Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 869 - 870
14 - 27 сентября 2020

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«ОТР», «REGNUM» и «Независимая газета» о демографическом положении России
«Московский Комсомолец», «Le Figaro», «Svenska Dagbladet» о смертности от коронавируса
«Русская служба BBC» и «Коммерсантъ» о второй волне коронавируса
«Русская служба BBC» о вакцине против коронавируса
«Коммерсантъ» о вакционации против коронавируса
«Frankfurter Allgemeine» о средствах защиты
«Независимая газета», «РБК», «Коммерсантъ» и «Известия» об изменениях в миграционном законодательстве
«Le Figaro», «Dagens Nyheter» и «Коммерсантъ» о миграционной политике в Европе
«Project Syndicate» о миграционном кризисе

«Взгляд» и «Русская служба BBC» о положении мигрантов
«День» о переселении народов
«Московский Комсомолец» о рынке труда
«Московский Комсомолец» о политической демографии
«REGNUM» о пенсионной реформе
«Независимая газета» о реформе здравоохранения
«Вечерняя Москва» о сексуальной революции
«Der Spiegel» о сезонности рождений
«Le Figaro» о суррогатном материнстве
«Труд» о свадебных обрядах
«Московский Комсомолец» о переносе российской столицы
«Do Rzeczy» о демографическом положении Польши
«Страна.ua» о демографическом положении Украины

… о рынке труда

Политолог объяснил, почему россияне не выдержат конкуренцию с трудовыми мигрантами

 «Братство приезжих очень сильное – сложилась каста, порука, бизнес на людях»

Без мигрантов траты работодателей в строительстве, жилищно-коммунальной сфере вырастут в 3-4 раза. Об этом после закрытия границ в пандемию коронавируса громко заговорили многие российские бизнесмены. Их поддержало высокое руководство страны. Однако парадокс в том, что, заботясь о предпринимателях и приезжих из других стран, чиновники забывают о своих гражданах. Или, если говорить напрямую, игнорируют их интересы. Часть людей уже потеряли работу, а кого-то эта неприятность ждет в ближайшие месяцы. О мигрантском братстве, которое явно сильнее российского, мы говорим с генеральным директором Центра развития региональной политики Ильей Гращенковым.
- Илья, считается, что закрытие границ в коронакризис показало слабость российской экономики - зависимость от дешевой рабочей силы мигрантов. Снижение притока людей может вызвать рост цен, отмечают чиновники. В зоне риска строительство, сельское хозяйство, ЖКХ. Так ли это?
- Это понятная для властей стратегия. Есть мигранты, с их дешевым фикс-прайс на работу и неприхотливыми запросами, а есть наши сограждане, желающие получать зарплату в несколько раз больше и жить лучше. Скажем, оклад в 10 тысяч рублей для россиянина, с проживанием в фургоничке, это нормально? Нет, наши люди захотят за такое 20-30 тысяч, с нормальным проживанием или тысяч 50-60 за «экстрим». Кроме того, запросят страховку, питание, медобслуживание. В итоге наш рабочий обойдется работодателю во все 100 тысяч, тогда как мигрант - тысяч в 30. Границы закрылись - и начался вой, что без мигрантов мы пропадем. Конечно, кто захочет поднимать траты на 200-300%?
- Наши люди остались без работы. Могли бы они занять места трудовых мигрантов или это невозможно?
- Почему нет? Вполне. Сам знаю случай, один знакомый учитель подрабатывает грузчиком на вокзале, так как в школе перебои с зарплатой из-за снижения нагрузки по часам. Так вот, там всё его «руководство» - мигранты, к деньгам с подработкой его не пускают. Другой знакомый журналист начал работать в такси и испытывает колоссальную конкуренцию с мигрантами. Мы видим реальную конкуренцию внутри сектора экономики, где наши граждане, увы, находятся на втором месте.
- Кто бы сомневался: при прочих равных работодатель возьмет человека, который обойдется ему дешевле. Тем более что в последние годы россиянам постоянно объясняют, как тяжело живется нашим соседям по Содружеству независимых государств - мол, им нужно отправлять деньги домой, содержать семьи. Как же не помочь…
- Может быть, живется им и тяжело, но, с другой стороны, и у нас люди живут не очень легко. У кого-то родители болеют, кто-то в долгах, кому-то платить за кредит. Между прочим, для экономики России мигрант не так уж полезен. Деньги он вывозит, в экономику не вкладывает, не берет ипотеку, не покупает машину. Да, кто-то наживается на его дешевом труде, но проблем с ними больше. И мы видим, что эта тенденция шагает по стране. Чем хуже дела у сограждан, тем больше бизнес старается сократить издержки за счет мигрантов. В ресторанах стали брать больше официантов и барменов из числа приезжих, больше стало таксистов, рабочих в автосервисах и т.д. Сейчас многие работают в салонах связи, в магазинах, думаю, скоро это коснется и цифровой сферы. Такой подход плох тем, что рынок труда развивается хаотично.
- Россияне, потерявшие престижную работу, могли бы «наступить себе на горло» и прийти на места мигрантов?
- Да, жизнь заставляет. Вспомните фильм, недавно запрещенный в США, «Унесенные ветром», где Скарлетт О’Хара сменила жизнь богатой дворянки на жизнь батрака, пообещав, что, когда она все преодолеет, никогда не будет голодать. Так и сейчас. Люди, по-настоящему сильные, готовы будут преодолеть любой кризис, построить новый бизнес.
- Но ведь есть и те, кто привык к определенным компетенциям. Например, менеджеры среднего звена, секретари, многочисленные чиновники низших должностей. Их сокращают, а идти им некуда.
- Конечно, тяжело из кабинета или офиса перейти работать на укладку асфальта. Однако жизнь может заставить пойти и на такое. И тут они и столкнутся с главной проблемой - отсутствием даже этой работы, про которую у нас власти говорят, что «не хватает рук ее делать».
- А работы на самом деле нет?
- Фактически тяжело ее найти. Вроде бы стройки есть, но как на них попасть, когда на работу туда поступают сразу группы приезжих? Наберут по 50-100 человек и завозят, не на сайте же объявление дают. Вот и получается: даже если человек на многое готов, найти ему место не так-то просто.
- Даже устроиться простым дворником россиянам нелегко – вакансий нет.
- Вот именно. Приходишь в какой-нибудь ДЕЗ, но там мест нет. А все потому, что уже сложилась каста, порука, бизнес на людях. Получается, что мигрантское братство сильнее нашего, у нас ведь даже профосоюзов, которые могут отстоять права россиян, толком нет.

Елена СОКОЛОВА. Московский Комсомолец, 12 сентября 2020 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.