. Легко считывается послание: «Вы не хотите уступать нашим требованиям? Значит, вы хотите обидеть вот таких маленьких смеющихся детишек?» Кстати, недавно эта группа обратилась к премьеру Бабишу, чтобы он принял нелегальных мигрантов (якобы детей) в Чешской Республике.
Какой политик хочет столкнуться с таким шантажом и медиа-кампанией, которая постепенно превращает его в «убийцу маленьких детей»? И какой избиратель не поддастся на такой эмоциональный шантаж? Ведь эти детки такие невинные…
В-третьих, некоторые европейские политики и активисты из НПО (в основном от «Зеленых» и социал-демократов) убеждены, что европейцы не имею права противиться миграции из других частей мира, прежде всего Африки и исламских государств, в Европу. Эта идея открытых границ основана на их идеологической убежденности в том, что «право мигрировать является основным правом человека». Так считает, например, министр иностранных дел Люксембурга Жан Асселборн, который поддерживает массовую миграцию в Европу именно по этой причине.
Как я уже писал выше, наивно думать, что если мы перераспределим несколько тысяч незаконных иммигрантов из одного лагеря в Греции, то решим проблему незаконной миграции. Нет. Напротив, эта ситуация дополнительно мотивирует остальных пуститься в опасный путь в Европу, ведь они увидят, что Европа не способна не только защитить свои границы, но и ответить на шантаж и давление со стороны незаконных иммигрантов и их сторонников.
Деятельность некоммерческих организаций и заявления некоторых европейских политиков, напротив, утверждают многих жителей Африки и мусульманского мира во мнении, что Европа ждет их и «зовет» в путь в социальный рай к себе. Так что нам стоит ожидать скорее усугубления проблем, связанных с незаконной иммиграцией в Европу и с тем, что многие иммигранты прозреют, поняв: Европа не такой уж и рай, и постепенно ее процветание уходит в прошлое…
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Лукаш ЛГОТЯН (Lukáš LHOTAN). Reflex, Чехия, 16 сентября 2020 года
ИноСМИ.RU, 18 сентября 2020 года

Info (Чехия): Дублинское соглашение мертво. Брюссель показал, как хочет решать проблему миграции, и чешская помощь ему тоже потребуется

С 2015 года ЕС так и не смог договориться по миграционной политике, которая удовлетворила бы все страны-члены. В новом проекте миграционной реформы решено отказаться от квот и возложить на каждую страну Евросоюза определенную ответственность, например, возвращать беженцев-«отказников» на родину. Но, как и раньше не всем это нравится.

Горящие хижины в лагере беженцев в Мории на греческом острове Лесбос две недели назад как будто символизировали, неспособность Европейского Союза в последние пять лет договориться о такой миграционной политике, которая выдержала бы напор беженцев и при этом удовлетворила бы все страны-члены. Пожар стал своего рода напоминанием, которое заставило Европейскую комиссию ускорить подготовку давно обещанной реформы. Теперь ее нам представили.
С чешской точки зрения в ней наиболее важен отказ от квот, то есть количества беженцев, которых каждая страна-член ЕС должна была принять у себя. Вместо этого государства, которые отказываются от мусульманских мигрантов, возьмут на себя другие задачи, в частности займутся вынужденным возвращением в родные страны тех просителей убежища, кому было отказано.
В течение последних месяцев и недель комиссары Шинас и Йоханссон провели переговоры с правительствами всех стран-членов Европейского Союза и постарались разработать проект, в котором учитываются все ключевые требования и все табу. Политическую основу они сформулировали в десяти пунктах, на которые будут ориентироваться министры внутренних дел стран-членов ЕС и соответствующие комитеты Европейского парламента. Вопрос настолько острый, что кое-кто готов поднять его уже на отложенном заседании Европейского совета, то есть лидеров 27 стран, в Брюсселе на следующей неделе.
Проект Европейской комиссии означает, в первую очередь, отказ от Дублинского соглашения, против которого выступали в основном южные страны ЕС. Но, что главное, оно никогда толком не работало. Согласно этому соглашению, проситель убежища должен подать прошение в первой стране Европейского Союза, куда он попал и где был зарегистрирован (как правило, в форме отпечатков пальцев). На практике это оборачивалось огромной нагрузкой на средиземноморские страны: Грецию, Италию, Мальту и отчасти Испанию. Напротив, более северные государства оказывались в выигрышном положении, хотя именно туда, как правило, беженцы и направляются. Если беженец прибывает, скажем, в Германию и просит убежища, то, согласно Дублинскому соглашению, его должны вернуть в Грецию или Италию, где он впервые ступил на территорию Европейского Союза. «Эта система отравляет атмосферу в ЕС и вызывает большие противоречия между государствами, а также между институтами», — полагает Мария де Соме из Центра европейской политики в Брюсселе. Она также напоминает, что в 2015 году, когда почти миллион человек направились в Европу, эта система дала сбой и с тех пор не применялась.
«Существующая система не работает, и в последние пять лет ЕС не мог ее скорректировать», — констатирует руководство Европейского Союза. Подчеркивается, что все страны-члены должны проявлять взаимную солидарность и разделять ответственность. Однако вклад каждой из них может разниться. Они могут «отправлять просителя убежища в первую страну ЕС, куда он въехал, или взять на себя ответственность за возвращение людей без разрешения на проживание, или оказывать оперативную помощь в разных формах». Правительства не смогут каждый раз свободно выбирать, что им делать. Им предписывается заявить, какую форму помощи они будут оказывать постоянно. Причем «во время обострения обстановки с каждого будут спрашивать строже».
В документе подробно не описано, как это все будет происходить. Если бы, например, Чехия взяла на себя обязанности по возвращению беженцев в родную страну, то неясно, как ей поступать с теми, кому отказали, скажем, в Германии. Как их вывозить, контролировать, переправлять, а затем высылать? Комиссия обещает «эффективную правовую основу», а также намерена назначить «координатора возвратов», который работал бы с представителями всех стран-членов. Факт в том, что именно возвращение беженцев-«отказников» и высланных нелегальных мигрантов — один из самых болезненных моментов. В прошлом году удалось вернуть в родную страну всего 142 тысячи из 491 тысячи прибывших, то есть 29%.
В объемистом проекте оговаривается ряд других мер. Это и ускорение процедур при прибытии мигрантов в Евросоюз на его внешних границах, и улучшение охраны этих границ, включая создание вспомогательных европейских пограничных сил, и объединение баз данных для регистрации лиц и отпечатков пальцев, и ускорение сортировки мигрантов по стране происхождения, и ускорение процедуры предоставления убежища. Кроме того, описан целый комплекс мер, направленных на страны, откуда мигранты прибывают, и ужесточаются наказания для перевозчиков нелегальных мигрантов. Комиссия обещает все это «промаслить» дотациями, включая вознаграждение стран за «распростертые объятия» для беженцев.
Кто ждал большего или каких-то волшебных решений, будет разочарован. Их нет. Тем не менее проект сулит несколько принципиальных улучшений. Отказ от Дублинского соглашения способствует тому, что, например, греки уже не будут бояться возвращения мигрантов из более северных государств ЕС, а значит, им не придется заботиться о том, чтобы уже прибывшие сидели в лагерях на островах и не прорывались на континент, ожидая, когда их кто-нибудь увезет (этого практически не происходило). Пожар в лагере в Мории, рассчитанном на четыре тысячи, но вмещавшем 13 тысяч человек, обнажил всю бесчеловечность обращения Европейского Союза с мигрантами и должен стать предостережением. Кстати, Комиссия объявила о создании специальной группы, которая займется ситуацией на Лесбосе, и пообещала добавить к взносам стран-членов дотацию в размере 750 тысяч евро на строительство нового лагеря.
Для стран Вышеградской четверки, которые отказались от обязательных квот пять лет назад и тем самым способствовали разрушению этой системы, хорошая новость заключается уже в том, что им не придется никого принимать в обязательном порядке. Комиссия под руководством Урсулы фон дер Ляйен дала ясно понять, что учла их нежелание принимать мусульманских мигрантов и отнеслась к нему с уважением, чего при прошлом руководстве не наблюдалось. Участие в возвращении беженцев-«отказников» на родину не самая приятная обязанность, но было бы неразумно отвергать ее априори (как это делает, например, Венгрия).
Если страны-члены отвергнут нынешние предложения Европейской комиссии, у ЕС вообще не будет общей миграционной политики и функционирующей системы работы с беженцами. А ведь сейчас число людей, бегущих от насилия, гонений и нарушений их прав, по всему миру достигло 80 миллионов, не говоря уже о десятках миллионов тех, кто «только» ищет лучшей жизни. Если страны Вышеградской четверки или кто-то еще и из восточной части Европейского Союза заблокируют проект, то, скорее всего, страны Западной Европы договорятся между собой по принципу так называемого расширенного сотрудничества, и это неминуемо повлечет негативные последствия для единства и эффективности Европейского Союза.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Карел БАРТАК (Karel BARTÁK). Info.cz, Чехия, 23 сентября 2020 года
ИноСМИ.RU, 26 сентября 2020 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.