Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 843 - 844
20 января - 2 февраля 2020

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Профессия - исследователь 

150 лет со дня рождения Сергея Михайловича Богословского

С. Богословский. Состояние медико-статистической регистрации и отчетности в РСФСР


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Состояние медико-статистической регистрации и отчетности в РСФСР[1]

С. Богословский

Одной из основных обязанностей Статистического Отдела НКЗ является ежегодное составление государственных сводок цифровых погубернских материалов, характеризующих: а) санитарное состояние населения страны и б) состояние врачебно-санитарной помощи населению в ней.

Санитарное состояние населения характеризуется данными: 1) об эпидемической заболеваемости его, 2) об общей заболеваемости и 3) о причинах смерти. Состояние врачебно-санитарной помощи характеризуется отчетными данными о количестве, составе, деятельности и пр. лечебно-санитарных учреждений.

Обследуя вопрос о формах записей, которыми пользуется Статистический Отдел НКЗ для характеристики санитарного состояния страны и положения в ней врачебно санитарной помощи населению, надо говорить отдельно о тех первичных регистрационных бланках, при посредстве которых выполняется статистическое наблюдение, и о тех формах таблиц, которые служат для медицинской отчетности. Такое раздельное рассмотрение диктуется как самим существом дела, так и ходом развития этих форм. По существу дела первичные бланки, являющиеся «инструментом» статистического наблюдения, служат и для познания явлений, изучаемых санитарной статистикой (характер и сила заболеваемости населения - общей, инфекционной, профессиональной и пр. и пр.), и для чисто отчетных целей - о деятельности санитарных учреждений и пр.; вторые - представляют из себя сводные отчетные таблицы, являющиеся в результате разработки первичных регистрационных форм и иного рода записей (дневники лечебниц и пр.) в указанных выше отчетных целях. По ходу развития - первые формы записей проявили солидную устойчивость, вторые за шестилетний период существования НКЗ обнаружили чрезвычайную изменчивость.

I. Формы текущей регистрации

а) Основные формы

Сюда относятся: а) общая статистическая карта заболеваний; б) индивидуальная карта больного и посемейная обложка к ней; в) статистическая карта коечного больного; г) клиническая карта коечного больного; д) статистическая карта родовспоможения; е) клиническая карта родовспоможения; ж) карта экстренного сообщения о заразных больных - 1) для городского и 2) сельского населения. Эти 9 форм первичных записей явились в результате работ статистического отдела и (сначала) особой санитарно-статистической комиссии при нем, а затем - объединенной санитарно-статистической комиссии при ЦСУ и НКЗ.

Выработка указанных форм преследовала задачу построения единой системы санитарно-статистического исследования страны, обнимающей работы как местного, так и общего государственного значения. В целях выполнения этой задачи было признано необходимым произвести пересмотр местных форм; в качестве главного исходного объекта для этого пересмотра были приняты формы и правила Московской губ., как формы в достаточной мере выдержавшие практическую оценку и апробированные западноевропейской наукой, а параллельно с ними рассматривались формы других губерний из числа собранных статистическим отделом.

В качестве предпосылки к этой работе статистический отдел произвел предварительное обследование постановки вышеназванной регистрации на местах: указанное обследование вполне доказало, что в большинстве губерний Республики существовала тогда полная разрозненность и бессистемность наблюдений, отсутствие единого плана исследования врачебной помощи населению и санитарного состояния страны.

До революции в России не существовало единой санитарной статистики; в отдельных губерниях она существовала, и в очень развитых формах (Московская губ.), в других совершенно отсутствовала; формы государственной отчетности были отличны от форм отчетности местной, не вытекали одни из других, т.ч, создавался вредящий делу дуализм.

Основной формой является «Общая статистическая карта». Она содержит в себе всего 9 рубрик, так что является не обременительной и пригодной для массовой регистрации, в то же время она достаточно подробна для того, чтобы при хорошем заполнении дать возможность установить не только общую, но и местную, профессиональную и пр. болезненность.

Основные поставленные в ней вопросы повторяются в каждой из указанных выше статистических форм (карте коечного больного, индивидуальной, карте экстренного извещения, родовспоможения), чем все эти формы связываются в одну стройную систему.

Эти формы оказались очень устойчивыми, основные рубрики их остались теми же самыми до последнего времени. В самом начале, по утверждении их Коллегией ЦСУ в 1920 году, испытание на практике (в Московской губ.) заставило только внести некоторые редакционные изменения.

Только в 1924 году, когда Наркомздравом был поднят вопрос о необходимости «диспансеризации» врачебной помощи, лечебный Отдел выдвинул требование о пересмотре этих форм в целях приспособления их для этой диспансеризации. Пересмотр этот производится целым рядом особых подкомиссий, установленных Объединенной Санитарно-Статистической Комиссией. При этом пересмотре - основная «общая статистическая карта» осталась в том же виде, как была, с очень мелкими редакционными изменениями.

Из указанных выше форм Объединенной Комиссией три - общая статистическая карта, форма индивидуально-посемейной записи и форма текущей эпидемической статистики - были признаны обязательными для повсеместного введения. Что касается остальных форм, то Комиссия в отношении их остановилась на позиции рекомендации.

Если, таким образом, дело с выработкой основных форм санитарной статистики можно считать вполне удачно разрешенным (хотя и с большим опозданием в опубликовании их, так как напечатанными эти формы и правила заполнения их появились только в половине 1920-го года), то дело введения их на местах надо признать шедшим очень негладко, как это видно из имеющихся в Статистическом отделе НКЗ и в Отделе статистики народного здравия ЦСУ материалов.

По данным, собранным весной и летом 1922 года Отделом статистики народного здравия, из 40 приславших ответы здравотделов карточная регистрация заболеваний имела место только в 12-ти, т.-е. только в 30% всех их. В 18-ти здравотделах заболевания регистрировались только в амбулаторных журналах, а в 9, или почти в 25% всех отделов, заболевания совсем не регистрировались; причем из 12-ти отделов, ведших карточную регистрацию, только в 6-ти эта последняя велась по новым, установленным Объединенной Санитарно-Статистической Комиссией, формам, в остальных 6-ти - по своим местным формам; кроме того, надо указать, что в отделах, ведших у себя карточную регистрацию, она велась не повсеместно в губернии, а только в тех лечебницах, «где имелись карты, где их не было, - писали на обрывках старой бумаги или в амбулаторных книгах».

Дело стояло настолько тревожно, что Отдел статистики народного здравия при ЦСУ почел себя обязанным вопрос о положении дела санитарной статистики в Республике вынести на Всероссийский Статистический Съезд.

Причинами такого болезненного состояния санитарной статистики, судя по полученным из статбюро ответам, надо признать: а) отсутствие средств на местах и б) недостаток врачей и медицинского персонала. Несмотря на все старания и массу труда, положенных Отделом статистики НКЗ и Объединенной Комиссией, получить достаточно средств на дело постановки основной санитарной статистики от финансовых органов не удалось. Во многих здравотделах, кроме того, и те небольшие деньги, которые присылались из центра от НКЗ на санитарную статистику, до нее не доходили, а расходовались на другие более настоятельные нужды (продовольственные, лечебные и пр.).

Всероссийский Статистический Съезд по докладу Отдела статистики народного здравия при ЦСУ вынес следующее постановление:

  1. В виду неудовлетворительного положения статистики общей болезненности населения в ближайшее время необходимо установить правильную регистрацию заболеваний по форме и правилам, выработанным Объединенной Санитарно-статистической Комиссией.
  2. Признать, что вся санитарная статистика должна вестись на государственные средства и потому, в целях правильной постановки, укрепления и развития статистики общей болезненности просить ЦСУ и НКЗ совместно финансировать эти работы, т.к. статистика общей болезненности должна считаться частью государственной статистики.
  3. В виду катастрофического состояния дела регистрации заболеваний, вызываемого отсутствием бланков для этой регистрации, просить ЦСУ и НКЗ о срочном изыскании достаточного количества денежных средств для установления регистрации заболеваний в настоящее время, для печатания карт и прочих по этому делу неотложных нужд[2].

Это постановление с соответствующими представлениями о необходимости ассигнования надлежащих средств на печатание бланков (62.816.340 руб. в дензнаках 1922 года) было передано Нар. Комиссару Здравоохранения и Управляющему ЦСУ и ими направлено было в Совет Народных Комиссаров. Последним, однако, в ассигновании необходимых средств было отказано.

Только очень медленно, постепенно, дело регистрации заболеваний на местах (на местные средства) начинает налаживаться. По данным обследования, произведенного Отделом стат. народн. здравия ЦСУ в 1923 году, из 37-ми здравотделов, приславших ответы, регистрация велась в 19, т. е. в 51%, а в 1924 году из 54 ответивших отделов велась в 44-х, т.-е. в 81%. Таким образом, через пять лет по выработке центром форм регистрации заболеваний последняя введена еще далеко не повсеместно. Конечно, одним введением в практику регистрационных карт заболеваний дело санитарной статистики далеко не заканчивается, - оно только начинается; заполненные карты должны быть собраны в губернском санитарно-статистическом центре и там разработаны по определенной более или менее широкой программе для характеристики заболеваемости населения губернии. Погубернская сводка материалов по заболеваемости из каждой губернии должна быть направлена в центр для государственной сводки. Эта разработка материалов на местах и последующая общегосударственная сводка подразумевает необходимость пользования единой классификацией и номенклатурой болезней. До революции в России существовали две номенклатуры болезней - правительственная, изданная в 1902 году, обязательная для всех казенных местных и государственных отчетных работ, и так называемая «Пироговская» номенклатура, изданная в 1900 г., которой пользовались санитарные организации для построения местных исследований по болезненности населения.

Устанавливая единую санитарную статистику в государстве, Статистический Отдел должен был, конечно, приступить и к разработке единой классификации и номенклатуры болезней. Вопрос этот был передан на рассмотрение Ученого Медицинского Совета, и номенклатура вышла в свет в начале 1925 г.

Если, как мы видели, карточная регистрация заболеваний в 1924-м году введена была в 81% всех здравотделов, то разработка карточных материалов производилась только в 22-х, причем в 4-х из них разработка только городских материалов.

Иначе обстоит дело введения в практику на местах форм эпидемической регистрации; уже в 1922 году из 40 обследованных здравотделов в 32, т. е. в 80%, велся учет эпидемических заболеваний; в настоящее время можно сказать определенно, что такой учет установлен повсеместно. Таким образом, Статистический Отдел имеет полную возможность составлять общегосударственные сводки цифр заболеваемости 25-ю заразными формами, что он и выполняет.

б) Формы специальной регистрации

Объединенная Комиссия всегда стояла на той точке зрения, что прежде всего должна быть введена в жизнь и твердо установиться правильная повсеместная регистрация всех заболеваний, чтобы на основе разработки материалов ее могла быть установлена картина «общей заболеваемости» населения как по губерниям, так и по всему государству, ибо только на этом прочном фундаменте «общей заболеваемости», характеризующей санитарное состояние страны, можно строить выводы и о «профессиональной» и «социальной» и пр. болезненности, но ей пришлось сойти с этого правильного пути и идти путем, устанавливаемым потребностями отделов Н.К.З .

Таким образом, Отделом Статистики и Комиссией были рассмотрены представленные на их заключение отделами НКЗ проекты следующих форм: регистрации: туберкулезных больных, венерических, нервных и курортных больных, цинги, эпидемической желтухи, малярии, холеры, зубных болезней, оспопривитий, далее - формы обследования туберкулезных очагов, обследования холерных эпидемий 1919-21 г.г., карты «санируемых в смысле зубных заболеваний лиц», карта по жилищно-санитарному делу, карта для регистрации боевых ранений и потерь, санитарно-регистрационная карта и дополнительный листок к книжке красноармейца, карта для регистрации исследования мертвых тел, вещественных доказательств и освидетельствования живых людей, санаторно-курортная карта для регистрации больных, нуждающихся в климато-физиотерапии и страдающих туберкулезом, программа однодневной переписи лечебных заведений и карта регистрации их, санитарно-статистическая регистрация на железных дорогах, программа санитарного описания лечебных местностей, санитарный лист для обследования рабочих подростков, карта единовременного учета душевнобольных, система построения санитарной статистики на путях сообщения, анкета о состоянии сельской участковой сети за первую четверть 1923 г., карта для регистрации малярийных больных, программа ежемесячного учета протезных мастерских, личная карта о состоянии здоровья заключенных, проект регистрации прокаженных, история болезни для лепрозорий, номенклатура болезней для военно-санитарных учреждений, карта для регистрации абортов, проект извещения о профессиональных отравлениях и заболеваниях, проект санитарной классификации профессий железнодорожного транспорта, карта об искусственном прерывании беременности, проект регистрации в туберкулезных диспансерах, форма сводки санитарных листков подростков, карта для регистрации причин смерти.

Насколько рассмотренные формы оказались жизненными, введены ли они были в практику, заполнялись ли и затем разрабатывались ли они, к каким практическим результатам приводила разработка их - все это вопросы, для ответа на которые в делах Статистического Отдела материалов нет, так как формы эти возникали и проводились в жизнь другими отделами Н.К.З.

в) Формы записей, вызванные «диспансеризацией» медицинской помощи

В 1924 году, когда в Н.К.З. возник вопрос о «диспансеризации» медицинской помощи и об исследовании профессиональной заболеваемости, Статистический Отдел и Объединенная Комиссия должны были приняться за приспособление основных форм регистрации заболеваний для этого направления медицины. В основу этой работы положена была система записей, выработанная Отделом статистики нар. здравия ЦСУ и принятая для изучения профессиональной заболеваемости Институтом им. Обуха. В нее входят как те основные формы регистрации, о которых мы выше говорили (общая статистическая карта заболеваний, индивидуальная карта больного с посемейной обложкой), так и новые специальные формы: личный санитарный журнал, карта санитарного обследования жилища, питания, бланк для обследования бюджета, бланк для обследования производства, для санитарной характеристики детальной профессии, экстренное извещение об острых профессиональных отравлениях, профессиональных инфекционных заболеваниях, травмах и ожогах.

«Личный санитарный журнал» представляет из себя сложный формуляр, содержащий 55 рубрик вопросов, состоит из 6-ти отделов: (общие сведения, общий анамнез, антропометрические данные, status praesens, лабораторные исследования, заключение врача). Значение этого формуляра при установлении системы записей для изучения профессиональной заболеваемости определялось нами так[3]: «в него должны заноситься данные первичного осмотра рабочего при вступлении его на работу, а затем должны заноситься результаты последующих периодических исследований его во время исполнения им этой работы, равно как и все случаи его заболеваний. Санитарный журнал является тем санитарным формуляром рабочего, который уяснит нам, как идет подбор рабочих сил той или иной профессией, и даст возможность при разработке его получить статистические ряды, нужные нам для того, чтобы исключить влияние факторов «внутреннего порядка» на здоровье рабочего». Кроме статистического, этот журнал имеет и большое клиническое значение; представляя из себя расширенную индивидуальную карту больного, он должен оказать громадную помощь клиницисту как в деле постановки правильного диагноза наступившей болезни, так и в деле рациональной борьбы с нею. Сложность этого журнала и безусловная обязательность правильного, точного и аккуратного заполнения его компетентными лицами делают его неприменимым в качестве формуляра для массовой статистики.

Плохо, неумело заполненный журнал может только повредить делу изучения профессиональной заболеваемости, может привести к совершенно неправильным выводам.

Принимая это во внимание, надо признать, как мы и высказывали это не раз и печатно, и устно на съездах врачей, что проведение в практику системы записей, обязательных при изучении профессиональной заболеваемости статистическим методом, возможно только очень постепенно, сообразуясь с наличием подготовленных и заинтересованных в этом деле компетентных врачебных сил.

Думать сейчас, когда в стране еще только вводится и далеко не повсеместно еще осуществлена регистрация заболеваний на основных статистических картах, когда только в отдельных губернских центрах начинает разрабатываться карточный материал по общей заболеваемости и когда, таким образом, еще почти нигде, кроме двух-трех губерний, не установлена картина общей заболеваемости, о введении в жизнь всей сложной системы записей для изучения профессиональной заболеваемости в широком масштабе, конечно, нельзя; необходимо все усилия направить к повсеместному введению и укреплению регистрации заболеваний на общих статистических картах, к разработке этих карт в губернских центрах для установления характера и силы общей заболеваемости населения по программе, которая дала бы возможность пользоваться этими данными и в качестве масштаба для сравнения при изучении профессиональной заболеваемости и как материалом для государственной сводки.

г) Формы регистрации медицинского персонала

В 1920 году Отдел Статистики НКЗ предпринял перепись врачей, фельдшеров, зубных врачей и фармацевтов; была выработана соответствующая карта, рассмотрена Объединенной Комиссией и разослана на места для заполнения в здравотделах. Собранные Стат. Отделом заполненные карты были им соответствующим образом разработаны, полученные в результате этой разработки таблицы находятся в рукописном виде в делах Отдела. В 1921 году посредством этой же карты была повсеместно проведена перерегистрация персонала в целях выяснения перемен, происшедших в составе персонала за год. На основе данных указанной переписи и перерегистрации составлен был Отделом список врачей на 15-ое декабря 1921 года. После этого был установлен текущий ежемесячный учет врачей в Республике и на основе месячных извещений с мест был составлен 2-й список врачей с учетом всех происшедших изменений на 1-е января 1924 г. по программе, рассмотренной и одобренной Объединенной Комиссией.

В дальнейшем дело учета медицинского персонала перешло в Организационный Отдел.

Карта состоит из 11 рубрик - фамилия, имя и отчество, время рождения, время окончания курса, специальность, стаж, служба, должность, отношение к воинской повинности, болел ли сыпным тифом, подробный адрес.

II. Формы медицинской отчетности

Из форм медицинской отчетности прочными проявили себя только простейшие «Еженедельные сведения о движении острозаразных заболеваний» - форма «А» месячного участкового отчета, на основе которого составляются губернские и затем государственная сводка движения главнейших эпидемических форм. Здесь только увеличилось число заразных болезней, о которых даются с мест сведения, с 12-ти до 25.

Остальные части медицинского отчета проявили за все время очень большую неустойчивость.

Причинами этого неблагополучия, как обнаруживает исследование дел Статистического Отдела, являются в главнейшем две, именно: 1) смена способа финансирования, изменчивость структуры как самого Наркомата, так и губздравотделов и местных учреждений и 2) стремление отделов НКЗ к получению с мест чрезмерно подробных сведений.

С самого начала своего существования Статистический Отдел и Объединенная Санитарная Статистическая Комиссия, встав на точку зрения необходимости установления единой системы санитарной статистики и отчетности, признавали, что работа по построению форм отчетности в общегосударственном объеме должна включать в себя полный пересмотр дела как в отношении местной отчетности лечебных учреждений и медицинского персонала, так и уездных и губернских сводок, составляемых для местных и общегосударственных целей; работа должна начаться с наиболее мелкой единицы - отчета лечебницы и восходить постепенно до более широких объёдинений.

Комиссия выработала формы месячного и годового местного отчета (отдельно для городов и сельских местностей), об участковой, амбулаторной и госпитальной деятельности лечебных заведений. Так же, как и при выработке форм регистрации, Комиссия исходила из форм, апробированных жизнью, именно, форм, имевших место в Московской губернии, при этом ею преследовалась основная цель - упрощение форм в виду предстоящего для них назначения быть едиными государственными формами, из которых должны будут черпать материал губернские и городские врачебно-санитарные учреждения как для местной работы, так и для государственной отчетности.

Принимаясь за эту работу, Статистический Отдел и Объединенная Комиссия исходили из того положения, которое нельзя не признать правильным: 1) что государственный санитарно-статистический центр должен ежегодно составлять и публиковать сводку цифровых материалов, характеризующих определенными ясными чертами как санитарное состояние населения республики (общая заболеваемость, заразная заболеваемость, причины смерти), так и состояние врачебно-санитарной помощи населению (количество лечебниц, посещаемость, количество персонала и пр. и пр.); 2) что эта сводка должна производиться на основе годовых отчетов губернских центров (за исключением сводки заразных заболеваний, которая должна быть ежемесячной), составляемых на основании месячных местных отчетов, и 3) что сводка эта должна опубликовываться в возможно ближайшее к отчетному периоду время (примерно во второй половине следующего за отчетным года) и потому должна быть по возможности проста и содержать в себе только важнейшие, наиболее характерные и яркие данные.

Однако, указанные выше два момента - изменчивость структуры учреждений и стремление отделов НКЗ к получению чрезмерно подробных сведений с мест - вынудили Отдел и Комиссию сойти с намеченного пути и так же, как и в деле выработки специальных форм регистрации, им не удалось осуществить работу построения отчетности в условии планомерности и установления простейших форм отчетности. И надо признать, что дело выработки форм отчетности пошло очень неблагополучно, устанавливаемые формы становились устаревшими уже в момент своего опубликования, требовали все нового и нового пересмотра и были всегда так сложны и подробны, что оказывались и непосильны для местных центров (очень обездоленных статистическими силами) и неудобосводимыми.

Когда в 1920 году были опубликованы выработанные Статистическим Отделом и Объединенной Комиссией формы «А» и «Б» бланка участкового месячного отчета, вторая из них (городская) уже устарела; кроме того, так как они предусматривали только часть лечебных учреждений, именно, бывших земских и городских, и не охватывали тех, которые после революции включены были в ведение НКЗ, и так как за это время возникли новые, не имевшие места раньше учреждения санитарной помощи населению, сведений о которых выработанные формы, таким образом, не заключали (учреждения охраны материнства и младенчества - ясли и пр. и пр.), они были не достаточны для характеристики всей врачебно-санитарной помощи, оказываемой населению на местах. Стремление НКЗ получать возможно скорее данные о состоянии врачебно-санитарной помощи на местах заставило его издать 30-го марта 1921 года циркуляр, которым устанавливался порядок представления ему всеми губотделами здравоохранения ежемесячных общегубернских сводок месячных отчетов лечебных заведений по сводной ведомости, составленной на основе месячной отчетной формы «А» (выше указанной).

Недостаток сил и средств на местах, расстройство сообщений сделало то, что эти месячные отчеты сильно запаздывали, попадали в НКЗ не в одинаковые сроки, так что вести сводку их и иметь в центре ежемесячную картину состояния врачебной помощи в государстве, конечно, не удалось.

В то же время другие отделы НКЗ, нуждаясь в сведениях с мест о работе связанных с ними учреждений и не имея возможности получать их из указанных выше участковых месячных отчетов, стали вырабатывать и рассылать специальные анкеты и различных сроков регулярные отчеты, которыми загружали места.

В 1922 году постановлением ВЦИК устанавливалась обязанность наркоматов представлять трехмесячные отчеты о деятельности их и подведомственных им учреждений.

Статотделом была выработана соответствующая форма 3-х-месячной отчетности и введена циркуляром НКЗ 1 июля 1920 г. Но по введении ее в жизнь очень быстро обнаружились значительные недостатки ее, именно: 1) недостаточная согласованность программы трехмесячного отчета в отношении содержания, формы и основания построения с ранее установленными видами местной и государственной текущей отчетности и 2) отсталость этой программы от современных практических запросов в виду происшедших при опубликовании ее изменений организационного порядка в некоторых отраслях врачебно-санитарного дела.

Пересмотренная и опубликованная НКЗом в 1923 г. форма отчетности снова оказалась неприспособленной к жизни. Так, в связи с изданным 4 марта 1924 г. НКЗ, НКТ и ВЦСПС «Положением о порядке организации медицинской помощи застрахованным и членам их семейств» - для разрешения соответствующих фактических вопросов возникла необходимость установления полного учета по обслуживанию врачебно-санитарной помощью застрахованного населения. Проведение такого учета оказалось возможным лишь путем уточнения всех отчетных сведений в отношении застрахованного населения. Работы по этому новому пересмотру начались 6 декабря 1924 г. Совещанием с участием представителей отделов НКЗ.

Годовой отчет о состоянии народного здравия и организации медицинской помощи населению губернии

Ввиду того, что последний изданный до Октябрьской Революции «годовой отчет о состоянии народного здравия и организации медицинской помощи населению губерний» обнимал лишь 1914 год, а весь наличный статистический материал состоял, главным образом, из губернских сводок за 1915 год, - в 1918 году было признано необходимым принять меры к исправлению дефектов в материале за 1915 год и к составлению отчетов за последующие годы.

Ввиду выяснившейся невозможности представления этих отчетов по старому образцу для сохранения единства и полноты материала было приступлено к выработке сокращенной формы годового отчета. Статистическим отделом НКЗ была выработана форма анкеты «о состоянии народного здравия и организации медицинской помощи населению Советской Республики», по которой было предложено всем отделам здравоохранения представить годовые сведения по каждому году в отдельности.

Та же форма анкеты с несколько более развитой программой была разослана всем местным отделам здравоохранения с предложением представлять по ней отчетные сведения, начиная с 1920 г.

Практика последующих лет обнаружила недостаточность указанных сведений для освещения многих весьма важных организационных - медицинских и хозяйственных - вопросов, возникших в работе Наркомздрава, а также для представления ВЦИК и СНК полного годового отчета по ведомству Здравоохранения, согласно постановления ВЦИК от 30/VI - 1921 года.

В целях восполнения обнаруженных недочетов содержание таблиц первоначальной программы годового отчета было значительно расширено, причем программа была пополнена рядом новых отделов. Еще раз программа подверглась переработке в отношении состава таблиц и группировки их по различным отделам программы после признания со стороны Комиссии по санитарной статистике при III Всероссийском Статистическом Съезде необходимости такового.

В конце 1924 года в связи с установившимся регулярным получением с мест «3-х месячной отчетности о состоянии и деятельности губернской врачебно-санитарной организации», а также в виду сильной обремененности местных отделов Здравоохранения работой по текущей отчетности, - форму годового отчета, как не являющуюся существенно необходимой, предполагалось упразднить. В этом смысле принципиально высказались представители отделов НКЗ на одном из совещаний в декабре 1924 г., но в виду дефектов материала 3-х месячных отчетов за 1924 г., обнаруженных при составлении Статистическим Отделом сводок и необходимости пересмотра этой программы, - форму годового отчета «о состоянии народного здравия и организации медицинской помощи населению губернии» решено временно сохранить, признав необходимым получение по ней сведений за 1924 год.

Надо сказать, однако, что несмотря на дефектность получаемого с мест отчетного материала, несмотря на несвоевременность получения его, Статистический Отдел все же составляет ежегодные сводки их, затрачивая много сил и времени на добывание с мест добавочных, корригирующих дефекты отчетов, сведений. Сводки эти в выдержках, правда, с значительным опозданием за поздним получением отчетов с мест и недостатком сил Отдела печатаются в Ежегодниках ЦСУ (так, в конце 1924 года была сдана сводка за 1922 год), подлинники же полных годовых сводок, начиная с 1915 года, хранятся в рукописях в Отделе.

Заключение

I.

1) Хотя Статистический Отдел НКЗ с самого начала своей деятельности, начав с выработки основных форм единой системы санитарной статистики, стал на правильный путь к достижению поставленной им задачи - давать характеристику санитарного состояния населения, тем не менее, до сих пор выполнить эту задачу он в полной мере не смог. До сих пор он выполняет только сводку эпидемических заболеваний и не дает еще государственной сводки данных общей заболеваемости. Основными препятствиями к этому достижению, как уже было выше указано, является недостаток отпускавшихся на дело санитарной статистики средств и обусловленный этим же обстоятельством недостаток санитарно-статистических сил на местах. Государственный центр, вводящий обязательную единую форму регистрации заболеваний, обязан, конечно, взять на себя и материальное содействие губернским санитарно-статистическим центрам, вводящим ее в практику. Без этого материального содействия местам - осуществления ежегодной сводки данных общей заболеваемости придется ждать не один и не два года еще. Развернутая нами выше картина постановки развития дела регистрации заболеваний и разработки карточных материалов на местах показывает, как медленно идет это дело, и что главной причиной этой медленности является отсутствие необходимых средств.

Размеры этих материальных пособий должны быть таковы, чтобы ими обусловлена была возможность не только заготовки достаточного количества регистрационных бланков, но и содержания статистического персонала в количестве, гарантирующем своевременную разработку материалов по общей заболеваемости по программе, необходимой для государственной сводки их. Опыт разработки амбулаторных карт показал, что минимальная программа - развернутый до отдельных форм список инфекционных болезней, а остальные болезни по классам и группам их - т. е. программа, принятая по нашему докладу V Съездом эпидемиологов, бактериологов и санитарных врачей в 1923 г. для государственной сводки, требует для 1000 карт рабочего дня одного человека. Из этой величины и можно было бы исходить при исчислении размеров дотаций из центра на эту часть работы.

2) Все внимание Статистического Отдела в первую очередь должно быть обращено на быстрейшее введение и укрепление повсеместной регистрации заболеваний и установления разработки карточных материалов в указанном направлении; параллельно с этой разработкой должна быть установлена на местах разработка тех же амбулаторных карт в направлении изучения профессиональной и социальной болезненности. Установление программ последней разработки является делом местным, так как размеры этих программ обуславливаются местными условиями (развитием и характером производств, составом промышленного населения и пр., и пр.). И только по твердом установлении этих работ на местах можно будет думать о введении в практику в широком масштабе всей системы статистических записей, необходимых для изучения профессиональной заболеваемости.

3) Для осуществления указанных работ на местах необходимо издание номенклатуры детальных профессий и классификации их в виде удобного для пользования в амбулаториях справочника с указанием главнейших санитарных признаков каждой детальной профессии. Вышедший в 1913 году список детальных профессий, помещенный в нашей «Системе профессиональной классификации», в настоящее время уже устарел: он был пересмотрен нами в 1921-м году; но намерение ЦСУ переиздать его до сих пор не осуществилось. Теперь при предстоящем установлении изучения профессиональной заболеваемости на местах, новый пересмотр его и выпуск в свет являются существенно необходимыми.

4) Существенно необходимо напечатание составленного Статистическим Отделом списка врачей на 1 января 1924 года и продолжение установленного Отделом текущего учета медицинского персонала и периодического публикования составляемых на основании этого учета списков медицинского персонала.

II.

Так как на обязанности Статистического Отдела НКЗ лежит составление государственной сводки данных, характеризующих состояние врачебно-санитарной помощи населению и деятельность врачебно-санитарных учреждений, то надо признать, что он должен выработать такую программу государственного отчета, которая, включая в себя необходимые для государства важнейшие, ярко характеризующие положение этого дела, сведения, была бы в то же время по возможности краткой и посильной для губздравотделов.

При составлении этой программы Статистический Отдел должен, конечно, пользоваться теми проектами отчетных таблиц, которые в этих целях представляют ему другие отделы НКЗ, выбирая из них те главнейшие рубрики, которые должны войти в государственный отчет.

Подробности и мелкие детали, быть может, нужные для деятельности отделов, но являющиеся излишними для государственного отчета, не должны быть помещаемы в программу его, чтобы не загружать ее и не обременять излишней сложной работой слабые статистические силы губздравотделов.

Эти детальные сведения, если они нужны отделам НКЗ, могли бы добываться этими последними непосредственно от тех входящих в круг ведения их учреждений, которых они прямо касаются.

Если бы Статистическим Отделом была выработана такая минимальная, содержащая в себе главнейшие только сведения, программа годового отчета, освобожденная от всех излишних подробностей, она стала бы значительно устойчивее и ее не приходилось бы постоянно пересматривать, что имело место до сих пор с трехмесячным отчетом.


[1] Богословский С.М. Состояние медико-статистической регистрации и отчетности в РСФСР. // Вестник статистики. Кн. XXIII. 1925 1925. № 10-12. С. 301-315.
[2] Вестник Статистики, кН. XII. Приложение, с. 27.
[3] «Оздоровление труда и революция быта», вып. I, стр. 123, а также статья: «Санитарная статистика в деле изучения вредного влияния труда» в Вестнике Статистики кн. XVIII.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.