Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 797 - 798
1 - 27 января 2019

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«Независимая газета» и «Forbes» о смене главы Росстата
«Русская служба BBC» и «Коммерсантъ» о национальных проектах
«Московский Комсомолец» об отставке главы ГУВМ МВД
«IQ», «Коммерсантъ» и «REGNUM» о соцподдержке рождаемости
«Российская газета» о беременности и родах
«Yle» и «Eesti Ekspress» о бездетности и отсутствии секса
«Вэньхуэй бао», «Liberation» и «Dagens Nyheter» о долголетии и (не)здоровом образе жизни
«Гуаньча» и «The New Yorker» о наркозависимости
«Forbes» о продажах алкоголя
«Новые Известия» о смерти одиноких пожилых
«Вести.ua» о смертности в Украине
«Москвич Mag» и «Новые Известия» о демографическом положении Москвы

«IQ» о неравенстве
«Русская служба BBC» о рейтинге городов
«Helsingin Sanomat» о возрождении норвежских окраин
«Kauppalehti» о туалетах в России
«Комсомольская правда» о детях мигрантов
«The American Conservative» о миграционном кризисе в Америке
«Die Welt» и «The Diplomat» о миграции в странах СНГ
«REGNUM» о нелегальной работе в Киргизии
«Вести.ua» о роботизации
«Forbes» о гендерных ролях
«Вести.ua», «Страна.ua» и «Главред» о законе против насилия
«Suddeutsche Zeitung» и «EurasiaNet» о сексуальном воспитании

… о миграции в странах СНГ

Die Welt (Германия): молдаване пытаются хотя бы пару месяцев пожить в Германии

Некоторые наблюдатели называют Молдавию богадельней Европы. Ни из одной другой европейской страны не выезжает такое количество людей. В статье рассказывается о типичной жизни молдаван, пытающихся получить убежище в Германии или просто пожить в европейских странах короткий отрезок времени, пока рассматривается их прошение.

Кишинев — На столах в овощном отделе на местном рынке возвышаются горы белокочанной капусты, моркови, картофеля, а также плоды бобовых культур. Рядом продавщицы рыбы пытаются достать из аквариумов извивающихся карпов весом, кажется, не меньше центнера. Это весьма обильный рынок, здесь в больших количествах продаются хорошие овощи, фрукты и другие пищевые продукты — именно так все выглядит в столице Республики Молдавии.
Но кто же может позволить себе приобрести подобные хорошие по качеству продукты питания? Многие жители Молдавии не имеют такой возможности. Молдавская Республика, зажатая между Румынией и Украиной, пока не может похвастаться какими-либо успехами. В течение многих лет она страдает от внутреннего разделения. На востоке страны, в Приднестровье, свой контроль установила Россия. Этот тлеющий конфликт способствует созданию неопределенной ситуации и мешает экономическому развитию страны. Некоторые наблюдатели называют Молдавию богадельней Европы.
О том, насколько тяжелой является ситуация в Молдавии, безжалостным образом свидетельствуют данные относительно доходов, экономики, демографии — а еще и относительно миграции. По данным Всемирного банка, Молдавия является самой слабой страной на континенте в экономическом отношении. Ее банковская система, по сути, развалена, поскольку в течение короткого времени жители страны сняли со счетов почти миллиард долларов и перевели свои деньги на офшорные счета за границу. Важный результат — ни из одной другой европейской страны не выезжает такое количество людей.
Маленькая страна с большим количеством желающих ее покинуть
По данным Бюро статистики Молдавии, в год из этой бывшей Советской Республики уезжают от 2 тысяч до 3 тысяч человек — одни надолго, другие на короткое время. Одновременно сотни молдавских цыган, спасаясь от бедности, подают заявления о предоставлении убежища в таких странах как Германия.
В настоящее время большинство желающих получить убежище в Федеральной Республике являются выходцами из Сирии, Ирака и Афганистана. Однако и Молдавия постоянно попадает в ежемесячную статистику Федерального ведомства по делам миграции и беженцев (BAMF) как одна из десяти стран с наибольшим количеством просителей убежища. При этом численность ее населения составляет всего 3,5 миллиона, а условия для людей, имеющих незначительные шансы на получение убежища, становятся все более жесткими. Количество денег, выделяемых на эти цели, сокращается, а процедура депортации из страны осуществляется все более быстро.
«Многие из нас находятся в Берлине», — говорит Николай в телефонном разговоре с нами, предпочитая не называть своей фамилии. Он родом с бедного севера этой небольшой страны. Николай рассказывает о том, как он сначала подал прошение о предоставлении убежища в Германии, а затем в Голландии — в обоих случаях ответ был отрицательным.
Ежемесячно сотни молдаван, как и Николай, приезжают в Швецию, Голландию или в Германию для того, чтобы подать там прошение о предоставлении убежища. Чаще всего, они проделывают этот путь в небольших автобусах. Подобные поездки организуются в частном порядке и представляют собой доходный бизнес. Водители хорошо подготовлены, они знают адреса тех учреждений, которые занимаются делами вновь прибывших просителей. Некоторые люди прилетают на самолетах, а, если повезет, они могут рассчитывать на дешевые прямые рейсы.
Но вот что отличает молдаван от других людей, пытающихся получить право на убежище, — речь в данном случае не идет о так называемой нелегальной миграции. Пересечение границы для них является полностью законным, поскольку с 2014 года граждане Молдавии имеют право 90 дней в течение полугода находится без визы в большинстве стран-членов Евросоюза. Однако некоторые задерживаются на более длительное время. Статистика показывает, что в последние годы, особенно в зимний период, количество прошений о получении убежища увеличивается.
Все происходит довольно просто. Каждый четверг с привокзальной площади в Кишиневе отправляется автобус, маршрут которого проходит через Украину и Польшу, а заканчивается в Берлине. Николай и члены его семьи сели в такой автобус в июле 2016 года. В настоящее время этот 43-летний мужчина вновь находится в Молдавии, в городе Отачь, расположенном прямо на границе с Украиной.
Будучи цыганом, он постоянно испытывает враждебность и несправедливость по отношению к себе, говорит Николай. К этому следует добавить постоянную бедность. «В апреле и мае я еще могу найти себе работу в качестве кузнеца, но потом наступают тяжелые времена», — говорит Николай. Если он работает, то у него есть деньги на дрова в зимний период. Если работы нет, то он, его жена и четверо их детей вынуждены жить на 150 евро в месяц, которые они получают в качестве социальной помощи. «Они помогают нам, чтобы мы не умерли», — говорит он.
Николай принадлежит к церкви пятидесятников. Члены его общины дали ему совет по поводу того, как он на пару месяцев может улучшить свою жизнь — для этого нужно подать прошение о предоставлении убежища в Германии. Именно поэтому они отправились в путь. Из Кишинева до улицы Бундесалле, дом 171 в Берлине, где расположен земельный Регистрационный центр для мигрантов. Три месяца они прожили в Германии до получения отрицательного ответа, но именно в этом и состоял смысл всего плана. Они получили крышу над головой, соответствующее содержание и возможность медицинского обслуживания. Больше им ничего и не нужно было. А когда через три месяца поступил отрицательный ответ, Международная организация по миграции (IOM) оплатила им обратные билеты.
Шанса на получение защищенного статуса у граждан Молдавии почти нет, однако это известно большинству из 2203 молдаван, подавших прошения о предоставлении убежища до конца ноября прошлого года. Лишь пять молдаван были признаны беженцами, двое получили дополнительный, более слабый вариант защиты.
Тем не менее, очень большое количество граждан Молдавии обращаются в федеральное Министерство внутренних дел. Лишь в начале декабря руководитель Штаба по депортации направился в Молдавию для того, чтобы обсудить там вопрос об увеличении количества просителей, о чем в ответ на наш запрос сообщили представители Министерства внутренних дел.
В Молдавии сотрудники Международной организации по миграции, прежде всего, занимаются изучением именно этого феномена. На обнесенной забором вилле, расположенной к югу от центра Кишинева, в районе между советскими жилыми кварталами и старыми, разваливающимися домиками, сотрудники этой организации пытаются разобраться в скрытых причинах миграции.
По их словам, из многочисленных бесед с просителями им удалось выяснить следующее: прежде всего цыгане с севера страны, в том числе и Николай, стремятся попасть в Германию. В большинстве случае это пожилые люди, страдающие от диабета, от других болезней, или имеющие плохие зубы. Из рассказов других людей или из сообщений в мессенджерах в русскоговорящих деревнях стала распространяться информация о том, каким образом можно получить определенные услуги в Германии, связанные с процессом рассмотрения прошения о предоставлении убежища. А в некоторых странах Евросоюза можно даже рассчитывать на оплату обратного пути, а также на приобретение медицинских препаратов у себя на родине.
Многие цыгане уезжают из Молдавии
Федеральное ведомство по делам миграции подтверждает: 87% заявителей в прошлом году были этническими цыганами. Однако возрастная структура противоречит данным Международной организации по миграции в Молдавии. Лишь 526 человек из них были старше 35 лет, а большая часть даже оказались моложе 18 лет. Возможно, подобная статистика объясняется тем, что многие, как и Николай, направляются за границу вместе с детьми.
В апреле прошлого года Николай с семьей вновь отправился в путь — на этот раз его сопровождала его 74-летняя мать. На автомобиле мерседес Vito они через Румынию поехали непосредственно в Голландию, в лагерь для соискателей убежища, рассказывает Николай. Там в двух специальных местах Николай и члены его семьи провели пять месяцев. Когда он рассказывает о том времени, в его голосе чувствуется грусть. «Нам предоставили целых четыре комнаты, и там было все, что нужно человеку — кровати, шкафы, продукты питания, чистота и порядок», — говорит Николай.
По его словам, его дети прошли там курс лечения по поводу кожных заболеваний, а мать была обследована в соответствии со своим возрастом. Николай благодарен также и Международной организации по миграции в Голландии, сотрудники которой оплатили ему обратную дорогу, а еще уже в аэропорте передали наличные деньги.
Николай с удовольствием готов вновь отправиться в Западную Европу и прежде всего потому, что именно там живут многие представители церкви пятидесятников. Однако после возвращения из Голландии в его паспорте нет печати о возможности выезда, и он боится того, что теперь уже не сможет въехать на территорию Шенгенской зоны. И поэтому он пока закупил дрова на зиму — на полученные в Голландии деньги.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Алексей ХОК (Alexej Hock) Die Welt, Германия. 4 января 2018 года
ИноСМИ.RU. 8 января 2018 года

Diplomat (Япония): в Россию или в Турцию? Мигранты из Центральной Азии — на перепутье

Россия издавна в самых больших количествах принимает у себя трудовых мигрантов из Центральной Азии, но сейчас ситуация начинает меняться. Из-за сильного падения курса рубля вследствие западных санкций российский рынок труда стал менее привлекательным для мигрантов, а Турция становится для них все более доступным рынком, пишет «Дипломат».

Россия издавна в самых больших количествах принимает у себя трудовых мигрантов из Центральной Азии, но сейчас ситуация начинает меняться. Доминирование России на этом рынке труда было обусловлено несколькими факторами, такими как безвизовый режим для центральноазиатских стран, относительно высокие зарплаты, знание русского языка и культуры. Но в последние годы количество приезжающих в Россию мигрантов явно сокращается, и на то есть две главные причины. Во-первых, из-за существенного снижения курса рубля вследствие западных санкций российский рынок труда стал менее привлекательным для мигрантов. Во-вторых, из-за дискуссии внутри страны о связи между террористами ИГИЛ (запрещенной в России террористической организации — прим. перев.) и трудовыми мигрантами в России были ужесточены полицейские проверки для выходцев из Центральной Азии. Эти обстоятельства вынуждают центральноазиатских гастарбайтеров искать другие места для работы.
По мере снижения популярности российского рынка рабочей силы Турция все больше привлекает мигрантов из Центральной Азии. По данным турецкого МВД, Туркмения, Узбекистан и Киргизия входят в первую десятку стран, чьи граждане имеют разрешения на работу в Турции. Кроме того, в 2017 году Узбекистан также вошел в первую пятерку стран по количеству нелегальных мигрантов, задержанных в Турции.
В целом Турция с годами становится все более доступной для трудовых мигрантов из Центральной Азии. После распада Советского Союза она установила безвизовый режим с этими бывшими советскими республиками в целях расширения торговли и облегченного перемещения людей. Турецкое правительство установило менее жесткие нормы и правила по сравнению с российскими властями. Например, трудовым мигрантам из Центральной Азии не нужно регистрироваться ни в каких ведомствах на время своего законного пребывания в стране. Это дает им возможность обойти стороной сложные бюрократические процедуры, в то время как в России мигранты зачастую становятся жертвами коррупции в государственных органах власти. Более того, общество Турции более открыто для мигрантов из Центральной Азии, чем из соседних арабских стран. Турки знают о своем общем с населением центральноазиатских стран тюркском культурно-историческом происхождении. Кроме того, религиозные мигранты из Центральной Азии в меньшей степени сталкиваются с дискриминацией в Турции, чем в России, так как в первой мусульмане составляют большинство. Тем не менее, у мигрантов из Центральной Азии в Турции все равно возникают проблемы. Отношение общества к мигрантам стало более настороженным после того, как завербованные ИГИЛ террористы в 2016 году устроили теракт в стамбульском аэропорту им. Ататюрка.
Сведения на сей счет существуют разные, но согласно некоторой информации, нападавшими были граждане Узбекистана, Киргизии и России. Спустя несколько месяцев выходец из Узбекистана открыл в стамбульском клубе стрельбу по людям, отмечавшим Новый Год. В результате этого теракта погибло 39 человек. Данные инциденты вызвали публичные дебаты о том, стоит ли Турции сохранять безвизовый режим с центральноазиатскими странами, чьи граждане занимаются террористической деятельностью на турецкой земле. Далее, некоторые центральноазиатские общины подверглись антитеррористическим рейдам с обысками, что привело к депортации граждан Узбекистана и Киргизии. Но как отмечает профессор Флоридского международного университета (Florida International University) Галиб Баширов (Galib Bashirov), турецкое правительство старается не выделять особо национальную принадлежность террористов, обращая главное внимание на более серьезную угрозу, исходящую от ИГИЛ. Рейды против мигрантов из Центральной Азии в Турции не проводятся последовательно и постоянно даже после терактов 2016 года.
Напротив, турецкое правительство в определенном смысле даже активизировало свою поддержку мигрантам из Центральной Азии. Например, в ноябре прошлого года турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ о продлении срока безвизового пребывания для граждан Казахстана, Таджикистана и Узбекистана. Ранее граждане этих стран могли находиться в Турции без виз максимум 30 дней. По новым правилам, выходцы из этих трех центральноазиатских государств могут приезжать без визы в Турцию каждые полгода, оставаясь там три месяца. Безусловно, это будет способствовать привлечению на турецкий рынок рабочей силы новых трудовых мигрантов из Центральной Азии, особенно из Узбекистана.
Это дает турецкому правительству благоприятную возможность для улучшения отношений со странами Центральной Азии, и в частности, с Узбекистаном. При президенте Исламе Каримове отношения между Анкарой и Ташкентом были напряженными. Анкара предоставила убежище лидеру узбекской оппозиции Мухаммаду Салиху и резко осудила массовый расстрел людей в Андижане в 2005 году. Смена руководства в Узбекистане после смерти Каримова осенью 2016 года и политика открытых дверей его преемника Шавката Мирзиеева дали Анкаре хорошую возможность для улучшения двусторонних отношений с Ташкентом. Более того, в отличие от правительства Каримова, администрация Мирзиеева проявляет активный интерес к судьбе своих граждан, работающих за рубежом.
Новый турецкий указ может также привлечь в Турцию больше казахов и таджиков. Но в наибольшей степени от него выиграют трудовые мигранты из Узбекистана. В Турции уже зарегистрировано более 30 000 узбекских граждан, но легально по рабочим визам в стране работают лишь около 2 000 человек. Экономика Казахстана не зависит от мигрантов, а для таджиков, которые по своему этническому происхождению не являются тюркским народом и испытывают трудности в освоении турецкого языка, Турция вряд ли станет таким же привлекательным местом для работы, как и Россия.
Пока правительство Эрдогана во главе с Партией справедливости и развития (ПСР) проводит весьма доброжелательную политику по отношению к мигрантам из Центральной Азии. Однако в Турции почти 3,8 миллиона безработных граждан. Среди турецкой молодежи доля безработных составляет более 20 процентов. Поэтому в будущем политика ПСР может вызвать больше критики со стороны оппозиционных турецких партий, которые в большинстве своем настроены против иммигрантов.
Хамза Шарифзода — магистрант Джорджтаунского университета. Он специализируется на политике и государственной управлении России, Турции и стран Евразии.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Оригинал публикации: To Russia or Turkey? A Central Asian Migrant Worker’s Big ChoiceОпубликовано 09/01/2019

Хамза ШАРИФЗОДА (Khamza SHARIFZODA) The Diplomat, Япония. 9 января 2018 года
ИноСМИ.RU. 10 января 2018 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.