Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 813 - 814
6 - 19 мая 2019

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«Росбалт», «Osrodek Studiow Wschodnich», «Frankfurter Allgemeine Zeitung», «Aktuality», «REGNUM», «Новая газета» и «The Atlantic» о выдаче паспортов жителям Украины
«Новая газета» о соотечественниках в России
«Газета.Ру» о снижении миграционного прироста
«Синьхуа» об учебной миграции
«Эхо Кавказа» о миграции в Грузии
«Вестник Кавказа» о беженцах
«Коммерсантъ» и «REGNUM» о критериях оценки губернаторов
«Известия» о материнском капитале
«The Village» и «Московский Комсомолец» о многодетных семьях
«ФедералПресс» о нехватке детских учреждений
«Газета.Ру» и «Российская газета» о диспансеризации
«ТАСС» и «IQ» о повышении продолжительности жизни

«IQ» о ВИЧ
«Известия» и «Lenta.ru» об ожирении и здоровом питании
«Московский Комсомолец» о детском травматизме
«IQ» дважды и «Suomen Kuvalehti» о неравенстве
«ФУТУРИСТ» и «Forbes» о будущем нации
«Forbes» о теории поколений
«Forbes» об автоматизации
«Свободная Пресса» о сокращении численности Украины
«Аргументы и Факты» о населении Китая
«The New York Times» о привлекательности Байкала для китайцев
«Lenta.ru» о гендерном равноправии
«Российская газета» и «Raseef22» о насилии
«Videnskab» о воздержании
«News.ru» о христианах Германии

… о критериях оценки губернаторов

Губернаторы получат новые оценки

Президент изменил перечень критериев эффективности глав регионов

В среду президент Владимир Путин утвердил новый перечень критериев оценки деятельности губернаторов, снизив число показателей с 24 до 15. Население больше не будет оценивать эффективность деятельности «органов государственной власти РФ», теперь Кремль интересует «уровень доверия к президенту и высшим должностным лицам субъектов РФ». Критерий «уровня безработицы» сменился на показатели «числа высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе». Эксперты говорят, что «эти индикаторы невозможно измерить, да и методик для этого нет», а «реальное измерение доверия населения — нормальные выборы».

В среду Владимир Путин подписал ряд поручений по итогам заседания президиума Госсовета 23 ноября по реализации майского указа президента. Главе своей администрации Антону Вайно он поручил до 1 марта 2019 года подготовить внесение поправок в президентский указ от 14 ноября 2017 года (тогда перечень критериев был увеличен вдвое) по оценке деятельности «высших должностных регионов по достижении целей, установленных указом от 7 мая 2018 года».
В АП также должны до 31 декабря подготовить проект распоряжения президента о формировании рабочих групп Госсовета по ключевым отраслям экономики, определив порядок их работы и их руководителей из числа губернаторов. Правительство должно до 1 марта будущего года сформировать в рамках президиума Госсовета по стратегическому развитию и национальным проектам рабочую группу с участием субъектов РФ для подготовки предложений по перераспределению бюджетных ассигнований между нацпроектами или федеральными проектами. А к 1 февраля Белый дом должен подготовить предложения по развитию системы мотивации должностных лиц субъектов РФ, кураторов и руководителей нацпроектов, а также представить методику оценки деятельности губернаторов.
При этом перечень критериев, по которым теперь будет оцениваться работа губернаторов, Владимир Путин сократил с 24 до 15.
Теперь население не будет оценивать эффективность работы госвласти (показатель введен с 1 августа 2018 года), первым пунктом в новом перечне указан критерий доверия россиян к власти — президенту и главам регионов.

  • Также население больше не будет оценивать «условия в регионе для самореализации, в том числе детей, удовлетворенность услугами в сфере образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания» (также введен в августе 2018 года).
  • Вместо показателя «уровень безработицы» появились два новых: число высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе и численность занятых в сегменте малого и среднего бизнеса, включая индивидуальных предпринимателей.
  • Руководство страны интересует реальная среднемесячная заработная плата (2017 год — базовое значение) и уровень бедности.
  • Глав регионов будут также оценивать по производительности труда в несырьевых отраслях (2017 год), по уровню бедности, общей продолжительности жизни, естественному приросту населения и количеству семей, улучшивших жилищные условия, уровню доступности жилья, реальной среднемесячной зарплате (здесь базовым обозначен также 2017 год).
  • Спросят с губернаторов и за уменьшение объема инвестиций в основной капитал.
  • А вот ответственность за объем налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ, а также за «отношение объема госдолга по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, к доходам, без учета дотаций» снята с губернаторов.
  • Еще среди новых показателей оценки работы губернаторов — доля городов (населенных пунктов) с благоприятной городской средой в регионе, качество окружающей среды, уровень образованности населения.

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что из всех новых критериев можно измерить только производительность труда: «Как вычислять высокотехнологичные рабочие места, это что, компьютер с секретаршей? — сказал он “Ъ”.— Все это пожелания, потому что критерии невозможно посчитать». Директор региональных программ Института социальной политики Наталья Зубаревич также считает, что «эти индикаторы невозможно измерить, да и методик нет для этого». «Все это сугубо вторично по отношению к реальным измерениям, которые приняты в России: в регионе все тихо, выборы прошли, все молчат, ну и хорошо, — сказала она “Ъ”.— Реальное измерение доверия населения — нормальные выборы».

Наталья ГОРОДЕЦКАЯ.  Коммерсантъ, 20 апреля 2019 года

Главам регионов «подложили» критерии

В России приняты критерии эффективности работы губернаторов. Какие из них будут применять на деле, а какие — держать в уме?

Одним из архетипических образов представителя власти в России, которые наряду с членами правительства выступают в роли тех самых плохих бояр, являются губернаторы.

Губернаторы как пиар-менеджеры
Президент Владимир Путин своим указом от 25 апреля 2019 года утвердил перечень критериев эффективности работы глав российских регионов. Всего их 15, большая часть которых касается социально-экономических вопросов. Однако даже беглый взгляд на них показывает, что губернаторы фактически не имеют шансов повлиять на них.
Первое требование — единственное, которое можно назвать политическим — уровень доверия к власти. Этот показатель можно измерять разными методами — основываться на данных соцопросов, например. Однако наиболее логичным в условиях, когда власть в центре и большинстве регионов принадлежит одной партии, выглядит оценка по её результатам на местных выборах. Чем больше голосов получает правящая партия на тех или иных выборах, тем выше уровень доверия к власти.
А как губернатор может повлиять на ситуацию, не имея, по сути, иных рычагов, кроме административного ресурса с армией бюджетников и государственных СМИ? Особенно в условиях падения рейтинга «Единой России»?
Впрочем, для этого иногда не нужны злоупотребления на выборах — их можно просто отменить. Как это уже сделали в некоторых районах Бурятии, где местный глава будет назначаться конкурсной комиссией. Как заявил депутат регионального парламента от КПРФ Баир Цыренов, выборы были отменены в районах, где рейтинг правящей партии достиг минимальных значений и риск поражения был слишком велик.
«Там, где они понимают, что ситуация управляемая — рейтинги у главы высокие, или система отработана, там они выборы оставляют. А в таких районах, где понятно, что они власть теряют… Курумкан — яркий пример. Там на выборах в Народный хурал единоросс вообще занял третье место», — отметил политик.

Доведение до приписок?
Второе и четвёртое требование кажутся уже совершенно невыполнимыми для губернаторов, однако плакаться об их судьбинушке мы не будем, тем более, что люди сами рвутся на эту должность и не думают уходить в отставку. Однако как глава региона может повлиять на количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе и производительность труда в несырьевых секторах, если налоговая, кредитно-финансовая политика являются прерогативой Москвы?
Предполагается, что губернаторы должны обеспечить «благоприятный инвестиционный климат», который привлечет крупных инвесторов. Но излишне говорить, что большая часть этого инвестклимата формируется на федеральном уровне. Реальные шаги в Бурятии в этой сфере были сделаны лишь с вхождением республики в состав Дальневосточного федерального округа. Однако тут от главы Алексея Цыденова не зависело ничего, кроме как на местном уровне обеспечить «всеобщее ликование» по этому поводу и приготовиться максимально эффективно «освоить» федеральные деньги.
Но остаётся ещё одна возможность выглядеть, по крайней мере, не хуже других регионов. Как написал на своей странице в соцсетях руководитель регионального филиала «Россельхозцентра» Намжил Мардваев, цифры достижений в сельском хозяйстве Бурятии являются «сверхнаглой констатацией мифических достижений».
«Но самая острая проблема, от чего устали сельхозруководители и давно нервничают по этому поводу — это обеспечение огромнейших темпов роста производства почти на китайском уровне, что требуют от них. Реально сделать практически невозможно, а «рисовать» цифры надоело всем. Уже многие из них уже добровольно отказались от этих больших субсидий, чтобы работать спокойно», — отметил он.

Два критерия применяем, остальные — в уме
Без злоупотреблений и приписок сложно обойтись для соответствия и по другим критериям, к примеру, по среднему уровню зарплат в регионе. «Среднестатистическая» зарплата учителей в 33 тыс. рублей у самих бурятских педагогов не вызывает ничего, кроме саркастической улыбки. К слову, в 2018 году некоторые учителя могли получать близкую к этой цифре зарплату со всеми надбавками и переработкой. Однако после того, как в региональном парламенте решили повысить оклады учителям, зарплаты… понизились. Районные управления образования, не имея других средств, просто перераспределили имеющиеся ресурсы по всем учителям ровным слоем, получив уравниловку в худшем смысле. Зато чиновники сегодня могут отчитываться, что ни один учитель в Бурятии не получает зарплату ниже уровня МРОТ.
Второй метод — вывести зарплаты во внебюджетной сфере из тени, что позволило бы повысить средние показатели по региону. У глав регионов здесь есть такое мощное средство, как… увещевания. Алексей Цыденов на днях призвал предпринимателей отказаться от зарплат в конвертах, поскольку они тем самым якобы «воруют деньги у учителей».
Ещё менее вразумительными выглядят такие критерии, как «ожидаемая продолжительность жизни при рождении», «естественный прирост населения», а также «уровень образования». Первые две находятся в прямой зависимости от социально-экономической и демографической политики федерального центра. Так же как уровень образования зависит от политики Минобразования России, а не от главы Бурятии Алексея Цыденова.
Понятно, что по большинству критериев многих глав регионов можно увольнять уже завтра же. Это если смотреть на их выполнение по всей строгости. Но в реальности сегодня есть лишь два действительных критерия оценки работы губернаторов — это обеспечение высокого «уровня доверия к власти», находящийся на первом месте, и эффективность расходования бюджетных средств, который почему-то вообще не вошёл в перечень. В случае, если глава региона почему-то не выполняет этих требований, в силу вступают остальные 14, что фактически означает утрату доверия.

Владимир БАДМАЕВ. Regnum. 6 мая 2019 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.