Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 813 - 814
6 - 19 мая 2019

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«Росбалт», «Osrodek Studiow Wschodnich», «Frankfurter Allgemeine Zeitung», «Aktuality», «REGNUM», «Новая газета» и «The Atlantic» о выдаче паспортов жителям Украины
«Новая газета» о соотечественниках в России
«Газета.Ру» о снижении миграционного прироста
«Синьхуа» об учебной миграции
«Эхо Кавказа» о миграции в Грузии
«Вестник Кавказа» о беженцах
«Коммерсантъ» и «REGNUM» о критериях оценки губернаторов
«Известия» о материнском капитале
«The Village» и «Московский Комсомолец» о многодетных семьях
«ФедералПресс» о нехватке детских учреждений
«Газета.Ру» и «Российская газета» о диспансеризации
«ТАСС» и «IQ» о повышении продолжительности жизни

«IQ» о ВИЧ
«Известия» и «Lenta.ru» об ожирении и здоровом питании
«Московский Комсомолец» о детском травматизме
«IQ» дважды и «Suomen Kuvalehti» о неравенстве
«ФУТУРИСТ» и «Forbes» о будущем нации
«Forbes» о теории поколений
«Forbes» об автоматизации
«Свободная Пресса» о сокращении численности Украины
«Аргументы и Факты» о населении Китая
«The New York Times» о привлекательности Байкала для китайцев
«Lenta.ru» о гендерном равноправии
«Российская газета» и «Raseef22» о насилии
«Videnskab» о воздержании
«News.ru» о христианах Германии

… о насилии

Мы стали злее и агрессивнее

Уровень агрессии в российском обществе зашкаливает. Институт психологии РАН констатирует: сравнительные исследования показывают, что с точки зрения агрессии, грубости и ненависти к своему окружению россияне выглядят не очень хорошо. Что с нами происходит? Обсудим тему с заведующим отделом клинической психологии Научного центра психического здоровья, кандидатом психологических наук Сергеем Ениколоповым.

Страна переживает моральное бездорожье
Назовите три слова, наиболее полно и точно, на ваш взгляд, характеризующие нынешний моральный климат в нашей стране.
Сергей Ениколопов: Пожалуй, можно обойтись двумя: моральное бездорожье. Так называлась книга, когда-то изданная на Западе. В ней характеризовалась ситуация, сложившаяся в Европе на рубеже 70-80 годов, когда старая мораль рухнула, а новая еще не народилась, и человек остался без колеи. Нечто подобное переживает сейчас и Россия. Одна идеология ушла, а другой у нас нет. И на арену выходят люди с экзистенциальным вакуумом в голове, вследствие чего они становятся легко манипулируемы. Я видел нескольких человек, которые ехали в ИГИЛ (организация запрещена в России). Но было ощущение, что, если бы за них взялся другой манипулятор, они бы поехали к голодающим детям Африки или еще куда-нибудь.
Самое парадоксальное, что все ненавидят всех. В каждом социальном слое свои объекты для ненависти
Но это скорее идеологическое бездорожье, нежели моральное.
Сергей Ениколопов: Одно с другим взаимосвязано. Сейчас трудно сказать со всей определенностью, что такое хорошо и что такое плохо. Границы размыты. Нет моральных табу. Все допустимо, все позволительно.

Все ненавидят всех
Учительница ударила ученика, ученик ударил учительницу… Один водитель не уступил другому ряд - тот вышел, достал из багажника биту... Такими сюжетами полна ежедневная лента новостей. Злоба, агрессия, нетерпимость. С точки зрения психологии вы это как объясняете?
Сергей Ениколопов: К сожалению, агрессия - одна из лучших форм защиты своего "Я" на личностном уровне. В определенные моменты человек испытывает некие угрозы, тревоги и страхи оттого, что он теряет что-то: идентификацию, работу, место в иерархии, славу и т.п. И тогда возможен взрыв агрессивного поведения. Возьмите, к примеру, учителей. Они же потеряли свой статус советский. Тогда учитель был окружен ореолом уважения и почитания, воспринимался как сеятель разумного, доброго, вечного. А сегодня он кто? Школа перестала быть сакральным местом. Учителя можно унизить, оскорбить. Его можно даже ударить. То же касается и учеников. Когда я учился, отношения можно было выяснять либо в туалете, либо за школой. В классе нельзя было драться. Если кто-то кому-то дал по морде в классе - это было ЧП. А сейчас в школе можно заниматься чем угодно.
Агрессия проистекает еще и оттого, что общество расколото по многим линиям? Бедные ненавидят богатых, неудачники - успешных, местные - "понаехавших".
Сергей Ениколопов: Самое парадоксальное, что все ненавидят всех. В каждом социальном слое свои объекты для ненависти. То есть нельзя сказать, что бедные ненавидят богатых или наоборот. Здесь масса оттенков. Вполне богатые, например, ненавидят средне-богатых, а все вместе они ненавидят беспредельно богатых. Каждому есть кого ненавидеть.
Такую ненависть легко назвать иррациональной, но она, вероятно, имеет причины. Какие, на ваш взгляд?
Сергей Ениколопов: В психологии существует понятие "Я-концепция". Это устойчивая система обобщенного представления индивида о себе. Возможна, например, такая "Я-концепция": "Я хороший. Мир справедлив". В подтверждение этой концепции человек приведет вам немало примеров, хотя он отлично знает, что мир несправедлив. Но внутренне ему присуще убеждение, что мир именно справедлив, что он не может не быть справедливым. И когда это убеждение рушится, человек получает сильную психологическую травму. Почему теперь происходят немыслимые прежде нападения на учителей, врачей? Потому что таков социальный статус этих профессий. Сегодня школа или лечебное заведение - это постоянное ощущение, что ты никто, что ты презираем и поэтому с тобой можно обходиться как угодно.
Агрессию генерируют и телевизионные ток-шоу, участники которых с утра до вечера, не стесняя себя в выражениях, полощут свое и чужое грязное белье. В публичном пространстве стало возможным то, что раньше даже в тесном семейном кругу нередко считалось лежащим за гранью приличий. Может, наше общество становится более открытым и надо радоваться этому?
Сергей Ениколопов: Человек так устроен, что эффективней всего он обучается методом наблюдения. Видя, как публично грызутся близкие родственники, наблюдатель начинает ощущать тревогу. Как же так? Неужели и я сейчас воспитываю маленького волчонка? В итоге все начинают сомневаться во всех. И эти сомнения, эта неуверенность в людской добропорядочности рано или поздно выливаются в агрессию. Не случайно при анализе самоубийств на Западе используется термин "заражение". Если в средствах массовой информации сообщается о чьем-то самоубийстве - ждите следующего. И наибольший вклад в эпидемию суицида вносят селебрити. Статистика показала, что после смерти Мэрилин Монро на 12 процентов в течение месяца выросло количество самоубийств. Это зараза. Инфекция.
Вероятно, и насилие столь же заразительно?
Сергей Ениколопов: С насилием то же самое. Посмотрев, что творят подчас некоторые так называемые стражи порядка, вы проникаетесь убеждением, что в случае чего в полицию обращаться бесполезно. Вот эта тревожность, восприятие мира как враждебного заставляют человека все время быть наготове, настраивают его на мгновенный отпор любому, кто, как ему кажется, покушается на его свободу, суверенность или даже бытовой комфорт.
Вероятно, поэтому сегодня легко предсказать эмоциональную реакцию "среднестатистического" российского гражданина на просьбу сделать музыку потише или перестать материться в вагоне метро. Я, признаться, побаиваюсь обращаться с такими просьбами.
Сергей Ениколопов: Я тоже. Проведите день за просмотром сериалов про бандитов, и у вас возникнет ощущение, что никому нельзя доверять, всюду ложь, обман, предательства, "подставы". И что никакой боли у избиваемого не существует. Происходит привыкание к насилию.

Агрессия - индикатор неблагополучия

В стране 22 миллиона человек, живущих за чертой бедности. Нищета провоцирует агрессию?
Сергей Ениколопов: Не так сильно, как могло бы показаться. Агрессию провоцирует тотальное неблагополучие. Я бы даже сказал: агрессия - индикатор неблагополучия. Почему, например, богатые тоже не любят богатых? Потому что они не Рокфеллеры в третьем поколении. Они знают, что сегодня ты наслаждаешься жизнью у себя во дворце на Рублевке, а завтра - уже в Лефортове. И сколько бы ты ни верещал о своей кристальной честности, те 22 миллиона нищих и десятки миллионов живущих получше, но не намного, тоже не очень хорошо понимают, как вчерашний мэнээс или недоучившийся студент стал миллиардером. Он же не Форд и не Эдисон, не Витте и не Столыпин, про которых все знают, ЧТО за ними стояло. Вот вы журналист и гипотетически можете получить престижную профессиональную премию, потому что с молодых лет шли по журналистской линии, приобретали имя, накапливали мастерство и в какой-то момент достигли вершин в профессии. Но если вы журналист, а потом вдруг хоп - и владелец завода, в котором вы ничего не понимаете, возникают вопросы: как? почему? откуда? Я был поражен, когда несколько лет назад в Париже мне про одного профессора Сорбонны сказали, что никакой он не профессор Сорбонны, потому что он нувориш. А все потому, что настоящий профессор не должен жить в квартире с имперским полом времен Наполеона III. Я, воспитанный московскими постройками 90-х годов, спрашиваю: может, это новодел? Мой собеседник говорит: какой, к черту, новодел, это старый район сорбоннский. Профессор не должен так жить. Он должен жить, может быть, даже в очень богатом доме, но только без этих пошлостей. А на Кипре на меня одна студентка "наехала": "Как вы можете носить футбольную розетку этого буржуазного клуба? От вас я не ожидала". Я ни сном ни духом не ведал, что за этот клуб приличному человеку болеть не пристало. Выкрутился, сказал, что я эти розетки коллекционирую. Понимаете, когда есть четкие знаки, что хорошо, а что нехорошо, что приемлемо, а что неприемлемо для определенного социального слоя, то тревога не возникает и вы в этом слое себя хорошо чувствуете. А когда происходит нарушение правил, вы теряетесь, начинаете нервничать. Это потеря ориентиров. Человек перестает понимать, в каком мире он живет и какие ценности разделяет.
Какая-то оздоровительная процедура без рукоприкладства нам, конечно, не помешала бы

Какие-то вещи государство вправе регулировать

А как вам нашумевшая история с учительницей из Барнаула, которую затравили за фото в купальнике и заставили уволиться из школы? Соц­сети полнились комментариями: лицемеры, ханжи, идиоты! Ханжи и лицемеры - да. Но не идиоты. К травле побуждает определенная общественная атмосфера, согласны вы со мной?
Сергей Ениколопов: Тут очень важно даже не то, что подобное одобряемо, а то, что исчезло неодобрение определенных поступков. Во времена нашей молодости слова "доносчик" и "стукач" были почти ругательствами. Это вовсе не означало, что не было доносчиков и стукачей. Они были, и одобряли стукачество, как сейчас одобряют "борьбу за духовность и нравственность", но человек прилагал массу усилий, чтобы о его стукачестве никто не узнал. Причем даже на бытовом уровне. Пожаловаться учителю или родителям считалось позорным, в школе таких называли ябедами. А теперь неодобрение подобного поведения исчезло в обществе. Можно настучать на "безнравственную" учительницу, потребовать запрета "аморального" фильма. "Я не видел, но скажу…"
Сына известного телепродюсера избили в Подмосковье
Нетерпимость, агрессия по отношению к произведениям искусства и их авторам сегодня исходят от всякого рода "активистов". Во времена СССР в роли цензора выступало государство, помыслить было невозможно, что оно позволит уличным ценителям прекрасного на свой вкус решать, какое искусство "советское", а какое "антисоветское", какое "нравственное", а какое "безнравственное". Это было бы дерзким покушением на государственную монополию в цензуре. Но нет ли ощущения, что функции "смотрящего за нравственностью" теперь перешли вниз?
Сергей Ениколопов: Знаете, какие-то вещи государство вправе регулировать. Оно не должно никому позволять устраивать погром в музее, обливать нечистотами картины на выставке. Университет, школа, музей - эти места всегда считались сакральными, государство их защищало и решительно пресекало чьи-либо попытки навести там "свой порядок". В этом смысле охранительная функция государства, на мой взгляд, полезна и необходима.

Насилие со стороны женщин против мужчин теперь тоже получает оправдание

Можно ли сказать, что социальные сети, где стало возможно все - потоки брани, издевательский троллинг, выплески злобы, агрессии, - готовят революцию морали? Или эта революция уже произошла и поздно сетовать на "Фейсбук" с "Инстаграмом"?
Сергей Ениколопов: Некое снижение моральных порогов мы, конечно же, наблюдаем. Но одно дело изменять женам или мужьям (это не самый благопристойный вариант, но все-таки миролюбивый) и другое - семейное насилие. Градус этого насилия повышается - вот что настораживает. Согласно эволюционной психологии, насилие мужчин против женщин биологически предопределено. Не в том смысле, что оно обязательно будет, а в том, что это некая форма защиты от неверности жены. Но теперь и насилие со стороны женщин против мужчин получает оправдание.

Любой чужак сегодня вызывает подозрения

В обществе нет единения по политическим вопросам. Может, еще и в этом причина всеобщей озлобленности?
В Волгограде водитель маршрутки с друзьями избили инспекторов ДПС
Сергей Ениколопов: Понимаете, можно в бытовой сфере оставаться друзьями, а в политической полностью расходиться, и в таком расхождении не будет ничего страшного. А у нас споры вокруг политики приобретают характер боевых действий, войны всех против всех. Уже и семьи стали распадаться на этой почве. Кажется, Камю сказал: люди, которые голосуют за коммунистов в Париже, не так любят жителей Москвы, как ненавидят жителей Парижа. В России многие ненавидят себя, соседей, страну. Удобно списывать на других собственные неудачи и никчемность. У нас немало людей, не вписавшихся в новую действительность. Россия в каком-то смысле уникальна - за время жизни одного поколения она перешла из одной формации в другую. При этом до сих пор у нас нет ответа на вопрос, справедливо ли было поделено богатство - и одни озолотились, а другие обеднели. Это опять же приводит к недовольству и агрессии. Масла в огонь подливает телевидение, показывающее жизнь богатых, преуспевающих. Люди чувствуют себя неудачниками, озлобляются.
Почему вообще сейчас в таком ходу опознавательная система "свой - чужой"?
Сергей Ениколопов: Она всегда была в ходу, но сегодня приобрела особую востребованность.
Почему?
Сергей Ениколопов: Потому что ни у кого нет уверенности, свой ты или чужой. Любой чужак сегодня вызывает подозрения, пробуждает желание присмотреться к нему, он как бы изначально враждебен. Но даже в советские времена были "смягчающие вину обстоятельства": американец, но прогрессивный писатель. А теперь: да - да, нет - нет, этот "наш" - этот "не наш", этот приличный человек - этот нерукопожатный. У меня есть один знакомый крымчанин, который вырос в Крыму, и он говорит: "Конечно, я за то, что Крым наш. Потому что никто из этих уродов, которые против, не жили под украинцами и не знают, каково это. А в Москве я свое отношение к присоединению Крыма скрываю. Потому что не знаю, какой реакции ждать на свои слова".
Наше общество нуждается в психологической коррекции?
Сергей Ениколопов: Я бы сказал, что нуждается. Но как только за это возьмутся массово, добра не жди. В 20-30-е годы прошлого века эту самую "психологическую коррекцию" уже пытались осуществить. Запретами на церковные праздники. Загоном людей в колхозы. Беломорканалом и ГУЛАГом. Так больше нельзя. Но какая-то оздоровительная процедура без рукоприкладства нам, конечно, не помешала бы.

Визитная карточка
Родился в семье ученого-химика Николая Сергеевича Ениколопова. С 1968 по 1972 год учился на факультете психологии МГУ. С 1971 по 1983 год работал во Всесоюзном институте по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности Прокуратуры СССР. В 1983 году начал работу в Научном центре психического здоровья Российской академии медицинских наук. Защитил кандидатскую диссертацию по теме "Агрессия и агрессивность насильственных преступников". С 2005 по 2014 год возглавлял кафедру криминальной психологии факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета. Член правления Московского отделения Российского общества психологов, член правления Российского общества психиатров. Академик Российской академии медико-технических наук. Член Большого жюри конкурса "Золотая Психея". Был одним из первых исследователей криминальной агрессии. В сферу научных интересов Сергея Ениколопова входят психосоматика, психология агрессивного поведения, психология виктимности, психология юмора, этнопсихология.

Валерий ВЫЖУТОВИЧ. Российская газета. 29 апреля 2019 года

Raseef22 (Ливан): что понимается под «изнасилованием» на Ближнем Востоке?

Большинство жителей арабского мира считают, что изнасилования не распространены в их странах. Потому что «мужчина не может обуздать свой "животный инстинкт" перед женщиной, которая улыбается и искушает его». И в насилии всегда виновата жертва — не важно, мужчина или женщина. Памела Ганем призывает отказаться от средневековых идей, которые более не вписываются в современную эпоху.

Большинство жителей арабского региона погрязли в религии, обычаях и традициях. Они считают, что изнасилования не распространены в их странах. В свою очередь арабская пресса утверждает, что изнасилования разрушают прекрасные обычаи и наследие арабов. Если мы спросим людей на улице, что они знают об изнасилованиях, то получим ответы, которые сформировались под влиянием культурно-религиозного наследия: изнасилование — это сексуальное нападение со стороны мужчины на женщину и его причины хорошо известны. Мужчина не может контролировать свой «сексуальный аппетит» перед красивой женщиной, одетой в короткое платье! Мужчина не может обуздать свой «животный инстинкт» перед женщиной, которая улыбается и искушает его!
Ответственность всегда возлагается на женщин, потому что мужчина не может контролировать свое сексуальное желание. Женщины не должны провоцировать мужчин, надевая неприличную одежду. Они не должны улыбаться им и, по возможности, должны стараться ходить, низко опустив голову! Настоящее определение слова «изнасилование» — это сексуальное насилие над человеком (мужчиной или женщиной) без его/ее согласия, совершенное с помощью силы или принуждения для получения власти или контроля над партнером, который находится без сознания или не может оказать сопротивление.
В арабской литературе есть информация о том, что можно пить и есть, а также ответы на все вопросы и проблемы сексуальной сферы. Однако эти книги давно устарели, поэтому на сегодняшний день необходимо уяснить простейшие вещи, касающиеся сексуального насилия.
Во-первых, агрессором не обязательно может быть мужчина. Известно не мало случаев, когда женщина совершала акт насилия над мужчинами или несовершеннолетними. Изнасилования происходят не только в Америке и Европе. Некоторые люди так считают из-за того, что жертва сообщает о нападении, которое потом широко освещается в иностранной прессе. В арабском мире молодому человеку стыдно заявлять о насилии, потому что он боится осуждения со стороны общественности. Считается, что изнасилованный мужчина должен радоваться и гордиться, особенно если женщина была старше него. Это считается хорошим сексуальным опытом.
Во-вторых, жертва ни в коей мере не наслаждается процессом, но сострадательные и верующие люди считают, что жертва должна сопротивляться, если не хочет подвергнуться насилию. В меньшей степени люди думают о том, что это грязно, поскольку у них ограниченные представления о гениталиях.
В-третьих, женская одежда не имеет ничего общего с преследованием или изнасилованием. Проведенное «Рейтерс» (Reuters) исследование показало, что сексуальные домогательства в отношении женщин-работниц в Саудовской Аравии занимают третье место по числу преступлений в стране. Сексуальные домогательства в отношении трудящихся женщин составляют 24%, что намного выше, чем уровень преследований в западных странах. В Германии 5%, в Великобритании 4%, в Испании 6%, а в Швеции не более 3%. В Египте уровень сексуальных домогательств в отношении женщин составляет 99%, несмотря на то, что в стране большинство женщин носит хиджаб.
В-четвертых, больше половины изнасилований совершают близкие к жертве люди. Это не то же самое, что сексуальное домогательство на улице. В изнасиловании участвуют, как правило, близкие люди, такие как отец, брат, муж, дедушка и т.д. Таким образом, жертва чувствует стыд и вину и не сообщает о преступлении.
Необходимо понимать, что в эпоху социальных сетей и высокоскоростного интернета, некоторые представления, которые арабы унаследовали от своих родителей, бабушек и дедушек должны остаться в XIX веке, как и книги, которые они до сих пор считают священным руководством. Западные психологи считают их ненаучной литературой, полной заблуждений и сексизма.
Одновременно с разработкой строгих законов по борьбе с изнасилованием необходимо изменить соответствующую литературу, религиозное мышление и культурное наследие мужчин, а также нужно отказаться от практики возлагать вину на жертву и оправдывать насильников. Давайте сядем на поезд урбанизации и развития, прочитаем современную литературу по психологии и откажемся от идей, которые более не вписываются в эпоху интернета.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Памела ГАНЕМ (Pamela GHANEM). Raseef22, Ливан. 20 апреля 2019 года
ИноСМИ.RU. 4 мая 2019 года

 

<<< Назад


Вперед >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.