|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Интеллектуал с биографией супермена[1]
Мария Божович, Александр Архангельский
За
месяц до смерти Теодора Шанина писатель и телеведущий Александр
Архангельский выпустил книгу «Несогласный Теодор: история жизни
Теодора Шанина, рассказанная им самим» и снял фильм,
который размещен на образовательном ресурсе «Арзамас».
Архангельский рассказал о своем герое и о том, почему этот человек
останется с нами навсегда.
Русский крестьяновед в Англии
Шанин – редчайший пример интеллектуала с биографией
супермена, с приключениями, в которые иногда трудно поверить, если
не знать, что оно так, собственно, и было, с героизмом, с отчаянием.
Люди обычно либо хорошо думают, либо ярко живут. А это человек,
ярко живший, и при этом очень хорошо думавший, поэтому про него
знать интересно. И важно. Потому что человек на территории Польши,
затем на территории Советского Союза, опять на территории Польши,
во Франции, в Израиле, в Англии, затем уже в перестроечном Советском
Союзе подавал нам пример того, как можно сделать в невозможных обстоятельствах
то, что ты считаешь правильным.
Он с начала 70-х годов жил в Англии, а вы представляете,
что такое стать русским крестьяноведом в Англии? Ну, попробуйте.
Не было же никакого русского крестьяноведения. Последним был великий
утопист и при этом великий знаток крестьянства Александр Чаянов,
которого погубили при Сталине. А дальше – пустыня. Сплошной академик
Лысенко, борьба с генетикой («вейсманизмом-морганизмом») и доктора
сельскохозяйственных наук, рассуждавшие про посевные, – это вот
это мы понимали под крестьяноведением.
А на самом деле, это наука, которая объясняет, как жила
русская цивилизация и почему перестала так жить; в чем ее отличие
от советской от мировой. Шанин дал эту емкую формулу. Обычно крестьянские
цивилизации – это такие цивилизации, где нет университетской жизни.
Обычно в аграрной стране нет мощных университетов, движение к ним
означает отход от архаической модели. Так было в Индии, так было
во Вьетнаме. Но русская цивилизация – это цивилизация массового
крестьянства и развитой университетской культуры.
Да какое там, он же Теодор Зайдшнур – эта фамилия была
у него при рождении. Он был из семьи обувщиков и торговцев тканями,
соприкоснувшийся с крестьянами только на Алтае, когда они были в
ссылке. И этот человек сумел через свой минимальный человеческий
опыт и огромную научную интуицию объяснить то, что было не объяснено
никем никогда до него и помимо него. Без всякой школы, не на что
было опереться.
А его социология третьего мира? Он фактически с нуля
ее создал. Все занимались «золотым миллиардом», и конфликты, типа
войны во Вьетнаме, рассматривались всегда с позиции американцев.
Но почему у Вьетнама получилось победить великую Америку, какие
для этого существовали цивилизационные предпосылки? Или, скажем,
Хо Ши Мина, который пытался проводить политику «раскрестьянивания»
страны и создания коллективного хозяйства, часто сравнивали со Сталиным.
Отличие одно. Когда Хо Ши Мину стало понятно, что задача проваливается,
он не стал уничтожать свое крестьянство, а поехал по деревням просить
прощения
Почему Шанинка устояла
Он мог бы сидеть у себя в Англии, уйти на английскую
академическую пенсию. Но, как только началась перестройка, он решил
создать образовательный проект для высшей школы. Советский опыт
в этой области уже не годился. У нас давали хорошее академическое
образование, но количество лекций было невыносимым, студенты все
время сидели в аудитории, вместо того чтобы работать самостоятельно.
Не было целых университетских дисциплин – например, сколько-нибудь
приемлемой современной социологии.
А еще Шанин – создатель первого в России (такого и в
Англии на тот момент еще не было, только в Шотландии) факультета
культурного менеджмента. Тут тоже надо было начинать с нуля. Были
попытки просто взять американскую, немецкую, французскую модель
и насадить ее на здешнюю почву. Ну и где эти все попытки? Ничего
не осталось. А он хотел в русской университетской традиции найти
то, что может соединиться с английской, и прорастить из этого зерна
нечто новое – тоже по-своему крестьянский подход. И получился сильный
вуз, умеющий выстоять даже в неблагоприятных условиях.
Но она устояла и даже вышла из этого в новом качестве,
сумела конфликт превратить в позитивное созидательное начало. Так
всегда было в жизни Шанина. Любой кризис может нас раздавить, а
может сделать более сильными. Но и вовремя принять поражение – тоже
важно. Свой университет он создавал, прежде всего, ради факультета
социального действия, социальной работы. И это же был первый факультет,
который он закрыл. Потому что российские ведомства имеют свои аналогичные
факультеты и берут на работу своих выпускников, а у выпускников
«Шанинки» практически не было шансов.
Вовремя отступить, уйти в тень – великое качество. Обычно
те люди, которые создают университет, держатся за свою должность
до последнего. А Шанин, когда ему исполнилось 80 лет, сам ушел из
ректоров в президенты, это номинальная должность. Как он говорил:
«Я стал английской королевой».
Конечно, и XXI век он захватил в полной мере, но какие-то
ключевые поворотные эпизоды его жизни напрямую связаны с XX столетием.
Главной задачей для большинства было выжить в этом водовороте, но
ему этого было мало. Ему нужно было и не утонуть, и реализоваться.
Не в книжках, которые писались «в стол», а в жизни, в действии.
Сегодня трудно понять, насколько эта задача трудно выполнима. Для
самореализации приходилось идти на сделку с эпохой. Многие говорили:
«Я пойду в ту систему, которая есть, и буду менять ее изнутри».
Но у Шанина никаких иллюзий никогда не было, он шел напролом. Как
в русской сказке, вышиб дно и вышел вон.
«Я был тем самым «террористом»
Речь не о революционном насилии. Ты просто отказываешься
сотрудничать с системой в тот момент, когда она начинает требовать
от тебя изменить планы. Причем любая система, не только советская.
Потому что шанинская биография такова, что он родился в Вильно,
когда Вильно был польским, потом был в ссылке на Алтае, потом каким-то
образом получил обратно польский паспорт и жил в Самарканде. Дальше
через Польшу уехал во Францию, успел в последнюю секунду, когда
это было легально возможно. Из Франции в 17 лет поехал воевать за
только что созданный Израиль.
Есть великолепный эпизод, который Теодор любил устно
рассказывать, но в книгу он не вошел. На вручении ордена Британской
империи он ждал вместе с другими награжденными принца Чарльза, и
они между собой знакомились, разговаривали. Один из профессоров
сказал Шанину: «Да, жизнь у меня была бурная. Самый яркий эпизод
– это когда мы во время боев за Иерусалим всем Арабским легионом
удерживали дорогу от еврейских террористов». Шанин смеялся: «Я уж
не стал ему говорить, что я лежал по другую сторону от этой дороги
и был тем самым «террористом».
Где бы он ни был, он действовал дерзко и решительно.
Был знаменитый эпизод в его жизни в Израиле. Шанин, занимаясь социальной
работой, узнал, что центр реабилитации за взятку собирались построить
прямо на территории госпиталя для лежачих больных. А это будет никакая
не реабилитация, а профанация. Реабилитация для людей с особенностями
развития возможна только в среде обычных людей. А если тебя помещают
к больным, то ты среди них и останешься. И Теодор – еще совсем мальчишка
на тот момент – пробился к заместителю министра и сказал ему: «Мы
же с тобой воевали. Ты фронтовик и я фронтовик. Как ты смеешь?».
Тот попытался возразить – и тогда Шанин бросил свою должность, хотя
у него были большие перспективы. Он же должен был возглавить этот
центр. И не то что гордыня в нем взыграла, а просто центр в таком
виде – это бесполезное, неправильное дело.
Вот так он вел себя всегда и в большом, и в малом –
выясняя отношения хоть с отцом, хоть с сионистским движением, в
котором принимал деятельное участие.
Шанин был разочарован миром, которого ждал
Он, конечно, понимал, кто он. Но был при этом человеком
открытым. Я с ним как познакомился? Позвал как-то в передачу «Тем
временем», которую веду на канале «Культура». Это было лет 15 назад.
В той передаче также принимали участие философ Александр Пятигорский
и пушкинист Валентин Непомнящий. И вот сидит левак Шанин, правый
православный консерватор Непомнящий и интеллектуальный буддист Пятигорский.
Вдруг я с интересом обнаружил, что они – друзья. Они называли его
Федей, потому что в России его называли либо Федя, либо Федор Матвеевич.
Теодор – атеист, Непомнящий верит в одно, Пятигорский
в другое, и никто из них, ничем не жертвуя и не поступаясь ради
другого никакими своими взглядами и убеждениями, говорят о главном.
Потому что все трое сходятся на том, что смысл в жизни есть, только
они видят его по-разному. На этом была основана его дружба и общение
со всеми людьми. Когда к нему приходили брать интервью, он частенько
сам превращался в интервьюера: «Что ты думаешь об этом, ты как считаешь?
Согласен ли? Расскажи о себе».
Я, конечно, был не первый, кто решил написать о нем
книгу. Были блестящие интервью с ним у Натальи Деминой, у Любови
Борусяк. Там много бесценной информации, это важный источник для
последующего познания, но образ человека создает только книга. Мне
было просто обидно, что информация есть, а образа нет. Поэтому в
книге информационно не так много нового, но есть его портрет.
Он, кажется, именно этого и хотел. Договорились мы легко,
но потом долго готовились и много работали, выстраивали книгу. Она
должна была быть короткой, стремительной, и при этом не поверхностной.
В итоге он книжкой остался доволен. Кое-что снял, запретив это печатать
до своей смерти, потому что слишком личное. Но теперь, к сожалению,
можно.
Шанин был разочарован миром, которого ждал. Он жил в
уверенности, что мир будет улучшаться, а он часто ухудшается. При
этом Теодор Шанин всегда продолжал работать. Он мыслил тем, что
нужно здесь и сейчас, и ставил это в гигантский мировой контекст.
Этим Шанин отличался от обычного интеллектуала. Для интеллектуала
история – в прошлом. Практик интересуется только настоящим. А для
Теодора история всегда разворачивалась здесь и сейчас. Это человек,
живший в истории, не прячущийся от истории, и тем самым во всем
подающий нам пример. Мы оплакиваем его, но это слезы благодарности.
[1] Правмир, 5 февраля, 2020 г.
https://www.pravmir.ru/intellektual-s-biografiej-supermena-pamyati-teodora-shanina/
|