Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 829 - 830
7 - 20 октября 2019

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«РБК» и «REGNUM» о гражданстве
«Аргументы и Факты» о переписи населения
«Независимая газета» и «Комсомольская правда» о демографическом положении России и приоритетах развития
«Полит.Ру» о квотировании иностранной рабочей силы
«REGNUM» о проблемах Дальнего Востока
«REGNUM» о мигрантофобии
«Evrensel» о миграционном кризисе в Европе
«EurasiaNet» о китайской миграции
«Независимая газета» о развитии двух столиц
«Газета.Ру» о конкуренции за секс
«Вечерняя Москва» о брачном рынке
«Газета.Ру» об абортах
«Ilta-Sanomat» о низком уровне рождаемости
«ORF» и «РБК» о потреблении алкоголя и алкогольной смертности
«REGNUM» о медицинском туризме

«Московский Комсомолец» о здоровье пожилых
«Новые Известия» о курильщиках
«Time» о питании
«Вечерняя Москва» о раке
«Suomen Uutiset» о насилии
«НОЖ» о психиатрической реабилитации
«Сноб» о «жертвах перестройки»
«Независимая газета» о людских потерях в прошлом веке
«РБК» о бедности
«Газета.Ру» о неравенстве
«La Croix» об участниках протеста
«Газета.Ру» об увольнениях в онкоцентре Блохина
«Delfi.lt» о демографическом положении Литвы
«Polityka» о демографическом положении Молдавии
«The Washington Post» о последствиях глобального потепления
«Sputnik» об ЛГБТ

… о развитии двух столиц

Северное слияние: Могут ли Москва и Петербург стать одним мегасити?

Взаимная диффузия двух столиц России – процесс объективный, и он был предсказан почти 200 лет назад

В 1840 году русский писатель и философ, князь Владимир Одоевский начал публиковать свою повесть «4338 год. Петербургские письма». Этот футурологический текст так и остался незавершенным. Жаль, ведь уже тогда князь сумел предсказать многое из того, что у нас сегодня в обиходе: синтетические материалы и пластмассы, интернет и гипертекст, технологию защиты Петербурга от наводнений и реформу Академии наук… Но один из прогнозов особенно интригует и сейчас.

«Что за великолепие! что за огромность!»
Герой повествования, китаец, путешествующий на аэростате из Пекина в Петербург, в письме другу делится своими впечатлениями: «Что за город, любезный товарищ! что за великолепие! что за огромность! Пролетая через него, я верил баснословному преданию, что здесь некогда были два города, из которых один назывался Москвою, а другой собственно Петербургом, и они были отделены друг от друга едва ли не степью. Действительно, в той части города, которая называется Московскою и где находятся величественные остатки древнего Кремля, есть в характере что-то особенное. Впрочем, больших новостей от меня не жди; я успел заметить только одно: что воздушные дороги здесь содержат в отличном порядке…»
Конечно, радует уже то, что к 4338 году хотя бы «воздушные дороги здесь содержат в отличном порядке». Казалось бы, совсем уж фантастический сюжет… Но нет. Прозорливый гений Владимира Федоровича Одоевского оказывается необыкновенно актуальным прямо сейчас.
Замглавы ОАО «Российские железные дороги», руководитель центра по развитию центрального и санкт-петербургского транспортного узла Олег Тони в интервью корпоративному изданию (его цитирует Интерфакс) заявил, что развитие санкт-петербургского ж/д узла будет проходить аналогично столичному. «Между этими городами сконцентрированы крупнейшие пассажиро- и грузопотоки в России... Для наибольшего социально-экономического эффекта и синхронизации развития этих двух регионов необходимо усилить их транспортную связь… В итоге это позволит создать мощный единый транспортный кластер», – пояснил замглавы РЖД.
В Санкт-Петербурге, по словам Тони, планируется развитие московского направления с усилением инфраструктуры от Санкт-Петербурга до Тосно до четырех главных путей. Проект призван обеспечить внутригородское и пригородное тактовое сообщение между центром города и Колпино. Кроме того, предполагается организовать движение 11 пар поездов в сутки между центром Северной столицы и г. Сертолово, где в 2006–2016 годах население выросло более чем на 20%.
«Мы планируем применить общие подходы и сходные технологические решения при развитии, гармонизации и синхронизации транспортных систем Центрального и Северо-Западного регионов… Это позволит разгрузить автомагистрали, метрополитен и головные вокзалы в обоих городах, обеспечить в долгосрочной перспективе создание лучших условий проживания жителей этих регионов, масштабное развитие территорий между ними, заложить основу для единой экономической, производственной и социально-культурной оси», – подчеркнул Тони.

Рождение Мосбурга
Фактически речь идет о важном шаге к возникновению того, что называется «мегасити» – агломерация мегаполисов. Правда, как отмечал известный российский урбанист Вячеслав Глазычев, «Содержание понятия «агломерация» до сих пор вызывает немало недоумений. С одной стороны, с этим понятием ассоциируется множество конкретных планировочных ситуаций в разных странах. С другой стороны, различие организационных форм и правовых статусов, характерных для этих ситуаций, затрудняет конструктивную работу с содержанием этого понятия, трактуемым весьма различно».
Тем не менее Глазычев приводит «родовые» признаки городских агломераций: общность повседневной жизни населения, наличие ежедневных трудовых маятниковых миграций, использование единого набора рекреационных объектов. Кстати, официальное определение ООН: «Город – это производственный центр, имеющий собственный рынок труда». В этом смысле взаимная диффузия двух мегаполисов – Москвы и Санкт-Петербурга – и возникновение мегасити (назовем его условно Мосбург) – процесс объективный. Северное слияние, если можно так сказать.
Исследователи из Университета Северной Каролины и Университета Джорджии еще в 2007 году зафиксировали важный демографический переход: 23 мая 2007 года число жителей городов достигло 3 303 992 253 человека против 3 303 866 404 жителей села. То есть Земля стала планетой городского типа. «Сегодня в городах живет больше половины 7-миллиардного населения Земли. К 2030 году горожанами будут 5 млрд жителей планеты. В последние годы в мире растет число мегаполисов – крупных городских агломераций с населением свыше 10 млн человек», – отметил на нынешней Генеральной Ассамблеи ООН исполнительный директор Программы ООН по населенным пунктам (ООН-Хабитат) Маймунах Мохт Шариф.
По данным Всемирной метеорологической организации, мегаполисы с населением в 10 млн человек и более занимают менее 0,2% площади Земли, при этом каждый десятый человек на планете живет в мегаполисе.
Урбанизация вообще один из самых поразительных и не понятых до конца естественно-научных и социальных феноменов.
Города, эти антиэнтропийные динамо-машины цивилизации, кажется, функционируют по законам, не зависящим от воли стратегов из ООН или кого бы то ни было еще. Например, территория современных городов расширяется даже чуть-чуть быстрее, чем увеличивается численность их населения. По прогнозам, к 2030 году территория городов в развивающихся странах увеличится в три раза, а в индустриально развитых странах – в 2,5 раза. При этом численность городского населения в Азии увеличится с 1,36 млрд человек до 2,64 млрд. В Африке в период между 2000 и 2030 годами численность горожан возрастет с 294 до 742 млн, а в Латинской Америке и странах Карибского моря – с 394 до 609 млн.
Этот процесс пространственного структурирования населения планеты необратим, судя по всему. В 1950 году пятью крупнейшими городами мира были: Нью-Йорк (12,3 млн населения), Лондон (8,7 млн), Токио (6,9 млн), Париж (5,4 млн), Москва (5,4 млн) – все это столицы (формальные или фактические) индустриально развитых государств. В 1975 году только пять городов (Токио, Нью-Йорк, Шанхай, Мехико и Сан-Пауло) попадали в разряд мегаполисов. В 2000 году их было уже 19. В пятерку крупнейших вошли: Токио (26,4 млн), Мехико (18,4 млн), Бомбей (18 млн), Сан-Пауло (17,8 млн), Нью-Йорк (16,6 млн). В 2018 году, согласно докладу Demographia World Urban Areas, топ-5 мегаполисов выглядел так: Токио–Иокогама – 38 млн; Джакарта – 32,3 млн; Дели – 27,3 млн; Манила – 24,65 млн; Сеул – 24,2 млн.
Москва, кстати, в этом списке была на 15-м месте – 16,85 млн. А вот агломераций с населением более 10 млн человек на планете насчитывалось уже 37. Естественный следующий этап – слияние мегаполисов в мегасити. От этого никуда не деться. Американский экономист-географ Ричард Флорида (автор теории креативного класса), например, насчитывает 40 макрорегионов в мире. На их долю приходится 70% всего объема производства, в них рождается 9 из 10 мировых инноваций. При этом в них живет только 18% мирового населения. Москву Ричард Флорида относит к одному из этих 40 макрорегионов.
«Задача управления – чтобы город работал как связанная система, – отмечал летом 2019 года в своей московской лекции Марко Камия, координатор отдела городской экономики и финансов ООН-Хабитат. – Существует правило: хороший мегаполис – это город, в котором вы можете попасть из любой точки в любую другую точку за один час. Москва – это качественно спланированный город».
Сегодня из Москвы в Санкт-Петербург на скоростном поезде можно добраться за 3,5 часа; на самолете – за 1 час 40 минут (чистое время полета). Как только удастся повысить скорость движения наших «Сапсанов» с нынешних 200–250 км/час хотя бы в два раза, – вполне обычный в Европе и Китае показатель для высокоскоростного железнодорожного транспорта; рекорд на сегодняшний день – японский скоростной поезд на магнитном подвешивании MLX 01 в 2003 году развил скорость 581 км/час – это и станет «свидетельством о рождении» Мосбурга. Если хочется – можно это называть и «единым транспортным кластером».
Мало того, как было заявлено на Восточном экономическом форуме во Владивостоке, в ближайшее два-три года планируется перейти от тестов беспилотных грузовиков до их полноценной коммерческой эксплуатации на трассе между Москвой и Санкт-Петербургом. «У нас все техзадания подписаны. Мы определили участок, на котором все это начнется, сейчас определяемся с технологиями. Я надеюсь, что весной 2020 года мы сможем запустить тестирование», – подчеркнул директор департамента госполитики в области дорожного хозяйства Минтранса России Григорий Волков.

«Токсичные» мегасити
Но транспортная связность, хотя и решающая проблема, которую придется решать при возникновении мегасити, но далеко не единственная.
«…Объективный процесс всеобщей урбанизации неумолим, – считал Вячеслав Глазычев. – Разумеется, попытки ухода индивидов или небольших групп как можно дальше от влияния города будут продолжаться, но этот вариант эскапизма обречен на то, чтобы быть сугубо маргинальным явлением. Мир движется к тому, что все его население будет городским. Мир уже таков: природные заказники, заповедники, национальные парки будут, надо полагать, увеличиваться в числе и в размерах, но это происходит именно потому, что в их рекреационных возможностях все более заинтересованы те, чья основная деятельность осуществляется в городской среде».
Если продолжить эту логику, то окажется, как это ни парадоксально, что мегаполисы, а тем более их агломерации, становятся главным фактором, способствующим сохранению природы планеты. Одним своим существованием. Впрочем, это не снимает проблему внутренней «токсичности» самих мегасити. В том числе и социальной токсичности…
Вот и единая «социально-культурная ось», о которой говорит Олег Тони, – это точка кристаллизации, вокруг которой начнется нарастание «мышечной массы» Мосбурга. Уже началось. Однако сама пространственная организация этого мегасити несет в себе зародыши далеко не только транспортных проблем. Интересные в связи с этим данные получили ученые из Института социологии РАН.
Оказывается, лишь около 13% россиян полностью доверяют большинству людей. Причем наиболее «доверчивые» – это люди с начальным или неполным средним образованием (24,1%) и жители поселков городского типа (23,2%). А самые «недоверчивые» – граждане с неполным высшим образованием (5,6%) или высшим (12,1%), проживающие в мегаполисах (12,3%). Но интересно, что самый низкий уровень доверия в России – не более 5–8% – в новостройках на окраине Москвы и особенно – в ближнем Подмосковье.
В контексте нашей темы легко себе представить, какой угрожающий уровень социального напряжения может генерироваться в различных локусах будущего 700-километрового Мосбурга (той самой «степи», о которой писал Одоевский), если уже сегодня жители спальных районов смотрят на мир чуть ли не сквозь щель мысленной «амбразуры».
И все-таки князь Владимир Одоевский оказался в итоге социальным оптимистом. Одно из писем его главного героя заканчивается так: «Конечно, мы, китайцы, ныне ударились в противоположную крайность – в безотчетное подражание иноземцам; все у нас на русский манер: и платье, и обычаи, и литература; одного у нас нет – русской сметливости, но и ее приобретем со временем. Да, мой друг, мы отстали, очень отстали от наших знаменитых соседей; будем же спешить учиться, пока мы молоды и есть еще время».
Скажите, что это – утопизм? Возможно. Но и северное слияние – объединение в мегасити Москвы и Петербурга – тоже когда-то казалось нереальной утопией.

Андрей ВАГАНОВ. Независимая газета. 8 октября 2019 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.