Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 813 - 814
6 - 19 мая 2019

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление Читайте книги

Городское население Западной Сибири в 1960-1980-е годы: историко-демографическое исследование

Global status report on alcohol and health 2018

Интеграция инокультурных мигрантов: перспективы интеркультурализма

Социальная Европа и социальная политика Европейского Союза

Can people afford to pay for health care? New evidence on financial protection in Europe

По страницам журналов «Демографическое обозрение» и «Региональные исследования»

Содержание журнала «Journal of Population Economics»


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

ИНТЕГРАЦИЯ ИНОКУЛЬТУРНЫХ МИГРАНТОВ: ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕРКУЛЬТУРАЛИЗМА

Ответственные редакторы
И.П. Цапенко, И.В. Гришин

М., ИМЭМО РАН, 2018, 233 страницы

https://www.imemo.ru/files/File/ru/publ/2018/2018_15.pdf

Доля лиц с иностранными корнями в населении некоторых западных стран, 2013 г., % (стр. 16)

 

Лица, родившиеся за границей, включая натурализованных мигрантов

Лица, родившиеся за границей, и их потомки в первом поколении, родившиеся в стране иммиграции

ОЭСР (30)

10,6

18,4

ЕС (26)

9,9

15,9

Люксембург

43,3

60,7

Австралия

25,7

46,2

Новая Зеландия

25,3

44,9

Швейцария

28,8

43,3

Канада

20,9

38,5

Бельгия

16,8

31,1

Швеция

15,7

27,8

Франция

11,7

26,3

США

13,2

24,4

Норвегия

13,8

20,9

Германия

13,3

20,0

Нидерланды

10,7

19,8

Великобритания

12,4

19,2

Ирландия

14,0

16,3

Испания

12,1

16,4

Дания

7,6

14,4

Италия

8,5

9,4

Португалия

7,0

8,3

Финляндия

4,9

7,7

Греция

5,0

6,6

Словом, для восприятия последствий иммиграции, особенно на национальном уровне, характерен очевидный крен в сторону негативизма. Подобное отношение к иммиграции явно расходится с ее реальным вкладом в повышение благополучия населения, представляя ее искаженное отражение в кривых зеркалах конструирования массового сознания.

Таким образом, иммиграции оказывает неодинаковое и неоднозначное воздействие на благополучие принимающих стран. Ее долгосрочное социально-экономическое воздействие носит преимущественно позитивный характер, связано с созданием новых рабочих мест и повышением доходов местных жителей. Очевидно, что контролируемая, легальная трудовая миграция, обусловленная потребностями экономики, - это важный ресурс развития принимающих обществ. Происходящее, а также ожидаемое повышение уровня объективного благополучия представителей больших социальных групп в сопоставлении с тем, каким оно было прежде, и с теми, кто их окружает, в том числе иммигрантами, преломляется в субъективных показателях удовлетворенности жизнью и ощущения счастья.

Вместе с тем в краткосрочном плане шоки предложения труда, вызываемые иммиграцией, и усиливающаяся конкуренция со стороны приезжих на рынке труда, а также в сфере социальных услуг и выплат повышают риски безработицы и снижения доходов, с которыми сталкиваются в первую очередь местные малоквалифицированные работники. Массовый приток вынужденных и недокументированных мигрантов в Европу может в ближайшие годы негативно сказаться на условиях труда местных работников и существенно утяжелить финансовое бремя иммиграции, особенно учитывая нестабильность современной экономической конъюнктуры.

Стр. 50-51.

Отношение к пребыванию иммигрантов в принимающих странах, % респондентов, давших соответствующий ответ (стр. 56)

 

Позволить многим

Позволить некоторым

Никому не позволить

той же националь-
ности*

другой националь-
ности

той же националь-
ности

другой националь-
ности

той же националь-
ности

другой националь-
ности

Германия

46

26

53

71

1

4

Швеция

44

43

55

57

1

1

Норвегия

31

22

69

76

1

2

Дания

26

15

72

80

2

6

Россия

25

9

61

66

15

25

Швейцария

22

12

76

84

2

4

Австрия

22

12

72

75

7

13

Эстония

22

8

74

78

5

14

Венгрия

21

4

67

54

12

33

Словения

20

14

73

75

7

11

Польша

20

14

74

75

7

11

Ирландия

18

13

73

74

9

13

Бельгия

17

10

76

78

7

12

Франция

17

12

77

77

6

11

Финляндия

17

12

81

79

3

8

Нидерланды

17

15

78

79

5

6

Чехия

7

2

76

69

17

29

Германия

46

26

53

71

1

4

* Страны ранжированы по убыванию значений в этом столбце

Запрос населения европейских стран на определенные качества, которые важно иметь иммигрантам (0 – совсем не важно, 10 – крайне важно) (стр. 64)

 

Насколько мигранту важно принимать/иметь:

стиль и образ жизни страны*

знание языка

навыки, нужные стране

хорошее образование

христианский бэкграунд

Норвегия

5,8

5,5

5,3

5,1

2,3

Дания

6,0

5,1

5,9

6,2

2,6

Польша

6,5

6,5

6,3

5,9

4,8

Ирландия

6,6

7,3

7,1

6,8

3,5

Швеция

6,9

3,8

3,8

4,1

1,5

Франция

7,1

7,5

6,2

6,4

2,8

Австрия

7,2

8,0

7,2

7,2

3,3

Швейцария

7,5

7,0

6,5

6,5

2,8

Нидерланды

7,6

7,1

5,9

5,8

1,9

Словения

7,6

7,3

7,0

5,6

2,8

Германия

7,7

7,1

6,3

6,8

1,9

Финляндия

7,8

5,3

6,0

5,8

2,8

Эстония

7,9

5,9

7,7

6,9

4,3

* Страны ранжированы по росту значений в этом столбце.

Характеристики занятости мигрантов и коренного населения, в среднем за 2008-2016 гг., % (стр. 208)

 

Россия

Франция

Германия

Швеция

Доля безработных среди родившихся

   в другой стран

5,8

9,8

7,5

6,1

   в данной стране

4,2

5,8

3,9

3,2

Доля безработных с третичным образованием среди родившихся в

   другой стран

4,6

9,8

4,1

4,9

   данной стране

3,5

4,8

2,1

2,3

Доля имеющих опыт безработицы среди родившихся в

   другой стран

26

46

38

37

   данной стране

23

36

28

24

Доля занятых неквалифицированным трудом среди родившихся в

   другой стран

10

17

10

13

   данной стране

6

9

5

5

Доля занятых на временных контрактах среди родившихся в

   другой стран

12

17

16

16

Книга посвящена проблемам интеграции мигрантов и поискам новых подходов к управлению культурным многообразием в странах глобального Севера. Представлена картина трансформаций в передвижениях населения в развитые регионы мира. Показаны не только проблемы и риски, но и ресурсы, приносимые инокультурной иммиграцией странам-реципиентам. Описаны сложившиеся и нарождающиеся парадигмы организации межкультурного взаимодействия. Дана характеристика концептуальных оснований и городских практик интеркультурализма, оценены его перспективы. Выявлена и объяснена специфика национальных вариантов интеграционной политики, сформулированы актуальные задачи российского государства в этой области.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Часть 1. Вызовы иммиграции в развитых регионах мира

Глава 1. Обновление паттернов людских передвижений в страны глобального Севера

1.1. Масштабы и динамика трансграничных перемещений
1.2. Структурные перемены в потоках населения.

Глава 2. Эффекты иммиграции: объективное и субъективное измерения

2.1. Этнокультурные сдвиги
2.2. Влияние на социальные процессы

Часть 2. Социальный контекст интеграции иммигрантов в многокультурном обществе

Глава 3. Отношение европейцев к иммигрантам

3.1. Ждут ли мигрантов в Европе?
3.2. Являются ли мигранты "угрозой"?
3.3. "Правильный" мигрант: кто он?
3.4. С чем связаны межстрановые различия в отношении к иммигрантам?

Глава 4. Социальное взаимодействие в условиях этнокультурного разнообразия

4.1. Межкультурная конфликтность
4.2. Потенциал конструктивных коммуникаций

Часть 3. Управление многокультурным обществом

Глава 5. Эволюция подходов принимающих государств к организации культурного разнообразия

5.1. Понятие и критерии интеграции мигрантов
5.2. Смена главных интеграционных парадигм
5.3. Поиски новых оснований для сближения разных этносов и культур

Глава 6. Курс на интеркультурализм

6.1. Концепт и дискурс интеркультурализма
6.2. Межкультурные практики

Часть 4. Иммиграция и интеграция в страновом интерьере

Глава 7. Иммиграция и общество: проблемы взаимоадаптации в Швеции

7.1. Иммиграция и интеграция в шведском дискурсе
7.2. Эффекты миграционного кризиса
7.3. Посткризисная миграция
7.4. Иммиграция и внутренняя безопасность
7.5. Динамика и противоречивость общественного мнения
7.6. Мульти- и интеркультурализм: от сосуществования - к сближению и взаимодействию
7.7. Иммиграция, выборы и деформация партийно-политической системы

Глава 8. Интеграция иммигрантов во французское общество: проблемы и перспективы

8.1. Вызовы иммиграции
8.2. Особенности французской интеграционной модели
8.3. Успехи и неудачи политики демаргинализации
8.4. Иммиграция в общественном мнении

Глава 9. Иммиграционное бремя Италии

9.1. Страновая специфика миграционной ситуации
9.2. Иммигрантский срез итальянского социума
9.3. Отношение к мигрантам и идее межкультурного сотрудничества

Глава 10. Германия: интеграционная политика перед вызовами миграционного кризиса

10.1. Нарастание иммиграции и связанных с ней разногласий в обществе
10.2. Интеграция мигрантов становится проблемой
10.3. Социально-экономическая интеграция мигрантов
10.4. Налаживание межкультурного диалога
10.5. Культура гостеприимства и местные интеркультурные практики

Глава 11. Интеграция иммигрантов в России: реальность и политика

11.1. Мигранты в России: кто приезжает и зачем
11.2. Социально-экономическое положение мигрантов
11.3. Восприятие мигрантов общественным сознанием
11.4. Политика интеграции и интеграционные практики

Заключение

Литература

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.