Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 805 - 806
11 - 24 марта 2019

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«Российская газета» и «Свободная Пресса» о национальных проектах
«Коммерсантъ» и «Российская газета» о стимулировании рождаемости
«Российская газета», «The New Republic», «Московский комсомолец» о репродуктивном поведении и здоровье
«Le Figaro» о родительстве
«Газета.Ру», «Lenta.ru», «Le Figaro» и «Радио Свобода» о гендерном неравенстве и феминизме
«L'Espresso» о гендерной неопределенности
«Московский Комсомолец» о работе в ЗАГСе
«Сноб» об увеличении продолжительности жизни
«Forbes», «Forbes», «Русская служба BBC» и «Neue Zurcher Zeitung» о старении и долголетии
«Forbes» о реабилитации
«RFI», «Der Spiegel», «The New York Times» и «Foreign Policy» о прививках от кори и других инфекционных заболеваний

«РБК» о ВИЧ
«The Village» о прививках от рака
«Газета.Ру», «РБК» о ЗОЖ
«The Guardian» о смертности от ДТП
«Коммерсантъ» о привлечении в Россию новых граждан
«Известия» и «News Front» и «Daily Storm» о миграционном кризисе
«Радио Азаттык» о семьях мигрантов
«Bloomberg» и «РИА Новости» о российской эмиграции
«Ведомости» и «Русская служба BBC» о новых данных в изучении миграции
«Московский комсомолец» о неравенстве
«Al Arab» о росте числа мусульман в России
«РИА Новости» о вымирании человечества
«Forbes» и «Deutschlandfunk» о голоде 1930-х годов в Казахстане и новых вызовах
«Svenska Dagbladet» о Финляндии как лучшей стране

… о гендерном неравенстве и феминизме

Хуже, чем в Африке: насколько в России не ценят женщин

Всемирный банк оценил уровень гендерного равенства в России

Гендерное равенство достигнуто только в шести странах мира — таковы результаты исследования Всемирного банка. Россия по-прежнему остается в аутсайдерах рейтинга, проигрывая всем странам бывшего СССР, кроме Узбекистана. Даже в Танзании, Бурунди и Камбодже ситуация с равноправием обстоит лучше, чем в нашей стране.

Все страны, успешно уравнявшие в правах мужчин и женщин, находятся в Европе. По данным исследования Всемирного банка «Женщины, бизнес и закон-2019», это Бельгия, Дания, Франция, Латвия, Люксембург и Швеция. Наибольшего прогресса среди-стран лидеров за последние годы удалось добиться Франции — проведенные там реформы позволили улучшить ее результат почти на 10 баллов (в 2009 году гендерное равенство там оценивали в 91,88 балла из 100).
При составлении рейтинга аналитики опирались на законодательные базы 187 стран мира, изучая, какие в них были внесены изменения за последнее десятилетия и насколько они затронули права женщин.
Во Всемирном банке выделили восемь базовых индикаторов, на основе которых и анализировались законы той или иной страны: оплата труда, трудоустройство, наличие собственного бизнеса, управление активами, принадлежащими женщинам, пенсионное обеспечение, свобода передвижения, а также наличие семьи и детей.
Россия, набравшая в этом рейтинге 73,13 балла, хорошо себя показала только по двум параметрам из восьми.
Аналитики пришли к выводу, что гендерного равенства между россиянами и россиянками удалось достичь в области свободы передвижения и управления активами.
Главной проблемой остается сфера оплата труда (здесь Россия набрала всего 25 баллов), немногим лучше обстоит и ситуация со сферой трудоустройства — все достижения последних лет дали России только 50 баллов. Не лучшим образом соблюдаются и права россиянок, касающиеся вступления в брак и расторжения семейного союза.
Ситуация в других странах бывшего СССР обстоит несколько лучше — лидером стала Армения с 83,13 балла, за ней следуют Таджикистан (81,88 балла), Грузия (79,38 балла), Азербайджан, Белоруссия и Украина (все по 78,75 балла). Россию также обошли Киргизия и Казахстан с показателями 76,88 и 75,63 балла соответственно.
Меньше России среди бывших советских республик набрал только Узбекистан, расположившийся на 127-й строчке рейтинга с результатом в 70,63 балла из максимальных 100.
Хуже всего привести к общему знаменателю права мужчин и женщин пока получается в Судане, Объединенных Арабских Эмиратах и Саудовской Аравии. Эти страны замыкают рейтинг Всемирного банка с показателями в 29,38 и 25,63 балла соответственно.
Гендерное неравенство остается серьезной глобальной проблемой.
Согласно докладу Всемирного экономического форума, опубликованному в конце 2018 года, на преодоление гендерного разрыва экономических возможностей человечеству потребуется более 200 лет.
«Гендерное неравенство — это реальность всего мира, и мы видим это во всех аспектах жизни женщин», — отмечала Анна-Карин Джатфорс, региональный директор структуры «ООН-женщины».
В рейтинге гендерного разрыва, составленном ВЭФ, лидером по лучшим условиям для женщин уже много лет остается Исландия. Среди азиатских стран наивысший результат продемонстрировали Филиппины, занявшие в списке восьмую строчку. Россия расположилась на 75-м месте, а США опустились на 98-ю позицию.
При этом в России руководство страны периодически вспоминает о вопросе гендерного неравенства, но весьма своеобразно.
Например, в сентябре 2018 года министр труда и социальной защиты Максим Топилин сообщил о намерении его ведомства в скором времени сократить список из 456 профессий, запрещенных для женщин.
В частности, ведомство планирует снять ограничения на работы в хлебопекарном производстве, на воздушном, морском, речном и железнодорожном транспорте, в качестве водителей большегрузных автомобилей и машинистов специальной техники. Соответствующий приказ планировалось подписать в ближайшее время, правда, пока этого до сих пор не произошло.
Кроме того, по словам Топилина, показатель гендерного разрыва в заработной плате сократился с 36,8 % в 2001 году до 28,3 % в 2017 году, и курс на сокращение этой разницы предполагается сохранить и в будущем. В конце 2017 года вице-премьер Ольга Голодец оценивала уровень зарплат женщин только в 73% от уровня средней зарплаты у мужчин.
Глава Минэкономразвития Максим Орешкин в сентябре 2018 года заявлял, что уровень экономической активности россиянок составляет около 56-57%, тогда как у мужчин этот показатель доходит до 71%. Если, по мнению Орешкина, российские женщины сравняются по своей экономической активности с норвежскими, то «это сразу будет означать прибавку к ВВП на уровне 4% и становление России пятой экономикой мира».
Однако развить эту активность женщинам придется как-то самим — на помощь государства в этом плане россиянкам особо не приходится рассчитывать.
Тот же Орешкин выступил в 2017 году против искусственных квот для женщин в органах власти. «С одной стороны, я поддерживаю такую точку зрения, что микс мужчин и женщин приводит к оптимальным результатам. Но, с другой стороны, против искусственных квот», — заявил он.

Ольга ТИМИРЧИНСКАЯ. Газета.Ру. 28 февраля 2019 года

«Феминистками не рождаются»

Краткий гид по современному феминизму в России

Разговоры о феминизме в России становятся все более привычными. Если еще пять лет назад профеминистская повестка выглядела непривычно, сегодня феминизм стал частью картины мира многих женщин и мужчин. Меняется подход к рекламным кампаниям, меняется содержание гламурных журналов о красоте и моде и даже политики акцентируют проблему дискриминации. И хотя часть феминистских тезисов в них часто искажается, нельзя не признать эти изменения. По просьбе «Ленты.ру» художница, арт-активистка, феминистка, преподавательница и куратор Дарья Серенко составила гид по современному российскому феминизму: зачем он нужен в XXI веке и какие проблемы решают его представительницы.

От отрицания до знания
Исследуя вопрос о том, как прививаются роли в обществе, французская писательница и идеолог феминистского движения Симона де Бовуар писала в книге «Второй пол», что «женщиной не рождаются, женщиной становятся». Перефразируя ее, можно сказать то же самое о феминизме: феминистками не рождаются.
Возможно, я не стала бы феминисткой, если бы мои безопасность, свобода и благосостояние не находились в зоне постоянного риска. Иначе не понадобилась бы и эта статья. Я могу долго перечислять: «однажды меня изнасиловали», «однажды до меня домогались», «однажды мне отказали в работе, потому что я женщина», но, если коротко, — меня не устраивали привычные ответы на вопросы о том, почему реальность такая: «сама виновата» и «такова жизнь». Я стала исследовать, читать, разбираться, проходя все стадии: от отрицания и высмеивания до знания и понимания фактов и статистики. Четыре года назад я стала интерсекциональной феминисткой.
Я провела несколько опросов разных социальных групп: подростков от 13 до 18 лет, студентов от 18 до 23 лет, взрослых из разных регионов России и самих феминисток. Безусловно, любой путеводитель не может охватить все. Списки практически всегда создают ложную иерархию, поэтому я предлагаю воспринимать этот текст как систему ориентиров.
Важно понимать причинно-следственные связи: феминизм — это всегда только реакция на уже существующие проблемы, и ошибочно думать, что всех благ суфражистки и феминистки сумели добиться в прошлом веке.

— Какова же повестка современного российского феминизма? —

Безопасность

• Домашнее насилие: в России декриминализированы побои в семье. Это значит, что домашний агрессор может отделаться несколькими штрафами прежде чем понесет реальное наказание. Также отсутствует закон о домашнем насилии и охранный ордер — документ, не позволяющий агрессору приближаться к потерпевшей по решению суда.
По данным правозащитного центра «Анна», от 80 до 90 процентов пострадавших от домашнего насилия — женщины, и примерно каждая пятая женщина в России страдает от насилия в семье.
• Сексуальное насилие: из-за отсутствия в нашей стране культуры согласия на секс, а также распространенной общественной установки «сама виновата» и снятия таким образом ответственности с насильников лишь 15 процентов женщин заявляют о совершенном в их отношении преступлении. В большинстве случаев насильником оказывается знакомый или родственник жертвы.
По разным данным, каждая четвертая или третья женщина пережила насилие или попытку насилия. Почти каждая проходит через обвинения в том, что она сама «спровоцировала» это.
•Домогательства и преследования: в России во многих крупных учреждениях и фирмах до сих пор нет корпоративного кодекса, в котором было бы прописано, что такое харассмент и что делать в случае, если тебя, например, домогается начальник. Такие инструкции существуют во всех крупных мировых корпорациях и являются залогом регулирования подобных ситуаций. Нет пока и закона о сталкинге — навязчивом преследовании и слежке. Если сталкер не угрожает насилием, задержать его при помощи закона невозможно.
Сталкингу и домогательствам женщины подвергаются гораздо чаще, чем сексуальному насилию, эта проблема повсеместна и завязана на восприятии обществом женщины как добычи, трофея или объекта.
• Насильственные обычаи некоторых культур: так называемое «женское обрезание», кража невест, убийства чести. Живущие в России женщины (преимущественно на Северном Кавказе) все еще не имеют базовых прав на безопасность и неприкосновенность.
Ежегодно около 1,2 тысячи жительниц Чечни, Ингушетии и Дагестана в возрасте до трех лет становятся жертвами калечащих операций по удалению клитора, которые проводятся, чтобы они не могли испытывать оргазм, и позиционируются как профилактика измен; женщин крадут против их воли, и семьи не принимают «украденных» обратно (если ты вернулась, то «использованная и грязная»); все еще существуют убийства чести — убийства девушек ближайшими родственниками за «неподобающий» вид, за сплетни соседей о сексуальной жизни и ориентации, и, только по известным данным, жертвами таких преступлений в Дагестане, Ингушетии и Чечне стали 39 россиянок.
Феминистки этих и других регионов помогают жертвам насилия переезжать, создают убежища, ищут адвокатов и врачей.

Благополучие
• Феномен «стеклянного потолка»: невидимые ограничения как в коммерческих компаниях, так и в органах власти, которые мешают достичь управленческих должностей.
В России женщины мало представлены в аппаратах власти и многих других привилегированных сферах труда. Согласно исследованиям, женщины куда реже занимают руководящие посты не из-за «природных» отличий от мужчин, а из-за социальных установок: принято считать, что женщина справляется с руководством хуже мужчины, что женщина обязательно уйдет в декрет, что для женщины семья важнее работы, что политика — это не женское дело и так далее. Это приводит к следующим двум пунктам.
• Разрыв заработной платы между мужчинами и женщинами: в России зарплата мужчин выше зарплаты женщин на 30 процентов.
Это связано со «стеклянным потолком» и «недопуском» женщин в более привилегированные сегменты рынка труда. Логика «сама виновата» не работает: большая часть работодателей-мужчин транслируют свои стереотипы на женщин-работниц при приеме на работу, назначении зарплаты и вопросе о продвижении по карьерной лестнице. Из-за этих же стереотипов и давления общества женщины вынуждены в одиночку брать декретный отпуск, хотя во многих развитых странах родители новорожденных делят декрет пополам.
• Женская бедность: матери-одиночки — одни из самых бедных женщин в стране.
Неуплата алиментов со стороны отцов (по данным на конец 2017 года, россияне задолжали бывшим супругам более 100 миллиардов рублей на содержание несовершеннолетних детей), представления о том, что родительство — это не мужское дело, что отец — только «помощник» матери, а не родитель (есть даже термин «отстраненное отцовство») влияют на экономическое положение женщин, воспитывающих ребенка в одиночку.
• «Вторая смена»: когда после основной занятости (чаще всего — официальной оплачиваемой работы), большая часть неоплачиваемой домашней работы (готовка, уборка, стирка, планирование покупок, решение мелких бытовых задач), а также уход за детьми и пожилыми родственниками выполняется женщинами.
В 2016 году исследователи собрали данные по 217 странам: оказалось, что за всю жизнь у женщин накапливается 23 года «второй смены», от которой мужчины, в основном, избавлены.
• Запрещенный для женщин список профессий: в России существует запрет на 456 профессий для женщин (среди которых, например, ограничения на работу женщин в хлебопекарном производстве, на воздушном, морском, речном и железнодорожном транспорте, работу в качестве водителей большегрузных автомобилей и машинистов специальной техники).
Это абсолютный пережиток прошлого, который действует с 1974 года. От него отказались во всех развитых странах: женщины успешно работают во всех сферах, запрещенных у нас, и ООН неоднократно признавала документ, ущемляющим права женщин. Однако последняя действующая версия перечня, который дополнили профессиями матроса, боцмана, машиниста электропоезда и водителя автобуса на междугородных и международных маршрутах, была утверждена в феврале 2000 года.
Экономически это сильно ограничивает женщин в регионах, где многие профессии из этого списка являются чуть ли не единственным источником заработка. Феминистки борются за отмену этого дискриминирующего закона.
Также в 2017 году секретным Приказом министра обороны был принят другой дискриминационный перечень — о запрете женщинам служить в армии по контракту стрелками, снайперами, саперами, танкистами, водителями и механиками. Из-за запрета на множество видов деятельности женщины не могут развиваться и исполнять свои карьерные мечты.

Свобода
• Гендерные стереотипы, бытовой сексизм: все эти бесконечные «тыжедевочка» влияют на становление женщины с детства, на выбор сферы труда (когда на курсы по компьютерной анимации для школьников пускают только мальчиков) и в конечном итоге на всю жизнь.
Последствия гендерных стереотипов невозможно недооценить: многие женщины при малейшем отклонении от диктуемой обществом «нормы», перестают чувствовать себя «правильными настоящими женщинами» и начинают испытывать неприязнь к себе и, например, своему телу, формируют в себе одни качества, а не другие, исполняют некое «женское предназначение» вместо того, чтобы выбрать его, исходя из своих талантов и склонностей. По подсчетам Всемирного банка, ущерб глобальной экономике из-за стереотипов, по которым 130 миллионов девочек лишены доступа к образованию, составляет до 30 триллионов долларов в год.
Феминизм — это всегда про выбор: женщина может быть матерью, а может не иметь детей, если не хочет их, может работать, а может быть домохозяйкой, может носить каблуки и платья, а может надевать то, что удобно. Феминизм говорит только о том, что все эти варианты должны быть представлены в культуре как норма.
• Репродуктивное насилие: попытка запрета абортов, навязывание роли матери. Государство берет на себя контроль над рождаемостью, но делает это неумело: вместо долговременной поддержки самого материнства и решения вопросов трудовой дискриминации женщин ведет запретительную политику по вопросам абортов.
В 2015 году министр здравоохранения Вероника Скворцова подписала соглашение о сотрудничестве с РПЦ в снижении количества абортов, после чего в регионах страны вводятся временные моратории на аборты в рамках акции «Подари мне жизнь!», женщин, которые решили сделать аборт, отправляют на беседы к священникам и главам муниципалитетов, в школах страны запрещают лекции о контрацепции, а в Госдуму приглашают представителей РПЦ, которые предлагают признать субъектами права нерожденных детей, таким образом, приравняв аборты к убийствам.
Все это происходит на фоне заявлений чиновников о том, что россиянок «никто не просил рожать» и господдержки многодетных матерей выплатами в размере 47 рублей.
Никакого «счастья материнства» обычно не получается — получаются матери, живущие на границе бедности и нищеты, матери, ненавидящие себя за то, что они, например, не справляются. Многие женщины (и я была очень долго такой) даже представить себе не могут, что материнство — это добровольный осознанный выбор, что отсутствие ребенка не делает их ущербными и плохими. Феминистки пропагандируют выбор, то есть как осознанное материнство, так и осознанный отказ от материнства в равной степени, а также осознанное парное вовлеченное родительство, когда отец участвует в уходе за младенцем.
• Слатшейминг: общество клеймит девушку «шлюхой» (обычно за что угодно и даже не важно, как она выглядит и во что одета) и пытается распоряжаться ее сексуальностью.
Попробуйте мысленно сказать «развратный мужчина», «распущенный мужчина» — это очень непривычные словосочетания. Феминистки первыми обратили внимание на неравную оценку сексуальности мужчин и женщин: если у мужчины много секса или партнерш, он автоматически становится «мачо» и одобряется обществом, а если женщина похвастается подобным, ее сразу назовут развратной и распущенной. Представление о женщине-девственнице, скромной и целомудренной, очень вредит всему обществу: отсюда проблемы с сексуальным образованием, отсюда подростковая беременность, незнание о множестве заболеваний половой сферы, стеснение женщин в вопросах разговора о своей сексуальной жизни. Они часто не могут сказать, что им нравится, а что больно и недопустимо (их часто и не спрашивают, ведь женщины «дают» секс, а не берут).
В итоге женщин стыдят семьи, гинекологи, возлюбленные, женщин стыдит церковь и государство, а самые радикальные активисты типа последователей идеолога «Мужского государства» начинают физически преследовать и травить россиянок, которые, например, общаются с иностранцами.
• Стандарты красоты и бодишейминг: представления о том, что женщина обязана быть «красивой» всегда и везде, накрашенной, поставленной на каблуки, худой, цветущей и вызывающей положительные эмоции у мужчин.
Кроме «второй смены», упомянутой выше, существует еще и третья: когда женщина вернулась с работы, поухаживала за всеми, а потом пошла ухаживать за собой. В этом не было бы ничего плохого, если бы требования к внешности женщины так сильно не отличались от требований к мужскому внешнему виду. Стандарты красоты и стройности для женщин оказывают негативное влияние на отношение подростков к своему телу, и неудивительно, что расстройствами пищевого поведения (например, булимией и анорексией) страдают в основном девушки, болезненно и безуспешно пытающиеся соотнести себя и свое тело с тем, какая красота смотрит на них с рекламных постеров, журналов и экранов кино.
Феминистки развеивают мифы об обязательной корреляции между полнотой и «нездоровьем», обращая внимание на лицемерие норм бьюти-индустрии, не устанавливающей связи между стройностью и ментальным и физическим здоровьем, ценой которых эта стройность могла достигаться.
• Проституция и порноиндустрия, сексуальная эксплуатация. У разных видов феминизма разные взгляды на масштабы этих проблем и на способы их решения, но все сходятся в одном: женщины, находящиеся в сексуальной эксплуатации, очень часто попадают в эти обстоятельства против своей воли (будучи, например, девочками-подростками или жертвами траффикинга) и находятся на грани жизни и смерти, так как в их отношении применяется физическое и сексуальное насилие, а также серьезное психологическое давление (проституированные женщины чаще подвержены ментальным расстройствам).
Проблема свободного выбора в проституции — одна из основных этических проблем. Одни феминистки считают, что выбор под давлением угрожающих обстоятельств не может быть свободным и что любой секс за деньги — это насилие со стороны клиента, другие считают, что у женщин есть право выбора, как распоряжаться своим телом. Это очень сложный вопрос, так как кроме феминисток и проституированных женщин, существуют еще сутенеры, клиенты и государство, а также разные способы регулирования проблемы. В любом случае проституированные женщины это или секс-работницы (терминология тут подчеркивает разницу взглядов), они являются одной из самых незащищенных и стигматизированных групп женщин, для которых феминистки создают кризисные центры и программы реабилитации.
• Борьба за право на идентичность (этническую принадлежность, сексуальную ориентацию и так далее): не существует универсальных женщин с общей судьбой и общим набором признаков — есть женщины-мигрантки, относящиеся в нашей стране к национальному меньшинству, есть гомосексуальные женщины, которые вынуждены всю жизнь скрывать, кем они являются (существует практика «коррекционных» изнасилований лесбиянок мужчинами с целью «исправить» ориентацию), есть женщины с инвалидностью, чья жизнь в России требует отдельной борьбы. Все они борются за разное: за уважение к собственной культурной принадлежности, за право любить, за право не быть исключенными из мира вокруг. Феминистская оптика работает и здесь, разрабатывая для каждого случая свою повестку и свою помощь.
Эти и многие другие пункты в совокупности влияют на индекс гендерного неравенства в России, согласно которому по уровню доступа женщин к общечеловеческим (мужским) правам наша страна оказалась между Угандой и Бурунди. Кроме того, по данным ежегодного отчета Всемирного банка Women, Business and the Law, Россия набрала ноль баллов в области законодательства в сфере защиты прав женщин и вошла список самых небезопасных для женщин стран. Знание этих проблем помогает понять, зачем нужен феминизм и каковы его цели и задачи на сегодня.

Родная почва
Феминизм в России часто воспринимают как явление, которое пришло с обобщенного «Запада», но это слишком плоский взгляд: у нас своя история феминизма, соотносящаяся с мировой. В этом гиде нет задачи описать полную историю феминизма в России, но основные точки таковы: в 1917 году Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика стала одной из первых стран, где женщины стали полностью уравнены с мужчинами в правовых документах. После этого был очень важный период нашей гендерной истории — 20-е годы, которые прославились прогрессивными экспериментами и женской эмансипацией на разных уровнях (был принят новый кодекс о браке и семье, который разрешал разводы, давал равные права мужчинам и женщинам в браке, а также их внебрачным детям, прекратилось преследование за однополые отношения, были разрешены аборты).
Затем — консервативный откат при Сталине: усложняется процедура развода, в 1933 году запрещается аборт (растет смертность от подпольных операций, и к 1940 году от них умирает каждая вторая женщина), и в 1955 году запрет отменяют. В 70-е и 80-е годы в диссидентской среде появляются два важных женских журнала (но религиозно ориентированных) — «Женщины и Россия» и «Мария», в которых активно обсуждаются вопросы женского труда и материнства. Также благодаря одному из основателей современной российской социологической школы Игорю Кону начинаются попытки сексуального просвещения, но гормональная контрацепция до сих пор недоступна для большинства женщин. Наконец, это меняется в 90-е, а в середине двухтысячных начинается важный этап онлайн-активизма: появляются блоги и сообщества в «Живом Журнале», посвященные феминизму (например, feministki, Accion-positiva и другие) — прообразы многочисленных фемпабликов и блогов, которые появятся позже в эпоху соцсетей.
В мировой истории феминистского движения принято выделять три волны: середина XIX века — начало XX, 60-70-е годы XX века и 90-е и нулевые годы. Упорядочивать эти периоды хронологически не совсем корректно, поскольку часто они пересекаются, и в разных странах тезисы, характерные для каждой отдельной волны могли формулироваться в другое время, не совпадающее с основной периодизацией, но обычно выделялось четыре вида феминизма, которые я коротко обозначу. Следует отметить, что феминистские проекты часто являются горизонтальными и самоорганизованными, поэтому не исключено, что феминистки, которые будут упомянуты, не согласятся с этим способом разделения.

Радикальный феминизм
Именно радикальный феминизм обосновал теорию патриархата — системного угнетения женщин со стороны мужчин, теорию, находящуюся в основе и многих других видов феминизма. Радикальный феминизм рассматривает женский опыт как объединяющий и не затрагивает другие социальные группы.
Радикальные феминистки считают, что причины угнетения более глубокие, чем просто «правовые» или «классовые», и лежат на территории гендера и пола и того, как организованы межгендерные отношения. Их отличает отношение к вопросам порнографии и проституции: категорически против и первого, и второго, потому что и то, и другое в этой версии феминизма — сексуальная объективация и эксплуатация женщин.
В России распространен трансэксклюзивный радикальный феминизм, стоящий на том, что трансгендерные женщины не являются женщинами, и исключающий их из пространства своей борьбы. Существует и трансинклюзивный радикальный феминизм — рассматривающий опыт трансгендерных женщин как вариант женского опыта. Для радикального феминизма важен вопрос не только гендера (грубо говоря — социального пола), но и пола — биологических различий между мужчинами и женщинами, послуживших основой для угнетения.
Представительницы в России: Ольгерта Харитонова (создательница «Манифеста Феминистского движения России», куратор «Школы феминизма»), Татьяна Сухарева, Лолита Агамалова, Любава Малышева.

Интерсекциональный феминизм
Интерсекциональный феминизм появился в США в результате борьбы представителей различных угнетенных социальных групп (ЛГБТ-сообщества, людей с инвалидностью, людей разных рас и национальностей) за свои права. Эта феминистская социологическая теория — теория интерсекциональности — была сформулирована в 1989 году Кимберли Креншоу, являющейся профессором юриспруденции.
Интерсекциональные феминистки говорят о том, что нет универсального женского опыта: есть женщины белые и не белые, богатые и бедные, старые и молодые, мигрантки и коренные жительницы, имеющие детей и чайлдфри, образованные и нет и так далее.
Интерсекциональный феминизм показывает, как разные виды идентичностей (и дискриминаций, связанных с ними) пересекаются на одном человеке и как это влияет на его опыт: например, женщина из Узбекистана в России подвергается дискриминации и как женщина (и это сексизм), и как представительница другой национальности (ксенофобия). В интерсекциональном феминизме борьба за права женщин неотделима от борьбы за права ЛГБТ-сообщества, борьбы с расизмом, эйблизмом (дискриминацией по состоянию физического и ментального здоровья), эйджизмом (дискриминацией по возрасту) и так далее.
Многие интерсекциональные феминистки говорят о вреде и опасности проституции для женщин и не поддерживают идею ее легализации, но при этом считают важным учитывать в разговоре и тот небольшой, по разным статистикам, процент женщин (чаще всего это эскорт), для которых проституция может быть способом существования.
Представительницы в России: создательница блога nixelpixel Ника Водвуд, журналистка Белла Рапопорт, организация Российского феминистского объединения «ОНА», проект «Ребра Евы», паблик Check your privilege, секс-просветительница Татьяна Никонова (блог Nikonova.online), акция #тихийпикет.

Либеральный феминизм
Либеральный феминизм — очень широкое направление, имеющее множество вариантов характеристик. Это связано с тем, что исторически либеральный феминизм связан с борьбой женщин XIX века за уравнивание прав и возможностей (суфражизмом) — то есть либеральный феминизм много работает с законодательством и пытается влиять на правовое поле государства. Основная задача либерального феминизма — реформирование законов таким образом, чтобы они предотвращали дискриминацию.
Либеральный феминизм не включает в себя, например, проблемы женского тела и сексуальности, его интересует скорее политика в узком смысле этого слова, также он мало работает с усложняющимися вариантами женской идентичности (достаточно часто либеральный феминизм критикуют за то, что он направлен на поддержку только белых гетеросексуальных женщин среднего класса). Не весь, но достаточно часто, либеральный феминизм имеет другую позицию по вопросам проституции и порнографии, считая их добровольным выбором женщины на распоряжение своим телом. Также большинство его представительниц считают, что женщины равны мужчинам, но делают неправильные выборы в силу общественных, культурных и законодательных ограничений, и поэтому эти ограничения должны исчезнуть ради предоставления женщинам большей свободы выбора.
Сейчас мало кто из феминисток использует этот термин в отношении себя, хотя может заниматься правозащитной деятельностью (как Алена Попова и Мари Давтян). Важно, что либеральный феминизм и либерализм встроены не только в правовую систему, но и в рынок: отсюда мотивирующие рекламы про сильных женщин у мировых брендов, надписи girl power на футболках Monki и так далее. Интересно, что противопоставление «радикальный» — «либеральный» связано не с политическими программами движений, а с ошибочным восприятием смысла характеристик: «радикальный» как «крайний», «доведенный до предела», а «либеральный» как «мягкий», «компромиссный».
Представительницы в России: в конце 90-х либеральной феминисткой считалась, например, писательница Мария Арбатова. Сегодня к либеральному феминизму я бы отнесла блогерок Залину Маршенкулову (Telegram-канал «Женская власть»), Анну Федорову (Telegram-канал «Росфемнадзор»), а также некоторых представительниц гендерной фракции партии «Яблоко», чья программа направлена на борьбу с дискриминацией женщин во власти и экономике.
Есть и другие виды современного российского феминизма, у каждого из которых свой признак: основная деятельность или сфера труда, способ говорить о феминизме, способ борьбы, инструменты борьбы, географическое расположение и так далее.

Марксистский феминизм
Благодаря деятельности Александры Коллонтай, советской революционерки, полномочного посла СССР и первой женщины-дипломата, большой вклад в развитие марксистского феминизма в начале XX века внесла Россия. В его основе лежат работы Фридриха Энгельса и Карла Маркса. Этот вид феминизма рассматривает угнетение женщин как классовое и капиталистическое и выделяет мужчин как класс, эксплуатирующий женщин.
Марксистский феминизм связывает это угнетение с институтами частной собственности, а борьбу за равноправие считает частью классовой борьбы. Если коротко: гендерное неравенство не сможет исчезнуть без исчезновения капитализма.
Также марксистский феминизм ставит вопросы о контроле над женщинами за счет контроля над женской сексуальностью и женским телом, вопросы бесплатного домашнего женского труда, двойной нагрузки, проблемы детства и материнства, репродуктивного давления на женщин, а также условий и оплаты женского труда. Существует также социалистический феминизм, который рассматривает угнетение женщин как двойное — силами патриархата и капитализма («капиталистического патриархата»).
Представительницы в России: сообщество Soc-Fem, движение Left-Fem (акционистка и режиссер Леда Гарина, исследовательница и создательница книги «Женщина как тело» Мария Рахманинова, филолог и историк литературы Анна Нижник).

Правозащитный феминизм
Правозащитный феминизм работает с нарушениями прав и свобод женщин в России. В отсутствие законов (например, закона о домашнем насилии) феминистки-правозащитницы самостоятельно оказывают помощь пострадавшим: создают кризисные центры, защищают женщин в суде или ищут адвокатов, помогают найти убежище, распространяют информацию о нарушениях, разрабатывают законопроекты и добиваются их рассмотрения.
Представительницы в России: Алена Попова — общественная деятельница, создательница «Проекта W — сети взаимопомощи для женщин», поддерживающая женское предпринимательство, координирующая помощь для пострадавших женщин и продвигающая закон о домашнем насилии, Мари Давтян — адвокат и правозащитница, оказывающая помощь женщинам, пострадавшим от сексуального и домашнего насилия, Анна Ривина — создательница центра «Насилию.нет», посвященного борьбе с домашним насилием, независимый центр по оказанию помощи пострадавшим от сексуального насилия «Сестры», московский кризисный центр для женщин, один из первых в России, посвященный проблеме домашнего насилия, «Анна».

Феминизм в научной среде
Для развития феминизма нужны исследования, занимающиеся проблемами гендера в разных областях знания. Среди исследовательниц философии, социологии, литературы, культурологии известно много феминисток, популяризирующих научный подход. Есть специальная дисциплина, gender studies, которая выделяет вопросы гендера (например, феминности, маскулинности и небинарных вариантов социальной идентичности) как требующие отдельного рассмотрения на пересечении с другими областями знаний.
Представительницы в России: Элла Россман — исследовательница гендерной социологии и истории Советского Союза, активистка, освещающая тему адаптации женщин-заключенных, одна из первых в России инициировавшая разговор о недопустимости конкурсов красоты на университетской платформе, Елена Здравомыслова — профессор факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге, сокоординатор программы «Гендерных исследований», соавтор книг по социологии гендера, самая известная из которых «Гендер для чайников», Анна Темкина — одна из первых исследовательниц гендера в России, доктор философии в области социологических наук, профессор факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге и соавтор учебника гендерных исследований, проект CYBERFEMINISM, проект Equality, проект студентов и студенток ВШЭ «Высшая школа равноправия», исследовательница женской литературы (книга «Авторицы и поэтки») Мария Нестеренко, социолог гендера, доктор социологических наук Елена Рождественская.

Феминизм в искусстве
Феминизм в современном искусстве — один из мощнейших инструментов критики в адрес художественных институций. Художницы, женщины-искусствоведы, критикессы, режиссерки создают арт-проекты, направленные на актуализацию гендерных вопросов, например, проблем неравенства и насилия.
Представительницы в России: в театре — режиссер, автор спектакля-дискуссии об Александре Коллонтай «Тихая революция» Вика Привалова, автор спектакля-дискуссии «Хочу ребенка» по пьесе Третьякова Саша Денисова, художница, соосновательница проекта «Ребра Евы» Леда Гарина; в современном искусстве — художница, автор выставочного проекта «Ненасилие» Варвара Гранкова, художница, куратор проектов, объединяющих искусство и феминизм, Мика Плутицкая, искусствовед и куратор выставки «Феминистский карандаш — 2» Надежда Плунгян, художница, куратор выставки «Феминистский карандаш» Виктория Ломаско, медиахудожница, активистка, соосновательница фем-бренда Narvskaya dostava Леля Нордик, кураторы выставки «И — искусство, Ф — феминизм» Марина Винник и Ильмира Болотян, художница, активистка за права женщин с инвалидностью Алена Левина, куратор феминистских музыкальных фестивалей Таня Волкова; в литературе — поэтесса, создательница феминистских поэтических зинов («Ветер ярости») Оксана Васякина, создательница просветительских проектов Write Like a Grrrl и издательства No Kidding Press, посвященных женской литературе и критике сексизма в литературных текстах, Саша Шадрина, поэтесса, соосновательница проекта «Ф-письмо» Галина Рымбу.

Региональный феминизм
Не совсем правильно выделять географическое расположение как признак, но в этой статье хотелось бы заострить особое внимание на региональных проектах и их важности, поскольку у региональных феминисток часто меньше материальных и символических ресурсов. Они вынуждены работать в регионах, где на фоне экономических и информационных проблем ситуация с гендерным неравенством часто еще хуже, а активизм сопряжен с угрозами жизни и здоровью.
Представительницы в России: проект о положении женщин на Кавказе «Даптар» журналистки Светланы Анохиной, объединение феминисток Кавказа «Подслушано. Феминизм. Кавказ», автор проекта «Феминологи», главный редактор феминистского журнала «Марта» журналистка Катя Федорова (Владивосток) (этой зимой она начала вести важную борьбу за себя: она назвала имя человека, который изнасиловал ее, чем вызвала огромную дискуссию), документалистка, активистка и создательница киноклуба женщин-режиссеров Femina Соня Пигалова (Нижний Новгород), журналистка и блогерша Екатерина Попова (Ростов-на-Дону), активистка движения «Феминизм в Башкортостане», режиссер Тансулпан Буракаева (Уфа), журналистка и филолог Ольга Карчевская (Владивосток).

Феминизм на пересечении
Феминистский активизм часто пересекается с другими видами активизма: психоактивизм, направленный на дестигматизацию людей с ментальными особенностями и нейроотличиями (проект «Психоактивно» — художницы и активистки Алена Агаджикова, Саша Старость, Катрин Ненашева), Софья Сно, ЛГБТ-активизм с феминистской оптикой и квир-феминизм, включающий опыт небинарных персон (проект «Дети 404» Елены Климовой), экофеминизм, анархофеминизм (Софико Ариджанова), трансфеминизм, включающий опыт трансгендерных женщин (Яна Кирей-Ситникова).
Последние годы в русскоязычном пространстве сильно развился феминистский онлайн-активизм, сконцентрированный вокруг бодипозитивных и секспозитивных вопросов: просветительский YouTube-канал об основных феминистских вопросах «Феминистки поясняют», Facebook-блоггинг Анны Ивановой, Telegram-канал «Неведическая женственность» Дарьи Андреевой, Instagram Александры Митрошиной и т.д.). Здесь сложно перечислить всех, но важно отметить вклад каждого такого блога: они создают совершенно новый идеологический фон, помогают женщинам принять себя и свое тело, бороться с расстройствами пищевого поведения, расширить представление о красоте, сексе, здоровье.
Недавно в России начало появляться направление, которое можно назвать «поп-феминизмом»: когда феминистские идеи транслируются известными людьми с широкой медийностью (например, Ксения Собчак, которая сделала идеи гендерного равенства частью своего политического проекта). Все это происходит благодаря громким феминистским медиапроектам и самим медиа, в которых начали работать феминистки: премия «Сексист года», учрежденная Натальей Биттен, московский феминистский фестиваль FemFest (куратор Ирина Изотова) и многие другие важные медиапроекты.

Что почитать
• «Гендер для чайников» (авторы-составители — Елена Омельченко, Елена Здравомыслова, Анна Темкина, Ольга Здравомыслова, Татьяна Барчунова, Ирина Тартаковская, Лидия Семенова, Ирина Саморукова, Людмила Попкова, Елена Жидкова) — книга для начинающих, бесценный ликбез: чем гендер отличается от пола, что в обществе подразумевается под женским и мужским и как формируются гендерные роли, что такое патриархат и каким он бывает;
• Валери Брайсон, «Политическая теория феминизма» — самая популярная книга по 400-летней истории феминистской мысли для тех, кто хочет начать лучше разбираться в феминистских политических программах и истории вопроса: когда началась борьба женщин за свои права, что такое суфражизм, чем характеризуются три волны феминизма, как ситуация с гендерной политикой обстояла в разных странах в разное время;
• Наоми Вульф, «Миф о красоте» — книга, разоблачающая индустрию красоты: почему к женской внешности предъявляются завышенные требования, как реклама заставляет нас чувствовать себя несовершенными, а стереотипы о красоте и норме ограничивают и контролируют женскую свободу, здоровье, энергию, сексуальность не меньше, чем патриархальное «домашнее рабство», книга о праве женщин решать самим, как жить и выглядеть, без объективизации и диктата «мифа о красоте»;
• Бетти Фридан, «Загадка женственности» — книга о домохозяйках-американках 50-х, фактически первое в США серьезное социологическое исследование, в котором анализировался послевоенный консервативный поворот: как власти и рынок взяли курс на возвращение женщины на кухню и что в конечном итоге произошло. Оригинальное название труда — Feminine Mystique можно перевести и как «мистификация женственности», что точнее отражает суть исследования о стереотипах и их последствиях;
• Симона де Бовуар, «Второй пол» — одна из самых значимых книг в истории движения, записанные в 40-е годы прошлого века наблюдения французской исследовательницы, писательницы и философа о равноправии, об обращении с женщинами на протяжении человеческой истории, восприятии их как «второго пола» и отношениях полов, актуальны и по сей день. Характерно, что труд был внесен Ватиканом в «Индекс запрещенных книг»;
• Елена Здравомыслова, Анна Темкина, «12 лекций по гендерной социологии» — сборник лекций о том, как формировалась современная гендерная социология, затрагивающая вопросы женских и феминистских исследований, основных положений и дилемм интерсекционального анализа, патриархата, квир-теории, феминистской критики позитивистской эпистемологии, структуры власти, сексуальных и эмоциональных отношений, гендерных режимов и контрактов, а также эволюцию их изменений;
• Ричард Стайтс, «Женское освободительное движение в России: феминизм, нигилизм и большевизм, 1860-1930» — первая работа по истории русского женского движения и русского феминизма, начиная со времени правления Николая I и вплоть до 1930-х годов, в мировой историографии, его развитие в ходе радикализации представлений части его участников, с анализом личных документов и мемуаров участниц движения;
• «История женщин на Западе». В 5 томах под общей редакцией Жоржа Дюби и Мишель Перро. Основательный труд из исследований 75 историков, панорамная хроника репрезентации и восприятия женственности от древних богинь и христианских святых до становления феминизма и культурной идентичности в XX веке и о видах протеста против патриархата во все времена.

Дарья СЕРЕНКО, Лариса ЖУКОВА. Lenta.ru. 7 марта 2019 года

Женщины освобождаются от оков возраста?

То тут, то там появляется реклама с Изабель Аджани, "пятидесятилетней" моделью, семидесятилетней женщиной, наслаждающейся в постели? Может, общество меняет свой взгляд на женщину за 50? Ответы на этот вопрос с помощью пяти экспертов попыталась найти журналистка Le Figaro Муреа Лахаль.
"Новая муза Nivea Моника Беллуччи, Изабель Аджани в рекламе L'Oréal Paris или Изабелла Росселлини, позирующая для Lancôme. Женщины старше 50 лет пользуются популярностью среди рекламодателей, - указывает издание. - То же самое касается и якобы безжалостного мира моды".
"Сексуальность также освобождает себя от оков, - отмечает журналистка. - В 2019 году женщины старше 50 лет с большей радостью отдаются своей сексуальности, что подтверждает Гленн Клоуз. В интервью The Guardian в январе прошлого года 71-летняя актриса сказала, что люди в возрасте 60 лет способны "наслаждаться интимной жизнью".
Такого же мнения придерживается и Камилла Фруадво-Меттери, профессор политологии в Университете Реймса и автор книги "Женское тело? Борьба за интимность". "Они более свободно обращаются со своим телом и им больше не стыдно требовать своей свободы и делать свой выбор", - считает она.
"Однако на самом деле"культ молодости остается вездесущим", - полагает Мишель Ферран, социолог и ведущий научный сотрудник Национального научно-исследовательского центра (CNRS), специализирующаяся на проблеме половых отношений в обществе, которое "постоянно отсылает женщин к их возрасту". И даже Брижит Макрон не сможет утверждать обратное, - отмечает автор статьи. - С тех пор, как ее муж стал главой государства, первая леди не раз становилась объектом неприятных насмешек по этому поводу".
"По мнению Камиллы Фруадво-Меттери, причина проста: "Пропасть углубляется начиная с 50 лет. Наша эстетическая культура возвышает стареющих мужчин, но к женщинам это не относится. Почему? Потому что когда у них прекращаются месячные и они больше не могут рожать, их хотят заставить перестать быть желанными. Они не имеют права стареть по собственному усмотрению". "Тем не менее, женщины за 50 сейчас активны как на работе, так и в сексуальном смысле, и часто переживают "вторую молодость после отъезда детей", - подчеркивает Камилла Фруадво-Меттери, которая даже говорит об "изменении жизни в этом возрасте". "Таким образом, существует реальный разрыв между социальными представлениями и тем, как живут пятидесятилетние женщины", - пишет Le Figaro.
"Еще больший разрыв возникает в профессиональной среде, - продолжает Лахаль. - "Хотя многие мужчины в возрасте 50 лет оказываются состоявшимися и могут мечтать о повышении по службе, женщины по-прежнему сталкиваются со стеклянным потолком", - с сожалением говорит Камилла Фруадво-Меттери. В 2015 году Национальный институт статистики и экономических исследований Франции (INSEE) сообщил, что разрыв в заработной плате между мужчинами и женщинами составлял 4,2% для лиц моложе 26 лет. Для лиц старше 50 лет он подскочил до 26,2%".
"На каждом этапе своей жизни женщины сталкиваются со стереотипами, связанными с их биологической жизнью, в частности, потому, что корпоративная культура является сексистской", - отмечает Мари Аллибер, координатор JUMP, ассоциации, которая работает над обеспечением гендерного равенства на работе. "В возрасте 20 лет о них судят по их сексуальным и репродуктивным возможностям. В период между 30 и 40 годами материнство воспринимается как риск: их либо не нанимают, либо они впервые сталкиваются с разницей в оплате труда, которую они уже никогда не наверстают. А в 50 лет - в так называемом возраст менопаузы - в них видят психологически нестабильных или раздражительных женщин, либо потому, что они делали карьеру за счет своей личной жизни, либо потому, что их, наоборот, никогда не повышали".
"К рамкам в профессиональной жизни также добавляются ограничения организма, "часто не совпадающие с желаниями", указывает сексолог Катрин Блан. "Возраст первых родов неуклонно отодвигается", говорит Камилла Фруадво-Меттери, отчасти из-за большей продолжительности учебы, а также потому, что "женщины все больше и больше стремятся сделать карьеру". "Отсрочка первой беременности - это также способ родить ребенка более осознанно, имея больше ресурсов", - отмечает Катрин Блан. Между тем, "если женщины теперь могут обманывать свой возраст, ухаживая за собой, то тело все равно подвергается старению", отмечает сексолог.
"Но революция может произойти благодаря новому поколению феминисток, таких, как Милли Бобби Браун или Эмма Гонсалес", - говорится в статье.
"Если бы общество стало более феминистским, женщин больше не оценивали бы по их телу, их желанности или их репродуктивной функции, - предположила координатор JUMP. - Через несколько лет, смею верить, они с большей вероятностью будут занимать высокие должности и, таким образом, смогут поработать над вопросами сексизма и неравенства при оплате труда".
Камилла Фруадво-Меттери также настроена оптимистично: "Я верю в новое поколение, сегодняшние молодые женщины намного свободнее нас в этом возрасте, особенно в отношении эстетики или женского наслаждения. Это является доказательством того, что прошлые достижения не прошли даром".

Муреа ЛАХАЛЬЙ, Le Figaro
InoPressa. 8 марта 2019 года

Мужчины убивают женщин. Проблема фемицида в мире и России

Фемицид – это гендерно мотивированные убийства женщин и девочек. Основательница Ассоциации женщин-судей Испании Люсия Авилес утверждает, что в мире нет ни одного государства, в котором была бы решена проблема фемицида.

Сам термин появился в 1801 году в книге британца Джона Корри для обозначения совращения девственницы женатым мужчиной. Затем "фемицид" периодически возникал во время некоторых судебных процессов, упоминался в радикальных текстах, особенно после убийства сестёр Мирабаль. Повсеместную известность термин получил в последние 50 лет.
Американская феминистка Диана Рассел (80) продолжает вести борьбу за права женщин. В мае прошлого года она выпустила книгу против порнографии – одного из методов деперсонализации, овеществления женщин, нормализации гендерного насилия.
Американская феминистка Диана Рассел (80) продолжает вести борьбу за права женщин. В мае прошлого года она выпустила книгу против порнографии – одного из методов деперсонализации, овеществления женщин, нормализации гендерного насилия.
С 4 по 8 марта 1976 года в Брюсселе проводился Международный трибунал по преступлениям в отношении женщин. Участвовало более двух тысяч женщин из сорока стран, зачитывались свидетельские показания жертв дискриминации. Организаторы – Диана Рассел и Николь Ван Ден Вен – выпустили книгу, содержащую материалы съезда. Они высказывали идеи, которые кажутся свежими и сейчас: о глобальных преступлениях в отношении женщин во время войн, об угнетении женщин вообще и лесбиянок в частности. Именно Диана Рассел политизировала термин "фемицид" и добилась фундаментальных правовых перемен во множестве стран. В 1992 году она приняла участие в издании сборника "Фемицид: политика убийства женщин".
Цунами новейшего антифемицидного движения пришло из Латинской Америки, принесло с собой девиз девиз Ni una mujer menos, ni una muerte más ("Ни одной женщиной меньше, ни одной смерти больше") и хештег-заклинание #niunamenos. Вот один из актуальных гимнов движения, созданный героиней проекта BBC #100Women (2017), аргентинской звездой лесби-реггетона Chocolate Remix.
За словами Ni una menos – целая история. В 1993 году в мексиканском городе Сьюдад-Хуарес начали с особой жестокостью убивать женщин. С 1993 по 2001 год было более 370 жертв, к 2012 году – более 700. Все убитые были молоды, происходили из бедных семей, работали в макиладора, сборных цехах-потогонках, открывшихся на границе США и Мексики после принятия Североамериканского соглашения о свободной торговле. Представления о том, что место женщины – дома, а также конкуренция за рабочие места стали формальными поводами для фемицида. Позже убийствами занялись работорговцы-сутенеры и изготовители садистской порнографии. Часть убийств происходила при участии крупного наркокартеля, базировавшегося в городе. Из-за издевательств над трупами 77% тел было невозможно опознать, справедливости для жертв не существовало, насильникам не грозило никакого наказания. Тысячи женщин пропадали без вести. Полиция создавала препятствия для розыска преступников. Правозащитниц убивали, уродовали трупы. Жителей города подвергали пыткам. Адвокатам стреляли в головы прямо в полицейских машинах.
Ситуация получила международную известность, состоялись суды, и в 2009 году государство Мексика было признано виновным в неспособности защитить своих гражданок. Межамериканский суд по правам человека обязал провести новое расследование, создать национальный мемориал, выплатить компенсации семьям жертв и принять меры для прекращения убийств.
Феминистки играли в этом политическом процессе против фемицида главную роль. В 1997 году мексиканская феминистская исследовательница Марсела Лагард прочитала работы Дианы Рассел и написала собственный текст о гендерной идентичности и правах человека. Упомянутая в работе концепция фемицида, включающая не только сам факт убийства, но совокупность процессов, приводящих к смерти, захватила идейный испаноязычный мир. Одна за одной стали выходить книги исследовательниц фемицида из Коста-Рики, Мексики, Аргентины, Доминиканы, Панамы, Никарагуа, Гватемалы. В 2005 году Марсела Лагард лично встретилась с Дианой Рассел и перевела её книгу на испанский. При этом возник параллельный термин "феминицид". Феминицид по Лагард – понятие, которое учитывает политическое бездействие властей во время гендерных убийств. Рассел считала, что уточнение только добавит путаницы в и без того трудную для понимания патриархального обывателя тему.
Еще одна исследовательница, Джулия Моннарез, автор текста "Культура феминицида в Сьюдад-Хуарес, 1993–1999", посчитала нужным втянуть в понятие феминицида всю цепь актов насилия, приводящую к смерти женщин: унижение, побои, оскорбления, пытки, изнасилования, проституцию, домогательства, жестокое обращение с детьми, убийство новорожденных, калечащие операции на половых органах, домашнее насилие, политику, приводящую к смерти женщин при попустительстве государства. Фокус внимания гражданского общества окончательно и бесповоротно переводился на бездействие государства. Латиноамериканский антрополог Рита Сегато высказала идею, что фемицид – проявление гетеронормативности, требующей от мужчин постоянно демонстрировать обществу способность к доминированию в битве за "мужественный" статус.
В 2000 году гватемальские исследователи начали разделять при подсчетах "мужские" и "женские" убийства – и стало очевидно, что в стране свирепствует настоящая эпидемия фемицида. Избиения, изнасилования, убийства десятков тысяч женщин совершались с невероятной жестокостью. Тереза Перамато Мартин в одном из своих текстов 2012 года сообщала о пяти тысячах гватемалок, убитых за последнее десятилетие. Правительство советовало женщинам по вечерам сидеть дома, избегать "провоцирующей" одежды. В 2008 году был, наконец, принят закон против фемицида и других форм насилия над женщинами, в трущобах стало спокойнее. Фемицидом в этом документе была названа "насильственная смерть женщины, вызванная неравными властными отношениями между мужчинами и женщинами, при осуществлении гендерной власти в отношении женщин".
Мексиканская поэтесса и журналистка Сусанна Чавес добавила слова "Ни одной женщиной меньше, ни одной смертью больше" в свой поэтический текст. 6 января 2011 года Сусанна была убита, и это стало каплей, опрокинувшей чашу женского терпения. Строчка из стихотворения стала всемирным символом борьбы против насилия над женщинами.
Миллионы латиноамериканок и испанок написали на транспарантах Ni una menos, начали объединятся во всемирное движение, изучать структуру фемицида, издавать книги, просвещать угнетенных и синхронно выходить на улицы, требуя у правительств своих стран соблюдения прав женщин.
В 2016 году аргентинские ученые Хулиан Петрулевичус и Педро Гуттиерес отреагировали на перемены в обществе и назвали ископаемую стрекозу, найденную в провинции Ла Риоха Tupacsala niunamenos. Слово Tupacsala составлено из имен борцов с колониализмом Túpac Amaru II и Milagro Amalia Ángela Sala, борцов с колониализмом.  
В 2015 году Колумбия последовала за 16 латиноамериканскими странами, ужесточившими наказание за фемицид: насильнику теперь угрожало от 250 до 500 месяцев тюремного заключения. Новый закон был назван в честь Розы Эльвиры Чели, изнасилованной и убитой в парке Боготы в мае 2012 года. Убийца Чели был осужден на 48 лет. К моменту принятия закона в первые два месяца года в Колумбии было убито 126 женщин, большинство из них – молодые девушки.
Вот хроника радикализации законодательства о насилии над женщинами или появления законов о фемициде: Чили (2010), Мексика (2011), Аргентина (2012), Боливия (2013), Венесуэла (2014), Перу (2015–2016), Парагвай (2016), Бразилия (2017). Срок, который получают убийцы-мизогины, в Парагвае, Уругвае и Боливии достигает 30 лет, в Сальвадоре и Мексике – 20–50 лет. В Парагвае, кроме того, есть Министерство по делам женщин.
Общеевропейская коалиция по борьбе с фемицидом работает со статистикой 20 стран. В США, Канаде и странах Латинской Америки имеются многочисленные организации, изучающие и искореняющие фемицид. Законы о насилии над женщинами, принятые в США и развитых европейских странах, не всегда содержат слово "фемицид", но довольно суровы и позволяют женщинам защититься от насилия любого уровня.
В 2011 году в Стамбуле была принята Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием.
В 2014 году была переведена на русский часть информационного бюллетеня ВОЗ о гендерном насилии.
С 2015 года ООН пытается организовать всемирную сеть мониторинга и противодействия фемициду.
В 2017 году в Грузии началась кампания за принятие закона о фемициде.
В 2018 году о проблеме предотвращения фемицида в Албании заговорили на государственном уровне. Шалве Вайль действует для принятия закона о фемициде в Израиле, Косана Бекер создает систему противодействия фемициду в Сербии. Европейский совет езидских женщин призывает сделать 3 августа Международным днем действий против фемицида.
Благодаря сайту feminicidio.net, который создала активистка аргентинского происхождения Graciela Atencio, мы знаем, сколько испанок было убито мужчинами в 2018 году – 97 (официальная цифра 49). Больше всего преступлений совершено в Андалузии и Каталонии. С начала 2019 года убито еще 14 женщин. Сайт исследует структуру смертности по возрасту, регионам, национальности, профессии, социальному статусу жертв, характеру взаимоотношений с убийцей, проводит временной и географический анализ, мониторит ситуацию в испаноязычных странах.
Правозащитники из разных городов Испании выходят на улицы после каждого убийства, устраивают ежемесячно дни памяти около правительственных учреждений – зажигают свечи и зачитывают имена жертв, проводят концерты и акции с участием музыкантов, художников, актеров. Крупные медиа подвергаются общественной критике, если каким-то образом нарушают формирующийся антифемицидный этический кодекс – например, вместо "убитые" используют другие слова, например, "погибшие" или "умершие".
В конце года проводятся массовые поминальные акции. Списки жертв зачитывают практически на любом крупном радикальном женском протесте. В международные дни борьбы за женские права – в марте и ноябре – проводятся радикальные райоты. Во время таких демонстраций на улицах появляются граффити, плакаты, стикеры против фемицида, расклеиваются бумажные фигуры с именами жертв, группы активисток в чёрной одежде ложатся на землю, отождествляя себя с убитыми. Проводятся даже символические казни чучел насильников, уничтожаются изображения мужчин, несущих ответственность за мачистское насилие. Испанское государство тратит миллионы евро на программы борьбы с насилием – например, на актуальную программу No es no ("Нет значит нет"). Женщины-юристы добиваются ужесточения наказания за фемицид. Помогает? – спросите вы. Да, это эффективная стратегия. В 2010 году смертей было 126 (при официальной цифре 73). Число фемицидов в Испании и Каталонии – одно из самых низких в Европе.
В Википедии десять статей о фемициде, из них одна англоязычная, еще шесть написаны тесно связанными с испанским женским движением активистками. Русская статья была создана волонтёром после публикации текста "Коза отпущения, или Как великие русские писатели убивали женщин", где, в частности, говорилось:
"В России нет ни официальной статистики по фемициду, ни независимых, мониторирующих именно эту проблему, организаций. ООН призывает Россию собирать подобную статистику, но морг и ныне там. Жертвы фемицида оказываются спрятаны за общими коэффициентами смертности, процентами преступлений особой тяжести, числами умышленных убийств и преступлений. Таблицы под названием "Состояние преступности в Российской Федерации" или "Внешние причины смерти" создают иллюзию работы с ничем не подтвержденными цифрами и не говорят про структуру гендерного насилия. Молчат про убийства на гендерной почве и авторы доклада МВД "Статистика преступности (январь – ноябрь 2018 года)". Русскоязычной статьи про фемицид в Википедии вообще нет. В России никто не устраивает регулярных акций протеста с вычитыванием имён убитых, не проводит нон-стоп акции против фемицида на низовом и на государственном уровне..."
1 февраля 2019 года мы с Екатериной Бахреньковой сами начали собирать статистику по России, сделали таблицу и группу "Нет фемициду".
С первых же шагов стали очевидны колоссальные различия между местной и американской/европейской ситуацией. Это касалось всех уровней: социального, семейного, экономического статуса жертв, метода убийства, отношения государства и СМИ к проблеме, числа криминальных смертей, уровня психопатологии среди убийц, безнаказанности насильников-рецидивистов. Оказалось, в России по-прежнему очень распространены "убийства чести", и это касается не только кавказских республик. За нарушение сексуальной морали можно оказаться и на московском кладбище.
Сайты СК России наполнены неструктурированными новостями, поиск по ним затруднен, и лишь малое число убийств женщин удостаивается упоминания. Мы брали некоторые случаи с сайтов СК, но они, вместе с найденными официальными подтверждениями обычных новостей, пока составляют только около 10% наших данных. С другой стороны, сообщая про убийства, почти все российские журналисты ссылались или на СК, или на МВД, или на приговор суда, или на конкретного представителя власти.
Мы решили написать запросы в СК и МВД от различных женских организаций. Также мы подумали, что интересно было бы взглянуть на статистику гражданских поисковых групп. В "Лиза Алерт" не знали слова "фемицид" и отказались предоставить статистику с такой формулировкой: "Мы не занимаемся оценкой причин гибели наших пропавших и не фиксируем обстоятельства гибели".
Мы предполагали, что будем обнаруживать 2–3 новых убийства в день, но иногда эта цифра доходила до семи. Мы добавили в таблицу 434 случая фемицида за 2018 год (когда мы отследим новости по приговорам и розыску пропавших, цифра будет в несколько раз выше). За первые два месяца 2019 года медиа опубликовали новости о 166 фемицидах. Это действительно огромное число. За тот же период в Испании, население которой в три раза меньше населения России, зарегистрировано всего 14 случаев фемицида. Различие почти в 12 раз, притом что цифра не окончательная.
Есть несколько категорий фемицида: интимный (когда убивает муж, бывший муж, любовник, жених, случайный секс-партнер, партнер-сутенер, когда партнер доводит до самоубийства или же оставляет в беспомощном состоянии после избиения или во время болезни; тут важна не сексуальная связь непосредственно, а уровень социального взаимодействия), неинтимный "вне близких отношений" (сюда могут попадать случаи, когда интимный партнер обокрал жертву или когда не являющийся постоянным партнером изнасиловал жертву или имел такие намерения, убийства родственниками-мужчинами, когда ситуация не была связана с непосредственным сексуальным контекстом, когда преступники во время массового или серийного убийства выбирали преимущественно женщин), семейный, а также убийство девочек родственниками-мужчинами, убийство представительниц стигматизированных занятий – женщин, которые занимаются проституцией, стриптизом, танцами в ночных клубах, работают официантками или массажистками.
Большинство российских случаев фемицида связано с холодным оружием (в США преобладает огнестрельное). Почти все преступники имеют насилие в анамнезе – или это домашнее насилие, или судимости за причинение тяжкого вреда, изнасилование, убийство. Процент рецидивов у убийц высок, это связано со множеством социальных факторов. Нищета, низкий уровень образования и психические расстройства, связанные с употреблением химических веществ, – алкоголизм и наркомания – выходят среди российских спутников фемицида на первое место.
Данные про изнасилования в процессе убийства в России имеются не всегда. Если такая информация появляется в новостях, то это обычно касается определенных групп жертв (дети, молодые женщины, жертвы сумасшедших). Есть мнение, что если речь идет про интимного партнёра, то на изнасилование никто внимание не обращает, его по умолчанию считают добровольным половым актом, и расследуется только убийство.
Так как домашнее насилие в России теперь декриминализовано, говорить о нем как о факторе риска как-то неудобно. Семейное насилие со стороны убийцы, как правило, предшествует преступлению. Жертвы многократно покрывают своих убийц – моют ножи после ранений, забирают поданные заявления, возвращаются после успешного побега – до тех пор, пока не окажутся в могиле. Почему они не уходят? Им некуда уходить. Мизогинная социальная ситуация, стигматизация одиноких или разведенных женщин, бесправие, отсутствие источника достаточного дохода и социальной поддержки (например, помощи в воспитании ребенка, бытовой помощи, медпомощи), культуральное давление ("вернись к мужу", "не позорь семью", "бьёт – значит любит"), нормализованное отношение к насилию над женщинами в принципе, разрушительные последствия абьюза (психические и соматические) возвращают женщину в ситуацию повседневного насилия.
Самое опасное место для женщины в России – это её дом, даже если это не общий дом с убийцей. Большая часть женщин убивается мужчинами – интимными партнерами, случайными посетителями или соседями или в доме жертвы, или в подъезде, или около подъезда. На втором месте – жилище или автомобиль убийцы.
Страшилки, которые мы слышим со всех сторон, – мигранты-убийцы, лесные маньяки, убийцы проституток – это единичные случаи, не они делают статистику российского фемицида. О большинстве преступников соседи говорят: "Это был отличный парень, никогда бы не подумал, не верю, что он на это способен".
Точно так же, как в случае с описанием самоубийств матерей с детьми, при создании статей о фемициде журналисты должны придерживаться определенного стиля. Нельзя писать в веселой или саркастической манере, экзальтированно расписывать интимные детали взаимоотношений жертвы и убийцы, всегда надо помнить, что публикация может травмировать родственников и знакомых жертв.
Антифемицидное мировоззрение постепенно изменяет менталитет медийного и культурного сообщества в целом, в современных произведениях искусства изменяется интонация, когда речь заходит о насилии над женщинами. Шутки про изнасилования или избиения женщин не вызывают былой реакции зала, низкий уровень гендерной культуры перестаёт быть смешным. Не говоря уже о том, что появилась мировая индустрия женского стендапа, мужской стендап – даже российский – постепенно меняется.
1 марта 2019 года в Барселоне, в здании первой европейской женской библиотеки состоялась презентация юридического доклада "Фемицид в Каталонии 2017". Президент Единой платформы против гендерного насилия Монтсеррат Вила Планас объяснила, что эти убийства совершаются из-за нормализации насилия в повседневной жизни – например, домогательств на улице и на работе. Фемицид – высшая степень насилия против женщин. По мнению Планас, уменьшению количества насилия над женщинами будет способствовать изучение проблем гендерного равноправия детьми с самого раннего возраста.

Любава МАЛЫШЕВА – одна из основательниц Московского женского музея, Радио Свобода. 8 марта 2019 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.