Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 791 - 792
19 ноября - 2 декабря 2018

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Европейский демографический барометр 
Пенсионеры и пенсии в ЕС-28

На начало 2016 года в ЕС-28 насчитывалось более 132 миллионов получателей пенсий, что составляет 26% населения

Расходы на пенсии в ЕС-28 составляют 13% ВВП, в том числе по старости – около 10% ВВП

Среднемесячный размер пенсии по старости составлял в 2015 году от 150 € в Болгарии до 2213 € в Люксембурге

Риску бедности и социального исключения подвержены 18% людей в возрасте 65 лет и старше - от 10% в Дании и Франции до 49% в Болгарии

См. также Архив выпусков Европейского демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Пенсионеры и пенсии в ЕС-28 //Демоскоп Weekly. 2018. № 791-792. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2018/0791/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Пенсионеры
и пенсии в ЕС-28

Рубрику ведет

Екатерина
ЩЕРБАКОВА

Риску бедности и социального исключения подвержены 18% людей в возрасте 65 лет и старше - от 10% в Дании и Франции до 49% в Болгарии

Развитая и многообразная система пенсионного обеспечения, действующая в ЕС-28, основные макроэкономические характеристики которой были рассмотрены выше, в целом успешно справляется со своей основной задачей замещения доходов в случае полного или частичного ухода с рынка труда из-за ограниченной трудоспособности по возрасту. Об этом можно судить по тенденциям изменения относительных доходов пожилого населения и доли пожилых, подверженных риску бедности. Эти показатели микроуровня получают на основе данных выборочных обследований.

В частности, соотнесение медианных располагаемых денежных доходов[5] населения 65 лет и старше, с одной стороны, и населения в возрасте 0-64 года, с другой стороны, показывает, что доходы пожилых людей все больше приближаются к доходам более молодого населения (рис. 11). Данные по ЕС-28 представлены для периода 2010-2017 годов, но они полностью совпадают с аналогичными данными по ЕС-27 (без Хорватии), что позволяет предположить сходные тенденции и в более ранние периоды. Данные по ЕС-27 демонстрируют рост рассматриваемого соотношения располагаемых денежных доходов в 2007-2014 годы (с 84 до 94%) и стабилизацию в 2015-2017 годы, как и в ЕС-28, на уровне 93%.

Рисунок 11. Соотношение медианных располагаемых денежных доходов населения 65 лет и старше и населения в возрасте 0-64 года в ЕС-28 и ЕС-27 (без Хорватии), 2006-2017 годы, %

Источник: Median relative income of elderly people - EU-SILC survey [tespn020] (Extracted on 24.11.2018)

Значение показателя заметно варьируется по странам ЕС-28. Так, по оценкам за 2017 год, соотношение медианных располагаемых денежных доходов населения 65 лет и старше и населения в возрасте 0-64 года варьировалось от 59% в Эстонии до 115% в Люксембурге (рис. 12). Медианные располагаемые денежные доходы пожилых были выше, чем у населения моложе 65 лет, еще в трех странах союза: Франции (105%), Греции (104%) и Италии (102%). В Испании и Венгрии она составляли 98%, в Австрии – 97%. С другой стороны, во всех трех странах Балтии медианные располагаемые денежные доходы населения в возрасте 65 лет и старше составляли менее 70% от аналогичных доходов населения в возрасте 0-64 года, в Болгарии и на Мальте соотношение лишь немного превышало 70%.

В большинстве стран (17 из 28) соотношение доходов пожилого населения и населения моложе 65 лет повысилось за рассматриваемый период, особенно значительно – на 22-23 процентных пунктов – в Испании, Греции и на Кипре.

В 10 странах оно снизилось, особенно заметно в Польше (на 14 процентных пунктов), Эстонии (10), Болгарии, Германии и на Мальте (8).

В Хорватии оно в 2017 году оставалось на том же уровне, что и в 2011 году (82%).

Рисунок 12. Соотношение медианных располагаемых денежных доходов населения 65 лет и старше и населения в возрасте 0-64 лет по странам ЕС-28, 2006, 2011 и 2017 годы*, %

* Румыния – 2007 год вместо 2006 года, Великобритания и Ирландия – 2016 вместо 2017 года

Источник: Median relative income of elderly people - EU-SILC survey [tespn020] (Extracted on 24.11.2018)

С точки зрения перехода от периода высокой экономической активности к жизни на пенсии и замещения денежных доходов преимущественно от экономической занятости пенсионным обеспечением интерес представляет соотношение медианных денежных доходов от получаемых населением 65-74 лет пенсий и медианных денежных доходов, получаемых в виде заработной платы занятыми в возрасте 50-59 лет. Это соотношение характеризует степень замещения заработной платы пенсионные выплатами.

Необходимые данные по ЕС-28 представлены за период 2010-2017 годов, по ЕС-27 (без Хорватии) – за период 2006-2017 годов, причем с 2012 года они полностью совпадают (рис. 13). Если судить по данным для ЕС-27, степень замещения заработной платы пенсией существенно возросла за последнее десятилетие, увеличившись с 49% в 2007-2008 годы до 59% в 2017 году.

Рисунок 13. Соотношение медианного пенсионного дохода населения 65-74 лет и медианной заработной платы экономически занятых* в возрасте 50-59 лет в ЕС-28 и ЕС-27 (без Хорватии), 2006-2017 годы, %

* и те, и другие доходы до вычета налогов и обязательных социальных платежей

Источник: Aggregate replacement ratio [tespm100] (Extracted on 24.11.2018)

Степень замещения заработной платы пенсией существенно варьируется по странам ЕС-28. По последним из имеющихся данных, она составляет от 35% в Ирландии до 86% в Люксембурге (рис. 14). Менее 50% она составляет в 10 странах ЕС-28, а в 5 странах – превышает две трети (помимо Люксембурга, в Италии, Испании, Франции и Португалии).

В большинстве стран ЕС-28 данное соотношение возросло за 2006-2017 годы, особенно значительно в Испании (на 21 процентный пункт) и Люксембурге (20). В то же время в 7 странах оно несколько снизилось: в Латвии (на 6 процентных пунктов), Швеции (5), Эстонии (4), Ирландии (3), Литве, Чехии и Австрии (на 1 процентный пункт). В Германии и Болгарии оно не изменилось за этот период, хотя в его середине отмечалось определенное повышение.

Рисунок 14. Соотношение медианного пенсионного дохода населения 65-74 лет и медианной заработной платы экономически занятых в возрасте 50-59 лет по странам ЕС-28, 2006, 2011 и 2017 годы*, %

* Румыния – 2007 год вместо 2006 года, Великобритания и Ирландия – 2016 вместо 2017 года

Источник: Aggregate replacement ratio [tespm100] (Extracted on 24.11.2018)

Повышение уровня пенсионного обеспечения способствует решению проблемы бедности и социальной уязвимости («социального исключения») пожилого населения.

В ЕС-28 проблема бедности и социального исключения рассматривается на основе величины располагаемых денежных доходов как относительная бедность (за порог бедности принимается уровень 60% от медианных доходов домохозяйств).

Эти относительные характеристики бедности дополняются характеристиками значительных материальных лишений, что предполагает наличие, по крайней мере, четырех из 9 экономических затруднений:

  1. невозможность своевременной оплаты жилья – арендной платы, ипотеки, жилищно-коммунальных услуг;
  2. невозможность поддерживать комфортный температурный режим в доме;
  3. трудности с непредвиденными расходами;
  4. невозможность употребления хотя бы через день мяса, рыбы или другого эквивалентного по содержанию белка продукта;
  5. невозможность недельного отдыха за пределами дома;
  6. недоступность приобретения автомобиля;
  7. стиральной машины;
  8. цветного телевизора;
  9. телефона (в том числе мобильного).

Еще одной характеристикой социального исключения служит проживание в домохозяйстве с крайне низким уровнем занятости. Это относятся к людям в возрасте до 60 лет, проживающим в домохозяйствах, в которых взрослые члены (в возрасте от 18 до 59 лет, не считая студентов) работали менее 20% времени, потенциально возможного за прошедший год.

При наличии хотя бы одного из этих трех условий (денежные доходы ниже порога бедности, наличие материальных затруднений, проживание в домохозяйстве с крайне низким уровнем занятости) домохозяйство относится к группе домохозяйств с риском бедности или социального исключения.

По оценкам за 2016 год, риску бедности или социального исключения было подвержено 118 миллионов человек, или 23,5% населения ЕС-28[6]. В большей степени такому риску подвержены женщины, молодые люди и люди с низким уровнем образования. Среди основных возрастных категорий населения пожилые люди 65 лет и старше подвержены самому низкому риску бедности и социального исключения (17,7% против 30,7% в группе 18-24 лет, 22,7 % в группе 25-49 лет и 24,0 % в группе 50-64 лет)[7].

Данные по ЕС-27 (без Хорватии) показываю довольно быстрое и устойчивое снижение доли населения 65 лет, подверженного риску бедности и социального исключения, - она снизилась с 24,7% в 2006 году до 17,3% в 2015 году (рис. 15). Небольшое повышение отмечалось в 2011 и 2016 годах. Значения показателя по ЕС-28 лишь незначительно выше, в целом повторяя тот же тренд.

Рисунок 15. Доля населения 65 лет и старше, подверженного риску бедности и социальному исключению,
в ЕС-28 и ЕС-27 (без Хорватии), 2006-2017 годы, %

Источник: At risk of poverty or social exclusion rate for elderly (65+) [tespm090] (Extracted on 24.11.2018)

Разброс значений показателя по странам ЕС-28 очень велик. По последним из опубликованных данных, доля населения 65 лет и старше, подверженного риску бедности и социального исключения, варьируется от 9,5% в Дании и Франции до 49% в Болгарии (рис. 16). Помимо Болгарии, крайне высока доля пожилых людей, подверженных риску бедности и социального исключения, в Латвии (44%), Эстонии (42%), Литве (40%), Румынии и Хорватии (по 33%).

Снижение доли подверженных риску бедности и социального исключения среди пожилого населения за 2006-2017 годы отмечалось в большинстве стран ЕС-28 (в 21 из 28), хотя и в разной степени. Наиболее существенно она снизилась на Кипре (на 31 процентный пункт), в Болгарии и Румынии (25), Польше, Испании, Словакии, Португалии и Греции (на 11-15 процентных пунктов). В то же время в Чехии, Литве и Италии доля подверженных риску бедности и социального исключения среди пожилого население снизилась менее, чем на 3 процентных пункта.

В шести странах ЕС-28 доля населения 65 лет и старше, подверженного риску бедности и социального исключения, за рассматриваемый период возросла, наиболее значительно в Эстонии (на 14 процентных пунктов). В Германии. Швеции, Нидерландах и Люксембурге она повысились примерно на 4 процентных пункта, на Мальте – менее, чем на процентный пункт.

В Хорватии каждый третий человек в возрасте 65 лет и старше подвержен риску бедности и социального исключения, но эта доля сократилась по сравнению с 2011 годом (32,7% против 36,4%).

Рисунок 16. Доля населения 65 лет и старше, подверженного риску бедности и социальному исключению,
по странам ЕС-28, 2006, 2011 и 2017 годы*, %

* Румыния – 2007 год вместо 2006 года, Великобритания и Ирландия – 2016 вместо 2017 года

Источник: At risk of poverty or social exclusion rate for elderly (65+) [tespm090] (Extracted on 24.11.2018)

Источники:

Статистический комитет Европейского союза – Eurostat - https://ec.europa.eu/eurostat/

Social Protection (ESSPROS) - https://ec.europa.eu/eurostat/web/social-protection/overview ;

Social protection statistics - pension expenditure and pension beneficiaries –
https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/
Social_protection_statistics_-_pension_expenditure_and_pension_beneficiaries
;

European system of integrated social protection statistics (ESSPROS). Manual and guidelines. 2016 edition.
doi: 10.2785/80504 – https://ec.europa.eu/eurostat/documents/3859598/7766647/KS-GQ-16-010-EN-N.pdf/
3fe2216e-13b0-4ba1-b84f-a7d5b091235f

База данных Евростата. Social protection. - https://ec.europa.eu/eurostat/data/database


[5] В системе статистических данных о доходах и условиях проживания в ЕС (EU-SILC) в располагаемые денежные домохозяйств включаются:
1) все доходы от экономической занятости, включая работу на себя;
2) доходы от собственности, включая проценты, дивиденды, прибыль от капитальных вложений в некорпоративный бизнес;
3) рентные платежи за сдачу в аренду недвижимости или земли;
4) пенсии, получаемые по индивидуальным частным схемам;
5) социальные выплаты, включая пособия по безработице и бедности, пенсии по старости, инвалидности, болезни и по случаю потери кормильца, выплаты, связанные с образованием, поддержкой семьи и детей, жилищные субсидии;
6) регулярно получаемая помощь от других частных домохозяйств (родных и близких),
после вычета налогов на доход и обязательных социальных платежей.
Для расчета среднедушевого размера денежных доходов используется метод «эквивалентного» исчисления размера домохозяйства, учитывающий не только число его членов, но и его состав с помощью весов (первому взрослому – 1,0; всем остальным членам домохозяйства в возрасте 14 лет и старше – 0,5; каждому ребенку в возрасте до 14 лет – 0,3).
[6] Key figures on Europe. 2018 edition. P. 26.
[7] Living conditions in Europe — 2018 edition. P. 29.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.