Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 799 - 800
28 января - 10 февраля 2019

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«Коммерсантъ», "Московский комсомолец" и «REGNUM» о сокращении населения России
«Коммерсантъ» о пенсиях
«Le Monde», «Mitteldeutscher Rundfunk» и «РБК» о неравенстве и бедности
«Helsingin Sanomat», «Новые Известия» и «Nation» о международной миграции
«Известия» о паспортном контроле
«Русская служба BBC» о покупке гражданства
«Новые Известия» о паллиативной помощи
«Радио Свобода» о сокращении госпитализации
«РИА Новости» о людях с ВИЧ
«Slate.fr», «Daily Mail», «Российская газета», «Svenska Dagbladet» и «Хуаньцю шибао» о возрасте и долголетии
«Магазета» о редактировании генов
«Известия» о стимулировании рождаемости

«El Pais» о подростковой беременности
«Die Welt» о сексе с роботом
«Цюйи ван» о суррогатном материнстве
«Новые Известия» об алиментах
«Yle» о домашнем насилии
«Новые Известия» о половой дискриминации
«Новые Известия» и «EurasiaNet» о «мужиках» «бабах» в России
«Suddeutsche Zeitung», «Advance» и «The Wall Street Journal» о борьбе с «токсичной мужественностью»
«Saarbrucker Zeitung» о потреблении водки
«Naked Science» о супербактериях
«РБК» о лекарствах
«Московский Комсомолец» о профессиональных рисках
«Forbes» о росте этажности городов
«Независимая газета» о стенгазетах и Лисе Демоскопа

о «мужиках»  «бабах» в России

Быть "мужиком"... К чему приводит ловушка гендерной модели

Художник Александр Хоц размышляет над, казалось бы, невинной фразой комментатора чемпионата Европы по фигурному катанию - "Сегодня вы должны показать всё, на что способны, как настоящие мужики", "показать настоящее мужское катание". И приходит к выводу, что за подобными словами скрывается вся бездна архаики в сознании.
"На фоне заявлений балетного артиста Сергея Полунина, что "мужчина должен быть мужчиной" и что он "не видит мужчин на сцене", - в выгодную сторону отличаются танцы на льду,-пишет в своём Facebook Александр Хоц. - Точнее, комментарии российских ведущих на чемпионате Европы в Минске.
Напутствуя героев в мужском катании, журналист настойчиво подчёркивал: "Сегодня вы должны показать всё, на что способны, как настоящие мужики", "показать настоящее мужское катание". И вот странная мысль: рискнул бы он напутствовать женщин в том же стиле? "Сегодня вы должны выложиться полностью, как настоящие бабы". Что-то сомневаюсь. Но сниженная лексика то и дело позитивно звучит в быту.
Гендерные стереотипы в России как правило выдают снижение образа за доблесть и позитив. "Мужики" и "бабы" - выступают как достойные модели поведения и личности. Для соответствия стандартам мужчина должен быть "мужиком", а женщина - "бабой". "Ты что, не мужик?", "Что ты за баба, если мужика завести не можешь?", "Ты же баба - терпи", "Мужика ей хорошего надо" и пр. Там где начинают мелькать "мужики" и "бабы", речь (как правило) идёт о снижении смысла.
"Мужики" и "бабы" - важные для власти социальные модели, которые уводят от сложной картины мира, подменяя личность, человека, одиночку - "низовой" и массовой ролью. С определённой целью, разумеется. Апелляция к "мужикам" требует обычно либо героизма, либо бездумного выполнения приказов, слияния с массами и отказа от индивидуальности. Невозможно апеллировать к "мужикам" и "бабам" в сложных и творческих сферах, требующих "тонкой настройки". Чайковский, "как настоящий мужик", вряд ли напишет симфонию, а Цветаева, "как настоящая баба" - поэму. И даже Толстой, "как настоящий мужик", вряд ли станет автором романа (несмотря на графское "опрощение" и хождение за плугом).
В глубинных структурах личности, где рождаются сложные смыслы и образы (у танцора, художника, инженера, поэта, учёного, философа) не работают модели гендерной мобилизации. Чем глубже задача личности, тем дальше она от гендерных стереотипов, мотивов и стандартов. Чем сложнее духовная мобилизация, которая вам предстоит (творчество, наука, инженерная задача), тем меньше "мужского" и "женского" вам потребуется. (Балетный актёр "избыточно" пластичен для мужчины, потому что он решает балетную, а не "мужскую" задачу). Но чем примитивнее цель (армия, война, выживание, подчинение) - тем больше гендера ("бабского" и "мужицкого") из вас "потащит" жизнь.
Это правило так и работает. Если от вас требуют простоты и примитивности, - то навязывают гендерный типаж "мужика" или "бабы". Ловушка гендерной модели в интересах подчинения стандартам и стереотипам. Архаичная власть отлично этим пользуется, требуя (прямо со школьных лет) быть не столько человеком, сколько "мужиком" или "бабой". Ваша социализация не будет полной, если вы не стали "мужиком" в структуре общей иерархии.
Сколько таких "мужиков", успешно встроенных в систему, "состоявшихся", женатых и карьерных, физически здоровых, реализовавшихся на службе, - мы видели в цепочках ОМОНа, разгонявшего различных маргиналов, отщепенцев, одиночек из "меньшинств". А дальше - по накатанной. "бабские дела и разборки", "поход мужиков по бабам", "байки про баб и тёлок", "мужик - всему голова", "армия готовит мужиков", "мы из тебя мужика сделаем", "проявите себя мужиками" и прочее. Торжество стереотипа в жизни начинается с принятия социальных масок. И чем примитивнее социум, тем важнее для него их наличие".

Новые Известия. 27 января 2019 года

Eurasianet (США): как феминизм в России споткнулся о парадокс сильной женщины

По данным исследований, Россия вышла на первое место в мире по числу женщин на высоких руководящих должностях. Тем не менее автор называет парадоксом России то, что по факту женщины несут обязательства наравне с мужчинами, но при этом многие продолжают выбирать стратегию женских привилегий, а не женских прав.

Россия — страна победившего феминизма, но в части обязанностей, а не прав. Говорить об этом в обществе не принято.

Статистика не в пользу женщин
В июле 2018 года Госдума отклонила разработанный еще в 2003 году законопроект о равенстве мужчин и женщин. Парламентарии сослались на то, что вопросы гендерного равенства в стране преимущественно решены. По данным американской аудиторской компании «Грант Торнтон» (Grant Thornton), Россия вышла на первое место в мире по числу женщин на высоких руководящих должностях — они якобы занимают около 47% руководящих постов. Исследование кадрового агентства «Хэйс» (Hays) уточняет картину: 81% управленцев высшего звена в российских компаниях — мужчины. Женщинам же в лучшем случае достаются должности линейных менеджеров (53%), которые руководят небольшими группами сотрудников и сами занимаются производством товаров и услуг.
Статистика женщин-руководителей также растет за счет жен и дочерей влиятельных предпринимателей, которые записывают на них бизнес, и старших бухгалтеров или руководителей отделов кадров, которые формально считаются управленцами, но на деле ничем не управляют.
Вице-премьер Ольга Голодец приводит и другие цифры, которые показывают, что реальной власти и влияния у женщин в России не так уж и много: в составе Госдумы женщин всего 15%, в Совете Федерации — 17%, из 31 министра только три — женщины.
По данным Росстата, женщины в России работают преимущественно в низкооплачиваемых бюджетных отраслях и в сфере услуг. Энергетика, добыча полезных ископаемых, транспорт и связь, государственное управление — преимущественно «мужские» сферы деятельности.
Женщины в России получают за свой труд на 28,3% меньше, чем мужчины. Средняя «мужская» зарплата по стране составляет 45,5 тысяч рублей. «Женская» — только 32,6 тысячи. При этом феминистки в России традиционно подвергаются критике, а слово «феминизм» часто воспринимается с сарказмом.

Почему женщинам все равно
Женщины в России получили права, за которые боролись суфражистки и феминистки, заметно раньше, чем жительницы многих других стран. Главный редактор издательства «Новое литературное обозрение» Ирина Прохорова ссылается на книгу американской исследовательницы Мишель Маррезе «Бабье царство: дворянки и владение имуществом в России (1700-1861)» и отмечает, что русские дворянки на сто лет раньше европеек могли наследовать и распоряжаться имуществом.
Февральская революция, как известно, началась с демонстрации работниц. После прихода к власти коммунистов новому государству нужны были люди для масштабной индустриализации. Началось стремительное освобождение женщины от «кухонного рабства»: появились ясли, столовые, дома быта. В 1950-е годы сложилась ситуация, при которой на женщин легло восстановление страны после Великой Отечественной войны. Одновременно обострилась конкуренция за мужчин. Государство при этом активно вмешивалось в конфликты между супругами на стороне женщины. На мужа можно было пожаловаться работодателю, чтобы его подвергли «проработке» на товарищеском суде, а развод мог поставить крест на карьере.
Но в обществе сложился стереотип, согласно которому женщина должна успевать работать, чтобы приносить в дом деньги, выполнять домашние обязанности и заботиться о детях и стариках. Сексуальность стала для женщины не важной стороной собственной жизни, а конкурентным преимуществом.
Гендерные стереотипы не меняются десятилетиями. Право выбирать, судя по всему, закрепилось за мужчиной, а женщине остается только роль «привлекательного предложения» на брачном рынке. В марте 2018 года опрос «Левада-центра» показал, что самыми ценными мужскими качествами в обществе считаются ум и умение зарабатывать, а женскими — хозяйственность и внешняя привлекательность. При этом, по данным ВЦИОМ, в последние годы главная причина разводов россиян — не супружеская измена, а бедность и безработица. При этом каждый четвертый опрошенный уверен, что супругов удерживает вместе в первую очередь материальная зависимость. Особенно эта проблема актуальна для регионов. Вырастить ребенка на зарплату одного родителя крайне тяжело. Официальных исследований, сколько россияне тратят на детей, не проводилось, но, по разным данным, это в среднем по стране от 10 тысяч до 19,5 тысяч рублей в месяц на одного ребенка. И здесь круг замыкается: когда речь идет о выживании, становится не до обсуждения равноправия.
Кто дискредитирует феминизм в России
Куратор проекта «Ребра Евы» и сайта «Феминизм для чайников» Леда Гарина считает, что дело не в феминизме как таковом, а в состоянии российского общества.
«Самым большим шоком для меня стал момент, когда я стояла в пикете с летчиками Аэрофлота, которые говорили, что компания хочет сократить им отпуска, и увеличить переработки, что будет вести к учащению авиакатастроф, — говорит Леда Гарина. — Казалось бы, это может коснуться каждого. Но прохожие смеялись, и говорили, что летчикам просто нечего делать. В России народ бесправен и запуган репрессиями. И единственная отдушина для их безопасного самовыражения — это критика угнетенной группы. И если ты находишься под постоянным прессингом и в нищете, и к этому у тебя добавляется постоянная пропаганда милитаризма, а кроме гендерных ролей тебе в голову ничего не закладывали, появляющийся феминизм, который их критикует, больнейшим образом бьет по самоидентификации людей, у которых кроме нее ничего нет».
В марте 2018 года случился скандал вокруг акции феминисток около московского Кремля. СМИ растиражировали опубликованное Гариной фото, на котором две девушки держат баннер «Национальная идея — феминизм» и зажженные файеры на Угловой башне Кремля. Спустя сутки выяснилось, что это фотомонтаж. При этом феминистки действительно поднимались на стену Кремля со стороны Александровского сада и стояли там с дымовыми шашками и баннером «200 лет мужчины у власти. Долой!». Но негатив от фейковой фотографии скомпрометировал эту акцию. Тем не менее, Леда Гарина не считает это провалом.
«Этот вопрос — часть риторики о том, что феминистки дискредитируют феминизм, — говорит она. — Мы провели акцию в самом охраняемом объекте страны, под носом у кучи охранников с винтовками наперевес, и развернув одновременно четыре реальных баннера в четырех разных точках. После чего поехали в отделение полиции. И баннер на башне реально был сшит и сфотографирован, просто в другом месте. Так что для меня эта акция — несомненный предмет гордости. Хотя мы сделали их (акций) больше 60, и все они, несомненно, были хороши».
Нападкам и критике там подвергаются не только феминистки, но и самые обычные женщины, чье поведение не укладывается в мужские «нормы». Во время чемпионата мира по футболу в России в социальных сетях развернулась травля девушек, которые вступали в отношения с иностранными болельщиками. Во «Вконтакте» появились мизогинные группы, самой многочисленной (145 тысяч подписчиков) из которых стало сообщество «Мужское государство». Его создатель Владислав Поздняков был признан судом виновным в возбуждении ненависти к женщинам по «экстремистской» 282-й статье уголовного кодекса и получил два года заключения условно.

Женщины нового поколения
Вместе с тем в России появляется новый класс женщин. Они образованы, востребованы на рынке труда, могут сами себя обеспечить и стремятся к самореализации. И это, пожалуй, первое поколение женщин, которые делают сознательный выбор, рожать ребенка или быть чайлд-фри, не ориентируясь на стереотипы.
Основательница сайта «Брейкинг мэд» (Breaking Mad) и Телеграм-канала «Женская власть» Залина Маршенкулова считает, что одна из главных причин, почему классический феминизм в России не приживается — общая проблема с правами человека в стране.
«Кроме того, нашим женщинам не нравится западная модель феминизма из-за парадокса сильной женщины, — говорит Маршенкулова. — Россия — страна победившего феминизма. Но негласно. И в советское время, и сейчас женщины работали и тянули хозяйство. Российская женщина никогда не чувствовала себя на отшибе принятия решений. При этом женщины, которые добились успеха самостоятельно, стесняются этого из-за патриархального воспитания».
Залина Маршенкулова отмечает, что в последнее время заметны позитивные изменения. Современные женщины поняли, что они не обязаны в одиночку нести бремя «домового рабства», если они работают и зарабатывают наравне с мужчинами.
«В то же время в регионах преобладает представление о том, что главное искусство женщины заключается в том, на сколько денег она может «развести мужика», — говорит автор «Женской власти». — Вероятно, корень таких стереотипов в синдроме выученной беспомощности, который свойственен всему нашему населению в той или иной мере. Он исторически обусловлен: в России крестьяне сначала жили под царским игом, а потом — под советским. И стремление к самостоятельным действиями и решениям постепенно атрофировалось».
Женщины, воспитанные в патриархальной парадигме, считают, что могут добиться всего в жизни не с помощью женских прав, а посредством женских привилегий. Быть не «кошечкой», а личностью неудобно.
«Механизм «кошечки» работает — и это более короткий и легкий путь, — говорит Залина Маршенкулова. — Но игра в привилегии — дело ненадежное и недолгосрочное. Кроме того, как только ты доходишь до руководящих должностей, оказывается, что женщине-руководителю, в отличие от мужчины, ошибки не прощаются почти никогда».
Таким образом, феминизм в России проходит специфический путь. И получается, что пересматривать отношение к «женскому вопросу» нужно не только мужчинам, но и самим российским женщинам.
Точка зрения автора статьи может не совпадать с позицией редакции Eurasianet.org.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Венера ГАЛЕЕВА EurasiaNet, США. 18 января 2019 года
ИноСМИ.RU. 22 января 2019 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.