Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 867 - 868
31 августа - 13 сентября 2020

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

10 сентября 2020 года - Всемирный день предотвращения самоубийств 

Профилактика самоубийств в Словении: взгляд демографа

Самоубийства во всем мире остаются одной из серьезных причин преждевременной смерти. Но, в принципе, самоубийство - устранимая причина, обусловленное ею огромное количество смертей может быть предотвращено - об этом напоминает нам проходящий ежегодно 10 сентября Всемирный день предотвращения самоубийств.

В этом номере Демоскопа мы обращаемся к опыту по профилактике самоубийств в Словении, одной из стран-членов Европейского союза. Информацию об этом опыте подготовил наш коллега, аналитик Института демографии НИУ ВШЭ Ильнур Аминов, проходивший стажировку в Словенском центре изучения самоубийств Приморского университета.

О самоубийствах в Словении ...

Начиная со второй половины 1950-х гг. XX века и по настоящее время в России существует проблема высокой смертности от самоубийств. Но, несмотря на значительные демографические, социальные, экономические и иные потери вследствие сложной суицидальной ситуации, в нашей стране до сих пор не создана эффективная система профилактики самоубийств. В этом вопросе мы значительно отстаем от экономически развитых стран, в которых давно уже стало нормой изучение, открытое обсуждение проблем, связанных с суицидами, их профилактика.

К числу подобных стран относится и Республика Словения – небольшое, по сравнению с Россией, государство в Южной Европе, на территории которого по состоянию на 1 января 2019 г. проживало 2 080 908 человек[1].

В Словении, также как и в России, вот уже несколько десятилетий наблюдается сложная по европейским меркам суицидальная ситуация. От этой причины смерти ежегодно погибает более 400 человек, а стандартизованный коэффициент смертности от самоубийств в 2016 г. составил 18,1 на 100 тыс. жителей страны[2].Это одно из самых высоких значений среди стран Европейского союза, больше в последние годы было только в Литве и Латвии (рис. 1). Таким образом, тема сверхсмертности от самоубийств актуальна и для словенского общества.

Рисунок 1. Стандартизованные коэффициенты смертности от самоубийств в Европейском союзе в целом и в странах, входящих в его в состав, 2016 год, на 100 тысяч человек

Источник: Eurostat. Death due to suicide, by sex - Standardised death rate by 100 000 inhabitants [tps00122] (дата обращения: 14.04.2020).

… и об их профилактике

Первое, что привлекает внимание при изучении опыта Словении, это то, что осознание важности проблемы сверхсмертности от самоубийств словенским обществом произошло, судя по всему, за достаточно короткий период. Ведь независимой страна стала относительно недавно, лишь в 1991 г. До этого Словения входила в состав Югославии, из-за чего, согласно словенским исследователям, «данные по стране представлялись в общей статистике по Югославии» и в результате «высокий уровень суицидов в Словении оказывался, зачастую, замаскирован средними данными по всей Югославии, которые были существенно ниже в связи с их меньшей частотой в других странах, входивших в состав федеративного государства»[3].

На фоне традиционного «невнимания» российского общества к схожей проблеме, длящегося как минимум более полувека, это выглядит значительным достижением. Вероятно, определенную роль в этом сыграла и общеевропейская «обеспокоенность» проблемой самоубийств, наблюдаемая на протяжении последних нескольких десятилетий. К примеру, по данным М. Саркиапоне, в последние годы в странах Европейского союза были реализованы следующие проекты по профилактике суицидов: «EUREGENAS (Европейские регионы против суицида), RESTRAIL (Предупреждение самоубийств и преступлений на железнодорожном транспорте), EHSS (Европейское исследование убийств и самоубийств), SEYLE (Сохранение и расширение возможностей молодежи в Европе), MONSUE (Мониторинг самоубийств в Европе), WE-STAY (Профилактика суицидов у учащейся и рабочей молодежи), SUPREME (Предотвращение самоубийств через Интернет и продвижение в СМИ основ сохранения психического здоровья), OSPI (Оптимизация программ профилактики самоубийств и их реализация в Европе), PREDI-NU (Профилактика депрессий и повышение информированности населения через социальные сети), YMSP (Молодежь и суицид), EAAD (Европейский альянс против депрессии), PROMISE (Укрепление психического здоровья, снижение психической заболеваемости и социальная интеграция в образовании), STOP (Суицидальность в педиатрической практике)»[4].

И хотя, в отличие от других европейских стран, в Словении не стали принимать отдельную национальную стратегию, можно сказать, что в настоящее время в Словении функционирует полноценная система профилактики самоубийств. Страна также активно участвует в ряде вышеперечисленных общеевропейских проектов.

В настоящее время основным документом, определяющим приоритеты в сфере профилактики суицидов в Республике Словения, является Национальная программа охраны психического здоровья на 2018-2028 годы (ReNPDZ18-28)[5]. Данная программа содержит пять основных целей в области профилактики суицидов на ближайшее десятилетие:

  • повышение осведомленности и грамотности в области психического здоровья с упором на профилактику самоубийств;
  • постоянное взаимодействие со СМИ для ответственного освещения случаев самоубийства и психического здоровья / психических расстройств в целом;
  • обеспечение доступа к помощи и лечению для лиц с суицидальными мыслями;
  • сокращение потребление алкоголя;
  • ограничение доступа к средствам совершения самоубийства.

Планируется, что за 10 лет реализации этой программы, смертность от самоубийств будет сокращена на 15%. Здесь следует признать, что по сравнению с парадоксальным снижением суицидальной смертности по данным официальной статистики, наблюдаемым в последние годы в России, кстати, без всякого рода программ профилактики, подобные планы выглядят достаточно скромно. Хотя, на мой взгляд, и более правдоподобно.

Еще одной отличительной особенностью Словении является то, что в работу по профилактике суицидов здесь вовлечено большое количество акторов: государственные учреждения, научные и общественные организации.

Основу этой системы, как и в большинстве стран, составляют медицинские организации, так называемые Центры психического здоровья, подведомственные Национальному институту общественного здравоохранения (Nacionalni inštitut za javno zdravje). Существует два вида подобных учреждений, ориентированных на разные возрастные группы: Центры психического здоровья взрослых (Center za duševno zdravje odraslih) (по состоянию на октябрь 2019 г. в стране функционировало 10 таких центров) и Центры психического здоровья детей и подростков (Center za duševno zdravje otrok in mladostnikov) (по состоянию на октябрь 2019 г. в стране функционировало также 10 центров).

Эти центры расположены преимущественно в восточной части страны, что вполне логично, учитывая более высокий уровень смертности в этих регионах[6]. Согласно Национальной программе охраны психического здоровья на 2018-2028 годы, планируется, что в течение 10 лет количество Центров психического здоровья взрослых увеличится до 25.

Помимо государственных учреждений в профилактике самоубийств активно участвуют и представители НКО. С их перечнем можно ознакомиться в табл. 1.

Таблица 1.

Название общественной организации или инициативы

Ссылка на официальный сайт

«Društvo Zaupni telefon Samarijan» (Общество «Телефон доверия - Самаритянин»)

http://www.telefon-samarijan.si/

«To sem jaz» (Интернет-форум для молодежи «Это я» по вопросам, о которых легче писать, чем говорить)

http://tosemjaz.net/

Društvo za pomoč osebam z depresijo in anksioznimi mo tnjami (Ассоциация для людей, страдающих депрессией и тревожными расстройствами)

http://www.nebojse.si/

Ozara Slovenija – Nacionalno združenje za kakovost življenja (Ozara Словения – Общенациональная ассоциация за повышение качества жизни)

http://www.ozara.org/

ŠENT – Slovensko združenje za duševno zdravje (ŠENT- Словенская ассоциация психического здоровья)

https://www.sent.si/

Center za psihološko svetovanje POSVET Slovensko združenje za preprečevanje samomora (Центр психологического консультирования POSVET Словенской ассоциации по предотвращению самоубийств)

http://www.posvet.org/

Все функционирующие в стране службы «Телефон доверия» организованы именно общественными организациями. Правда, следует отметить, что эта деятельность осуществляется не без поддержки со стороны государственных органов. В Словении подобные общественные инициативы поддерживаются государством посредством специальных грантов.

В настоящее время психологическую помощь в Словении можно получить, позвонив в следующие службы: «Телефон доверия - Самаритянин» (116 123, работает ежедневно в круглосуточном режиме), «ТОМ» - телефон для детей и подростков (116 111, работает ежедневно с 12.00 до 20.00),«Klic» - телефон доверия при психическом расстройстве (01 520 99 00, работает ежедневно с 19.00 до 7.00).

Согласно открытым источникам словенцы достаточно активно обращаются за помощью по телефонам доверия. Например, в 2018 г. только в службу «Телефон доверия - Самаритянин» поступило 23 135 звонков, а общая продолжительность консультаций составила 8676 часов[7].

Рисунок 2. Баннер с информацией о службе
«Телефон доверия - Самаритянин»

Я столкнулся с информацией о Телефоне доверия в первый же день моего прибытия в Любляну – этот баннер висит в подземном переходе железнодорожного вокзала.

Описывая особенности словенской системы профилактики суицидов, я хотел бы выделить следующие важные для современной России, моменты:

Первое – активное привлечение волонтеров в работу по профилактике самоубийств, например, в службах «Телефон доверия». Конечно, по признанию словенских коллег, чаще всего в эти службы привлекаются студенты-психологи. Однако помимо них, что для меня было неожиданно, в волонтерской деятельности участвуют, к примеру, и безработные. Оказывается, за подобного рода деятельность безработным предусмотрено хоть и небольшое, но увеличение выплат от государства.

Второе – это использование в профилактической работе Интернета. Все акторы словенской системы профилактики суицидов, вне зависимости от того, государственные это или общественные организации, имеют официальные сайты, содержащие всю необходимую для потенциальных посетителей информацию. При этом некоторые проекты свою работу ведут преимущественно в онлайн формате, как в случае Интернет-форума для молодежи «To sem jaz» («Это я»)[8]. На данном сайте подростки анонимно и бесплатно могут получить консультации не только профессиональных психологов, а также врачей разных специальностей (в том числе гинеколога, инфекциониста и др.), социальных работников по широкому кругу вопросов.

Рисунок 3. Скриншот Интернет-форума для молодежи "To sem jaz" ("Это я") по вопросам, о которых легче писать, чем говорить[9]

К числу основных Интернет-ресурсов по профилактике самоубийств в Словении можно отнести и официальный сайт Словенского центра изучения самоубийств «Živ?Živ!» («Жив?Жив!»)[10] (рис.4), вероятно один из самых информативных в мире национальных сайтов по проблеме изучения и профилактики самоубийств. К сожалению, в России, несмотря на сложную ситуацию со смертностью от самоубийств, до сих пор нет подобного рода информационного ресурса.

Рисунок 4. Официальный сайт Словенского центра изучения самоубийств «Živ?Živ!»[11]

Третье – тесное взаимодействие общественных организаций в сфере профилактики суицидов с представителями государственных учреждений, учеными. В последнем мне воочию удалось убедиться в рамках участия в региональном совещании экспертов, которое состоялось 9 октября в г. Целе. На этом мероприятии, организованном НКО «Озара Словения», помимо общественников в качестве спикеров выступили представители всех основных акторов в сфере профилактики суицидов – Национального института общественного здравоохранения, Словенского центра изучения самоубийств, Центров психического здоровья. И хотя формат мероприятия был изначально заявлен как совещание, на самом деле проходил он в абсолютно камерной обстановке и напоминал больше обучение так называемых «вахтеров» (gatekeepers). Я думаю, что все участники этого мероприятия, а это около сотни учителей, школьных психологов, работников социальных учреждений, волонтеров получили достаточно большой объем знаний о суицидах и их профилактике из уст ведущих экспертов. По крайней мере, для меня это мероприятие совершенно точно стало настоящим погружением в словенскую систему профилактики самоубийств.

Рисунок 5. Сотрудник Словенского центра изучения самоубийств д-р Тина Подлогар рассказывает участникам совещания об особенностях суицидального поведения и его профилактики. г. Целе, 9 октября 2019 г.

О Словенском центре изучения самоубийств

К числу основных акторов в области изучения и профилактики самоубийств в стране относится и Словенский центр изучения самоубийств Приморского университета, в котором проходила моя стажировка.

Несмотря на относительную «молодость»[12], в настоящее время Словенский центр изучения самоубийств (далее – Центр) по праву можно отнести к числу ведущих исследовательских организаций в области суицидологии. Поскольку здесь работает достаточно именитая группа исследователей под руководством одного из ведущих экспертов-суицидологов - профессора Диего де Лео[13]. В центре также работают известные суицидологи д-р Вита Поштуван[14], д-р Тина Подлогар[15].

Центр принимает активное участие в глобальных и общеевропейских проектах в области суицидологии, а также инициирует их. Например, Центр ежегодно организует международную конференцию «TRIPLE i conference: intuition, imagination and innovation in suicidology», ставшую одной из немногих общеевропейских площадок по обсуждению актуальных проблем, связанных с различными аспектами суицидов при участии как ведущих, так и начинающих исследователей-суицидологов.

В качестве примера, иллюстрирующего признание Центра со стороны глобального сообщества суицидологов, можно привести и факт того, что в 2023 г. по инициативе Центра Словения примет 32-й Всемирный конгресс Международной ассоциации по предотвращению самоубийств.

Рисунок 6. Отныне в библиотеке Центра можно ознакомиться и с коллективной монографией сотрудников Института демографии НИУ ВШЭ, посвященной смертности от внешних причин смерти в России
Слева направо: директор Центра, профессор Диего де Лео, заместитель директора, д-р Вита Поштуван и аналитик Института демографии НИУ ВШЭ Ильнур Аминов

В целом, описывая деятельность Центра, следует отметить его многогранность. Помимо основной исследовательской работы сотрудники Центра ведут активную просветительскую деятельность, например, разрабатывая специальные методические рекомендации, принимая активное участие в обучении «вахтеров»(gatekeepers)[16] или выступая с разъяснениями в СМИ.

С момента создания Центра им было реализовано большое количество проектов, в основном носящих междисциплинарный характер. С частью проектов можно ознакомиться в табл. 2, а полный перечень доступен по ссылке[17]. Первые две недели моей месячной стажировки как раз и были посвящены изучению всех этих программ.

Таблица 2. Перечень и краткое описание некоторых проектов, реализуемых в настоящее время Словенским центром изучения самоубийств:

«Živ?Živ– («Жив? Жив!» - изучение и профилактика самоубийств).

В рамках реализации проекта предусмотрено проведение информационных кампаний в СМИ, разработка рекомендаций для журналистов по ответственному освещению проблемы самоубийств[18], внедрение специальных приложений по профилактике самоубийств и т.д.[19]. Проект финансируется Государственным агентством по исследованиям Республики Словения.

«A (se) štekaš?!?» («Ты понимаешь себя?!?» - комплексный подход в укреплении психического здоровья и первичной профилактики суицидального поведения подростков»).

Проект, направленный на укрепление психического здоровья и профилактику суицидального поведения среди подростков в возрасте от 12 до 18 лет. Является усовершенствованным вариантом, реализованного ранее в Словении общеевропейского проекта SEYLE. В каждой школе, где реализуется проект, предусмотрено проведение следующих мероприятий: трех семинаров для подростков, посвященных психическому здоровью; лекции для родителей, о психическом здоровье и различных формах помощи и досуга подростков для укрепления психического здоровья (раздаются также информационные брошюры[20]);обучение для учителей и школьных специалистов, по вопросам психического здоровья, суицидального поведения и распознавания подростков, нуждающихся в помощи. Проект софинансируется Министерством здравоохранения Республики Словения.

«A (te) štekam?!?» («Я понимаю тебя?!?» - новые подходы к выявлению и предотвращению суицидального поведения и других факторов риска психическом здоровье подростков»).

Проект является усовершенствованной моделью проекта «A (se) štekaš?!?». В рамках реализации планируется изучить процедуры скрининга и оценки, а также способы лечения подростков из групп риска. Особое внимание при этом будет уделено эффективности и недостаткам различных форм работы с целевой группой подростков из групп риска. На основе полученных данных планируется разработать рекомендации для работы с ними. Проект софинансируется Государственным агентством по исследованиям Республики Словения.

«Moški» – («Мужчины» - проект, ориентированный на словенских мужчин, подверженных суицидальному поведению: их психическое здоровье, качество жизни, социальная сплоченность, обращение за помощью).

Программа ориентирована на 4 группы словенских мужчин наиболее подверженных суицидальному поведению: мужчины с проблемами психического здоровья, заключенные, представители ЛГБТ и пожилые. Основной целью проекта является изучение характеристик, связанных с суицидальным поведением, проблем, связанных с психическим здоровьем, качеством жизни, типом и количеством межличностных отношений, восприятием стигмы и обращением за помощью. Одним из результатов проекта стала публикация д-ром Витой Поштуванпрактического руководства«Разговор о самоубийстве»[21].Проект финансируется Государственным агентством по исследованиям Республики Словения.

«PismeDuš» – («Письма душ» - проект, направленный на расширение осведомленности в области психического здоровья, уменьшение стигматизации психических заболеваний и увеличение числа обращений за помощью среди пожилых).

Основная цель проекта - получить более широкое и точное представление о текущем состоянии грамотности в области психического здоровья и обращаемости за помощью в случае стресса среди пожилых людей. В рамках проекта запланировано изучение факторов риска, препятствующих обращению за помощью, и факторов, способствующих повышению грамотности в вопросах психического здоровья и обращению за помощью. Проект софинансируется Государственным агентством по исследованиям Республики Словения и Министерством здравоохранения Республики Словения.

Источник: http://zivziv.si/projekti/

Следует отметить, что обсуждая вопросы профилактики самоубийств в России, исследователи чаще всего обращают внимание на необходимость создания телефонов доверия, расширения оказания психологической помощи. Это вполне оправдано, такие меры можно отнести к числу «первоочередных». Однако, очевидно, что только ими ограничиваться не стоит. В Словении, обеспечив реализацию «первоочередных мер», перешли к следующему этапу, к изучению наиболее подверженных суицидам групп риска, к разработке и реализации мер ориентированных именно на эти группы. К примеру, изучая особенности суицидального поведения заключенных в рамках проекта «Мужчины» («Moški»)[22], сотрудники Центра опросили 419 заключенных из всех 6 словенских тюрем и провели подробные интервью с 11 заключенными, предпринимавшими суицидальные попытки. На основе полученных в рамках данного исследования результатов была подготовлена докторская диссертация[23], посвященная отношению к самоубийству и предупреждающим суицидальное поведение знакам у мужчин, предпринимавшим суицидальные попытки.

Поскольку речь зашла о заключенных, нельзя не обратить внимание и на словенский опыт по их социализации, на мой взгляд, также отчасти вносящий вклад в общее дело профилактики суицидального поведения среди этой группы населения. По словам моих коллег, этому вопросу в Словении уделяется особое внимание. Так, при попадании в тюрьму заключенный в обязательном порядке проходит консультацию психолога. Во время отбывания наказания с заключенным также ведется психологическая работа, причем с заключенными с разными видами преступлений работают психологи с соответствующей специализацией. После освобождения психологическое консультирование также может быть продолжено. Но самое главное в этой системе то, что при освобождении бывшего заключенного стараются трудоустроить. С этой целью введена практика стажировок на различных предприятиях, после прохождения которых бывший заключенный может выбрать наиболее подходящий ему вид деятельности и тем самым легче адаптироваться к новой жизни.

Помимо знакомства с основными программами, мне удалось поработать и в библиотеках Центра и Факультета математики, естественных наук и информационных технологий[24], на словенском языке ласково именуемых «книжницами» (knjižnica). В частности, большой удачей для меня было обнаружить в этих «книжницах» многотомные сборники основных работ Эстонско-Шведского института психического здоровья и суицидологии[25] и Национального центра изучения самоубийств Каролинского института[26], которые содержали ранее неизвестные мне статьи по самоубийствам в России и на постсоветском пространстве.

Рисунок 7. Стажировку хорошими книгами не испортишь

Заключение

В заключение хотелось бы представить несколько размышлений, сделанных мной после прохождения стажировки, относительно того, что было бы полезно сделать в вопросе профилактике суицидов, в том числе и в России.

  1. Словения, как и другие страны, входящие в состав Европейского союза, имеют значительный опыт в вопросе профилактики самоубийств и суицидальных попыток, в связи с чем актуализируется вопрос обмена опытом между этими странами и странами, которые находятся лишь на пути к созданию или реформированию подобных систем профилактики. К числу последних, вероятно, относится и Россия. В этой связи было бы логично создать некую базу данных, например для стран Европейского региона ВОЗ, объединяющую лучшие практики в области профилактики самоубийств. Базу данных, доступную для широкого круга лиц, участвующих в профилактике самоубийств (чиновников, исследователей, гражданских активистов). К сожалению, существующие в настоящее время подобные ресурсы, например, Европейский реестр национальных стратегий по предупреждению насилия и травматизма, давно не обновляются и представляют собой лишь перечень названий документов.
  2. В этой же базе данных в формате свободной лицензии могут быть размещены материалы по профилактике суицидов. Тем самым лучшие практики могли бы применяться в странах, не имеющих должного опыта в этой сфере.
  3. На мой взгляд, давно назрела и необходимость создания курсов по суицидологии на онлайн платформах, таких как Coursera, с участием ведущих экспертов-суицидологов. Подобные курсы внесли бы значительный вклад в информационно-просветительскую деятельность по профилактике самоубийств.
  4. Опыт Словении в сфере профилактики самоубийств наглядно демонстрирует важность совместного участия в этой работе научных центров, общественных организаций, их активного взаимодействия с государственными институтами. Для нашей страны было бы очень полезно учесть этот опыт.

Также, пользуясь возможностью, хотелось бы выразить слова благодарности сотрудникам Института демографии НИУ ВШЭ и Центра повышения квалификации НИУ ВШЭ, оказавшим мне поддержку при организации данной стажировки. Я благодарен также всем сотрудникам Приморского университета за радушный прием и всестороннюю поддержку во время пребывания в Республике Словения.

Ильнур АМИНОВ,
аналитик Института демографии НИУ ВШЭ

Приложение 1. Выдержки из Национальной программы охраны психического здоровья на 2018-2028 годы (ReNPDZ18-28), касающиеся вопроса профилактики самоубийств

В Словении от самоубийств ежегодно умирает от 400 до 450 человек, всего с 1999 по 2016 год погибло 12 038 человек. Средний уровень самоубийств (уровень самоубийств на 100 000 населения) в период между 1996 и 2016 годами составлял 24,69, что выше среднего показателя по Европе, равного 11/100 000, по данным Евростата за 2014 год (http://ec.europa.eu). / eurostat / web / products-eurostat-news / - / DDN-20170517-1).

Мужчины умирают от самоубийств примерно в четыре раза чаще, чем женщины. Ярко выражены и региональные различия, поскольку во всех восточных регионах уровень самоубийств выше, чем в среднем по Словении (NIJZ, База данных о смертности). С 1997 года наблюдается постепенное снижение уровня самоубийств у обоих полов почти во всех возрастных группах (Roškar et al., 2015; Beškovnik et al., 2011). Снижение наблюдается в основном среди лиц моложе 50 лет, в то время как у мужчин более старшего возраста (старше 70 лет) в последнее время наблюдается рост числа самоубийств. Уровень самоубийств среди пожилых людей превышает 50 на 100 000 населения и является одним из самых высоких в Европе. У подростков в возрасте от 15 до 19 лет самоубийство является второй наиболее распространенной причиной смерти (после смерти в результате дорожно-транспортных происшествий), а у мужчин в возрасте от 20 до 44 лет первой причиной смерти.

· Социальное неравенство, риск бедности и социальной изоляции являются не только показателями плохого психического здоровья, но и показателями здоровья в целом, социального обеспечения и экономических показателей. Поскольку имеется достаточно доказательств того, что социальное неравенство ухудшает психическое здоровье, страны и политики принимают меры по сокращению этих различий и финансируют программы социальной защиты и социальной интеграции, которые, как было доказано, способствуют повышению социального обеспечения (ВОЗ. Социальные детерминанты психического здоровья, 2014 год. Доступно по ссылке: http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/112828/1/9789241506809_eng.pdf). Социально-экономические факторы, несомненно, влияют на психическое состояние населения Республики Словения, что можно определить по некоторым показателям общественного здравоохранения, например по региональным различиям в уровне смертности от самоубийств.

* * *

5.5 Профилактика суицидального поведения, особенно среди пожилых

По данным Всемирной организации здравоохранения (2017 г.), каждый год в результате самоубийств умирает около 800 000 человек, что превышает число жертв войн и насильственных смертей (таких как убийства) вместе взятых. Другие формы суицидальности, такие как попытки самоубийства, некоторые формы суицидального поведения и мысли о самоубийстве, также являются проблемой общественного здравоохранения. Словения является одной из стран, наиболее подверженных риску самоубийства. Самоубийство становиться серьезной проблемой общественного здравоохранения начиная с позднего детства или раннего подросткового возраста. Причины суицидального поведения многочисленны и включают в себя зависимость и психические расстройства, такие как депрессия, алкоголизм и другие злоупотребления наркотиками. Самоубийства чаще встречаются среди безработных, социально изолированных, одиноких и бедных.

Самоубийство - это предотвратимое явление. Снижение смертности от самоубийств в Словении в последние годы является стимулом для продолжения работы в области профилактики самоубийств. В дополнение к общим мерам, охватывающим общее укрепление психического здоровья и профилактику психических расстройств, в сфере профилактики самоубийств предусмотрены следующие конкретные меры.

Цель 1: Повышение осведомленности и грамотности в области психического здоровья с упором на профилактику самоубийств.

Ответственные министерства: Министерство здравоохранения (далее – MZ), Министерство труда, семьи, социального обеспечения и равных возможностей (далее – MDDSZ), Министерство образования, науки и спорта (далее – MIZS).

Мероприятие 1: Разработка и внедрение программ раннего выявления и действий в случае суицидального поведения (адаптированных для широкой общественности и других представителей местного сообщества).

  • Внедрение стандартизованной программы первой психологической помощи (передача знаний о причинах, симптомах и признаках суицидального поведения и укрепление навыков действия).
  • Предоставление информации о суицидальном поведении, его профилактике и вариантах действий (например, лекции и семинары для широкой общественности) в различных группах населения (дети, взрослые, пожилые люди ...).

Мероприятие 2: Постоянное сотрудничество со средствами массовой информации с целью ответственного освещения проблемы самоубийств и психического здоровья / психических расстройств в целом.

Цель 2: Раннее выявление находящихся под угрозой лиц.

Ответственные министерства: MZ, MDDSZ, MIZS.

Мероприятие 1: Разработка и внедрение программ для профессиональной сообщества по раннему выявлению и действиям в случае суицидального поведения в различных группах населения.

  • Непрерывное обучение всех так называемых «вахтеров» (gatekeepers) и других специалистов (например, педиатров, врачей общей практики, психологов, медсестер / техников, социальных работников, сотрудников полиции, пожарных, учителей и других специалистов, занятых в неправительственном секторе…) и повышение их навыков по выявлению и реагированию на суицидальное поведение.
  • Установление протоколов взаимодействия, разграничения полномочий / ответственности между сотрудниками различных социальных служб.
  • Обеспечить немедленное вмешательство социальных служб в случае угрозы самоубийства, особенно для пожилых людей.

Мероприятие 2: Непрерывный скрининг населения на предмет суицидального риска (например, с использованием опросника PHQ 9 в референсных клиниках) и мониторинг данных (в целях повышения качества лечения людей, которым угрожает смерть или для эпидемиологических целей исследований).

Цель 3: Обеспечение доступа к помощи и лечению для людей, подверженных риску самоубийства

Ответственные министерства: MZ, MDDSZ, MIZS.

Мероприятие 1: Разработка и реализация программ помощи и активного мониторинга суицидального риска в различных группах населения (приоритетный доступ к бесплатному клиническому психологическому, психиатрическому и психотерапевтическому лечению, приоритетное общественное и амбулаторное лечение в учреждениях службы неотложной или скорой помощи, оказание неотложной / долгосрочной помощи или мониторинг после попытки самоубийства; доступ к программам помощи для реинтеграции в повседневную среду; предоставление программ помощи родственникам лиц, предпринявших попытку самоубийства или покончивших жизнь самоубийств, психотерапевтические услуги).

Мероприятие 2: Установление связей и постоянное сотрудничество медицинских и социальных служб с неправительственным сектором и поддержка их функционирования.

Цель 4: Сокращение потребление алкоголя

Ответственные министерства: MZ, MDDSZ, MIZS.

Мероприятие 1: Осуществить меры по снижению последствий вредного употребления алкоголя и наркомании (основные мероприятия перечислены в разделе, посвященным профилактике потребления алкоголя) .

Цель 5: Ограничение доступа к средствам совершения самоубийства.

Ответственные министерства: MNZ, Министерство юстиции, MZ, Министерство окружающей среды и территориального планирования.

Мероприятие 1: Пересмотреть и изменить законодательство, касающееся обеспечения условий безопасности, доступа к техническим средствам и устройствам, которые могут быть использованы при попытках самоубийства, включая доступ к ядам и лекарствам.

Мероприятие 2: Обеспечить меры безопасности в опасных, с точки зрения возможного совершения самоубийства, местах (установка заборов на железнодорожных переездах, высотных зданиях, мостах).

Мероприятие 3: Обеспечить безопасную обстановку в больницах, тюрьмах и других учреждениях, где существует повышенный риск самоубийства из-за особенностей лиц, находящихся в них, или других угрожающих факторов.

* * *

5.6.2. Исследования

Цель 1: мониторинг состояния психического здоровья

Ответственные министерства: MZ, MDDSZ, MIZS.

Мероприятие 3: Создать рабочую группу для изучения способов мониторинга самоубийств и попыток самоубийств (реестр самоубийств и попыток самоубийств).

Источник:

Резолюция о Национальной программе охраны психического здоровья на 2018-2028 годы[27]


[1]https://ec.europa.eu/eurostat/tgm/table.do?tab=table&language=en&pcode=tps00001&tableSelection=1&footnotes=yes&labeling=labels&plugin=1
[2]https://ec.europa.eu/eurostat/tgm/table.do;jsessionid=f8yOk9qYmp4cZtUBnnx_UCFGGRY1dZ6rOwMMonqIShRYD_cm90JW!902293985?tab=table&plugin=
1&language=en&pcode=tps00122https://ec.europa.eu/eurostat/tgm/table.do;jsessionid=f8yOk9qYmp4
cZtUBnnx_UCFGGRY1dZ6rOwMMonqIShRYD_cm90JW!902293985?tab=table&plugin=1&language=en&pcode=tps00122

[3]Поштуван В., Танчич-Грум А. Словения // Суициды в России и Европе / Под. ред. Б.С. Положего. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агенство», 2016. с. 143.
[4]Саркиапоне М. Страны Западной Евросоюза // Суициды в России и Европе / Под. ред. Б.С. Положего. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агенство», 2016. с. 165.
[5] Резолюция о Национальной программе охраны психического здоровья на 2018-2028 годы (Resolucija o nacionalnem programu dusevnega zdravja 2018?2028 : Uradni list RS, st. 24/18) URL: http://www.pisrs.si/Pis.web/pregledPredpisa?id=RESO120
[6]Поштуван В., Танчич-Грум А. Словения // Суициды в России и Европе / Под. ред. Б.С. Положего. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агенство», 2016. с. 147.
[7]По данным официального сайта службы «Телефон доверия - Самаритянин» http://www.telefon-samarijan.si/statistika-pogovorov/
[8]https://www.tosemjaz.net/
[9]https://www.tosemjaz.net/
[10]http://zivziv.si/
[11]http://zivziv.si/
[12] Центр был создан в 2011 г. по инициативе профессора Диего де Лео и группы бывших коллег известного словенского суицидолога, профессора Андрея Марушича (Andrej Marusic) в память о нем.
[13] Диего де Лео – доктор наук, почетный профессор Университета Гриффит, экс-президент Международной ассоциации по предотвращения самоубийств и Международной академии исследования самоубийств. По его инициативе с 2003 г. проводится Всемирный день предотвращения самоубийств. Более подробно с биографией и исследовательским опытом профессора Де Лео можно ознакомиться по ссылке: https://experts.griffith.edu.au/9838-diego-de-leo
[14] С публикациями д-ра В. Поштуван можно ознакомиться по ссылке: https://www.researchgate.net/profile/Vita_Postuvan
[15] С публикациями д-ра Т. Подлогар можно ознакомиться по ссылке: https://www.researchgate.net/profile/Tina_Podlogar
[16] По ссылке любой желающий может ознакомиться с вебинаром, посвященным разговору с человеком, думающим о самоубийстве http://zivziv.si/kako-se-pogovarjati-z-nekom-ki-razmislja-o-samomoru/
[17]http://zivziv.si/projekti/
[18]С рекомендациями для журналистов по ответственному освещению проблемы самоубийств, подготовленными сотрудниками Центра можно ознакомиться по ссылке: http://reportingonsuicide.org/wp-content/themes/ros2015/assets/images/24.10_Smernice_za_porocanje%20o_samomoru.pdf
[19]http://zivziv.si/projekti/#zivziv
[20]http://zivziv.si/wp-content/uploads/Zlozenka-za-starse.pdf
[21] С текстом практического руководства можно ознакомиться по ссылке: http://www.hippocampus.si/ISBN/978-961-7055-90-0.pdf
[22] http://zivziv.si/moski/
[23]https://plus.si.cobiss.net/opac7/bib/66929762
[24] Центр входит в состав данного факультета.
[25] Essential papers on suicidology 1993-2008. To celebrate the 15th anniversary of ERSI. Tallinn. 2008;
Essential papers on suicidology 2008-2014. Tallinn. 2014.
[26] Essential Reports and Papers on Suicidology and Suicide Prevention Published in English at NASP 1993-2012. To Celebrate the 20th Anniversary of NASP. (Vol. I – Reports Published in English; Vol. II – Epidemiology; Vol. III – Risk factors; Vol. IV - Treatment, Care and Preventive Strategies). National Centre for Suicide Research and Prevention of Mental Ill-Health at Karolinska Institutet and Stockholm Country Council’s Expert in Suicide Research and Prevention of Mental Ill-Health. Stockholm. 2013;
[27] Резолюция о Национальной программе охраны психического здоровья на 2018-2028 годы (Resolucija o nacionalnem programu dusevnega zdravja 2018?2028 : Uradni list RS, st. 24/18) URL: http://www.pisrs.si/Pis.web/pregledPredpisa?id=RESO120

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.