Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 825 - 826
9 - 22 сентября 2019

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«Российская газета» о диалоге с правительством
«Независимая газета» о возможном повышении пенсионного возраста до 70 лет
«РБК» и «Life» о новом механизме выплаты накопительных пенсий
«Новые Известия» о «гарантированном пенсионном продукте»
«EurasiaNet» о репатриации соотечественников
«Газета.Ру» о битве за Дальний Восток
«ТАСС» о новой ипотечной программе для Дальнего Востока
«Московский Комсомолец» о старости
«Газета.Ру» о кризисе системы здравоохранения
«Российская газета» о проблемах здравоохранения глазами Вероники Скворцовой
«Коммерсантъ» о ВИЧ
«РИА Новости» о борьбе с суицидами
«Forskning.no» об употреблении алкоголя

«Известия» о пользе трезвости
«Haaretz» о политике в области рождаемости
«BBC Русская служба» о виртуальных браках
«Московский Комсомолец» о межпоколенной связи
«Forbes» о насилии
«Вечерняя Москва» о гендере
«Nature» о генетической природе сексуальности
«Die Welt» о гомосексуальности как основании для предоставления убежища в Германии
«BBC Русская служба» об индийских негражданах
«Вести.Экономика» о демографическом спаде Кореи
«ABC.es» о последствиях ядерной войны
«Московский Комсомолец» о депутатских инициативах
«Известия» о роботизации

о «гарантированном пенсионном продукте»

Продукт вместо капитала: как нужно реформировать пенсионную систему

Лучше создать работающую накопительную пенсионную систему для 5 млн участников, чем пытаться заманить в нее десятки миллионов граждан, неспособных формировать пенсионные резервы

Глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что вопрос об инвестиционном пенсионном капитале (ИПК) — давно объявленном преемнике обязательного пенсионного страхования, но с не очень понятными параметрами — должен быть отложен из-за несогласия между ключевыми ведомствами. Одновременно Минфин сообщил, что вместо ИПК будет предложен некий «гарантированный пенсионный продукт», о котором пока ничего, кроме названия, не известно — соответствующий законопроект обещают предъявить обществу через несколько недель.
Учитывая, что представление законопроекта об ИПК «в ближайшее время» было анонсировано еще на Московском финансовом форуме 2018 года, возможность ознакомиться с «пенсионным продуктом» в деталях вряд ли появится в ближайшем будущем. Удивляться не стоит — экономические ведомства зажаты между необходимостью предложить какой-то план решения пенсионной проблемы и болезненностью самой темы. Ведь только недавно стало законом первое с 1956 года повышение пенсионного возраста, россияне остались им крайне недовольны, перестали доверять правительству и показывают это при первом удобном случае.
Поэтому позволю себе несколько соображений, как сделать новую попытку реорганизовать пенсионную систему более успешной.

Не торопиться
Пенсионная политика — дело долгосрочное, вопросы решаются на горизонтах в несколько десятилетий. Очевидно, что снизить риски, а то и избежать принятия плохой системы или ее постоянной переделки силами узкого околоправительственного круга — а именно это мы наблюдаем уже 15 лет — позволило бы предшествующее обсуждение реформы с участием представителей бизнеса, работников и экспертного сообщества. Этого не было сделано при принятии решения о повышении пенсионного возраста, но это не значит, что такое обсуждение нельзя устроить сейчас. И вопрос пенсионных накоплений должен быть важным пунктом повестки — наряду с другими: что делать с льготниками и работающими пенсионерами, как отчислять за работников вредных производств. Определив соотношение накоплений с другими параметрами пенсионной системы, можно будет приступить к разработке новой накопительной пенсионной системы.

Определить цель
Невозможно обойтись без определения некоторых базовых принципов: добровольность накопительной системы или автоматическое присоединение с правом отказа, уровень ставок, роль работодателей, возможность участия в системе банков и страховых компаний. Но самый главный вопрос — кто является целевой аудиторией, что этой аудитории нужно и какие инструменты позволяют достичь заявленных целей при минимальных прямых и косвенных издержках. Бессмысленно предлагать пенсионные отчисления группам с падающими доходами или обещать налоговые льготы людям с серыми зарплатами. После определения целевой группы — которой, скорее всего, окажется верхушка среднего класса с легальными доходами выше среднего, имеющая индивидуальные инвестиционные счета (ИИС), — может оказаться, что речь идет о людях с высоким уровнем финансовой грамотности и хорошим знакомством с финансовым рынком. Для них не нужно выстраивать сложные механизмы гарантий всего и вся. С большой вероятностью выяснится, что многие из этой группы уже входят в число клиентов НПФ по добровольному страхованию (около 6 млн человек), а значит, проще интегрировать «пенсионный продукт» от Минфина в эту систему, чем создавать новую.
Уже на старте преобразований необходимо отказаться от любых целей, кроме повышения пенсионной обеспеченности участников системы на долгом горизонте — любителям длинных денег для инновационных или инфраструктурных проектов или адептам поголовного загона всех работников в новую систему должно быть указано на дверь в самом начале дискуссии. Лучше создать работающую систему для 5 млн участников, чем неработающую для 25 млн, не желающих или не способных формировать пенсионные накопления.

Раздать пряники
Двузначные темпы прироста собираемости налогов в последние годы показывают, что работать кнутом налоговые и финансовые органы научились хорошо. Но при формировании добровольной пенсионной системы надо понять, что привлекает целевую аудиторию, и научиться «выращивать там, где уже растет». Миллион ИИС (на август 2019 года) показывает, что этот инструмент работает — и значит, может стать основой для новой системы. Система государственного софинансирования пенсионных накоплений, запущенная с 2009 года, также была весьма популярной, но ее слабыми сторонами можно считать низкий уровень максимальных взносов и софинансирования от государства. При конструировании новой системы эти недостатки можно преодолеть.
Профицит федерального бюджета и ФНБ, превышающий 7% ВВП, что позволяет его распечатать, дадут необходимые финансовые ресурсы, причем инвестирование бюджетных резервов в решение пенсионной проблемы позволяет избежать разгона инфляции. Механизм софинансирования пенсий работодателями также должен быть предусмотрен. Ориентиром могут служить так называемые счета 401k в США — они стали удачным способом финансирования пенсий средне- и высокооплачиваемых работников. Счета позволяют сочетать интересы работодателей и работников, а также обеспечивают налоговые льготы для всех участников системы. При внедрении подобного механизма в России проблема гарантий накоплений и снижения рисков должна отдельно обсуждаться регуляторами и финансовой индустрией — во избежание скандалов, которых с российскими НПФ мы видели немало.
При соблюдении всех этих принципов реорганизованная система может оказаться достаточно популярной, и ее расширение будет только вопросом времени. Для нецелевых групп, то есть для будущих пенсионеров с невысокими доходами, понадобится, скорее всего, другой инструментарий, с опорой не на накопления, а на социальные пособия и проверки нуждаемости. Но это совсем другая проблема, которую стоит решать отдельно от реорганизации обязательного пенсионного страхования.

Антон ТАБАХ, главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА», доцент ВШЭ. РБК, 10 сентября 2019 года

Государство ни при чем: хотите получать пенсию – копите на нее сами

Министерство финансов России пытается переложить все проблемы пенсионных накоплений на самих граждан

Свежую информацию о пенсионных накоплениях анализирует в своём блоге Алексей Колосков:
«Наш Минфин долго думал, и наконец-то придумал для дорогих россиян новую систему пенсионных накоплений, и все это дело обозвал «гарантированный пенсионный продукт». Название интересно и мудрёное. Точных параметров, как все это будет работать, пока нет. Есть отдельный набор фраз. Но кажется я немного понимаю, о чем идет речь, давайте подробнее разбираться….
Изначально новая система должна была называться ИПК – индивидуальный пенсионный капитал. Все это должно было внедряться в жизнь постепенно, каждый год работник должен был отчислять по 1% от своих доходов. Длиться все это должно было 6 лет, и в итоге из зарплаты пришлось бы отстёгивать 6% всего того, что было заработано непосильным трудом.
Все эти деньги, пенсионные фонды должны были бы вкладывать в ценные бумаги. Но все это уже не актуально, ибо это вариант отменили.
Как должно быть по идее. Теперь весь этот механизм будет полностью добровольным. Хочешь, вступаешь в эту систему, не хочешь, не вступаешь.
Но для добровольцев будет предложен ряд плюшек, это различные налоговые льготы и вычеты. Должен быть какой-то центральный администратор, который будет регистрировать накопительные счета граждан, а государство гарантирует сохранность всех накоплений. В общем, всё очень гладко.
Вообще Минфин по большому счету ничего нового не придумал. Он взял за основу старую систему инвестирования, которая описана во многих учебниках, и я даже про это когда-то писал пост.
Сегодня любой гражданин может открыть брокерский счет, и перечислять на него деньги и покупать ценные бумаги. В своей записи я предлагал это делать ежемесячно по 10% от вашего заработка.
Тогда из этой цепочки выпадает так называемый «центральный администратор».
Сможет ли государство гарантировать сохранность ваших накоплений. Акции и облигации периодически падают, потом они опять дорожают. И никто вас от этого застраховать не может.
Если вы открыли брокерский счет, то главная опасность для вас не хранить на счету деньги. В случае банкротства брокера, ваши деньги пропадут. А вот если вы купили ценные бумаги, то они будут храниться в депозитарии ЦБ, и при крахе брокера, бумаги останутся в вашей собственности, несмотря на то, сколько на данный момент они будут стоить.
То есть выходит, что всем копить на пенсию можно и без участия Минфина и прочих организаций прокладок.
Только обещая разные плюшки, в виде налоговых послаблений, официальные власти пытаются стимулировать людей к инвестированию и накоплению.
Но если более коротко выразится, Минфин пытается умыть руки, и переложить все проблемы пенсионных накоплений на самих граждан.
Как оно будет в конечном итоге, надо дождаться подробностей. Ну а всем без исключения все же стоит задуматься о своём будущем. Учитесь управлять деньгами правильно, в любом случае вам это пригодится!»

Новые Известия, 9 сентября 2019 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.