Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 833 - 834
4 - 17 ноября 2019

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«Коммерсантъ», «РБК», «Forbes», «ТАСС» и «Свободная пресса» о новой пенсионной схеме
«Российская газета» о переписи населения
«Патриархия.ru» о Стратегии народосбережения в Российской Федерации
«Газета.Ру» о демографической стратегии РПЦ
«The American Conservative» о демографическом кризисе
«Газета.Ру», «Русская служба BBC» и «Российская газета» об антиалкогольной кампании
«Российская газета», «Коммерсантъ», «РБК», «Газета.Ру» и «Новое Время» о медицине
«Aeon Magazine» о ВИЧ
«Haqqin.az», «Известия» и «Baltnews.ee» о миграционном кризисе
«Политика сегодня» о мигрантах и мигрантофобии
«Русская Германия» о возрасте беженцев
«REGNUM» о паспортизации Донбасса

«Деловая столица» об экономико-демографическом кризисе на Украине
«Газета.Ру» о снижении брачности
«REGNUM» и «Известия» об инициативе по увеличению брачности
«Газета.Ру» о кредите на свадьбу
«Газета.Ру» о материнском стаже
«Русская служба BBC» о мужской контрацепции
«Новые Известия» об ЭКО
«Коммерсантъ» о возрастном дисбалансе
«Deutsche Welle» о домах престарелых
«The Guardian» о раке
«REGNUM» о неравенстве
«Новая газета» о насилии
«РБК» об учете бедности
«РБК» о развитии Дальнего Востока
«Известия» о моногородах
«Znak.com» о сталинской статистике

… о насилии

Тебя пинают — ты пинай

Социальный упадок ведет к детской жестокости

Страшное происшествие случилось в детском саду в Ярославле. Там малыши 4-5 лет отпинали на площадке девочку и прыгали у нее на спине. Ведется проверка. А у меня как раз накануне случилось в садике то же самое: мальчик запрыгнул на спину моей дочери, пока она в игре ползла по-пластунски. Я шла разбираться и пыталась понять, почему драка в детском саду неожиданно вызвала резонанс. И я поняла. Да потому что мы успели от такого отвыкнуть!
России выпал период достаточно спокойных лет, волна детской жестокости схлынула даже в средних классах, а в садиках и начальной школе агрессии и систематического унижения одних другими не было. Я думаю, что спад детской жестокости плавно происходил в течение 15-лет и примерно с начала 2000-х. Это был период, когда люди крепли, отъедались.
Появилось минимальное благополучие, надежда на будущее, пришли в дома ипотека и автокредиты. Дети были спокойнее, потому что в семьях тоже немного успокоились. Ведь классические причины детской жестокости: отсутствие внимания в семье, равнодушие родителей, страх перед будущим и потребность самоутвердиться.
Почему, после многолетнего затишья, сегодня дети, с виду совершенно нормальные, хорошо одетые, сытые, вновь проявляют немотивированную агрессию? Да потому что у нас появилась категория запущенных детей из хороших семей. Звучит невероятно, но в семье с двумя новыми машинами и «трешкой» в 100 кв. м ребенок плохо говорит и дерется, потому что у родителей с каждым годом все меньше времени и сил на него.
В России и даже в Москве представители топа среднего класса живут фактически жизнью фабричных рабочих предреволюционной поры: работают по 10-12 часов, три часа в день отнимает дорога, мать берет халтуру на дом, отец таксует после офиса.
Внешне семья выглядит замечательно, а в реальности у них огромные долги по ипотеке, просроченные кредитки и живут они в месяц на 12-15 тыс. свободных денег. Люди пребывают в постоянной заботе о кошельке и холодильнике.
Семейный стресс, отсутствие внимания перекинулись на детей. Недавно я видела, как в одном городке прошли массовые сокращения — закрылся древкомбинат. Буквально сразу в садике, куда водили детей сотрудники производства, начались проблемы.
В понедельник родителям объявили о сокращениях, а в пятницу малыши уже по полной издевались друг над другом.
Хватали друзей и имитировали изнасилование, девочки били кукол, два мальчика повалили третьего и сверху на него испражнились.
АУЕ, объединение школьников вокруг уголовной романтики, из этой же серии. Вопрос не только фактической безнадзорности — а у работающих и замотанных родителей дети всегда без надзора, — это вопрос силы. Ребенок чувствует, когда его семья унижена, лишена перспектив, ему передается родительское бессилие и он хочет хоть как-то ощутить свою значимость, важность…
Сегодня 30-летние россияне — это люди, успевшие повзрослеть в пору относительной свободы. 20-летние застали самые остатки этой свободы. 10-15-летние не помнят себя вне зарождения авторитаризма, но их родители пожили в молодости в свободные времена. А вот нынешние дошкольники это дети, которые выросли в период экономического упадка и у плохо помнящих свободные времена родителей. Представьте себе ребенка, который не видел своих маму и папу вне их тревоги о деньгах, высоких ценах, непогашенных кредитах и который не знал другой жизни, кроме той, где взрослые боятся за будущее.
Таких детей очень много. Еще несколько лет назад в неблагополучии жили преимущественно асоциальные семьи, их сразу было видно.
Сегодня малыши в чистых красивых комбинезончиках запинывают подружку, потому что их самих, еще не повзрослевших, вовсю пинает жизнь.
Вчера у многих были няни, они ходили в 2-3 платных кружка и развлекались в ТРЦ. Сегодня они сидят дома уткнувшись в телефоны, пока усталые родители ищут деньги. Это дети упадка. Через 30 лет они станут влиятельным поколением и построят привычный для себя мир, в котором для борьбы с собственным бессилием нужно пнуть в спину другого.

Анастасия МИРОНОВА. Новая газета. 4 ноября 2019 года

 

<<< Назад


Вперед >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.