Школьную сегрегацию производят сами жители
города.
Семинар Института образования НИУ ВШЭ
Последние
несколько лет в России стали говорить о "мигрантских"
школах, в которых учится больше детей мигрантов, чем в других средних
учебных заведениях. Чаще всего под мигрантами в России понимаются
выходцы из стран Средней Азии и Кавказа. С докладом "Появление
"мигрантских" школ в российских городах: стратегии интеграции
детей в школьное пространство" на еженедельном вторничном семинаре
Института образования выступила Екатерина Деминцева, доцент Школы
культурологии, заведующая Центром качественных исследований социальной
политики Института социальной политики НИУ ВШЭ.
"Мигрантские" школы в большинстве своем находятся
в так называемых "рабочих" районах, рядом с промышленными
зонами. Чаще всего это школы 50-60-х годов, времен, когда кварталы
строили вокруг заводов.
Основная проблема таких школ в российских городах, по
мнению местных жителей, заключается в том, что многие дети мигрантов
не говорят по-русски и не могут активно участвовать в школьном образовании.
Москвичи с опасением относятся к появлению таких школ и связывают
с обострением криминальной ситуации в городе.
Городская vs школьная сегрегация
Европейские и американские исследования объясняют школьную
сегрегацию городским пространством, в котором находится школа. В
кварталах, населенных преимущественно представителями бедных слоев
общества и этническими меньшинствами, дети оказываются в социально
и этнически неоднородных школах, в которых качество образования
хуже, чем в школах, расположенных в соседних кварталах города. Школы
в таких кварталах имеют не только низкий рейтинг, но и неблагоприятные
нормативные установки, насаждающие негативное отношение к хорошей
учебе.
Дети в таких школах не хотят учиться, не столько потому,
что им сложно, а потому что их друзья считают, что быть отличником
- не круто. Они оказываются в среде, которая не ведет к тому, чтобы
ребенок стремился вверх по социальной лестнице. Появляется ощущение,
что нужно оставаться в своем кругу.
Однако в постсоветских городах, в отличие от американских,
не наблюдается ярко выраженной городской сегрегации. Объясняется
это градостроительной политикой, которая существовала еще в советские
годы: строительство микрорайонов и социальное смешение. В то же
время нельзя говорить о полном отсутствии сегрегации - социально-экономическая
дифференциация пространства, которая была в советское время, сейчас
только увеличивается, появляется все больше элитных районов.
Появление "мигрантских" школ
Высокая концентрация детей мигрантов в школе - это результат
действий и администрации, и самих родителей. Местные родители, которые
заинтересованы в высоком уровне образования, пытаются отдать детей
в хорошие школы, и администрация понимает, что нужно поддерживать
рейтинг этих школ. Если в школе появится категория учащихся, которую
родители не хотят видеть, ребенка переведут в другую. В свою очередь,
родители-мигранты также стремятся создать своему ребенку комфортные
условия, поэтому отдают его в ту школу, в которой уже учатся знакомые
семьи, и куда его точно примут.
"Мигрантские" классы
В больших школах зачастую появляются классы, в которых
подавляющее большинство учеников - дети мигрантов. Школа создает
такие классы, чтобы помочь детям адаптироваться к русскоязычной
среде. Для детей-мигрантов не предусмотрены специальные программы
дополнительного образования по изучению русского языка как иностранного.
У учителей нет единой программы, по которой они могли бы вести уроки,
поэтому каждый придумывает что-то свое - ищут курсы при университетах,
остаются с детьми после уроков, отводят классные часы под занятия
русским языком.
Потенциал детей мигрантов
Местное население склонно переводить все проблемы, которые
существуют в школах, в этническую категорию. Но по результатам исследований,
дети-мигранты чаще попадают в изначально неблагополучные школы с
низким рейтингом, в которых учатся дети с низким социальным статусом,
и в которые родители среднего класса не захотели отдавать своих
детей.
Считается, что школы устанавливают барьеры для учащихся
мигрантов, потому что опасаются за их невысокую успеваемость. Но
наши данные показывают, что в последние годы школы с удовольствием
берут детей мигрантов, поскольку эти дети очень мотивированы на
обучение и получение образования.
Презентация доклада представлена здесь.
|