Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 791 - 792
19 ноября - 2 декабря 2018

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«Коммерсантъ» о национальных проектах
«Русская служба BBC» о бюджете на «майские указы»
«Российская газета» о новой миграционной политике
«Русская Германия», «7 Дней», «La Nacion» и «La Jornada» о миграционном кризисе в Европе и Америке
«Rzeczpospolita» о потребности Польши в украинских мигрантах
«РБК», «Новые Известия», «УНИАН» и «Project Syndicate» о неравенстве
«Helsingin Sanomat» о базовом доходе
«Газета.Ру» о потребительской корзине
«Коммерсантъ» об уровне образования в браке
«Eurasisches Magazin» и «Газета.Ру» о русских женщинах
«Би-би-си» о низкой рождаемости
«EurasiaNet» об абортах в России
«Medya Gunlugu» о воспитании детей в России
«SVT» об отцовстве в России
«Известия» и «Коммерсантъ» о налогах на вредные продукты
«Wired Magazine» о факторах долголетия

«Русская служба BBC» о желании поменять возраст в паспорте
«Daily Mail» о смене пола
«American Thinker» и «EurasiaNet» о трансгендерной пропаганде
«Новые Известия» о секспросвете
«Газета.Ру» о расчете пенсии
«Новые Известия» о реформах здравоохранения
«Комсомольская правда» о паллиативной помощи
«Русская служба BBC» об ассимиляции уйгуров
«Le Figaro» о последствиях политики одного ребенка в Китае
«Новые Известия» о количестве оружия в России
«REGNUM» о проблемах Дальнего Востока
«REGNUM» о демографической ситуации в Тульской области
«Bild» о лагерях для немецких пленных
«Новые Известия» о голодоморе в Казахстане
«Science» о худшем годе в человеческой истории
«Главред» и «112.ua» о демографии Украины
«Феникс» о туалетах нового поколения

… о неравенстве

Богатые беднели быстрее бедных

Эксперты ВШЭ обнародовали исследование социального неравенства в России
В 2017 году в России был зафиксирован самый низкий уровень социального неравенства за последние 12 лет, но сейчас он снова начал расти из-за ускорения инфляции и замедления роста зарплат

В 2017 году в России была зафиксирована самая низкая инфляция за всю постсоветскую историю — она составила 2,5%. Низкой была и инфляция для бедных, что способствует росту потребления малообеспеченных групп населения и, как следствие, снижению социального неравенства, написала заместитель директора Центра развития ВШЭ Светлана Мисихина в обзоре «Комментарии о государстве и бизнесе».
В 2017 году Россия достигла минимального уровня социального неравенства с 2006 года, по предварительным данным Росстата. Коэффициент Джини (самый распространенный индикатор имущественного расслоения в обществе) по итогам прошлого года составил 0,410 — ниже этого уровня показатель опускался только в 2005-м (0,409). Коэффициент Джини принимает значения от нуля в случае абсолютного равенства до единицы? в случае абсолютного неравенства.
Впрочем, в 2018 году показатель неравенства уже начал расти, и в 2019 году из-за ускорения инфляции и замедления роста зарплат бюджетников этот разрыв увеличится, предположила Мисихина.

Для бедных инфляция снижается
С 2016 года инфляция для наиболее обеспеченного населения в России выше, чем для бедных, это видно и по данным за январь—сентябрь 2018 года, отметила Мисихина. Она рассматривала в качестве инфляции для бедных индекс прожиточного минимума. По итогам девяти месяцев текущего года рост потребительских цен для бедных составил 1,2% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, в то время как средний индекс потребительских цен увеличился на 2,53%.

Основа для расчетов
Индекс прожиточного минимума рассчитывает Минтруд. Показатель используется ведомством для оценки уровня бедности, и чем ниже прожиточный минимум, тем ниже бедность. По мнению Светланы Мисихиной, методика расчета прожиточного минимума не лишена недостатков. Например, он недостаточно учитывает изменение стоимости услуг, что приводит к занижению стоимости прожиточного минимума.
Цены, которые используются для расчета инфляции и прожиточного минимума, оцениваются Росстатом. Федеральная служба госстатистики основывает свои оценки на ценах в городах, что может приводить к недостаточному учету цен товаров в несетевых магазинах и оплаты услуг в сельской местности, отметила Мисихина. Также важно, какие именно товары и услуги принимаются во внимание для расчета индекса потребительских цен, с какими весами и какой период потребления используется.

Социальное неравенство снова растет
Коэффициент Джини в 2018 году снова стал расти. За девять месяцев 2018 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года индикатор неравенства увеличился с 0,400 до 0,402, по оценке Центра развития ВШЭ.
Увеличение неравенства связано с тем, что доходы 20% наиболее обеспеченного населения росли быстрее по сравнению с доходами 40% наименее обеспеченного населения (на 4,84 против 3,08% соответственно). Это привело к снижению удельного веса доходов 40% наименее обеспеченного населения и росту удельного веса доходов наиболее обеспеченной группы в общем объеме денежных доходов населения.
По расчетам Центра развития ВШЭ, в январе—сентябре 2018 года в структуре денежных доходов населения наиболее высокими темпами росла оплата труда, включая серые зарплаты (6,33%). Ниже был темп роста других доходов (4,4%), социальных выплат (2,52%) и доходов от предпринимательской деятельности (1,55%). Доходы от собственности снизились на 7,41%. Драйверами роста доходов наиболее обеспеченной группы населения были оплата труда и «другие доходы», написала замглавы института ВШЭ.

Перспективы на 2019 год
Согласно прогнозу Центра развития, в следующем году потребительская инфляция может ускориться до 5,1%. ЦБ ожидает, что ?в первом полугодии 2019 года инфляция может достигнуть 6% в связи с повышением НДС до 20%, а по итогам года составить 5,5%. По прогнозу Минэкономразвития, рост реальной зарплаты в 2019 году замедлится до 1,4% после ожидаемых 6,9% по итогам 2018 года.
Ускорение потребительской инфляции и замедление роста зарплат спровоцируют увеличение неравенства, считает Мисихина. При этом обещанный правительством ускоренный рост повышения пенсий неработающих пенсионеров может несколько замедлить этот процесс, отметила она.?
С 2005 года рост коэффициента Джини был небольшим, а его сокращение в последние годы — незначительным, отметил директор Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина Владимир Назаров. По его мнению, в ближайшие годы радикальных изменений показателя неравенства ждать не следует: если коэффициент Джини будет увеличиваться, то незначительно.
«Действительно, в 2018 году был значительный рост заработных плат, который прежде всего касался бюджетного сектора экономики. Такого роста в ближайший год не ожидается, что, возможно, окажет негативное влияние, и коэффициент Джини будет увеличиваться. Но вместе с тем мне кажется, что пенсионная реформа снизит индекс Джини», — сказал РБК Назаров. В результате поэтапного повышения пенсионного возраста доходы неработающих пенсионеров увеличатся, отметил он.

Юлия СТАРОСТИНА. РБК. 7 ноября 2018 года

Социолог: "Благополучных людей в России - менее трети"

Социолог Валерий Савельев размышляет над цифрами ряда последних опросов и исследований, показывающих количество россиян, живущих в бедности, на грани нищеты и даже в нищете и приходит к печальному выводу, что таких - большинство. Также он отмечает цинизм отдельных чиновников, комментирующих суммы прожиточного минимума.
"Зона бедности" – это когда доходы позволяют приобретать только минимальный набор самых простых (дешевых) продуктов, типа картофеля, моркови, хлеба, - пишет в своём Живом Журнале Валерий Савельев. - Но даже на лекарства средств уже не хватает – только за счет питания.
Видимо, это тот самый уровень, который сейчас пытается проверить с точки зрения выживания и последствий депутат саратовской областной думы Николай Бондаренко. И из-за которого в последнее время сносит политическую крышу у различных должностных лиц.
Министра труда, занятости и миграции Саратовской области Наталью Соколову, как мы помним, за комментарии о счастливой и здоровой жизни пенсионеров на "макарошках" уволили. А сенатора от брянской областной думы Екатерину Лахову, которая решила порассуждать о благотворности голодовки с использованием примера блокады Ленинграда и блокадников, сейчас активно критикуют, осуждают и приводят в чувство.
Так вот, в "зоне бедности" находятся 22% россиян. Почти каждый пятый. Напоминаю, это хлеб, картошка, морковка. Но никаких лекарств, одежды. Тем более не идет речь о товарах длительного пользования.
Дальше идет "зона риска": нормальное питание и повседневная одежда доступны, однако товары длительного пользования – мебель, ПК, холодильник и прочая бытовая техника, смартфон – нет. Значит, им так или иначе приходится экономить на еде и одежде. Таких людей в России 35,6%.
Следующая категория, выделенная экспертами РАНХиГС – "зона возможных изменений". Сюда попадают те, кто имеет проблемы с оценкой своих потребительских перспектив. Часть из них сейчас имеет потребление "зоны риска", но надеется на повышение уровня обеспеченности в самое ближайшее время. Часть способна в данный момент позволить себе все – еду, лекарства, одежду, ТДП, но опасается, что со дня на день такая возможность будет потеряна с перемещением в "зону риска". Таких людей в России 14,1%. Ну, а по-настоящему благополучных людей из "зоны комфорта" в России всего лишь 28,3% (не стоит путать со средним классом - его по западным меркам в России еще меньше, всего 13%, - прим.ред.).
Получается, что реально бедствуют, больше или меньше, сегодня 57,6% населения. Даже чуть больше, за счет части из "зоны возможных изменений", тех, кто пока еще всё позволить себе не может. Надеется, но пока не может. Людей, ощущающих себя комфортно, только 28,3%
И всё! Парадокс в том, что это ведь не большинство. Большинство – это люди в той или иной степени ограниченные в своих потребительских возможностях. Но у нас вроде бы демократия! А реальные доходы не растут уже несколько лет. Даже в этом году ничего с доходами не получается. Выходит, большинство голосует за власть несмотря на то, что они не обеспечивают голосующим нормальные, комфортные доходы. Почему? Может быть, для россиян потребительское благополучие – не главное? Тогда что главное, самое важное?"

Новые Известия. 21 ноября 2018 года

УНIАН (Украина): Почему повышение «минималки» не приведет к повышению уровня жизни украинцев

Минимальную заработную плату на Украине решено повысить минимально, всего на 12%. Такое повышение очень близко к цифре официальной инфляции: на конец 2018 года в стране прогнозируется инфляция на уровне около 10% за год, а реально может оказаться и больше. Поэтому будущее повышение минимальной заработной платы не приведет к повышению уровня жизни украинцев, отмечается в статье.

Планируемое с 1 января 2019 года повышение минимальной заработной платы в Украине с 3 тысяч 723 гривен до 4 тысяч 170 гривен, конечно же, является недостаточным, поскольку наша страна по уровню зарплат все равно оказывается в числе беднейших стран Европы и одной из самых бедных стран в мире. Особенно если учитывать, что для стран Восточной Европы абсолютный уровень бедности рассчитывается из уровня дохода в 5 долларов в день, или 4 тысяч 200 гривен в месяц по текущему курсу гривны.
Простите за каламбур, но, исходя из приведенных данных, минимальную заработную плату у нас сейчас повышают минимально, всего на 12%. Такое повышение очень близко к цифре официальной инфляции: на конец 2018 года у нас прогнозируется инфляция на уровне около 10% за год, а реально может оказаться и больше. Поэтому будущее повышение минимальной заработной платы не приведет к повышению уровня жизни украинцев, поскольку оно примерно соответствует темпу инфляции.
Следует отметить, что темп инфляции отражает повышение стоимости потребительской корзины с минимальным набором продуктов и услуг, т.е. корзины фактически для бедных. А реальное повышение цен на все товары и все услуги, конечно же, оказывается выше. Поэтому в плане роста благосостояния народа, по крайней мере, работающей части населения, очень сложно говорить о том, что повышение минимальной заработной платы на 12% повысит уровень благосостояния.
Будущее повышение минимальной заработной платы не приведет к повышению уровня жизни украинцев, поскольку оно примерно соответствует темпу инфляции Надо также учитывать, что в Украине минимальная заработная плата, в отличие от многих других стран, облагается налогом на доходы физических лиц, причем по достаточно высокой ставке — 18%, а необлагаемый минимум доходов составляет беспрецедентно малую величину — всего 17 гривен.
Давно назрел вопрос о необходимости поэтапного повышения этого необлагаемого минимума, с постепенным приближением его к величине минимальной заработной платы, что позволило бы повысить уровень доходов самых бедных. Украинское правительство идет по пути повышения минимальной зарплаты, а не по пути повышения необлагаемого минимума доходов граждан, потому что первый путь означает также увеличение налогообложения бизнеса за счет увеличения платежей по подоходному налогу, а также увеличение платежей бизнеса по единому социальному взносу, включая платежи в Пенсионный фонд.
При этом дополнительные расходы бюджета на увеличение зарплат в бюджетной сфере полностью перекрываются дополнительными доходами бюджета от увеличения налогообложения бизнеса. Второй путь заставил бы бюджет отказаться от части налоговых доходов за счет снижения налогообложения самых бедных. Однако эти потери легко было бы перекрыть путем введения прогрессивной системы налогообложения личных доходов, по типу той, что используется в ведущих странах ЕС, когда богатые платят подоходный налог по более высокой ставке.
Однако украинское кланово-олигархическое государство даже в тяжелой экономической ситуации оказывается неспособным замахнуться на часть сверхдоходов правящей элиты. Мало того, в стране используется льготная ставка налогообложения дивидендов —5%, а это основной вид личных доходов олигархов и других собственников бизнеса. Кроме того, есть и другая сторона вопроса о необходимости повышения зарплат работающих украинцев, и сегодня она становится, пожалуй, самой главной.
Речь идет о конкурентоспособности украинских зарплат. Все — и предприниматели, и бизнес, и правительство — бьют в колокола: пошел массированный отток рабочей силы из Украины за границу! Продолжение политики зарплат, связанной с искусственным занижением этих зарплат, просто уничтожает украинскую экономику. Сегодня это очевидно Причина одна — украинские зарплаты не конкурентоспособны. За такой же труд, такой же квалификации, такой же интенсивности и продолжительности в любой из соседних стран (будь то Польша, Россия, Чехия или Словакия), не говоря уже о странах Западной Европы, в этих странах платится в несколько раз больше. Поэтому при сохранении неконкурентоспособных зарплат Украина теряет большое количество молодой, более-менее подготовленной рабочей силы, а особенно теряется квалифицированная рабочая сила.
Продолжение политики зарплат, связанной с искусственным занижением этих зарплат, просто уничтожает украинскую экономику. Сегодня это очевидно. Поэтому и украинскому бизнесу, и украинскому правительству необходимо более внимательно посмотреть на сложившуюся ситуацию. Власть должна изменить отношение к своему народу. Для того, чтобы наш люди не уезжали за рубеж, им нужно дать зарплату пусть не такую, как в Польше, пусть на 20-30% меньше, но и тогда никто никуда не поедет.
Однако пока такой политики в целостном виде никто специально не вырабатывает, поскольку у нас крайне слабо развито гражданское общество, у нас нет по-настоящему работающих профсоюзов, нет традиции защиты интересов лиц наемного труда. Получилось так, что работающие украинцы не обладают способностью добиваться достойных зарплат. Как известно, в капиталистических странах конечный уровень зарплаты всегда определяется борьбой между работодателем и наемным работником, в том числе путем забастовок. В результате этой борьбы и устанавливается величина зарплаты.
В Украине трудящиеся после десятилетий советского тоталитарного режима потеряли способность бороться за свои права, они соглашаются работать за мизерные и недостойные зарплаты. Теперь же, когда все увидели, что можно лучше зарабатывать за границей, многие поехали туда. И эта тенденция набирает обороты. Так что изменение политики зарплат и доходов, как и вопрос изменения политики налогообложения личных доходов — это вопрос будущего страны. Как отреагирует МВФ на повышение минимальной и средней заработной платы в Украине?
В последнее время от МВФ не было слышно официальных заявлений, связанных с протестами по поводу повышения минимальной заработной платы. Раньше такое было в связи с опасениями, что рост минимальной заработной платы вызовет рост дефицита бюджета, но в последнее время — нет. Я думаю, что эксперты МВФ увидели, что удержание зарплат в Украине на низком уровне не облегчает ситуацию с бюджетом, а приводит к тому, что, в виду выезда большого количества людей за границу, доходы бюджета как раз начинают падать. Потому что люди, которые выезжают, прекращают платить налоги, пенсионные взносы и делать все остальные платежи.
В конце концов, они прекращают покупать здесь товары, и соответственно, те налоги, которые включены в цену товаров, тоже не попадают в бюджет. Страна теряет способность выплачивать внешние долги, в том числе и самому МВФ. Это одна из самых серьезных проблем. Поэтому сейчас темы о том, что МВФ против повышения минимальных зарплат, нет. Так что изменение политики зарплат и доходов, как и вопрос изменения политики налогообложения личных доходов — это вопрос будущего страны Почему бизнес не хотел повышать зарплаты?
Потому что, чем выше заработная плата наемного работника, тем ниже прибыль предпринимателя. И предприниматели, используя свое доминирующее положение, особенно в условиях достаточно большой безработицы, которая была в Украине на уровне 10%, могли диктовать свои условия и добиваться понижения зарплат или, по крайней мере, их не повышения. С изменением ситуации многое может измениться в пользу наемных работников, тех, кто работает за зарплату.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Оригинал публикации: Почему повышение «минималки» не приведет к повышению уровня жизни украинцевОпубликовано 07/11/2018

Виктор СУСЛОВ. УНИАН, Украина. 7 ноября 2018 года
ИноСМИ.RU. 9 ноября 2018 года

Project Syndicate (США): как государства мира могут ускорить сокращение бедности?

Бедность - один из тех глобальных вызовов, поиск ответа на который мировому сообществу предстоит искать еще не одно десятилетие. Может ли мир ликвидировать нищету к 2030 году, выполнив одну из целей «Повестки устойчивого развития» ООН? Для его достижения потребуется ускорить глобальные действия. Журналисты "Проджект синдикейт" провели анализ факторов, которые способствуют успешному сокращению бедности.

Может ли мир ликвидировать нищету к 2030 году, выполнив одну из целей «Повестки устойчивого развития» ООН? Генеральная Ассамблея ООН недавно ещё раз подтвердила этот срок, признав, впрочем, что для его достижения потребуется «ускорить глобальные действия», направленные на устранение причин нищеты. А поскольку международное сообщество изучает сейчас новые варианты возможных решений, для него могут оказаться полезны уроки прошлого.
Задача сокращения бедности находится в центре политики развития уже несколько десятилетий. На протяжении 15 лет действия программы ООН «Цели развития тысячелетия» (ЦРТ), которая предшествовала программе «Цели устойчивого развития» (ЦУР), доля людей, живущих в нищете (доход менее $1,90 в день), существенно снизилась: с почти 27% в 2000 году, когда был дан старт программе ЦРТ, до примерно 9% в 2017 году.
На первый взгляд, темпы сокращения бедности в первые несколько лет действия программы ЦУР тоже впечатляют. Согласно оценкам, с января 2016 года по июнь 2018 года из состояния крайней нищеты удалось вытащить 83 миллиона человек. Тем не менее, для выполнения поставленной задачи к целевому сроку (2030 год) за этот период вырваться из нищеты должны были 120 миллионов человек. Несмотря на явные успехи, темпы прогресса остаются менее чем удовлетворительными.
В недавней статье, написанной для журнала World Development («Мировое развитие»), мы провели анализ факторов, которые способствуют успешному сокращению бедности. Используя статистику о бедности в развивающихся странах в период действия программы ЦРТ, мы задались вопросом, а не наблюдалось ли в странах с более высоким уровнем нищеты (то есть странах, где больше людей живёт с наименьшим количеством доходов) ускоренное сокращение бедности по сравнению с теми странами, где уровень нищеты был меньше. Используя пределы доходов в размере $1,25 и $2 на человека в день, мы выяснили, что нищета обычно ликвидируется быстрее в тех странах, которые изначально были беднее.
Впрочем, эти выводы, хотя и позитивные, являются лишь частью общей картины. Для многих стран искоренение нищеты остаётся отдалённой целью. Например, по нашим оценкам, при текущих темпах сокращения бедности государству Мали, где в 1990 году 86% населения жили менее чем на $1,25 в день, потребуется ещё 31 год для полной ликвидации крайней нищеты. И даже в Эквадоре, где в 1990 году только 7% населения жили менее чем на $1,25 в день, искоренение нищеты займёт ещё, как минимум, десятилетие.
Хотя принятие программы ЦРТ действительно ускорило снижение бедности, отличающийся опыт стран Африки и Азии показывает, что прогресс сильно варьировался. В начале 1990-х годов уровень нищеты в Нигерии, Лесото, Мадагаскаре и Замбии был таким же, как в Китае, Вьетнаме и Индонезии. Но к 2015 году, когда программа ЦРТ была завершена, азиатские страны радикально снизили уровень нищеты, а африканские страны — нет.
Эти различия сохраняются до сих пор. На сегодня крайняя нищета в основном сосредоточена в Африке. По данным доклада «Бедность и общее процветание», опубликованного Всемирным банком в 2018 году, из 28 беднейших стран мира 27 расположены на африканском континенте, причём в каждой из них уровень нищеты превышает 30%. Более того, при текущих темпах сокращения бедности более 300 млн человек в странах Африки южнее Сахары к 2030 году будет по-прежнему нищими.
Многие факторы способствовали этим изменениям в географии нищеты. Слабость экономических показателей в Африке, вызванная конфликтами, неэффективной политикой, этнической фрагментацией и внешними шоками, серьёзно затрудняет финансирование странами континента программ по борьбе с бедностью. Но, наверное, самым важным фактором является потенциал государства. Слабые государственные институты не способны эффективно обеспечивать общественные блага и услуги.
Да, конечно, сразу возникает следующий вопрос: какие факторы определяют потенциал государства? В целом, государство работает лучше, если власть правящих элит ограничивается. Но определённую роль играет и административный опыт. Китай, где современная государственность имеет чуть более длительную историю, чем в большинстве более молодых африканских государств, мог просто выработать больше навыков управления своей территорией.
Впрочем, какими бы ни были причины этих расхождений, нет сомнений в том, что потенциал государства является одним из ключевых ингредиентов успешного сокращения бедности. Как мы выяснили, в период действия программы ЦРТ страны с высоким уровнем нищеты, но с сильными государственными институтами, смогли ликвидировать нищету в два раза быстрее, чем страны со слабым государственным потенциалом. Кроме того, они с большей вероятностью достигали цели, установленной в ЦРТ: снизить уровень нищеты вдвое к 2015 году.
Ликвидация нищеты остаётся одним из главных приоритетов для правительств 193 стран, одобривших программу ЦУР. Но из опыта реализации программы ЦРТ международное сообщество уже знает, что утверждение целей не гарантирует прогресс. Для того чтобы 725 миллионов человек, которые продолжили жить в нищете в момент окончания действия программы ЦРТ, могли из неё вырваться, потребуются инвестиции в программы, нацеленные на строительство эффективных государств. В противном случае, дата исчезновения нищеты будет и дальше оставаться недостижимой.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Ниаз АСАДУЛЛА (Niaz Asadullah), Антонио САВОЙЯ (Antonio Savoia). Project Syndicate, США. 15 ноября 2018 года
ИноСМИ.RU. 16 ноября 2018 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.