Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 815 - 816
20 мая - 2 июня 2019

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«Коммерсантъ» о выдаче паспортов украинцам
«Русская планета» о высококвалифицированных мигрантах
«Deutsche Welle» и «Carnegie Moscow Center» о миграционном кризисе
«Suddeutsche Zeitung» дважды и «El Pais» о миграционной политике
«Dagens Nyheter» о рынке паспортов
«Национальный акцент» о московском миграционном центре
«The American Conservative» о «замещающем» прогнозе населения
«REGNUM» о населении бывших стран СССР
«Аргументы и Факты» о переписи населения на Украине
«REGNUM», «Time» и «La Nacion» о неравенстве
«Economy Times» о трудоустройстве выпускников
«Известия» об оцифровке трудовых книжек
«Project Syndicate» о региональном развитии
«РБК», «Die Welt» и «Правда.Ру» о романистических отношениях
«Shanghai news» о межэтнических браках
«Svenska Dagbladet» об ЭКО

«News.ru» о разводах
«Реальное время», «REGNUM» и «IQ» о семье
«Frankfurter Rundschau» и «Yle» о пожилых
«Новая газета» о компенсациях за смерть
«Big Think» о смерти
«ИноСМИ.RU» об эпидемии кори
«Newsweek» об антибиотиках
«РБК» о запрете спирта в лекарствах
«Московский Комсомолец» о сердечно-сосудистых заболеваниях
«Suddeutsche Zeitung» о смертности от ДТП
«Известия» о профилактике падений
«Forbes» о правах женщин
«Вечерняя Москва» о гендерном дисбалансе
«Газета.Ру» о гинекологах
«Le Figaro» об ЛГБТ

… о разводах

Сплошной развод

О том, почему россияне разводятся всё чаще и легче

Развод стал обыденностью, и отрицать это трудно. По статистике, от общего числа заключённых браков распадается около 53%. Но оценивать эти цифры в однозначно негативном ключе нет смысла. Меняется мир, меняются гендерные и социальные роли, становятся более гибкими и многовариантными критерии удовлетворённости своей жизнью. Согласно опросу ФОМ, на вопрос о жизненных целях, имеющих первостепенное значение для молодёжи, около 50% ответили «работа», «совершенствование в профессии», «карьера»; 19 % — «получение образования», «востребованность профессии»; 13 % — «деньги, богатство», и только 6% готовы к созданию семьи. Разве могли, например, наши бабушки, выросшие в послевоенную эпоху, когда брак и семья считались для женщины высшей ценностью, ответить так же?
Да и сам институт брака претерпевает сильные изменения. Мотивы вступления в матримониальный союз, как и роли в семье, сейчас отличаются от тех, что были ещё 50 лет назад. Мало кто сегодня женится, чтобы получить бесплатную домработницу, — рынок бытовых услуг позволяет мужчине избавить себя от проблем с глажкой и уборкой. Даже с экономической точки зрения это выгоднее. Многие женщины тоже сегодня не спешат с этим — хорошее образование, карьера и перспективы позволяют закрыть вопрос с достойным уровнем жизни без мужской поддержки.
Отсюда вытекает важная черта нашего времени — отношение к браку не как к жизненной необходимости, «чтоб не пропасть поодиночке», а, скорее, как к закономерному этапу развития отношений, она психологически делает возможность развода не такой страшной.
Для современных мужчин и женщин естественно, что есть личная жизнь как до, так и после брака. Сайты знакомств предоставляют огромный (пусть иногда и иллюзорный) выбор новых партнёров. Стратегия «побыстрее выйти замуж в институте, потому что на работе все уже будут замужем и я останусь одна-одинёшенька» больше не работает. Люди знают, что выбор сегодня не ограничивается личными знакомствами, а простирается далеко за пределы непосредственного круга общения. Это, безусловно, снижает страх остаться в одиночестве после развода. Иногда, правда, снижает настолько, что люди делают опрометчивые шаги, подавая на развод с уверенностью, что стоит им зарегистрироваться в Tinder, их тут же расхватают настоящие рыцари и принцессы. Не всегда эти ожидания сбываются, но факт остаётся фактом — страховочный трос в виде приложения «с огоньком» делает саму идею развода не такой пугающей. Люди не боятся уйти из неудовлетворяющего союза и остаться на всю жизнь в одиночестве.
Больше нет социальных рычагов давления — выговора по партийной линии, религиозного трепета перед грехом или всеобщего осуждения. Развод — дело сугубо частное, и институализированных способов образумить желающих развестись сегодня не существует. И это тоже облегчает процедуру развода и совесть разводящихся.
Но главное, прежние основания, которые раньше цементировали отношения, рушатся. Сейчас мотивы вступления в брак и его расторжения крутятся вокруг трудно измеряемых вещей — любви, поддержки, понимания. Хотя изначально брак и сексуальное влечение плюс влюблённость были двумя не всегда пересекающимися историями. Это был социально-экономический институт в первую очередь. И наши пра-пра-пра сильно бы удивились, узнав, что можно разрушить семью с детьми, укладом, хозяйствованием и всем нажитым добром, потому что «нет былых чувств».
Сегодня же есть чувства, значит, есть брак. Произошло охлаждение или просто отношения перешли в другой формат, что, в принципе, естественно, — объявили о разводе и отправились искать счастье с новыми партнёрами. В большинстве случаев собственные ощущения сегодня перевешивают другие аргументы за сохранение брачного союза. Причём никогда нельзя однозначно сказать, о чём свидетельствует развод — об инфантилизме, когда любое эмоциональное усилие или компромисс воспринимается как невозможная жертва для «маминого золотца», или, наоборот, о зрелости, если партнёры не держатся за старые отношения из-за страха и привычки, а взвешенно решают закончить брак, понимая, что минусов в их сожительстве больше, чем плюсов. К тому же современный мир диктует свои условия, взращивая в нас качества, плохо совместимые с идеями традиционного брака. Мы становимся менее терпеливыми, более мобильными, мы индивидуалисты и живём на больших скоростях. Всё это тоже работает как центробежная сила в браках, требующих подстройки под другого человека.
Сегодня брак — это энергозатратное мероприятие, и оставаться в нём подчас сложнее, чем жить поодиночке. В паре приходится искать компромиссы, иногда поступаться своими интересами, преодолевать кризисы, когда легче уйти, чем остаться. И это всегда большая эмоциональная работа — искать новые смыслы, когда старые рушатся и кажется, что вместе с ними разрушаются отношения. Сегодня для многих пар не развестись сложнее, чем оставаться вместе. Не все справляются с таким искушением, но те, у кого получается, увеличивают свои шансы на главный приз во всей этой затее — опыт зрелой любви.

Екатерина ЛЮЛЬЧАК, кандидат наук, психолог центра личностного роста «Visionerium».
News.ru. 13 мая 2019 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.