Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 797 - 798
1 - 27 января 2019

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«Независимая газета» и «Forbes» о смене главы Росстата
«Русская служба BBC» и «Коммерсантъ» о национальных проектах
«Московский Комсомолец» об отставке главы ГУВМ МВД
«IQ», «Коммерсантъ» и «REGNUM» о соцподдержке рождаемости
«Российская газета» о беременности и родах
«Yle» и «Eesti Ekspress» о бездетности и отсутствии секса
«Вэньхуэй бао», «Liberation» и «Dagens Nyheter» о долголетии и (не)здоровом образе жизни
«Гуаньча» и «The New Yorker» о наркозависимости
«Forbes» о продажах алкоголя
«Новые Известия» о смерти одиноких пожилых
«Вести.ua» о смертности в Украине
«Москвич Mag» и «Новые Известия» о демографическом положении Москвы

«IQ» о неравенстве
«Русская служба BBC» о рейтинге городов
«Helsingin Sanomat» о возрождении норвежских окраин
«Kauppalehti» о туалетах в России
«Комсомольская правда» о детях мигрантов
«The American Conservative» о миграционном кризисе в Америке
«Die Welt» и «The Diplomat» о миграции в странах СНГ
«REGNUM» о нелегальной работе в Киргизии
«Вести.ua» о роботизации
«Forbes» о гендерных ролях
«Вести.ua», «Страна.ua» и «Главред» о законе против насилия
«Suddeutsche Zeitung» и «EurasiaNet» о сексуальном воспитании

… о законе против насилия

Вести (Украина): вступил в силу закон о «сексе с распиской» — где поставить подпись для интима

С 11 января на Украине вступил в силу закон, основная цель которого, как заявлено — противодействие домашнему и сексуальному насилию над женщинами. Закон наделал много шума: в сети, например, гуляют шутки насчет того, что каждый половой акт теперь придется чуть ли не регистрировать в ЗАГСе. Как обстоит дело в реальности, объясняют юристы и психологи.

Сексуальные домогательства: где граница дозволенного?
Вступающие 11 января в силу изменения в уголовный кодекс, которые призваны урегулировать вопрос сексуального согласия в Украине, наделали много шума. Мифов вокруг нового закона расплодилась тьма — начиная от того, что теперь вступить в интимную связь можно будет только по письменному согласию партнеров, и заканчивая легендой о том, что даже семейные пары будут обязаны юридически оформлять интим.
На самом деле изменения в законе процедурные, и серьезных бытовых проблем любовникам не принесут. Юристы объясняют, что требовать расписки никто не должен, а общественники сравнивают секс с предложением выпить чая.

Что поменяется из-за нового закона?

С 11 января вступает в силу закон «О внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины». Его основная цель — противодействие домашнему и сексуальному насилию над женщинами, и основан новый закон на Европейской конвенции о предотвращении насилия.
С вступлением его в силу действительно будут криминализированы некоторые правонарушения.
"Этот закон криминализирует принуждение к браку и принуждение к аборту. Но центром общественной паники стала криминализация секса без так называемого "акта согласия«,- объясняет юрист, специалист по семейному праву Ирина Жовнир. — Вопреки шуткам, которые гуляют в сети, насчет того, что каждый половой акт теперь придется чуть ли не регистрировать в ЗАГСе, все значительно проще. А касается закон, в основном, процессуального облегчения производства по делам об изнасиловании. Раньше наказать за сексуальное насилие могли только в том случае, если партнер применил силу или угрозы. Теперь же, обязательным обстоятельством становится слово «да».
По словам юриста, если один партнер словесно отвечает на вопросы об интиме отрицательно, лучше остановиться и дождаться более удачного момента. Ведь это действительно теперь может послужить поводом для классификации действий как насилия. Другое дело, что доказать это в производстве практически нереально, если, конечно, процесс интимной близости не записывался на видеокамеру или диктофон.

Как быть с сексуальными играми?
Психологов новый закон, разумеется, озадачил. Ведь известное дело, что иногда женское «нет» — не что иное как хорошо продуманное «да».
«У меня, конечно, как у специалиста этот закон вызывает много вопросов. Как быть с сексуальными играми, ролевым сексом, когда партнеры могут говорить текст своих героев, — говорит семейный психолог Екатерина Липницкая. — Думаю, до начала „страсти" нужно формально соблюсти законность и сказать друг другу „да". Только потом доставать из прикроватной тумбочки арсенал интимных игрушек и костюмы медсестер и горничных».
По словам психолога, любовники, по большому счету, мало будут задумываться над законностью своих действий, ведь природа секса служит доминантой, которая отключает разум, а иногда и инстинкт самосохранения. Кстати, для того, чтобы понять, как именно действует закон о сексуальном согласии на практике, общественники распространили весьма вразумительный видеоролик британской полиции, который стал вирусным в украинском сегменте соцсетей. «Согласие на секс. Просто как чай».
Мультик доступно демонстрирует, когда партнерша действительно согласна, а когда стоит умерить свой пыл. К примеру, мемом уже стал эпизод о том, что чай, как и секс не нужно предлагать человеку в обмороке.

«Нет» — повод остановиться
Тем не менее, юристы успокаивают — формализованная норма лишь обезопасит от домогательств юных девушек и женщин. Закон фактически теперь дает женщине право использовать слово «нет» как аргумент против слишком настойчивого ухажера. При этом ориентированы изменения в основном именно на защиту женщин. Ведь они кратно чаще становятся жертвами сексуального насилия.
«Формально, соглашаться на секс по закону должны оба партнера — и мужчина, и женщина. Причем это согласие касается и семейных пар. Однако из практики следует, что пользоваться новой нормой чаще будут женщины», — уверена Ирина Жовнир.
Также юрист отмечает, что слово «нет» может использовать теперь и замужняя женщина. И после этого муж не должен и не имеет права принуждать ее к сексу.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Марина ШЕВЧЕНКО. Вести.ua, Украина. 11 января 2018 года
ИноСМИ.RU. 11 января 2018 года

Страна (Украина): закон о согласии на секс вступил в силу. Как теперь заниматься любовью в Украине

На Украине вступил в силу закон о том, что теперь перед сексом обязательно нужно получить однозначное согласие второй стороны, иначе его можно считать изнасилованием. «Страна» детально разбирается, какие последствия могут быть из-за этих нововведений.

В минувшую пятницу в Украине вступили в силу новые редакции статей Уголовного кодекса, которые касаются сексуальных преступлений. В частности, меняются трактовки изнасилования (ст.152 УК Украины) и удовлетворения сексуального насилия (ст. 153 УК Украины). Примером для украинских законодателей послужила Швеция, где летом 2018 года появился закон о том, что перед сексом обязательно нужно получить однозначное согласие второй стороны, иначе его можно считать изнасилованием. Шведский закон тогда вызвал множество негативных реакций — как и украинский сегодня. «Страна» детально расписывала последствия этих нововведений. Напомним теперь вкратце, как теперь можно заниматься сексом.

В чем суть нововведений
Теперь сексуальные действия, совершенные без четко высказанного добровольного согласия партнера, будут квалифицироваться как изнасилование или сексуальное насилие. Даже если пострадавшее лицо не оказывало физического сопротивления. То есть, по сути любой половой акт без четкого «да», которое могут подтвердить свидетели или, к примеру, расписка — это уголовное преступление, если жертва заявит об этом.
Для сравнения, по ранее действующему закону, привлечение к ответственности возможно только в случае, если были применены угрозы, сила или злоупотребление уязвимым состоянием потерпевшего лица. Причем теперь вне закона не только «проникновение в тело партнера» без его согласия, но и любые другие действия сексуального характера, лежащие за пределами собственно полового акта. Они в обновленном УК определяются как «сексуальное насилие», а вот с проникновением — «изнасилование».

Что фактически изменится в Украине
Во-первых, расширяется спектр трактовок самого понятия изнасилования. В том числе, речь может идти о принуждении к сексу не физическими действиями, а психологическим давлением и шантажом. Кроме того, насилие в отношении члена его бывшей или нынешней семьи (мужа/жены), а также лица, с которым подозреваемый состоял в близких отношениях (например, в гражданском браке), станет отягчающим фактом. В частности, за изнасилование постороннего человека обвиняемому грозит от трех до пяти лет тюрьмы, а за аналогичное насилие в отношении супруга — от пяти до десяти лет заключения.
По умолчанию любой секс будет расцениваться правоохранителями как произошедший добровольно, если не подано заявление о преступлении. Так что ходящие по интернету слухи о том, что нужно брать письменную расписку или тем более заверять ее нотариально — не более чем шутки. К тому же даже расписка не будет железным аргументом, ведь и ее можно оспорить — например, заявить, что она была дана под принуждением (разве что ее перед соитием заверят нотариально). Так что юристы могут посоветовать только одно — тщательно выбирать половых партнеров, чтобы не оказаться в неприятной ситуации.
Еще одно важное новшество — теперь потерпевшее лицо не обязано в процессе судебного расследования доказывать, что оно пыталось оказывать сопротивление сексуальному насилию. Кроме того, если заявление о сексуальном насилии подано в правоохранительные органы, то отозвать его будет уже нельзя. То есть станет невозможной ситуация, когда жертва забирает заявление, получив за это деньги от подозреваемого или поддавшись на угрозы.
Правоохранители считают, что таким образом перестраховались от мошенников, которые наживаются на таких историях. Ведь за лжесвидетельствование грозит уголовная ответственность. Что касается расследования таких дел, то в процедуре ничего не меняется, алгоритмы работы остаются прежними, в работе дознавателей также все будет по-старому. Принцип презумпции невиновности по-прежнему действует, сбор доказательств «недобровольного секса» остается на стороне обвинения.
По мнению правоохранителей, резкого увеличения количества заявлений об изнасиловании после вступления закона в силу ждать не стоит. С другой стороны, они рассчитывают, что нововведения помогут выявить скрытые преступления, о которых ранее жертвы не заявляли. Для тех же, кто хочет с гарантией избежать уголовной ответственности, в соцсетях предлагают распечатать забавный «Акт согласия на проникновение в другого живого человека» и подписывать его со своим половым партнером.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Страна.ua, Украина. 11 января 2018 года
ИноСМИ.RU. 13 января 2018 года

Главред (Украина): для мужчин в Украине безопасного секса больше нет

На Украине продолжают обсуждать закон, предусматривающий усиление ответственности за преступления на сексуальной почве и домашнее насилие. Современный мужчина уже не может чувствовать себя в безопасности даже в супружеской спальне, считает украинский писатель. Единственный способ избежать опасности — отказаться от секса совсем, советует он. Поневоле задумаешься о виртуальном сексе.

Парню было стыдно сказать это сразу, но он всё-таки решился. И подробно описал, как взрослый мужчина пытался совратить его в глухом дворе. Служитель закона отмахнулся сперва — так это ж доказать надо. Но потерпевший посоветовал не заморачиваться, применить силу, чтобы «тот гад» знал, как на детей нападать: заявитель был несовершеннолетним. Блюститель порядка понятия не имел, что парнишка эту историю придумал.
Или вот пример. Взрослая женщина поздно вечером отправляет домой секретаршу, оставшись в офисе одна. Затем приглашает бывшего любовника. У неё в баре алкоголь, на столике — презервативы. Она инициирует секс. Но вдруг мужчина отказывает ей и прекращает. Оскорблённая дама начинает процесс, обвиняя его в сексуальных домогательствах. Ей нужен реванш, самолюбие задето. Позже оказывается, что бизнес-леди всё просчитала заранее, чтобы устранить неугодного «бывшего» без особых усилий.
Обе истории созданы писателями. Первая — из новой книги Александра «Фоззи» Сидоренко «Темнеет рано». По сюжету, подросток отомстил взрослому хулигану за украденную спортивную кофту, не найдя другого способа. Вторая — более давняя, но не менее актуальная: роман Майкла Крайтона «Разоблачение», который лёг в основу одноименного фильма с Майклом Дугласом и Деми Мур в главных ролях. Кино имело кассовый успех. Феминистки протестовали, обвиняя творцов в передёргивании фактов. Писатель утверждал: факты имели место в жизни.
Вот она, реальность двадцать первого века — смоделировать подобную ситуацию проще простого. Современный мужчина уже не может чувствовать себя в безопасности даже в супружеской спальне. А широко рекламированные в медиа презервативы с некоторых пор не дают гарантию безопасного секса. Единственный способ избежать опасности — отказаться от секса совсем. Даже в мыслях. Ибо, глядя на женщину и думая при этом о сексе, мужчина уже совершает акт насилия. Ещё один вариант «мыслепреступления» — очередной привет от Джорджа Оруэлла.
Сказанное выше — конспект реакции украинского сегмента социальных сетей на закон, вступивший в силу 11 января. Он был принят Верховной Радой 6 декабря прошлого года для усиления ответственности за преступления на сексуальной почве и домашнее насилие. У меня нет ни желания, ни основания оспаривать очевидное: любое насилие, не только сексуальное, есть зло, попадает под статьи Уголовного кодекса не только Украины, но и любой другой страны, должно преследоваться по закону. А насильник должен быть примерно наказан.
Как любой нормальный человек, я считаю изнасилование тяжким преступлением. Если оно совершено против ребёнка — требую для преступника высшей меры наказания, предусмотренной УК. Хотя такие долго не живут в тюрьме даже среди самых отъявленных мерзавцев. А женщины, убившие своих детей, ненавидимы в женских колониях, каких бы оправданий они для себя не искали. Вряд ли среди читающих найдутся те, кто не разделяет мою точку зрения. Тогда в чём же проблема нового закона? Почему Фейсбук загудел вокруг него ещё на стадии обсуждения, а с момента вступления в силу виртуальные баталии разгорелись вновь?
Дьявол — в деталях. То есть, в тех самых дополнениях, которые позволят назвать насильника насильником. Раньше изнасилование трактовалось как половое сношение без согласия партнёра с применением силы или угрозой его применения, а также под психологическим давлением. Теперь изнасилованием считается любой половой акт, даже если партнёры находятся в браке и у них есть друг перед другом так называемые «супружеские обязанности». Половая жизнь отныне криминализирована. А дополнения в УК теоретически позволят считать насильником любого мужчину.
Ранее считалось: единственный правильный секс — это по согласию. Новый закон тоже не будет нарушен, если мужчина получит от женщины согласие на половой акт. В том числе — письменное. Именно потому соцсети много шутят о «сексе под расписку», в сети появились шаблоны фейковых расписок. Оппоненты называют такие шутки глупыми, а шутников — сексистами и дремучими невеждами.
Да, закон не требует, чтобы перед каждым актом мужчине выдавали справку-разрешение. Более того: нет нормы, позволяющей выписать такой разрешительный документ, допустим, на месяц. И, тем не менее, уже в разработке мобильные приложения, позволяющие фиксировать добровольное согласие обеих сторон. Хотите — называйте их электронными расписками.
Но теперь согласие уже не считается легитимным. И в этом — корень зла. Даже если мужчина получил предварительное согласие, женщина в процессе может передумать. Не важно, случайная подружка или законная жена. Желание продолжать уже трактуется как изнасилование. А также в разъяснениях делается отдельный акцент: так называемую «расписку» можно дать и под давлением. То есть, принудить к её написанию.
Разъяснительные работы, сопровождающие закон, проводит ГО Центр «Женские инициативы». Если опираться на предоставленную ими статистику, секса по согласию в Украине не было. Ведь до недавнего времени насильник — тот, кому сказали «нет», а он неправильно понял. Отныне насильник — тот, кому сказали «да», но после переиграли. Ведь сакральное «да», согласно исследованием, почти всегда получено под давлением либо же при помощи манипуляций. Вот вам вариант знаменитой «уловки 22».
Как видите, сексуальное насилие или же посягательство на него — единственное обвинение, где не работает презумпция невиновности. Сюжеты литературы и кино, приведённые выше, взяты из жизни. И самое важное: поправки в закон прописаны так, что мужчина даже теоретически не рассматривается как потерпевшая сторона. А потом исследователи трендов современности удивляются, почему чем дальше, тем большую популярность приобретает виртуальный секс. Это, увы, единственный способ хоть как-то защитить себя от обвинений типа «похотливое животное».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Андрей КОКОТЮХА, писатель. Главред, Украина. 14 января 2018 года
ИноСМИ.RU. 14 января 2018 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.