Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 849 - 850
2 - 15 марта 2020

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление Читайте книги

International Migration Report 2019

Health At A Glance: Asia/Pacific 2018

Природний рух населення України за 2018 рік

Внутренняя миграция как ресурс развития России: социально-экономические эффекты, издержки и ограничения

Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019

По страницам журналов «Население и экономика» и «Мировая экономика и международные отношения»

Содержание журнала «Demography»


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Н.В. Мкрткчян,
Ю.Ф. Флоринская,
К.И. Казенин

ВНУТРЕННЯЯ МИГРАЦИЯ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ РОССИИ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ, ИЗДЕРЖКИ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Научные доклады: социальная политика 20/1

М., Издательский дом "Дело" РАНХиГС,
2020, 76 страниц


2. Представление о крайне низкой мобильности российского населения не является адекватным реальным процессам внутри страны. В России долговременная миграция несколько выше, чем в странах Восточной и Южной Европы, сопоставимых с нею по уровню социально-экономического развития, и не намного ниже, чем в таких странах, как, например, Германия. Вместе с четырьмя миллионами переездов на постоянное место жительства внутри страны в год необходимо учитывать и процессы внутренней временной трудовой миграции, сопоставимые по масштабам.

Стр. 66.

4. Резервы роста внутренней мобильности населения в масштабах страны близки к исчерпанию. Исследования в малых и средних городах показывают, что значительная доля домохозяйств уже вовлечена в различные виды миграции: трудовую, учебную, миграцию на постоянное место жительства. Рассчитывать на дополнительный рост долговременной миграции из этих поселений, а также сельской местности не приходится. Это означает серьезные ограничения для осуществления крупных проектов, рассчитанных, например, на поддержание или увеличение численности населения на геополитически значимых территориях. Стимулировать формирование новых направлений масштабной долговременной миграции невозможно, такая задача столкнется с нехваткой мобильного ресурса. В то же время реализация новых масштабных проектов на рынке труда вполне может быть осуществлена с использованием внутренних временных трудовых мигрантов, которые достаточно гибко реагирут на появление привлекательных мест занятости с высокой (относительно мест их постоянного проживания) заработной платой.

Стр. 67.

6. Вместе с тем межрегиональная миграция на постоянное место жительства служит стимулом для роста жилищного строительства и достижения национальной цели по улучшению жилищных условий граждан России. На это указывает, в частности, то обстоятельство, что объемы вводимого по регионам жилья в последние годы коррелируют с уровнем миграционного притока. Так, в пяти миграционно привлекательных регионах России - Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Краснодарском крае - в 2011-2018 гг. объем введенного жилья составил 28% от всего ввода в стране, притом что в этих регионах проживало менее 22% населения. Однако миграция стимулирует рост жилищного строительства только в тех субъектах РФ, которые являются привлекательными для мигрантов по другим факторам. Изменить направления межрегиональной миграции сам по себе ввод жилья не может.

Стр. 68.

8. Между населением разных регионов России сохраняются заметные различия по демографическому поведению, включая уровень рождаемости, ее возрастные характеристики и т. д. За подобными различиями часто стоят фундаментальные контрасты между мигрантами и жителями принимающих территорий по семейным практикам, по распределению гендерных ролей. Поэтому миграция из регионов, "демографический режим" которых заметно отличается от общероссийского, является ресурсом для сохранения численности населения на принимающих территориях, но одновременно требует активной политики по адаптации таких мигрантов.

Стр. 69.

В докладе анализируются особенности внутренней межрегиональной миграции в Российской Федерации, связанной с переездом на новое место жительства и временной работой. Анализ основан на данных официальной статистики Росстата и его обследованиях (ОНПЗ/ОРС), на данных переписи 2010 г., а также на полевых исследованиях авторов. Рассматриваются вопросы баланса миграции в ряде регионов Российской Федерации с учетом специфики ее потоков и возрастных групп мигрантов, влияния миграционных процессов на социально-экономическую ситуацию в разных частях страны, особенности миграции из малых и средних городов, а также из регионов Северного Кавказа. Выводы доклада касаются перспектив роста различных видов межрегиональной миграции, а также ее роли в достижении ряда национальных целей, определенных Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 (снижение бедности, улучшение жилищных условий). Кроме того, оценивается возможность использования миграционного ресурса для преодоления неблагоприятных демографических тенденций в различных частях страны.

Содержание

Введение

  1. Масштабы внутренней долговременной миграции
  2. Соотношение межрегиональной и внутрирегиональной долговременной миграции
  3. Распределение внутренних долговременных мигрантов по возрасту и полу
  4. Региональные особенности возрастного состава мигрантов
  5. Внутренняя трудовая миграция российского населения
  6. Трудовая миграция из малых и средних российских городов
  7. Внутренняя миграция, концентрация населения и сокращение освоенного пространства
  8. Особенности и перспективы межрегиональной миграции населения Северного Кавказа

Заключение

Список литературы

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.