Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 827 - 828
23 сентября - 6 октября 2019

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«Российская газета» о национальных проектах
«Парламентская газета» о едином реестре
«Комсомольская правда» о доле русских в будущей России
«Росбалт» о колебании отношения россиян к понаехавшим
«The American Conservative» об иммиграционной политике в Венгрии
«REGNUM» об иммиграционной политике в Италии
«Baltnews.lt» о демографическом положении Литвы
«Крым.Реалии» о языковой идентичности
«АСИ» о синдроме этнического самозванца
«Московский Комсомолец» о секретах японского долголетия
«Свободная Пресса» о секретах будущего российского долголетия
«Forbes» о вреде одиночества
«Свободная Пресса» о пенсионной реформе
«Известия» о режиме труда
«Газета.Ру» о роботизации

«Экономика сегодня» о стимулировании рождаемости
«Газета.Ру» о поколенческих волнах
«Le Figaro» об ожирении
«Русская служба BBC» о курении
«Известия» о раке
«IQ» и «Forbes» о стимулах для врачей и их работе
«Svenska Dagbladet», «The Guardian» и «Le Figaro» о сексуальности
«Газета.Ру» и «Le Figaro» об ЭКО
«Deutsche Welle» о синдроме Дауна
«TUT.BY» об ЛГБТ
«Le Monde» о гендерном неравенстве
«The Economist» о последствиях глобального потепления
«Atlantico» о расизме
«Российская газета» о фамилиях

… о сексуальности

Дверь в свободную для секса зону: «Здесь ты можешь выплеснуть эмоции»

Владелец порно-клуба, 23-летняя Агнес, и исследователь свидетельствуют: тенденция сексуальной сдержанности Швеции не коснулась. В сексуальной жизни шведов многое изменилось, считает специалист из шведского Агентства общественного здоровья, но сексом они занимаются так же часто, как и в 1996. При этом удовлетворены своей сексуальной жизнью чуть больше половины жителей.

23-летняя Агнес с удовольствием много и часто разговаривает о сексе со своими друзьями — как мужского, так и женского пола. Они спрашивают друг у друга совета и делятся новым опытом.
У них есть как случайные, так и постоянные сексуальные связи.
«Мы очень любопытны. Мы хотим испробовать почти все», — рассказывает она.
Но такая тенденция действует не везде. В последние годы интерес к сексу в мире упал радикально: молодые люди спят друг с другом все меньше и меньше.
В популярной статье, которую «Свенска дагбладет» опубликовала этой зимой, исследователи предостерегли о драматическом снижении сексуальной активности в первую очередь среди молодых взрослых в Северной Америке и Японии. В то же время другие исследования в Нидерландах, Финляндии и Великобритании свидетельствуют, что и европейские страны страдают от сексуальной засухи.
Глобальная сексуальная сдержанность практически стала общепринятой истиной. Но так ли это на самом деле?
«Я знаю, СМИ пишут, что сексуальная активность в мире сильно пошла на спад, но в нашем исследовании мы ничего такого не обнаружили. По крайней мере в Швеции нет никаких признаков этого», — рассказывает Шарлотте Деоган (Charlotte Deogan), исследовательница из Шведского агентства общественного здоровья.
В 2016 году Агентство общественного здоровья получило от тогдашнего министра здравоохранения Габриэля Викстрёма (Gabriel Wikström) задание составить первый доклад о сексуальных привычках шведов за 20 лет.
Результат: шведы в принципе настолько же довольны своей сексуальной жизнью и так же часто занимаются сексом, как и в 1996 году, когда был опубликован предыдущий отчет.
Также нет никаких признаков того, что молодые шведы позже начинают заниматься сексом, как это, похоже, происходит, например, в Нидерландах и в США. Первый секс у шведской молодежи уже давно стабильно случается примерно лет в 16.
Все это подтверждает Агнес. Она считает, что шведская молодежь не стигматизирует секс, и табу на него никакого нет. По словам Агнес, это такая же базовая часть ее жизни, как еда и сон.
«Мое поколение сосредоточено на своем „я", нам важно не просто заниматься сексом, а понять, какого именно секса мы хотим. При этом ты становишься более открыт к экспериментам».
«Можно спать с кем-то одного с тобой пола, участвовать в треугольниках, пробовать анальный секс. Я могу называть сколько угодно разных вещей, которые вполне возможны».
Но почему же шведская молодежь более открыта в плане сексуальности, чем молодые взрослые в Японии или Северной Америке? Может быть, шведы просто-напросто более похотливы, чем жители других стран?
По словам Шарлотте Деоган, все, конечно, не так просто.
 «К сожалению, у нас нет никаких данных, чтобы ответить на этот вопрос, но сам он очень интересен. В нашей жизни многое изменилось, мы видим больше равноправия, люди больше знают о своих правах, мы гораздо чаще используем интернет. Само собой, все эти факторы влияют на нашу жизнь. В том числе и на сексуальную».
Норвежский психолог и эксперт по сексуальному поведению Бенте Трэен (Bente Træen) давно изучает сексуальные привычки человека. Она считает, что тревожные американские и японские отчеты не применимы к Скандинавии.
«В Норвегии мы тоже не видим никакого снижения сексуальной активности, все остается, как всегда. Люди занимаются сексом 1-2 раза в неделю, если у них есть постоянный партнер».
Бенте Трэен считает, что разная сексуальная активность в разных странах связана с культурными различиями. В Скандинавии, например, давно равноправие и укоренившаяся культура использования контрацептивов, благодаря чему первый секс у молодежи происходит в более юном возрасте, и занимается им население чаще.
По мнению Трэен, изменения в сексуальной жизни молодежи во многом связано не с активностью как таковой, а с тем, что секс стал вопросом не расслабления, а скорее поводом для достижений — и, конечно, это привело к тому, что сексуальное желание снизилось, но при этом мы стали совершенствоваться как любовники.
«В Норвегии мы называем тех, кому от 18 до 29 лет, „поколением достижений". Молодежь сегодня должна доказывать свою компетентность во многих областях: на работе, в спорте, в школе, в моде и в постели. А когда ты должен постоянно чего-то добиваться, секс не доставляет уже столько удовольствия».
Но и в Норвегии, и в Швеции есть группа, которая выбивается из общей тенденции в том, что касается сексуальной активности, и к тому же занимается сексом больше остальных. Это гомосексуальные мужчины.
«У мужчин, которые занимаются сексом с мужчинами, в отличие от остальных, в обществе есть свои собственные эротические оазисы. Им не обязательно строить какие-то отношения или часами уговаривать кого-то конкретного на секс. В гомосексуальных кругах существует совершенно иная сексуальная культура», — говорит Трэен.
Первое, что бросается в глаза в этом коридоре длиной почти 30 метров, — ряд кабинок, похожих на серые фотоавтоматы. Клиент может зайти внутрь, сесть на обтянутый черной кожей стул и посмотреть видео на экране, расположенном на противоположной стене примерно на высоте глаз. На правом подлокотнике есть красные кнопки, позволяющие проигрывать запись вперед и отматывать ее назад.
Порноклуб Blue vision в центре Стокгольма — это место (или, если хотите, оазис), куда приходят, например, гомосексуальные мужчины, чтобы дать выход своим фантазиям.
Фредрик Хёгстам (Fredrik Högstam) — один из владельцев клуба, сам тоже гей. Его ничуть не удивляет то, что именно гомосексуальные мужчины в Швеции чаще всех занимаются сексом.
«Представьте себе гетеросексуальных мужчин в баре, общающихся с женщинами. И сравните, чтобы было бы, если бы там было 50 мужчин, интересующихся другими мужчинами. Тогда вы сразу поймете, почему».
Кабинки, которые он нам показывает — не фотоавтоматы. В них клиенты-мужчины могут смотреть видео, чтобы поонанировать.
Он ведет репортеров «Свенска дагбладет» дальше, мимо полок, доверху заполненных секс-игрушками и порнофильмами.
«Здесь вы должны это отключить», — говорит Фредрик Хёгстам, указывая на диктофон журналиста. Он собирается показать место, где посетители клуба ищут знакомств.
Красная лампа над дверью — единственный источник света. Вдалеке играет приглушенная электронная музыка.
За дверью оказывается большое помещение со слабым освещением, темными коридорами и несколькими кинозалами, где показывают порнографию как для гетеросексуалов, так и для гомосексуалов.
Фредрик ведет «Свенска дагбладет» дальше в другую комнату и показывает кожаные качели с зеркалами сверху. В обычный выходной в клубе бывает более сотни посетителей, и он открыт большую часть суток.
По информации Агентства общественного здоровья в Швеции более половины всех гомосексуальных мужчин живет открыто, тогда как примерно 10% полностью скрывают свою ориентацию. Фредрик Хёгстам сожалеет об этом.
«Когда я был молод, для меня было тяжелой работой постоянно скрывать, какой я, и каминг-аут дался мне очень трудно. Большинство из тех, кто скрывается сегодня, выстроили высоченные стены вокруг себя самих, и, возможно, десятилетиями работали над тем, чтобы казаться гетеросексуальными. Я думаю, что место вроде этого должно быть чем-то вроде свободной зоны», — говорит он и указывает на дверь, ведущую в помещение для знакомств.
«Когда ты проходишь через эту дверь, все твои стены рушатся. Здесь можно дать волю своим фантазиям».
Но даже если гомосексуальные мужчины занимаются сексом больше всех, это еще не значит, что они больше всех довольны своей сексуальной жизнью. Первое место в этом отношении занимают гомосексуальные женщины, среди которых 71% сообщает во время опросов, что они удовлетворены своей сексуальной жизнью. Это значительно больше, чем в среднем по Швеции, где всем довольны всего чуть больше половины жителей, согласно информации Агентства общественного здоровья.
Агнес, жительница западной Швеции, которой немногим больше 20 лет, также говорит, что довольна своей сексуальной жизнью, несмотря на то, что на самом деле она все-таки предпочла бы быть в постоянных отношениях.
«Когда ты в отношениях, речь идет не только о сексе. Но в остальном да, я довольна своей сексуальной жизнью».
Завести постоянные отношения не так просто — особенно в наше время, когда большая часть флирта происходит через приложения для знакомств.
«Сейчас мы постоянно прячемся за экранами компьютеров и телефонов. Общаясь с человеком в интернете, трудно различить нюансы. А на улице особо не принято просто подходить и спрашивать: „Привет, ты не хочешь встречаться?" Я очень поддерживаю всех, кто так и делает, но для меня это очень сложно», — говорит Агнес.
Агнес на самом деле зовут по-другому.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Йоэль АРВИДССОН (Joel ARVIDSSON), Адриан САДИКОВИЧ (Adrian SADIKOVIC). Svenska Dagbladet, Швеция, 30 августа 2019 года

Никакой страсти с первого взгляда: почему тысячи людей стали считать себя «демисексуалами»? (The Guardian, Великобритания)

Свобода от сексуальности по-прежнему считается радикальным шагом, в отличие от, например, свободной любви. Каждая новая сексуальная ориентация неизбежно вызывает скепсис. Кроме того, демисексуальность — по шкале от асексуальности до секс-позитивности она где-то на полпути — вопрос малоизученный. И тем не менее, популярность термина в последние годы растет.

Если вы не асексуальны и не давали обет безбрачия, охарактеризовать вашу сексуальность поможет новый «ярлык».

Лидии Буонаюто (Lidia Buonaiuto) было 27, когда все встало на свои места и камень свалился с души. Никакая она не уродка и не извращенка — ее взгляды на секс и отношения разделяют очень многие. Так она поняла, что она — демисесуалка.
«Я вообще редко влюбляюсь», — говорит она, чуть ли не извиняясь. Демисексуальность, считает она, вполне доходчиво описывает ее ощущения: «Сексуальное влечение у меня не возникает просто так, как у большинства людей. Такого не бывает. Вообще я гетеро и ханжой себя не считаю, но чтобы пробудилось сексуальное желание, мне нужна глубокая эмоциональная связь. Это не вопрос личных предпочтений или не черта характера». Она объясняет, что это как некий неврологический блок, который мешает «нормальным» романтическим и сексуальным связям.
Каждая новая сексуальная ориентация неизбежно вызывает скепсис. Кроме того, демисексуальность — по шкале от асексуальности до секс-позитивности она где-то на полпути — вопрос малоизученный. И тем не менее, популярность термина в последние годы растет. По данным Google Trends, число запросов по теме «демисексуальность» резко выросло с 2009 года, при этом больше всего ею интересуются в Австралии, Канаде, США, Великобритании и на Филиппинах.
В прошлом месяце юмористка Софи Дьюкер (Sophie Duker) завела со зрителями разговор о демисексуальности после шоу «Венера» на художественном фестивале в Эдинбурге. По хэштэгу «демисексуальность» в «Инстаграме» (Instagram) находится более двух миллионов сообщений, а в подгруппе демисексуалов на «Реддите» (Reddit) набралось уже почти 12 000 участников. Но что чувствуют молодые люди, которые считают себя демисексуалами?
 «Я вполне понимаю людей, которые спрашивают: «зачем вы выдумываете ярлыки для всего подряд?», — говорит Буонаиуто, — «но мне очень помогает самоидентификация, которая мне подходит, это удобно. Раньше мне приходилось себя ломать, и я чувствовала, как на меня давят друзья и семья, вынуждая быть кем-то другим».
«Я не завожу романов на одну ночь, мне не нужны постельные подвиги, и я не готова переспать со случайным человеком, кому я приглянулась. У меня таких желаний вообще не возникает. Мой мозг устроен по-другому, раньше мне приходилось себя заставлять, и ничего кроме расстройств это не приносило».
Сейчас Буонаюто 30, и она руководит проектом в сфере СМИ. Она выросла на юго-востоке Лондона в итальянско-ямайской семье, как она сама говорит, «из нижней части среднего класса». Она ходила в школу для девочек, и не могла взять в толк, почему она не такая, как сверстницы. Она не влюблялась, ей были чужды их разговоры о сексуальных желаниях и даже к «объективно смазливым» мальчикам, которые к ней подкатывались, не чувствовала ничего такого. А они, наоборот, по ней «сохли». «Меня считали неприступной», — вспоминает она, смутившись.
Быть демисексуалкой вовсе не значит, что секса не хочется никогда, подчеркивает Буонаюто.
«Я вовсе не девственница и не монашка», — объясняет она. «У меня возникают сексуальные желания, но только в отношениях с сильной эмоциональной близостью. Какой-то определенный тип людей меня не привлекает, внешность не главное. О сексе как таковом я не фантазирую. Мне представляется, как мы знакомимся с парнем в библиотеке, выясняем, что у нас один и тот же любимый писатель, болтаем, сближаемся… Без этого я никого не захочу, а такое случается крайне редко».
Термин демисексуальность впервые появился на просветительском форуме по вопросам асексуальности. Этот сайт для асексуалов — людей, которые не испытывают полового влечения, — заработал в 2001 году.
К 2004 году число его пользователей достигло 1 000, а сегодня — уже перевалило за 100 000. Демисексуальность там определяется как разновидность влечения. «Первичное сексуальное влечение появляется спонтанно и основано на мгновенно доступной информации — например, возбуждение от внешности или запаха. Вторичное сексуальное влечение развивается со временем на основе отношений и эмоциональных связей. Большинство секс-позитивных людей, состоящих в романтических отношениях, ощущают как первичное, так и вторичное влечение. Демисексуалы же испытывают лишь вторичное».
В 2017 году секс-гуру и автор колонки и подкаста «Дикая любовь» Дэн Сэвидж (Dan Savage), известный своими прогрессивными взглядами, разнес термин «демисексуальность» в пух и прах. «Раньше про людей, которым чтобы с кем-то переспать, надо почувствовать сильную эмоциональную близость, так и говорили: им нужна сильная эмоциональная близость. Но конечно выдуманный термин, который больше смахивает на болезнь и который все равно всем придется гуглить, — лучше простого и доходчивого объяснения, которое ясно и без интернета».
Профессор Энтони Богарт (Anthony Bogaert), канадский психолог из Университета Брока, изучал это явление в 2004 году и пришел к выводу, что при том, что асексуалами себя считает менее 1% британцев, большинство из них, особенно молодежь, скорее всего, относятся к той же категории, что и Буонаюто.
«Демисексуальность — это такая же ориентация, как гей или би», — считает Брайан Лэнгвин (Brian Langevin) исполнительный директор организации «Асексуальное просвещение». «Да, ее демография все время молодеет, а происходит это потому, что асексуальное сообщество растет благодаря интернету. Асексуалы были всегда, но термины появились только после 2001, когда о них заговорили всерьез».
У Буонаюто было два серьезных романа, один продлился девять лет, другой — полтора года. Она не сразу свыклась с тем, что желание у нее если и пробуждаются, то только к бывшим. «Когда я впервые прочла о демисексуальности, мне стало неловко и грустно», — сказала она. «Но это прямо про меня».
Свобода от сексуальности по-прежнему считается радикальным шагом, в отличие, от например, свободной любви, но Буонаюто считает, что обсуждать эти вопросы можно лишь с молодыми людьми, которые становятся все прогрессивнее и толерантнее. «Старшие поколения не понимают. Если их это не касается, то зачем это надо? Пусть молодежь лучше познает себя и научится быть собой в наше безумное время», — заключает она.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Ношин ИКБАЛ (Nosheen IQBAL). The Guardian, Великобритания, 7 сентября 2019 года
ИноСМИ.RU, 15 сентября 2019 года

Эстер Перель: "Мужчина живет под властью своего пениса"

"В Соединенных Штатах она считается звездой. Сексолога и психотерапевта Эстер Перель называют "гуру отношений и секса", пишет Le Figaro, добавляя, что ее первая книга "Эротический интеллект" стала всемирно известной и ее перевели на 27 языков, а вторая книга, "Право на "лево", стала бестселлером в США.
"Ключевой темой для Эстер Перель является преобразование отношений между мужчинами и женщинами. Недавно ставшему модным словосочетанию "кризис мужественности" она предпочитает понятие "переходный период". В преддверии 2020 года мужчина действительно должен измениться. Но, по ее словам, непременным условием должно стать то, что женщина, наконец, должна позволить ему это сделать", - отмечает автор публикации Марион Гали-Ромуно.
"(...) Мир обеспокоен властью мужчин и тем, что они с ней делают, но на самом деле нужно не обрушиваться на их силу, а браться за разрешение проблемы их страха перед бессилием. Знаете ли, слова "лузер" не существует в женском роде, - заявила Перель в интервью изданию. - Женщина не боится сказать: "Я не женщина". Она не боится утратить свою идентичность, потому что у нее есть месячные, она вынашивает детей... У мужчины же есть только его пенис, и он живет под его властью в страхе оказаться немужчиной, если последний не функционирует так, как ему хочется".
"(...) До 5 или 6 лет мальчик ничем не отличается от девочки. У него есть связь с собственной восприимчивостью, он умеет расшифровывать свое эмоциональное окружение, он знает, что такое непосредственна эмоциональная реакция, он находится в контакте со своими чувствами и переживаниями других людей. А потом, в возрасте 6-7 лет, когда он идет в первый класс, что-то происходит. Там он совершенно бессознательно начитает понимать, что это совсем не то, что от него ожидают. Он вовлекается в код мужественности. И осознает, что для того, чтобы считаться мужчиной, нужно быть сильным, не показывать свой страх, а лучше не бояться вообще, не быть уязвимым, и в это необходимо играть, даже когда тебе плохо, в любом случае надо быть самодостаточным", - отмечает эксперт.
"(...) Мы не равны и не одинаковы. Цель не в том, чтобы мы становились таковыми. Очень глупый пример: есть множество мужчин, которые могли быть стать гораздо лучшими родителями и хранителями семейного очага, чем их жены. Но готовы ли эти женщины сказать: "Я все равно вижу в нем мужчину, если он остается дома? Здесь проявляется женское лицемерие. Сегодня они вполне готовы сказать, что не испытывают желания воспитывать своих детей, что им хочется блистать вне дома. Женщины соглашаются взглянуть на себя по-другому, но они еще не готовы увидеть по-другому ЕГО. И он тоже! Патриархальная модель не исчезла, до этого еще очень далеко. (...) Мужчины оказываются в авторитарной системе, потому что там им четко говорят, что справедливо, что несправедливо, что они вправе делать, а что не вправе. Авторитаризм всегда связан с потерей мужчинами уверенности в себе. Возникают новые лидеры - Эрдоган, Путин, Трамп...", - анализирует собеседница издания.
"Я считаю, что движение #MeToo попало в самую точку, задев старейший в мире рыночный обмен. Во все времена мужчины получали доступ к молодости и сексуальности благодаря своей власти и богатству. Женщины получали доступ к власти и общественному статусу благодаря своей молодости и сексуальности. Каждый использовал свои ресурсы, чтобы договориться о том, к чему у него иначе не было бы доступа. Возникал старый и добрый двойной рынок. Но движение #MeToo провозгласило: женщины больше не хотят такого обмена, они не хотят играть по правилам, навязанным мужчинами или женщинами предыдущих поколений. И в этом, на мой взгляд, #MeToo больше говорит о разрыве между женщинами, чем о разрыве между мужчинами и женщинами. То, что женщины моего возраста воспринимали как нечто нормальное, как, например, цену, которую надо заплатить, 25-летние женщины уже никогда не позволят", - рассуждает 61-летняя Эстер Перель.
"(...) На телепередаче в Австралии одна женщина спросила меня, что ей делать со своим мужем-импотентом. Вся суть заключалась именно в вопросе! Стало ясно, что вся индустрия семейной психотерапии была занята тем, что сделать, чтобы пенис наконец-то стал послушным и делал то, чего от него ждут. Секундочку, а разве у этого мужчины нет рук, у него нет кожи, волос, улыбки, глаз ?! Мы занимаемся любовью с помощью тысячи вещей. Что происходит? Кто все решает, пенис или человек? Вот что нужно изменить в мужской сексуальности. А заодно и ложную идею о том, что женская сексуальность является психологической, субъективной, многомерной, контекстуальной, в противоположность мужской сексуальности, которая является естественной, автоматической, где половой член всегда присутствует, он всегда готов и просто ищет повод для атаки. Но мужская сексуальность совсем не простая. Она также во многом психологическая", - уточняет сексолог.
"Все общество должно осознать это и перестать говорить о сексе в соответствии с фаллической моделью проникновения в ходе полового акта, который завершается, когда мужчина "кончает" и засыпает. Сексуальность проявляется во многом, а не только в акте. Нередко работая с парами, я слышу, как мужчины говорят: "Ничто не делает меня более счастливым, чем видеть, как она получает удовольствие". Сегодня мужчина больше не хочет быть "функцией", он хочет, чтобы его партнерша тоже принимала участие и наслаждалась. С другой стороны, крайне редко можно услышать, как женщина говорит: "Ничто не делает меня более счастливой, чем видеть, как он получает удовольствие". Ей на это совершенно наплевать! Ее возбуждает то, что она испытывает сама. Интересно, что это полностью противоречит их социальным ролям. Насколько в своей социальной роли мужчина чувствует себя обязанным быть самодостаточным, настолько в сексуальных отношениях он испытывает желание разделить с кем-о свое удовольствие. И настолько же, с учетом того, что социальная роль женщины предписывает ей обязанность думать обо всех и забывать о себе, для стимулирования своего полового чувства она должна перестать думать о других. Никогда не нужно спрашивать женщину, что ее возбуждает, надо спрашивать ее, как она возбуждается. Мужчина может делать все, что угодно, но если женщина оторвется от своих собственных ощущений, то ничего не получится", - резюмирует Перель.

  Марион ГАЛИ-РОМУНО.Le Figaro
InoPressa. 20 сентября 2019 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.