Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 795 - 796
17 - 31 декабря 2018

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«Коммерсантъ» и «Российская газета» о нацпроекте по демографии
«Eurasisches Magazin» о смертности в России
РБК и «Коммерсантъ» об искажении статистики причин смерти
«Коммерсантъ» о ВИЧ
«Российская газета» о старости
«РБК» о подсчете потребления алкоголя
«Российская газета» о программе медицинской помощи
«Bild» о влиянии гаджетов на здоровье
«Helsingin Sanomat» о психическом здоровье
«The Guardian» о случайных убийцах
«Российская газета» и «ИноСМИ» о миграционном договоре ООН

«Русская служба BBC» о миграции в мире
«Le Figaro» о миграционном вопросе во Франции
«Фонтанка.ру» об оргнаборе мигрантов
«REGNUM» о миграции из Сибири
«NetEase» о женитьбе на русской
«Российская газета» об алиментах бывшим супругам
«Росбалт» и «Vox» об отношении к сексу
«EurasiaNet» о домашнем насилии
«Би-би-си» об ЛГБТ
«The New York Times» о биологическом городе
«РеЛевант» о европейских протестах

… о нацпроекте по демографии

Были бы деньги, а жить захочется

Минтруд представил новые версии нацпроектов по демографии и росту доходов населения

Минтруд направил в правительство проекты планов достижения национальных целей в сфере демографии и повышения благосостояния населения. Вторая версия документов, описывающих новую социальную политику до 2024 года, которая увеличит среднюю продолжительность жизни до 78 лет и сократит число бедных с 13 млн до 6,6 млн, принципиальных новшеств не содержит. Бедность, по версии Минтруда, победит «социальный контракт», рождаемость повысят маткапитал и детсады, смертность снизят уже принятые программы в сфере медицины. А помешать этим достижениям легко сможет отсутствие денег или же неэффективность предлагаемых мер.
Проекты планов Минтруда от 3 декабря, подготовленные по поручению вице-премьера Татьяны Голиковой от 21 ноября, есть в распоряжении “Ъ”. Национальные цели в этих сферах определил Владимир Путин в своем майском указе. Как указывает Минтруд, нынешние версии документов изначально не получили одобрения Минфина и Минэкономики, поэтому ведомство частично учло их замечания и разослало новую версию им и другим министерствам для повторного обсуждения (в Минтруде это подтвердили).
По сравнению с профильными нацпроектами, о которых “Ъ” писал этим летом, в планах Минтруда появились некоторые ключевые показатели, призванные помочь достичь целей указов президента, и ключевые инструменты — подпрограммы и федеральные проекты, входящие как в нацпроекты (в том числе «Демографию», «Здравоохранение», «Экологию» и т. д.), так и в госпрограммы (как «Развитие здравоохранения»). Впрочем, документ не содержит деталей работы этих инструментов, а ключевые показатели, хотя и указаны для каждого года до 2024 года, приведены без объяснения их значений. Часть из них, указывает Минтруд, взята из наиболее оптимистичного варианта прогноза численности населения Росстата (наряду с ним служба также готовила пессимистичный и средний). Собственно, сама идея Минтруда в этой сфере заключается в том, что реализация высокого варианта прогноза будет точно обеспечена принимаемыми мерами — но ни оснований для этого, ни «развилок» политики в этом аспекте ранее не обсуждалось.
Максимальное количество ключевых показателей получила цель по снижению смертности и увеличению продолжительности жизни — впрочем, данных о ключевых инструментах ее достижения, кроме их названий, в документе тоже нет. Как отмечает Минтруд в пояснительной записке, именно в этой сфере, «по мнению экспертов», есть максимальный потенциал для выполнения указа президента, поскольку РФ отстает здесь от развитых европейских стран. Среди возможных мер ведомство приводит профилактику заболеваний, мотивирование населения к здоровому образу жизни, рост доступности медпомощи и улучшение условий труда. Над этими направлениями правительство работало и в рамках майских указов 2012 года. Принципиально новыми компонентами здравоохранения выглядят меры по онкологии, цифровизация потоков информации о пациентах и диспансеризациях пожилых — но связи между ними и обеспечением нужных цифр в планах проследить невозможно.
В сфере рождаемости, по мнению ведомства, РФ занимает «средние позиции» среди стран Евросоюза при снижающихся показателях с 2016 года.
Чтобы обеспечить естественный прирост населения, ведомство предлагает продолжать программу материнского капитала после 2021 года, дополнительно поддерживать отстающие регионы, развивать сеть детских садов и господдержку льготной ипотеки. Основные новации системы поддержки рождаемости были определены еще в 2017 году по указу Владимира Путина.
В сфере регулирования миграции документ упоминает только ключевые инструменты среди подпрограмм, а в части целевых показателей Минтруд ссылается на новую концепцию правительства в этой сфере. Исходя из переписки Минтруда с ведомствами, Минстрой в процессе пытался исключить из нацпроекта по демографии показатели, связанные с обеспечением населения доступным жильем, с чем ведомство Максима Топилина не согласно: «Жилье и комфортная городская среда, благоустройство мест проживания семей с детьми являются важнейшими факторами, определяющими репродуктивное поведение населения». Таким образом, Минтруд настаивает на том, чтобы косвенно сохранить риски невыполнения жилищной программы (которые, безусловно, высоки; см. “Ъ” от 21 ноября) в числе рисков невыполнения демографической. Официально же главными рисками для достижения национальной цели Минтруд видит недостаток финансирования поддержки рождаемости и организацию медпомощи.
Тесно связанные с демографическими цели нацпроекта по снижению бедности и росту доходов граждан в целом выглядят примерно так же: недостижение национальной цели может произойти из-за низкого роста ВВП, высокой инфляции, нехватки финансирования и недостаточной эффективности мер по повышению доходов населения. «Основные» меры борьбы с бедностью, предлагаемые Минтрудом,— это, собственно, индексация пенсий и зарплат бюджетников выше инфляции и механизм «социального контракта» — инструмента, на который ведомство Максима Топилина делает основную ставку. «Социальный контракт», который предполагает, по разработкам 2012–2016 годов, контролируемое государством изменение поведения бедного домохозяйства (переквалификацию, поиск работы его членами и т. д.) в обмен на целевые выплаты, должен охватить более 30% в нем нуждающихся и к 2024 году обеспечить решение проблем 90% к нему прибегнувших. Это крайне оптимистичные оценки, никаких примеров сравнимо эффективной соцпрограммы в последние 30 лет в РФ подобрать не удается.
Для обеих национальных целей решения задачи представить экономическую «модель» их достижения, как этого требовал Минфин при поступлении в Белый дом первых (и отправленных на доработку) версий, в планах Минтруда по-прежнему не обнаруживается. Впрочем, это дефект практически всех нацпроектов, но ведомству Максима Топилина достались самые сложные цели, для достижения которых в его распоряжении нет ни разработок команды экономистов Минэкономики, ни свободы в предложении инструментов, ни возможностей эффективно влиять на «смежные» нацпроекты. Фактически оба документа провозглашают: если будет достаточно денег, Россия сможет проверить до 2024 года, достаточно ли для решения ее проблем «социального контракта», маткапитала, индексации пенсий и зарплат бюджетников и нескольких экспериментов в соцсфере среднего масштаба (например, переобучения матерей с детьми в возрасте до трех лет). Задачу же формулирования действительно системной, сложной и инновационной соцполитики до 2024 года ведомство Максима Топилина благоразумно решило не решать. Минтруд можно понять: предпосылок к тому, что такая политика в России в ближайшие годы возможна и реализуема, действительно нет.

Дмитрий БУТРИН, Анастасия МАНУЙЛОВА. Коммерсантъ. 11 декабря 2018 года

Из всех источников

Расходы на национальные проекты в социальной сфере и науке превысят 6,5 триллиона рублей

В правительстве завершают корректировку паспортов национальных проектов. Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил сделать это до 1 января. За шесть лет расходы на реализацию национальных проектов в социальной сфере составят более 6,5 триллиона рублей.
В понедельник на заседании президиума Совета по стратегическому развитию и национальным проектам обсуждались паспорта нацпроектов "Демография", "Здравоохранение", "Образование" и "Наука". "В ближайшие три года в федеральном бюджете на эти национальные проекты предусмотрены 2,78 триллиона рублей. В течение шести лет на их реализацию мы планируем направить из всех источников более 6,5 триллиона рублей", - напомнил глава кабинета министров.
В национальном проекте по демографии правительство учло дополнительные меры по поддержке старшего поколения. Чтобы людям старших возрастов было удобнее получить медицинскую помощь, выделены средства на закупку автотранспорта. Дополнительное финансирование предусмотрели ради граждан, стремящихся вести здоровый образ жизни и заниматься спортом. Так, за шесть лет на развитие спортивной базы по хоккею и футболу потратят около 35 миллиардов рублей. Особое внимание регионам Дальнего Востока, где решение демографических проблем поставлено в приоритеты, подчеркнул Медведев.
Для "Здравоохранения" увеличен план по строительству детских больниц - с 37 до 40, увеличены и расходы на информатизацию всей системы здравоохранения, чтобы люди могли получать все необходимые документы и выписки, не приходя в медицинское учреждение. "Предусмотрено дополнительное финансирование и на развитие медицины на селе, - рассказал премьер. - Было запланировано строительство и замена более 1500 фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий". В следующем году предполагается строительство еще 40 ФАПов и офисов врачей общей практики в рамках господдержки села.
В борьбу с онкологическими заболеваниями вкладывается около 750 миллиардов рублей
В рамках нацпроекта "Образование" получит дополнительное финансирование соответствующая инфраструктура на селе. В бюджете нашлись еще 370 миллионов рублей на строительство школ в сельской местности. "Вместе с созданием инфраструктуры в сфере здравоохранения и социального обеспечения это должно повысить привлекательность села для молодежи, чтобы меньше было причин уезжать в город", - считает председатель правительства.
Ради науки кабинет министров в бюджете следующего года выделяет средства на создание установок класса mega-science, на обновление инфраструктуры ведущих научных организаций, строительство научно-исследовательских судов и проведение морских экспедиций. "Ведем разработку нормативной базы, на основе которой появится сеть научных центров мирового уровня", - добавил Дмитрий Медведев.
- Одновременно мы продолжаем поддерживать прикладную и фундаментальную науку помимо нацпроекта, - заметил премьер-министр. - Мы предусмотрели на 2019 год около 415 миллиардов рублей на научные исследования и разработки гражданского назначения.
На заседании президиума попытались в конкретных показателях определиться с вкладом нацпроектов в поставленные президентом национальные цели развития. В социальном блоке кабинета министров главными задачами считают обеспечение естественного прироста населения и увеличение продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году.
"В рамках мероприятий, которые реализуются по национальному проекту "Здравоохранение", мы предполагаем снизить смертность на 17 процентов. То есть спасти за этот период более 200 тысяч человеческих жизней", - заявила вице-премьер Татьяна Голикова, комментируя итоги заседания. Существенный вклад в этот результат должны внести подпроекты по сердечно-сосудистым и онкологическим заболеваниям. Смертность от первых предполагается сократить на 24 процента, от онкологии - на 8 процентов.
По словам Голиковой, в борьбу с онкологическими заболеваниями вкладываются наибольшие средства - около 750 миллиардов рублей. Основная часть ресурсов пойдет на увеличение оплаты оказываемой медпомощи - обеспечение химиотерапевтическим лечением и лучевой терапии.
В нацпроекте "Демография" основные усилия направлены на повышение мотивации к рождению детей. "К 2024 году суммарный коэффициент рождаемости должен составить 1,7, - подчеркнула Татьяна Голикова. - В 2017 году он был 1,62". За счет пособий на первого ребенка поддержку получат 35 процентов, или 1,1 миллиона, российских семей. Около 40 процентов семей смогут воспользоваться средствами материнского капитала.
Новые меры будут приняты в рамках льготного ипотечного кредитования. Они, сообщила зампред правительства, находятся в высокой стадии проработки, до конца года могут быть проведены все согласования. Детали пообещали озвучить позднее.
Сейчас работа над национальными проектами переместилась на региональный уровень. С прошлой недели субъекты Федерации представляют в правительство и министерства свои региональные проекты, которые являются фактически зеркальным отражением того, что происходит на федеральном уровне. "Вплоть до конца года мы будем работать с регионами, чтобы все действия на федеральном уровне корреспондировались с региональной политикой", - рассказала зампред правительства.

Владимир КУЗЬМИН. Российская газета, 17 декабря 2018 года

 


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.