Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 793 - 794
3 - 16 декабря 2018

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«Новая газета» и «Экономика сегодня» о нацпроектах и майских указах
«Российская газета» о получении российского гражданства
«The Independent» и «La Jornada» о миграционном кризисе в Америке
«Delfi.lv» и «Le Figaro» о глобальном договоре о миграции
«ИноСМИ» о мигрантах-преступниках в Европе
«Delfi.lv» о латвийских репатриантах
«Российская газета» об учебной миграции казахстанцев
«Жэньминь жибао» о возрождении села
«Всемирная служба Би-би-си», «Новые Известия», «Suomen Kuvalehti» и «Известия» о ВИЧ
«Focus» об антибиотиках
«Известия» о кадрах для борьбы с раком
«Комсомольская правда» о Жанне Кальман

«Israel Hayom» о насилии в семье
«Новые Известия» о нехватке бабушек
«The American Conservative» о вымирании Европы
«MIT Technology Review» и «Русская служба BBC» о генномодифицированных детях
«Neue Zurcher Zeitung» О сексе
«Slate.fr» об инициативе ужесточить аборт в Польше
«Новые Известия» о позиции омбудсмена в вопросе женского обрезании
«Bloomberg» о бедности в США
«Forbes» об удаленной работе
«Эхо Москвы» о базовом доходе в России
«Русская служба BBC» об уроках толерантности

… о глобальном договоре о миграции

Delfi (Латвия): этнографический музей или открытый мир?

Глобальный договор о миграции уже приобрел скандальную известность — ряд государств категорически отказались его подписывать. В Эстонии из-за текста договора случился правительственный кризис, а в Латвии дискуссии идут в закрытом режиме, пишут «Делфи».

Что нужно знать о новом соглашении о миграции

Не путать мигрантов с беженцами
Поводом для появления Глобального договора стал недавний наплыв мигрантов, спровоцированный военными конфликтами в Африке и на Ближнем Востоке. В 2016 году все 193 страны-члена ООН приняли Нью-Йоркскую декларацию о беженцах и мигрантах, которая предусматривала разработку глобального договора о безопасной, упорядоченной и регулируемой миграции. Непосредственно работа над документом началась в апреле 2017 года, а в июле этого года страны согласовали текст будущего соглашения.
Важно отметить, что вопросы о правах беженцев и мигрантах были сознательно разделены. Новый Глобальный договор, оговаривающий правовые аспекты помощи беженцам, разрабатывается на основе уже принятых международных соглашений в этой сфере. Верховный комиссар ООН по делам беженцев представит подготовленный проект договора в своем докладе Генеральной Ассамблее ООН в конце 2018 года. А вот текст соглашения о миграционной политике — трудовой, учебной, семейной — составлялся и согласовывался на политическом уровне самими странами-членами. ООН оказывала странам организационную поддержку. В переговоры были вовлечены все страны-члены ООН — принимающие, отправляющие мигрантов и страны транзита.
В итоге получился текст, который включает 23 цели по улучшению миграционной политики на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях. Среди этих целей — обеспечить мигрантам набор базовых услуг (имеются в виду соцобеспечение, медицина, образование), искоренить все формы дискриминации, упростить доступ к каналу легальной миграции (имеется в виду миграция для работы, учебы, воссоединение семьи), содействовать социальной интеграции, а также справедливому и этичному найму работников (то есть, например, не вводить дополнительные административные преграды для найма иностранцев). Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш утверждает, что новый договор принесет пользу самим мигрантам, населению стран, которые они покинули, и странам, где они поселились.

Добровольно-принудительно
В ООН подчеркивают: соглашение не является юридически обязательным, то есть подписывающие его страны берут на себя только политические обязательства, а не юридические. Однако с такой формулировкой согласны не все. Целый ряд государств, включая Чехию, Венгрию, Болгарию, Австрию, решили не присоединяться к соглашению, посчитав, что оно ограничит суверенитет стран в миграционных вопросах. От участия в новом договоре отказались также США, хотя команда предыдущего президента Барака Обамы играла активную роль в принятии Нью-Йоркской декларации. Россия сообщила, что поддержит соглашение только в том случае, если оно не будет иметь юридически обязывающей силы. Не исключено, что под документом не окажется подписи Бельгии, Хорватии и Австралии. В свою очередь, Еврокомиссия выразила поддержку инициативе ООН, удостоив критики решение Австрии.
Настоящие страсти вокруг Глобального договора развернулись в Эстонии. Входящие в правительство националисты из партии «Отечество» отказались голосовать за участие в соглашении ООН, в свою очередь, представленные в правительстве соцдемы пригрозили развалить коалицию, если Эстония договор не подпишет. К разрешению кризиса привлечены президент страны и ведущие юридические эксперты. Сам документ передан на утверждение парламента, хотя изначально вопрос планировалось решить на уровне правительства.

Этнографический музей или открытый мир
В Латвии вопрос о присоединении к Глобальному договору публично пока не обсуждался. Впрочем, по информации DELFI, в закрытом режиме в правительстве и парламенте дискуссии уже идут. На прошлой неделе национальное объединение Visu Latvijai!/ТБ-ДННЛ обратилось к Кабинету министров с призывом не подписывать Глобальный договор. По мнению националов, этот документ посылает национальным странам «неприемлемый сигнал о содействии мультикультурализму и иммиграции как части прав человека».
Судя по ряду признаков, единой позиции в правительстве пока нет. Во всяком случае ни одна из партий правящей коалиции на обращение националов публично не отреагировала. МИД Латвии подписание договора не анонсировал.
Дискуссии на политическом уровне действительно будут непростыми. С одной стороны, Латвия как страна, которая преимущественно работает на экспорт человеческих ресурсов, должна быть заинтересована, чтобы к ее соотечественникам за рубежом относились с максимальным уважением, поскольку уехавшие продолжают посылать деньги на родину, помогать родным, снимают нагрузку с местной системы соцобеспечения и т.д. С другой стороны, присоединение к Договору предполагает более терпимое отношение к миграции. Это будет с радостью встречено работодателями, испытывающими острый дефицит кадров, но может не найти поддержку в глазах тех групп населения, которые мечтают об этнической однородности Латвии.
Стоит добавить, что предлагаемый Глобальный договор о миграции не содержит санкций за его невыполнение. Однако он устанавливает определенные стандарты, которые в последствии могут стать обязательными. Здесь можно провести аналогию со Всеобщей Декларацией прав человека. Ее провозгласили 70 лет назад, а имеющие обязательную силу документы, которые раскрывали эти самые права человека, были приняты только в 60-х годах XX века.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Александра ПОЛЕЩУК. Delfi.lv, Латвия. 22 ноября 2018 года
ИноСМИ.RU. 23 ноября 2018 года

Le Figaro (Франция): пакт ООН по миграции вызывает раскол в Европе

В ООН, где практически единогласное принятие пакта о международной миграции в июле было названо историческим событием, сейчас ощущается разочарование. Проект разработан исключительно для мигрантов, а права жителей принимающих стран полностью игнорируются. "Фигаро" рассказывает о полемике, охватившей западные демократии, и причинах дистанцирования многих стран от предложений ООН.

Большой зал церкви Ютерборга (город в двух часах от Берлина) переполнен. Этим ноябрьским вечером ассоциация, у которой имеются тесные связи с праворадикальной партией «Альтернатива для Германии», проводит там «дебаты» по пакту ООН о миграции. Этот документ, плод компромисса 190 стран, был завершен 13 июля 2018 года и должен быть официально утвержден 10 декабря в Марракеше. Как бы то ни было, он стал настоящим пугалом для противников иммиграции со всего мира, которые требуют не допустить его принятия. Правительства стран Центральной Европы стали, одно за другим, дистанцироваться от него (первой была Венгрия). Полемика охватила другие западные демократии, отразив лихорадочный настрой в общественном мнении. АДГ стремится изменить позиции Германии, пока Ангела Меркель ослаблена.
В Ютерборге 150 человек пришли послушать депутата АДГ Беатрикс фон Сторч (Beatrix von Storch), которая заявила, что пакт распахнет двери Германии перед 250 миллионами мигрантов со всего мира и заставит ее изменить законодательство. Социалист Симон Ваут (Simon Vaut) пытался опровергнуть ее слова: Этот документ не имеет обязательной силы и всего лишь призван организовать миграцию на мировом уровне, поставив общие задачи: от пограничного контроля до приема мигрантов и улучшения условий жизни в их родных странах для предотвращения отъезда«. Как бы то ни было, у него так и не вышло никого убедить. Появившиеся ранее аргументы в интернете оказали куда более сильное воздействие, пусть даже некоторые из них — откровенная ложь. Это касается, например, идеи о том, что пакт представляет собой предпосылку к «праву на иммиграцию».
В Германии, как и в других странах, пакт «о безопасной, упорядоченной и регулируемой миграции» уже вызвал отрицательную реакцию. Идея этого соглашения возникла после кризиса 2015 года, который пролил свет на недостаточное сотрудничество стран. После первого оглашения планов в сентябре 2016 года и последовавших за ним консультаций переговоры начались в январе 2018 года. Окончательный вариант ставит 23 задачи и дает целый ряд рекомендаций. Он касается всех форм миграции на всех континентах: в Европе, Африке, в Азии и на Ближнем Востоке. УВКБ ООН также готовит второй пакт, который касается предоставления убежища. Ангела Меркель собирается лично отправиться в Марракеш, чтобы подчеркнуть свою поддержку этого договора, который отвечает «интересам Германии». Как бы то ни было, ее позиция неустойчивая. Под давлением популистов ее партия ХДС решила провести по этому вопросу голосование в начале декабря.
Во Франции не бурлили страсти, а глава государства Эммануэль Макрон поддерживает документ. Фанция стала единственной европейской страной, где не было полемики. В Италии премьер Джузеппе Конте уступил под давлением ультраправого министра Маттео Сальвини (Matteo Salvini) и заявил, что его страна не станет участвовать в конференции в Марракеше, потому что ей нужно «время на обсуждение». В бельгийском правительстве Шарля Мишеля тоже нет единства. В Словакии назревает кризис: глава правительства Петер Пеллегрини заявил о выходе страны из соглашения. При этом его министр иностранных дел Мирослав Лайчак (Miroslav Lajcak) сказал ранее, что в таком случае подаст в отставку, поскольку был одним из участников переговоров о пакте. Кроме того, за последние недели от проекта дистанцировались Чехия, Польша, Хорватия и Болгария, а также Израиль и Австралия, известная своей жесткой миграционной политикой. К этому списку также следует добавить США, которые вообще не принимали участие в подготовке документа. В декабре 2017 года администрация Трампа вышла из переговоров под тем предлогом, что «миграционную политику должны определять только американцы».

Категорический отказ
В ООН, где практически единогласное принятие пакта в июле было названо «историческим» событием, сейчас ощущается разочарование. «Этот пакт не затрагивает суверенитет государств в сфере миграционной политики и не называет миграцию хорошей или плохой, а предлагает рамки действия для лучшей ее организации», — говорят в генеральном секретариате. Австрия как председатель ЕС в первом полугодии вела переговоры от имени Евросоюза. Как бы то ни было, под давлением союзников из ультраправой «Австрийской партии свободы» канцлер Себастьян Курц заявил в сентябре, что не сможет поддержать резолюции по документу из опасения насчет того, что «Австрия больше не сможет самостоятельно определять» свою миграционную политику.
Таким образом, Вена поддержала аргументы Будапешта. В Венгрии, где Виктор Орбан выстраивал власть на категорическом неприятии иммиграции, пакт был незамедлительно отвергнут. Страна еще весной отказалась поддерживать европейскую позицию. «Правительству было нужно поставить вопрос иммиграции на первый план в период избирательной кампании, — отмечает эксперт Фонда Маршалла Даниэль Хегедюс (Daniel Hegedüs). — Правительство выступило против пакта и заявило, что мигранты смогут использовать его в суде, чтобы получить убежище, хотя это не так».
Этот и прочие аргументы сейчас звучат повсюду. Эксперт по миграционным вопросам Геральд Кнаус (Gerald Knaus), который был архитектором соглашения между ЕС и Турцией в 2016 году, небрежно отмахивается от них. «Если пакт о миграции, который, кстати говоря, лишь повторяет конвенцию прав человека, будет отклонен, каким станет следующий этап? — защищает он соглашение. — Кроме того, это слабый инструмент, как и все документы ООН. Он лишь дает надежду на более эффективное сотрудничество». Но для тех, кто принципиально выступают против миграции, это уже чересчур.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Николя БАРОТТ (Nicolas BAROTTE). Le Figaro, Франция. 28 ноября 2018 года
ИноСМИ.RU. 29 ноября 2018 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.