Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 809 - 810
8 - 21 апреля 2019

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«Открытые медиа» о нацпроектах
«Газета. Ру» о демографических перспективах России
«Stratfor», «Газета.Ру», «Комсомольская правда» и «Независимая газета» о демографическом кризисе в России
«Газета.Ру», «News.ru», «RT на русском», «Helsingin Sanomat», «Русская служба BBC» и «Комсомольская правда» о мигрантах и миграционной политике в России
«NBC News» и «Dagens Nyheter» о миграции из Украины
«Le Monde» и «Le Figaro» о миграционном кризисе в Европе
«Svenska Dagbladet» об истории европейской эмиграции
«Вечерняя Москва» о маткапитале на первого ребенка
«Выбор народа» о прогнозе рождаемости
«IQ» о зачатиях до свадьбы
«Коммерсантъ» о решении вопроса с детдомами

«Медуза», «Коммерсантъ», «МедВестник», «Известия» и «Foreign Policy» об инфекционных заболеваниях и их лечении
«Forbes» о связи между уровнем демократии и здоровья
«Известия» о витаминах
«Коммерсантъ» и «Аргументы и Факты» о старении населения и пожилых
«Der Spiegel» о различии в продолжительности жизни по полу
«РИА Новости» о виртуальных кладбищах
«РБК» и «Ведомости» о рынке труда
«Росбалт» о бедности
«РБК» о проблемах горожан
«Publico» о расизме
«The Wall Street Journal», «Город 812» и «SVT» о трансгендерах
«Haaretz» о правилах секса

… о рынке труда

Эксперты допустили переход 3 млн россиян в низкооплачиваемый сектор

К 2024 году около 3 млн россиян могут перейти из частного корпоративного сектора в низкооплачиваемый некорпоративный, в том числе неформальный, и рост их зарплат замедлится, следует из инерционного сценария Высшей школы экономики

Порядка 10% работников частного корпоративного сектора в ближайшие шесть лет покинут его и перейдут на работу в более низкооплачиваемый сектор. Такие оценки содержатся в поступившем в РБК докладе «Сценарии роста российской экономики с учетом вклада человеческого капитала». Его подготовили эксперты Высшей школы экономики во главе с директором «Центра развития» ВШЭ Натальей Акиндиновой и научным руководителем ВШЭ Евгением Ясиным.
Экономисты рассчитали два сценария развития экономики до 2024 года. Первый, инерционный, предполагает медленное улучшение здоровья, стагнацию качества образования и небольшой вклад человеческого капитала в экономический рост (около 0,2 п.п.). Второй, целевой, предполагает инвестиции в человеческий капитал, что увеличит его вклад в рост ВВП до 0,7–0,8 п.п.

Инерционный вариант
Риски перехода в низкооплачиваемые секторы содержатся в инерционном сценарии. За счет ускорения производительности труда (с 1,9% в 2019 году до 2,3% в 2023-м) будут расти зарплаты в частном корпоративном секторе, которые по итогам шести лет увеличатся на 13%.
Однако численность занятых в этом секторе снизится с 30 млн в 2018 году до 27 млн в 2024-м, прогнозируют эксперты. Большинство из сменивших работу перейдут в некорпоративный сектор, число занятых в котором, наоборот, увеличится — с 28,4 млн до 30,1 млн человек. Это предприятия без образования юридического лица, индивидуальные предприниматели, самозанятые, люди, занятые в личных подсобных хозяйствах и т.д.
Росстат относит к работающим в неформальном секторе всех сотрудников, занятых на предприятиях, которые не зарегистрированы в качестве юридических лиц. Например, индивидуальных предпринимателей и тех, кто работает у них по найму, самозанятых, фермеров, членов семьи, которые помогают своим родственникам в бизнесе, и т.д.
Разрыв в уровнях зарплат между корпоративным (в него входят и бюджетники) и некорпоративным секторами увеличится с 31,5 до 37,5%, ожидают экономисты. Средняя зарплата в некорпоративном секторе будет расти низкими темпами — по итогам шести лет она увеличится на 1,1%.
«Ухудшение структуры рынка труда в сочетании с плохой демографией почти сводит на нет положительный эффект от роста зарплат, обусловленный повышением производительности труда», — говорится в докладе.

Оптимистичный вариант
В целевом сценарии ситуация на рынке труда обстоит лучше. Средние зарплаты в корпоративном секторе растут быстрее — на 19,6% вместо 13,4% — по итогам шести лет. Численность занятых в нем не упадет, а увеличится — с 30 млн до 30,9 млн, а разрыв в уровне зарплат с некорпоративным сектором снизится (там зарплаты вырастут на 26,1% вместо 1,1% в инерционном сценарии).
«Перебалансировка рынка труда, направленная на рост корпоративного сектора, оказывает сразу два благоприятных эффекта на трудовые доходы населения: во-первых, увеличивается численность работников, получающих более высокую оплату труда (в корпоративном секторе); во-вторых, повышается средняя зарплата в низкооплачиваемом некорпоративном и неформальном секторе на фоне сокращения избыточного предложения труда в нем», — отмечают экономисты ВШЭ.

Маневр, которого не было
Российские экономисты уже много лет приводят аргументы в пользу наращивания инвестиций в человеческий капитал. Наиболее активно эти предложения в последнее время обсуждались перед выборами президента. Вложения в медицину и образование были центральной темой экономической программы, которую для Владимира Путина разрабатывал Центр стратегических разработок (его тогда возглавлял Алексей Кудрин, после выборов занявший пост председателя Счетной палаты).
Так называемый бюджетный маневр предусматривал рост расходов на образование с 3,5 до 4,4% ВВП, на здравоохранение — с 3,1 до 4% ВВП, на инфраструктуру — с 2,5 до 3% ВВП. Одновременно сокращались траты на непроизводительные направления — силовиков, армию и госуправление.
Однако фактически власти так и не осуществили бюджетный маневр, заявлял Кудрин на форуме Российского союза промышленников и предпринимателей: «На ближайшие три года бюджет не меняет пропорции, он остается в тех же самых уровнях расходов в процентах к ВВП». Из-за этого Россия теряет возможность для дополнительного ускорения экономики. Первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов после формирования правительства по-своему сформулировал, как будет проходить бюджетный маневр: власти будут вкладываться в те направления, которые смогут стимулировать приток инвестиций: инфраструктуру, цифровую экономику, поддержку экспорта.
Но в России вложения в инфраструктуру в последние шесть лет показали отрицательную корреляцию с темпами роста, говорил Кудрин. Возможно, дело в неэффективности проектов и выборе для строительства объектов, которые не помогают развиваться бизнесу. План развития магистральной инфраструктуры предполагает, что расходы на крупные проекты составят 6 трлн руб. за шесть лет, и сейчас власти активно обсуждают методики, на основе которых нужно выбирать новые объекты для строительства.

Антон ФЕЙНБЕРГ. РБК, 9 апреля 2019 года

Экономисты ВШЭ и МГУ поспорили о вкладе россиян в ускорение экономики

Без роста инвестиций в человеческий капитал экономика не ускорится, но самих по себе инвестиций недостаточно

Россия предпринимает достаточно усилий для увеличению инвестиций в инфраструктуру и цифровую экономику и недостаточные – для увеличения инвестиций в собственный человеческий капитал (образование и здоровье), заметил ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов на Апрельской международной конференции университета.
Общие расходы бюджета на образование и здравоохранение в последние годы стагнируют и в ближайшие три года существенно не вырастут, поддержала директор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова. Так, в 2018 г. доля расходов на образование сократилась по сравнению с 2014 г. с 11,4 до 10,4% и останется примерно такой же в 2019–2021 гг. Доля расходов на здравоохранение, напротив, выросла с 9,2 до 9,6% и продолжит расти.
Если бюджетные расходы на образование и здравоохранение сохранятся на текущем уровне, то к 2035 г. общая численность населения России сократится на 1,7 млн человек, а трудоспособного – на 5,4 млн (с учетом повышения пенсионного возраста), здоровье россиян будет медленно улучшаться, а качество образования – стагнировать, следует из инерционного сценария, описанного в докладе Высшей школы экономики. Рассчитываемый же Всемирным банком Индекс человеческого капитала для России несущественно увеличится к 2035 г. до 0,77 с текущих 0,73. Индекс оценивает качество образования и здоровья населения на основе трех показателей: выживаемости детей до пяти лет, ожидаемого количества лет обучения в школе, скорректированного на качество обучения, и показателей здоровья – распространенности детской низкорослости и выживаемости взрослых. При индексе в 0,73% производительность человека, родившегося в 2018 г., составит 73% от уровня, возможного, если бы он получил полное образование и был здоров.
Такой инерционный сценарий предполагает, что вклад человеческого капитала в рост ВВП останется на уровне 0,2 п. п., оценивают эксперты Высшей школы экономики. При этом производительность труда будет расти медленно, что будет сдерживать рост зарплат. А сокращение трудоспособного населения будет замедлять рост экономики в среднем на 0,23 п. п. в 2019–2025 гг. и на 0,08 п. п. в 2026–2035 гг. Единственное, что будет способствовать росту ВВП хотя бы на 2% в год, – постепенное восстановление роста совокупной факторной производительности до уровней предыдущих двух десятилетий, считает Акиндинова, но в последние несколько лет ее вклад в рост экономики был практически нулевым. Без роста совокупной факторной производительности ВВП будет расти примерно на 1,5% ежегодно, предупреждает она.
Если же эффективные инвестиции в образование и здравоохранение будут расти, сокращение трудоспособного населения будет замедлять экономику ВВП в 2019–2025 гг. только на 0,15 п. п., а в 2026–2035 гг. и вовсе перестанет замедлять экономику. Индекс человеческого капитала к 2035 г. вырастет до 0,95, а вклад человеческого капитала в рост ВВП составит 0,7–0,8 п. п. Если одновременно удастся увеличить долю инфраструктурных и частных инвестиций и создать благоприятные условия для расширения частного бизнеса, то темпы роста ВВП могут превысить и 3%, считают эксперты Высшей школы экономики. Ускорить роста экономики до темпов выше среднемировых в майском указе 2018 г. поручал президент Владимир Путин.
Еще одно ключевое условие для реализации целевого сценария – создание рабочих мест в официальном секторе экономики, говорится в докладе. Пока в России до 40% работников заняты малопроизводительным трудом в некорпоративном, а часто и неформальном секторе труда. В нем в 2018 г. зарплата была на 31% ниже, чем в корпоративном, и росла гораздо медленнее. Без реформ этот разрыв к 2024 г. вырастет до 37,5%. Если остановить отток занятых из корпоративного сектора, разрыв сократится до 26%, в том числе за счет снижения избыточного предложения труда в некорпоративном секторе.
Стремление в перспективе стать не военной супердержавой, а «страной умных людей» можно только приветствовать, отметил декан экономического факультета МГУ Александр Аузан, комментируя доклад. Но прямой рост вложений в человеческий капитал ожидаемого эффекта не даст, предупредил он. С 2006 г. в здравоохранение уже вложены чрезвычайно большие средства, напомнил Аузан: построены здания, закуплено оборудование, «которое не влезает в эти здания», при этом расходных материалов нет, а персонал не обучается. То же самое может повториться и с цифровым здравоохранением, считает он: закупки будут, а результата нет. Такая же ситуация в образовании – человеческий капитал деградирует, продолжил Аузан: младшие российские школьники в международных рейтингах входят в топ-5, ученики средней школы находятся на 32-м месте, а студенты еще ниже, по спору на таланты на рынке труда Россия и вовсе на 108–112-м месте. Вбрасывать деньги в эти сферы без реформы институтов – «безумие», заключил Аузан.

Татьяна ЛОМСКАЯ. Ведомости, 9 апреля 2019 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.