Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 861 - 862
1 - 14 июня 2020

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«БИЗНЕС Online» о демографическом развитии России
«Коммерсантъ», «IQ», «Московский Комсомолец» и «Frankfurter Allgemeine» о статистике заболеваемости и смертности от коронавируса
«La Repubblica» и «Русская служба BBC» о загадках распространения коронавируса
«Полит.Ру» и «The Washington Post» о факторах распространения коронавируса
«Project Syndicate» и «Газета.Ру» о женщинах во время пандемии
«Аргументы и Факты», «Русская служба BBC» и «Независимая газета» о коронавирусе в Бразилии
«The New York Times» о коллективном иммунитете

«Независимая газета» о мифах вокруг коронавируса
«Русская служба BBC» о политических рисках при борьбе с коронавирусом
«РБК» и «Helsingin Sanomat» о положении мигрантов
«Независимая газета» о ценностях россиян
«Вечерняя Москва» о семейных отношениях
«Российская газета», «The Village» и «Новая газета» о семье и детях
«N+1» о брачности среди староверов
«Газета.Ру» о рождаемости финок после войны
«Der Spiegel» о Роберте Кохе
«Suddeutsche Zeitung» о самоизоляции

… о женщинах во время пандемии

Project Syndicate (США): защитить женщин во время пандемии

Во всех странах мира, когда системы здравоохранения перегружены, в первую очередь страдает медицинская помощь женщинам, а это приводит к росту материнских и детских заболеваний и смертности, заявляют авторы статьи. У них есть рекомендации, как защитить женщин во время пандемии.

Бангкок — Это случилось месяц назад. Шеули спешила в госпиталь Дакки, ей была нужна срочная медицинская помощь. 25-летняя жительница Бангладеш только что родила дома: она считала, что дома рожать будет безопасней, чем в больнице во время пандемии. Но у неё началось послеродовое кровотечение (это одна из главных причин материнской смертности во всём мире), и поэтому она уже не думала об угрозе заразиться Covid-19. Об этом не думала и Маджуфа Актер, акушерка, которая пришла на помощь Шеули и спасла её жизнь, хотя в госпитале никто не обеспечил её адекватными средствами индивидуальной защиты (сокращённо СИЗ).
Рождение ребёнка — это напряжённый момент в жизни женщины при любых обстоятельствах. Но во время пандемии появляется новая форма стресса. Матери не знают, ехать ли им в госпиталь, где им грозит коронавирус, дефицит персонала и запрет на присутствие собственных родителей, или же рожать дома, где в случае медицинских осложнений риски для жизни часто возрастают. Это всего лишь один из примеров того, как необходимость борьбы с пандемией Covid-19 осложняет предоставление базовых медицинских услуг и делает женщин особенно уязвимыми.
Во всех странах мира, когда системы здравоохранения перегружены, в первую очередь страдает медицинская помощь, оказываемая женщинам, что приводит к росту материнских и детских заболеваний и смертности. Для иллюстрации этих рисков мы смоделировали возможное влияние пандемии на три ключевых услуги в сфере сексуального и репродуктивного здоровья (сокращённо СРЗ): роды с присутствием опытных медработников, в том числе акушерок; роды в медицинских учреждениях; доступ к средствам контрацепции.
Низкий уровень доступа к услугам в сфере СРЗ является проблемой для многих стран мира, в том числе для развитых стран, например США. Но в нашем анализе мы сосредоточили внимание на 14 особенно уязвимых странах Азиатско-Тихоокеанского региона: Афганистан, Бангладеш, Бутан, Камбоджа, Индия, Индонезия, Лаос, Мьянма, Непал, Пакистан, Папуа-Новая Гвинея, Филиппины, Соломоновы острова и Восточный Тимор. Во всех этих странах уже высок коэффициент материнской смертности — более 100 смертей на 100 тысяч живых рождений, что, как правило, объясняется низким уровнем обращения к медицинским услугам, таким как роды в специализированных учреждениях здравоохранения или помощь опытных акушерок.
Согласно нашей модели, лучшим является сценарий, когда использование трёх упомянутых ключевых услуг снижается на 20%. Это приведёт к росту материнской смертности на 17%, что эквивалентно увеличению числа женщин, умерших при родах, на 25 493 только в этом году. В худшем сценарии, когда пользование услугами снижается на 50%, материнская смертность возрастёт на 43% (или в абсолютных цифрах — на 68 422 умерших женщин). Значительная часть этой возросшей смертности будет объясняться увеличением рождаемости из-за сокращения доступа к услугам контрацепции.
Сокращение доступа к средствам контрацепции и услугам семейного планирования серьёзно усугубляет имеющиеся риски. Закрытие границы и другие сбои в работе производственно-сбытовых цепочек могут привести к сокращению поставок контрацептивов, которых часто нет в продаже даже в нормальные времена. Ограничения передвижений из-за карантина могут не позволить женщинам попасть в аптеку или клинику, особенно в тех случаях, когда услуги семейного планирования не признаются услугами «первой необходимости». А те женщины, у которых есть доступ к этим услугам, могут решить не пользоваться ими, потому что будут бояться заразиться коронавирусом.
В совокупности, все эти факторы могут привести к резкому росту неудовлетворённого спроса на услуги семейного планирования в 2020 году. В нашем лучшем сценарии доля неудовлетворённого спроса вырастет до 22%, а в худшем — до 26%, по сравнению с уровнем 18,9% для женщин репродуктивного возраста в 2019 году. Причина в том, что женщины, ранее имевшие доступ к современным методам контрацепции, потеряют возможность получать эту критически важную услугу. Иными словами, неудовлетворённый спрос на услуги семейного планирования может вырасти на 40% в одном только 2020 году. Результатом этого станут тысячи незапланированных беременностей в каждой из 14 стран и увеличение рисков для здоровья миллионов женщин и новорождённых.
Впрочем, все эти цифры лишь начало. Практически нет сомнений в том, что кризис Covid-19 в этом году не закончится. Издержки — для экономики, систем здравоохранения и благополучия женщин — будут и дальше возрастать. Достигнутый в последнее время прогресс на пути к увеличению эффективности и инклюзивности систем здравоохранения, а также повышению гендерного равенства может развернуться вспять.
Необходимо предпринять действия, которые ограничат подобные негативные последствия. В 1994 году на Международной конференции по народонаселению и развитию (ICPD) в Каире правительства стран мира обязались предоставлять услуги СРЗ всем. Это обязательство они подтвердили в прошлом году на саммите ICPD в Найроби. При планировании чрезвычайных мер в сфере экономики и здравоохранения страны мира должны гарантировать, что они соблюдают данное обязательство.
В частности, лидеры стран должны гарантировать, что ключевой медицинский персонал, в том числе акушерки, не будут отвлекаться от выполнения своей главной задачи — помогать матерям и новорожденным, и что весь персонал обеспечен необходимыми средствами индивидуальной защиты. Власти должны также обеспечивать доступ к контрацептивам. Там, где возможно, следует подумать о внедрении телемедицины и других инновационных подходов к предоставлению медицинских услуг. Пандемия ясно продемонстрировала нам одну вещь: огромный, помогающий спасать жизни потенциал новых технологий и подключения к интернету.
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш совершенно верно назвал кризис Covid-19 «величайшим испытанием», с которым столкнулся мир со времён Второй мировой войны. Для того чтобы пройти это испытание, лидеры всех стран мира должны осознать, что из-за пандемии, хотя она и влияет на всех, больше всего будут страдать те, кто уже был маргинализирован, включая женщин, этнические меньшинства и бедняков. Именно поэтому ни одна стратегия борьбы с пандемией не будет полной без плана обеспечения постоянного доступа к базовым услугам по защите сексуального и репродуктивного здоровья для всех.
Давид Де Бени является советником по экономике здравоохранения в Азиатско-Тихоокеанском отделении Фонда ООН в области народонаселения.
Федерика Маурицио — аналитик по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья и прав человека в Азиатско-Тихоокеанском отделении Фонда ООН в области народонаселения.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Давид ДЕ БЕНИ (Davide DE BENI), Федерика МАУРИЦИО (Federica MAURIZIO). Project Syndicate, США, 20 мая 2020 года
ИноСМИ.RU, 21 мая 2020 года

«Оказываются в нищете»: чем страшен COVID-19 для женщин

Последствия коронавируса окажутся тяжелыми для женщин

Смертность населения от коронавируса больше среди мужского населения, однако пандемия угрожает серьезными последствиями женщинам. Как утверждают зарубежные эксперты, сейчас в мире происходит всплеск домашнего насилия, ущемление прав женщин на аборты и их массовые увольнения, что впоследствии отбросит назад весь процесс борьбы за равенство полов.

 «На одной территории с обидчиком»
Борцы за права женщин встревожены последствиями, которыми обернется пандемия коронавируса. По словам экспертов, опрошенных CNN, хотя мужчины умирают от COVID-19 на 50% чаще, нынешняя ситуация уже ударила по женскому благополучию — и будет сказываться еще долго.
«Мы думаем о кризисе, связанном с коронавирусом, ориентируясь только на здоровье граждан, в то время как более масштабные последствия остаются незамеченными. Мужской организм справляется с вирусом хуже, однако это не идет в сравнение с тем, что из-за пандемии и самоизоляции переживают женщины», — отметила исследователь из Университета Саймона Фрейзера в Канаде Джулия Смит, которая работает над проектом, рассматривающим обширные последствия пандемии.
Вспышка коронавируса значительно усиливает те проблемы, с которыми женщины боролись еще до нее, отмечает соучредитель Центра феминистской внешней политики Кристина Лунц: «Кризисы, подобные этому, усугубляют уже существующее структурное неравенство в обществе — когда речь заходит о правах, здоровье и экономическом положении женщин в период пандемии, это становится наиболее очевидно».
Одной из главных проблем, с которой столкнулись женщины после введения режима самоизоляции, стал резкий рост случаев домашнего насилия. «Женщины оказались заперты на одной территории со своим обидчиком и вынуждены терпеть насилие, в то время как центры поддержки и временного размещения закрыты и не могут помочь», — подчеркнула научный сотрудник Института глобального здравоохранения Барселоны Елена Марбан Кастро.
По ее словам, коронавирус также поставил под угрозу благополучие многих женщин, которые хотели сделать аборт в период пандемии, однако получили отказы, так как эта процедура была отнесена к плановым, ограниченным на период коронавируса операциям. «Всякий раз, когда женщины не имеют контроля над своим собственным телом, над тем, сколько детей они хотят и когда они хотят иметь семью, эти женщины, их дети и их семьи оказываются в нищете», — отметила Лунц.

Сильнее всего кризис ударит по женщинам
По данным CNN, экономические последствия пандемии оказались более тяжелыми для женщин, чем для мужчин. Так, среди американцев, оставшихся без работы из-за коронавируса, 55% составили женщины, сообщает анализ Института экономической политики.
«Во многих отраслях промышленности, больше всего пострадавших от вспышки коронавируса, таких как туризм и прочие сферы услуг, по большей части работают женщины», — отмечает исследователь Джулия Смит.
При этом никто не отменяет работу по дому, на которую, по оценке ООН, женщины тратят в среднем 4,1 часа в день (мужчины — всего 1,7 часа). Усугубляют ситуацию и закрытые школы и детские сады, куда работающие матери сейчас не могут отправить своих детей, также отнимающих силы и время. Как отмечают специалисты, такое давление на женщин может в долгосрочной перспективе уменьшить их стремление к построению карьеры наравне с мужчинами. Это отбросит далеко назад в целом стремление к гендерному равенству.
«Как мы знаем из истории, когда женщина не может обеспечить себя сама, она впадает в зависимость от кого-то другого», — подчеркнула Лунц.

Как справляются россиянки
По данным российских кризисных центров, после введения мер изоляции в связи с коронавирусом в стране произошел всплеск обращений со стороны пострадавших от домашнего насилия. Количество звонков увеличилось на 25%, заявила «Газете.Ru» директор кризисного центра «Анна» Марина Писклакова-Паркер.
«В конце марта у нас произошел резкий всплеск обращений от жертв домашнего насилия – звонков на наш всероссийский телефон доверия стало больше на 25%. В ситуации изоляции риски усиливаются из-за того, что пострадавшим сложнее обращаться за помощью — они ведь постоянно находятся на одной территории с агрессором», — объяснила эксперт.
Согласилась с коллегой и руководитель «Кризисного центра для женщин» Елена Болюбах. Она отметила, что обращения жертв домашнего насилия значительно «утяжелились» постоянными отсылками к условиям самоизоляции.
«Мы точно можем сказать, что в каждом обращении в кризисный центр сейчас идет отсылка к самоизоляции — люди не могут разъехаться, чтобы избежать эскалации конфликта, как это делали раньше. Нынешние обстоятельства вызывают затруднения с реализацией плана безопасности: отсутствует информация о том, насколько сейчас полиция готова к реагированию на заявления о случаях домашнего насилия, уместно ли обращаться в травмпункт с побоями, работает ли он», — посетовала собеседница «Газеты.Ru».
Как пояснил изданию психотерапевт Алексей Санников, последствия самоизоляции в российских семьях будут ощущаться еще долго даже после ее окончания.
«Сейчас будет однозначно больше бытового насилия, так как, в первую очередь, поменялась стереотипность жизни. Люди привыкли ходить на работу, водить детей в садик и так далее. Сейчас эти стереотипы еще не успели толком переформироваться. Все сидят дома, общаются друг с другом больше, чем обычно, на фоне чего возникают конфликты и недопонимание.
Вследствие этого у людей появляется больше невротических реакций, которые сохранятся и после выхода из самоизоляции. Казалось бы, все же уже хорошо. Но как показывает практика, за пандемией, как и за любым кризисом, последуют безработица и безденежье.
Далее, как следствие, стресс, алкогольные возлияния, помутненное сознание, конфликты и рукоприкладство», — сообщил Санников.
По словам эксперта, неизбежно увеличится и количество разводов. Тем не менее, на статистику стоит смотреть под правильным углом. «После самоизоляции в ЗАГСы для разводов и регистрации браков пойдут не только те, кто пришел к этому решению за время пандемии, но и те, кто планировал это раньше. Однако статистика этих различий не заметит и покажет нам огромный всплеск как свадеб, так и разводов. Оценивать такие показатели будет некорректно сразу на пике, так как по факту цифры будут совсем другие», — заключил Санников.

Александра БАЛАНДИНА. Газета.Ру, 25 мая 2020 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.