Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 809 - 810
8 - 21 апреля 2019

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«Открытые медиа» о нацпроектах
«Газета. Ру» о демографических перспективах России
«Stratfor», «Газета.Ру», «Комсомольская правда» и «Независимая газета» о демографическом кризисе в России
«Газета.Ру», «News.ru», «RT на русском», «Helsingin Sanomat», «Русская служба BBC» и «Комсомольская правда» о мигрантах и миграционной политике в России
«NBC News» и «Dagens Nyheter» о миграции из Украины
«Le Monde» и «Le Figaro» о миграционном кризисе в Европе
«Svenska Dagbladet» об истории европейской эмиграции
«Вечерняя Москва» о маткапитале на первого ребенка
«Выбор народа» о прогнозе рождаемости
«IQ» о зачатиях до свадьбы
«Коммерсантъ» о решении вопроса с детдомами

«Медуза», «Коммерсантъ», «МедВестник», «Известия» и «Foreign Policy» об инфекционных заболеваниях и их лечении
«Forbes» о связи между уровнем демократии и здоровья
«Известия» о витаминах
«Коммерсантъ» и «Аргументы и Факты» о старении населения и пожилых
«Der Spiegel» о различии в продолжительности жизни по полу
«РИА Новости» о виртуальных кладбищах
«РБК» и «Ведомости» о рынке труда
«Росбалт» о бедности
«РБК» о проблемах горожан
«Publico» о расизме
«The Wall Street Journal», «Город 812» и «SVT» о трансгендерах
«Haaretz» о правилах секса

… о миграции из Украины

NBC News (США): утечка мозгов опустошает Украину

Автор пообщался с несколькими украинцами — трудовыми мигрантами. Вывод печален: любой украинец, уезжающий из страны в поисках лучшей жизни, лишает свою страну частички ее самого ценного ресурса — человеческого потенциала. Правительство не осознает всей серьезности последствий утечки мозгов. Творческие люди, уезжающие из страны, покидают ее, потому что не чувствуют никакой поддержки, говорится в статье.

Те, кто уезжает, винят в этом отсутствие рабочих мест, продолжающуюся войну против поддерживаемых Россией сепаратистов и отсутствие политической воли. На родине Катерина Филип была дипломированным учителем английского языка. Теперь она работает за границей уборщицей. Это стало для нее очень тяжелым решением, однако женщина убеждена, что оно гарантирует ее детям более светлое будущее. 34-летняя Катерина стала одной из нескольких миллионов украинцев, которые уехали из страны в рамках опустошающей Украину волны эмиграции квалифицированных специалистов.
По ее словам, отсутствие хорошо оплачиваемой работы, повсеместная коррупция и война против поддерживаемых Москвой сепаратистов на востоке Украины заставили ее и ее супруга Василия искать лучшей жизни в Чешской Республике. «Наших детей здесь не ждет ничего хорошего, — говорит Катерина, с которой мы встретились в пиццерии в центре Киева. — Мы любим Украину, но она не отвечает нам взаимностью».
Хотя официальных данных по этому вопросу нет, потому что на Украине перепись населения не проводилась с 2001 года, по некоторым оценкам, сегодня один из 15 граждан Украины работает за границей. Вице-премьер-министр Геннадий Зубко назвал эмиграцию квалифицированных специалистов «одной из серьезнейших угроз, с которыми сталкивается Украина, после военной агрессии». Бывший глава службы иностранной разведки охарактеризовал ситуацию как «национальную трагедию». В прошлом году министр иностранных дел Украины Павел Климкин сообщил, что каждый месяц страну покидают 100 тысяч человек.
С тех пор как Украина обрела независимость после распада Советского Союза, численность ее населения уменьшилась на 8 миллионов человек и сегодня составляет примерно 44 миллиона. По оценкам ООН, к 2050 году численность населения Украины сократится до 36 миллионов, а спустя еще 50 лет — до 28 миллионов. Снижающийся коэффициент рождаемости тоже играет немаловажную роль, однако ключевым фактором остается миграция.
Ранее президент Украины Петр Порошенко говорил, что экономическая миграция — это «нормальный процесс». Однако супруги Филип с этим не согласны. «Если вы педагог с высшим образованием или владеете собственным бизнесом и при этом готовы переехать в другую страну, чтобы мыть полы, это ненормально», — сказала Катерина.
23-летний Василий Филип познакомился со своей будущей супругой, когда он сражался на фронте на востоке Украины в 2015 году. За несколько месяцев до этого пророссийский президент Украины бежал из страны в результате революции, которую спровоцировал его отказ подписать соглашение об ассоциации с Евросоюзом.
По словам Василия, когда он вернулся с войны, его ожидали отсутствие какой-либо поддержки и возможностей. Сначала он нашел работу в Польше, а теперь он работает кровельщиком в Чешской Республике. Катерина поменяла профессию учителя на то, что она называет «грязной работой». Однако, когда их спросили, что должно произойти, чтобы они навсегда вернулись в страну, которую Василий защищал с оружием в руках, Василий разволновался и пожаловался, что это вряд ли случится. «Если бы у нас была надежда, мы бы ни за что не уехали», — ответил он.

«На пике профессионального развития»
Эксперты подчеркивают, что любой украинец, уезжающий из страны в поисках лучшей жизни, лишает ее частички ее самого ценного ресурса — человеческого потенциала. В прошлом году украинцы, работающие за рубежом, отправили домой 11,6 миллиарда долларов. В 2019 году, по некоторым прогнозам, эта цифра составит 12,2 миллиарда долларов.
Элла Либанова, директор Института демографии и социальных исследований в Киеве, утверждает, что в любой отдельно взятый момент времени за границей работают около 3 миллионов украинцев. «Люди, уезжающие из страны, — это люди трудоспособного возраста, что делает их потерю особенно мучительной, — сказала Либанова. — Это тот возраст, когда люди находятся на пике своего профессионального развития и когда у них рождаются дети».
По ее словам, хотя число экономических мигрантов, уезжающих с Украины, традиционно было довольно высоким, большинство из них в конечном счете возвращались на родину. Все изменилось, когда в 2014 году в стране началась война. «Прежде мигранты, уезжавшие в Россию, возвращались, однако те мигранты, которые нацелились на Западную Европу, пытаются там закрепиться и больше не возвращаться на родину, — объяснила Либанова. — Поэтому в данном случае речь идет не о типичной цикличной миграции. Сегодня те, кто уезжает за границу и находит приемлемую работу, как правило там и остаются». 39-летний Алексей Лупоносов — один из тех, кто хочет уехать с Украины навсегда. Лупоносов, работает финансовым консультантом, он планирует перевезти свою семью в Германию в течение следующих нескольких лет. Лупоносов винит украинские власти в том, что они никак не мотивируют людей для того, чтобы те оставались на родине.
Он считает, что правительство страны не осознает всей серьезности последствий утечки мозгов. «Творческие люди, уезжающие из страны, покидают ее, потому что не чувствуют никакой поддержки», — объяснил он. По его словам, ему очень не хочется уезжать с Украины, но у него нет выбора. «Здесь находятся могилы моих предков. Я люблю свою страну, ее народ, язык и традиции, — сказал Лупоносов. — В глубине души я чувствую себя предателем. Мое сердце останется здесь. Но, чтобы спасти свою семью, я должен уехать».

Не все сводится к деньгам
Около 2 миллионов украинцев живут в Польше, о чем сообщил министр иностранных дел Польши Яцек Чапутович (Jacek Czaputowicz). Он высоко оценил их вклад в ключевые отрасли экономики и в развитие Польши в целом. В числе украинцев, уехавших в Польшу, оказался Олег Яровой, переехавший в Варшаву вместе с супругой три года назад. Сначала они открыли небольшую кофейню, которая оказалась весьма успешным предприятием, и уже в этом месяце они намереваются открыть еще несколько заведений и начать продавать франшизу.
«На Украине гораздо больше бюрократии — это факт», — сказал Олег, добавив, что в Польше гораздо проще «эффективно вести дела». По его словам, жизнь в Польше оказалась удобной — хороший общественный транспорт, дороги и здравоохранение. «Комфорт чувствуется в мельчайших деталях», — добавил он.
После революции 2014 года, в результате которой Украина встала на прозападный путь, прошло уже пять лет, однако темпы перемен оказались слишком низкими.
29-летний разработчик программного обеспечения Виктор Янкаускас решил уехать с Украины не только из-за ее слабой экономики и отсутствия работы. По его словам, он может зарабатывать неплохие деньги на Украине, однако он планирует переехать в Берлин из-за роста уровня насилия в его родной стране — прямое следствие войны на востоке. «Общество находится на грани», — сказал Янкаускас, который уже начал учить немецкий язык. «У меня просто нет времени, — добавил он. — У меня только одна жизнь, и я не готов ждать еще 10 лет, пока в стране произойдут какие-то базовые перемены». По его словам, он в ужасе от возможного итога президентских выборов, которые пройдут 31 марта.
В настоящий момент по результатам опросов общественного мнения в гонке лидирует комедийный актер Владимир Зеленский, и Янкаускаса это шокирует. «Меня огорчает, что страна, которая за последние пять лет пережила массу драматических событий, готова выбрать комика своим следующим президентом, — сказал он. — Я думаю, это большее предательство, чем отъезд из страны».
28-летняя Ангелина Москаленко, получившая математическое образование, но ставшая фотографом и моделью, пока не готова окончательно разорвать связи со своей родиной. В начале 2018 года она вернулась на родину, проработав несколько лет за границей, чтобы «инвестировать» в Украину — как в финансовом смысле, так и в эмоциональном. Хотя недавно ей предложили работу на Шри-Ланке, и у нее вновь возникло желание уехать, она чувствует, что должна дать Украине еще один шанс.
По словам Ангелины, она понимает, что Украина стремительно теряет специалистов: 80% из тех, кто учился вместе с ней на математическом факультете, уже уехали из страны.
«Те квалифицированные талантливые люди, у которых появилась возможность уехать, уже уехали, — сказала она. — Это очень печально». Ангелина хочет открыть школу фотографии в Киеве, и на это она дает себе — и стране — год. «Чтобы изменить Украину, нужно быть здесь», — добавила она.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Юлия ТАЛМАЗАН (Yuliya TALMAZAN). NBC News, США, 30 марта 2019 года
ИноСМИ.RU, 2 апреля 2019 года

Dagens Nyheter (Швеция): население покидает украинский город Косов

Корреспондент шведской газеты побывала в городке Косов на западе Украины. После ассоциации с ЕС цены в стране стали европейские, а зарплаты и пенсии остались украинскими. В Европу и в Россию устремились украинские гастарбайтеры — иначе людям не прокормиться. В то же время на самой Украине рук не хватает. Безвиз? Никто не может позволить себе путешествия.

Косов — Они покидают страну — молодые, работоспособные украинцы. В сельской местности на западе Украины деревни пустеют. Миллионы людей переезжают в Польшу в поисках более высоких зарплат. Остаются старики.
«Дагенс нюхетер» посетила бывший туристический город на западе Украины. Теперь его улицы опустели.
Вид на украинские Карпаты с крыльца беленого дома просто фантастический. Горы вздымаются в небо. Сад, сараи и курятник — все здесь аккуратное и ухоженное.
Трудно поверить, что обитатели этого дома живут на прожиточный минимум. Но пенсии 63-летней Ярославы Сусак не хватает даже на то, чтобы заплатить за газ.
Вот почему за домом на газоне высится гора дров. Ярослава начала срубать на участке деревья, чтобы не использовать газ.
«Летом мы можем топить дровами. Так хоть немного денег сэкономим», — говорит она.
Она рубит дрова быстро и точно. Когда фотограф «Дагенс нюхетер» Андерс Ханссон (Anders Hansson) сменяет ее, он удивляется, насколько тяжелы инструменты.
Маленький идиллический городок Косов на западе Украины с 8,6 тысячами жителей удобно расположен у подножия Карпат, здесь есть церковь и ратуша, магазины и кафе, нарядные домики и огороды на склонах гор. В 40 километрах отсюда проходит румынская граница, а польская находится примерно в сотне километров.
«Мне приходится пять часов добираться до фабрики в пригороде Кракова, где я работаю. На следующей неделе снова надо будет ехать. Я туда езжу на три месяца», — рассказывает водитель такси Василий Рыпновский. Сейчас он дома в отпуске с семьей, но везет нас в Косов из Ивано-Франковска, пользуясь случаем подработать.
Рыпновский доволен своим польским работодателем, но предпочел бы иметь возможность туда не ездить.
«Само собой, я бы лучше работал на Украине и был с семьей. Половина Украины работает за границей. Это нехорошо для страны».
Изначально Косов был туристическим городом. Сейчас же улицы пустынны, в кафе никого нет. Сувенирные магазины вывешивают товары на улицах, но вокруг не видно ни единого туриста.
В частном секторе, где живет Ярослава Сусак, многие дома стоят заколоченными. В остальных живут в основном пенсионеры. Работоспособные люди переехали в Польшу, многие забрали с собой детей.
«Моя взрослая дочь работает в пригороде Кракова посудомойкой. Ей обещали зарплату от 10 до 12 долларов в час, а дали только 8 долларов. Работа физически изматывающая, к концу дня она едва рукой может пошевелить. Поляки ту же работу выполняют за более высокую зарплату. Так с украинцами обращаются в Польше — как с людьми второго сорта», — говорит Ярослава.
Тем не менее она не считает, что дочь совершила ошибку, уехав в Краков. На ее зарплату ландшафтного дизайнера, которая составляла около 880 крон (чуть больше шести тысяч рублей — прим. перев.), жить было нельзя. Один счет за газ выходил примерно на ту же сумму.
С тех пор как для украинцев отменили визы в ЕС в 2017 году, трудовая эмиграция возросла. Примерно 3,2 миллиона украинцев работают за границей, из них от одного до двух миллионов — в Польше. Также растет количество украинских гастарбайтеров в Чехии, Словакии, Германии, Италии и Испании.
Кроме того, по подсчетам, количество украинцев в России по-прежнему достигает нескольких миллионов, хотя отношения между странами ужасны с тех пор, как Россия в 2014 году аннексировала Крым и начала поддерживать сепаратистов на востоке Украины.
«В результате на Украине не хватает профессионалов. Нам не хватает сварщиков и профессиональных строителей. Хорошо, что Украина получает валюту от гастарбайтеров, которые шлют деньги домой. Но то, что от нас уезжают профессионалы, — это проблема. Все кандидаты в преддверии выборов рассуждали, как заставить людей остаться», — говорит Владимир Фесенко, руководитель киевского аналитического центра «Пента».
Эмиграция — один из важнейших вопросов предвыборной кампании. В Косове мы не нашли ни единого жителя, кто либо сам не ездит регулярно в Польшу на работу, либо не имеет таких родственников.
 «Я получаю примерно 10 долларов в день за то, что стою в этом магазине по 11 часов. Мой парень работает декоратором сцены в Ивано-Франковске, и он уже несколько месяцев вообще зарплаты не получал. Вот мы и решили, что он поедет в Польшу. Вероятно, будет собирать клубнику», — говорит 32-летняя Мария Лукинчук, флорист в цветочном магазине в Косове.
К безвизовому режиму с ЕС Мария Лукинчук относится как к насмешке.
«Это хорошо, если ты хочешь путешествовать в ЕС. Но у нас нет на это средств, так что какое это имеет значение?»
Она прерывается, чтобы продать чашку кофе покупателю, и продолжает:
«Мы получили европейские цены, а зарплаты и пенсии у нас совсем не европейские. После революции на Майдане в 2014 году все стало намного дороже».
Договор об ассоциации с ЕС и пакет реформ, которые провела Украина, среди прочего подразумевали, что больше не будет субсидий на газ. В результате цены на газ стали европейские, тогда как зарплаты и в первую очередь пенсии, остались на украинском уровне.
Для Ярославы Сусак эти новые счета означают экономическую катастрофу.
«У меня пенсия 1800 гривен (примерно 4200 рублей — прим. перев.), у мужа — 2000 (примерно 4700 рублей) в месяц. После оплаты счетов у нас остаются деньги на буханку хлеба и чуть больше полкилограмма мяса в неделю. Я планирую все покупки до мельчайших подробностей, до последнего кусочка».
Но трудовая эмиграция подразумевает также инвестиции в страну. Совсем рядом с ратушей находится кафе «Лысый нянь». Оно принадлежит Назару Остафийчуку. Там есть вместительная игровая комната, и кафе в первую очередь предназначено для мам с детьми. Клиентов много, потому что в Косове много одиноких мам: они остаются дома с детьми, пока мужья работают за границей.
Вплоть до российской аннексии Крыма Назар Остафийчук работал поваром и барменом в Москве. После этого он нашел работу в Польше — стал рекрутером на предприятии.
«Все шло хорошо. Я мог бы остаться в Польше. Но я люблю родной город. Жить я хочу здесь», — говорит Назар.
Два года назад у него родилась дочь Эмилия. Тогда показалось естественным вернуться домой.
«Все мои накопленные деньги ушли на это кафе. Мы надеялись на туристов после Нового года, но практически никого не было. Российские туристы сюда больше не ездят, а украинцы больше не могут путешествовать, как раньше, потому что у людей стало меньше денег».
Несмотря на все трудности, Назар Остафийчук не колеблется ни секунды, когда я спрашиваю, продолжает ли он поддерживать идею интеграции с ЕС.
«Само собой, ЕС — это важно. Посмотрите на Польшу: 20 лет назад они были на том же уровне, что и мы сейчас. Наш единственный курс — Европа. У страны нет никакого другого пути развития».

Украина и ЕС
В июне 2017 года вступил в силу безвизовый режим между Украиной и ЕС. Это произошло в результате нескольких лет переговоров, в ходе которых ЕС потребовал провести экономические реформы в обмен на отмену виз для украинцев в страны Шенгена. Безвизовый режим не распространяется на Великобританию и Ирландию.
С тех пор как безвизовый режим вступил в силу, прошел год, и границу с ЕС пересекли примерно полмиллиона украинцев.
Чтобы иметь возможность трудиться в ЕС, украинским гражданам по-прежнему нужно разрешение на работу.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Анна-Лена ЛАУРЕН (Anna-Lena Laurén) Dagens Nyheter, Швеция, 27 марта 2019 года
ИноСМИ.RU, 2 апреля 2019 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.