Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 789 - 790
5 - 18 ноября 2018

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«Коммерсантъ», «REGNUM», и «Русская служба BBC» о новой миграционной политике
«РБК» о мониторинге майских указов
«Новые Известия» о непрошенных детях
«РБК» о пособиях на первого ребенка
«Yle» о прерывании беременности
«Stern» о сексуальных вопросах вековой давности
«Новые Известия» об уроках семейных ценностей
«Wonderzine» о суррогатном материнстве
«Цайфуван» о браке с китайцами
«Детали», «Cubadebate» и «The Independent» о мигрантах в Америке
«Frankfurter Allgemeine Zeitung» о родильном туризме в США
«Forbes» о паспортах в обмен на инвестиции
«Rzeczpospolita» и «REGNUM» об украинских трудовых мигрантах

«Корреспондент» о демографической ситуации в Украине
«Forbes» о медицине
«The Village» и «Yle» о прививках и эпидемии гриппа
«Berlingske» и «Daily Mail» о ЗОЖ
«Известия» о планах снизить алкогольное потребление
«Dagens Nyheter» о безопасности и аварийных выходах
«Новые Известия» о рынке труда
«Deutschlandfunk» о неженских профессиях
«TalCual», «Главред» и «Новые Известия» о бедности
«Berner Zeitung» о насилии в семье
«Newsweek» о сценариях гибели человечества
«Феникс» о близости Сибири к Китаю
«Aftonbladet» о трансгендерах

… об украинских трудовых мигрантах

Страшный сон польских работодателей, что украинцы могут уехать

Украинцы являются реальным подспорьем для польской экономики, однако миграционный потенциал Украины практически исчерпан, пишет "Жечпосполита". Если иностранцы получат более широкий доступ к немецкому рынку труда, то украинцы поедут из Польши дальше, на Запад, где можно заработать побольше. Для польского рынка труда это может обернуться драматическими последствиями. Есть ли альтернатива украинцам?

В третьем квартале 2018 года, по данным Фонда социального страхования, число иностранцев, с зарплаты которых отчислялись страховые взносы, (то есть работающих легально) выросло в Польше до 569 000 человек. Большинство из них (426 000) —украинцы. К этому следует добавить граждан Украины, работающих нелегально. По разным подсчетам, их может быть в нашей стране больше миллиона. Польская экономика, нуждающаяся в рабочих руках, от этого выигрывает, а украинская страдает.

Украина теряет жителей
«Трудовая миграция — это одна из нарождающихся проблем современного украинского государства», — предостерегает заместитель Национального банка Украины Дмитрий Сологуб. Банк обращает внимание на то, что украинцы помогли избавиться от дефицита рабочей силы не только Польше, но также Чехии и Словакии, при этом спрос на работников продолжает расти.
Согласно официальным украинским данным, с 2015 года страна лишилась 7% трудоспособного населения. По всей видимости, эта цифра еще выше, поскольку украинцы могут сейчас ездить в ЕС без виз. Международная организация по миграции полагает, что уже 12% украинцев нашли работу в разных странах Европы или планируют уехать туда на заработки. По оценкам ООН к 2050 году население Украины уменьшится с 44,2 миллионов до 36,4 миллионов человек.
 «Настолько активный процесс трудовой миграции может в ближайшие годы стать угрозой для экономического роста страны и привести к инфляции. У нас уже сейчас много вакантных рабочих мест, и мы не знаем, как их заполнить», — отметил Сологуб.
«Трудовая миграция в Польшу связана с экономическими причинами. Люди хотят быстро заработать больше денег, чтобы прокормить остающуюся на Украине семью», — объяснял на встрече с польскими журналистами президент Всеукраинской ассоциации компаний по международному трудоустройству Василий Воскобойник.
Средний размер заработной платы на Украине составляет около 7 тысяч гривен в месяц (около 16 тысяч рублей — прим. ред.). Между тем, как следует из доклада «Барометр трудовой миграции», составленного компанией «Персонал сервис», 60% работников с Украины получают в Польше на руки 2,5 — 3 тысячи злотых (43 — 52 тысячи рублей, — прим.ред.). Сотрудники из этой страны работают уже в каждой пятой польской фирме, а каждая шестая планирует в течение ближайшего года заняться поисками украинского персонала.

Они отправятся на Запад
«Иностранцы останутся реальным подспорьем для польской экономики, однако, миграционный потенциал Украины практически исчерпан», — констатировали недавно аналитики банка ПКО.
Украинцы, однако, могут уехать в Германию. Возможно, уже в начале следующего года наши западные соседи откроют более широкий доступ к своему рынку труда для граждан стран, не входящих в ЕС. По данным исследования, проведенного компанией «Ворк сервис», из Польши туда могут переехать 59% украинцев.
«Это представляет огромную опасность для польской экономики. В течение двух-трех месяцев количество вакантных рабочих мест увеличится с 165 000 до полумиллиона», — предсказывает глава кадрового агентства «Персонал сервис» Кшиштоф Инглот (Krzysztof Inglot). Под угрозой окажется рост экономики. «В итоге возрастет спрос на рост заработной платы, а это приведет к снижению конкурентоспособности наших компаний», — предсказывает он, оценивая, что объем производства потребительских товаров может снизиться на 10%.
«Большинство польских работодателей уже сейчас страдают от нехватки рабочей силы. Если иностранцы получат более широкий доступ на немецкий рынок труда, многие украинцы, которых массово нанимают наши фирмы, могут отправиться на Запад, — говорит сотрудник „Ворк сервис" Павел Волневич (Pawel Wolniewicz). — В Германии у них есть перспектива легально заработать гораздо больше, так что Польша утратит свою привлекательность. Украинских работников уже сейчас переманивают у нас Чехия, Словакия и Венгрия. Эти страны упростили процедуру трудоустройства и предлагают более привлекательные условия».
Работодатели в отчаянии: «В строительстве застой, недостает рабочих рук. В 2019 году ситуация усугубится, ведь украинцы отправятся на Запад», — не скрывает опасений руководитель компании «Унибеп» Лешек Голомбецкий (Leszek Golabiecki).
Насколько отчаянные настроения царят в отрасли, свидетельствует шаг Группы «Будимекс», которая собирается до конца 2019 года принять на работу 1,1 тысячу сотрудников и предлагает вознаграждение в 2 000 злотых (примерно 34 тысячи рублей, — прим.пер.) с человека за помощь в поиске персонала. «20-25% людей, работающих на польских стройках, — это украинцы и белорусы, без них отрасли не справиться. В год для выполнения наших контрактных обязательств нам приходится нанимать 700-800 новых работников, ведь роботизации строительной отрасли придется подождать еще лет 20», — сообщил нам глава «Будимекса» Дариуш Блохер (Dariusz Blocher).
Павел Волневич полагает, что спасением может стать повышение зарплат для украинцев, кроме того, придется приглашать на работу граждан других стран.
«Реальная альтернатива — это теплый прием работников из Белоруссии», — указывает Кшиштоф Инглот. «Не только из Белоруссии или Грузии, но также из Индии, Непала или Бангладеш. К сожалению, пока разрешения на работу им приходится ждать по три месяца», — вторит ему Волневич.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Петр СКВИРОВСКИЙ (Piotr Skwirowski). Rzeczpospolita, Польша. 29 октября 2018 года
ИноСМИ.RU. 30 октября 2018 года

Как Украина теряет граждан и что из этого может последовать

«Упс» от Евростата

Прима-темой последних лет у европейских политиков, аналитиков и прочих экспертов является мигрантский вопрос. Наплыв афро-азиатских беженцев уже описывается в военных терминах, когда сами мигранты рассматриваются как «корпус вторжения». «Не стоит ошибаться, это — запланированное вторжение» (Самир Халил Самир, иезуит, профессор Папского Восточного института). Европа пока особо не сопротивляется, создавая мигрантам тепличные условия, хотя волна антиисламского и антимигрантского правого радикализма поднимается все выше, уже подмывая сам фундамент Евросоюза.
На недавних выборах в федеральных землях Германии мигрантофилы из ХДС/ХСС и Социал-демократической партии показали худшие за последнюю четверть века результаты, потеряв в Баварии 10,5 и 10,9, а в Гессене 11,3 и 11,9 процента голосов соответственно. И это не в какой-нибудь постсоциалистической Восточной Германии, а в самом что ни есть оплоте немецкой демократии. Правые радикал-националисты из «Альтернативы для Германии» в обеих землях набрали более чем по 10 процентов в каждой. И время работает на радикалов, поскольку мигранты менять там свой modus vivendi явно не намерены.
При чтении немецкой аналитики может показаться, что поток мигрантов из охваченной войной Сирии — самый крупный в современной Европе. Ан нет! Здесь «впереди Европы всей» Украина. «Упс!» (Ой!), как любит говорить нынешняя молодежь…
Недавно Евростат (European Statistical Office, директорат Европейской комиссии) провел исследование по теме: «Из каких стран и с какой целью иностранцы переезжают в ЕС — и где им чаще всего выдают разрешения на пребывание?». Оказалось, что основной поток легальной миграции в Евросоюз шел в прошлом году с Украины — и он оказался куда более масштабным, чем многие предполагали. Украинским паспортом обладает каждый пятый иностранец (21,1%), получивший в 2017 году в одной из стран ЕС вид на жительство или иной статус, разрешающий пребывание сроком свыше трех месяцев. То есть из 3,1 миллиона таких иностранцев, получивших в 2017 году право на пребывание в ЕС, почти 662 тысячи являются гражданами Украины. В пяти странах Евросоюза (Венгрия, Литва, Словакия, Чехия и Эстония) украинцы занимают первое место среди получателей разрешений на пребывание. И еще в четырех странах (Болгарии, Дании, Латвии и Хорватии) они вошли в тройку лидеров среди прибывающих.
На втором и третьем месте среди приезжающих в Европу в 2017 году находились сирийцы (223 тысячи) и китайцы (193 тысячи). Китайцев больше всего интересует Великобритания, сирийцев — германоязычная Европа (ФРГ, Австрия, Бельгия и т. д.).
Казалось бы, Украине остается только радоваться. Вот оно, сбывается предсказание президента Порошенко, что каждый украинец сможет поехать и выпить «фантастический кофе в Братиславе» (кстати, не понимаю, почему Братислава, когда рядом действительно легенда венских и ужгородских кофеен? Словаки — они больше по пиву специалисты). Но радуются пока Варшава, Прага да Будапешт.
Во-первых, украинские мигранты дают возможность правительствам принимающих стран с блестящей небрежностью и при полном одобрении своих соотечественников наплевать на Дублинские соглашения и европейскую идею проявить «европейскую солидарность» и распределять прибывающих афро-азиатских мигрантов «ровным слоем» по всей территории ЕС, чтобы снизить демографическую нагрузку на южную приграничную часть Европы. «Какие квоты на прием? — спрашивают поляки, чехи да венгры, — у нас сотни тысяч других беженцев, с Украины!» Поэтому страны Вышеградской группы (Польша, Венгрия, Чехия и Словакия) разогнали толпы афро-азиатских мигрантов, и это пошло им явно на пользу. Во всяком случае, сейчас чистый и даже уютный Восточный вокзал Будапешта (Келети) — это совсем не та помесь цыганского табора и бедуинского кочевья, каким он был три года назад.
Во-вторых, если китайцы, по данным Евростата, в основном едут учиться, а афроазиаты — с азартом проедать евросоюзовский социальный бюджет, то украинская миграция — трудовая. Президент Порошенко, конечно, может считать, что мы ездим пить кофе в Братиславу, но вот Евростат уверен, что 88 процентов украинцев приехали работать.
Украинские трудовые мигранты, недорогие и непритязательные, спасают экономику этих стран, чье трудоспособное население разъезжается на более высокие заработки в страны Западной Европы. Настолько спасают, что польская Rzeczpospolita с отчетливым опасением пишет о том, что количество украинских «заробитчан» в Польше за последние три года сократилось на 7%. До 59% украинцев, которые работают в Польше, могут поменять ее на Германию. А глава правления Национального банка Польши Адам Глапинский в начале 2018 года заявил, что, по оценкам Союза предпринимателей и работодателей, требуется как минимум 5 миллионов дополнительных работников для обеспечения стабильного экономического роста страны. Пока же в Польше работает около полутора миллионов украинских «заробитчан».
Так что в ближайшем будущем можно ожидать сеанса «борьбы за мигрантов» на самом высоком уровне. Недаром в один день, 31 октября, в Берлине опубликовали исследование о роли трудовых мигрантов из стран ЕС в подъеме немецкой экономики, а в Москве обнародовали новую «Концепцию миграционной политики».
Для экономики Украины трудовая миграция — это луч света в темном царстве. Мигранты «каждый год переводят от 7,5 до 10 миллиардов долларов. Если бы не эти деньги, то курс гривны был бы хуже. Прямых инвестиций за 2017 год поступило 2,5 миллиардав долларов, из которых 1,5 миллиарда — деньги наших компаний, которые «прокачаны» через офшоры. Реальные прямые иностранные инвестиции составили в прошлом году только 1 миллиард долларов, а денежные переводы мигрантов — 9,3 миллиарда. «Заробитчане» спасают валютный баланс и курс гривны» (Андрей Новак, популярный украинский экономический эксперт).
Значение мигрантских денег уже в полной мере оценили украинские демократы из правительства, настойчиво продвигающие проект тридцатипроцентного налогообложения заробитчанских доходов.
Но для будущего Украины трудовую миграцию следует скорее назвать перспективой государственной дистрофии. Потому что мигранты — это, конечно, еще «граждане Украины», но уже не «постоянно проживающие на территории страны» и не участвующие в ее возможном промышленном развитии. И в 2017 году их стало на 662 000 больше.
Совсем недавно норвежец Эрик Рейнерт, автор мирового экономического бестселлера «Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными» рассказал украинской газете «День» о встрече с когда-то яростным постсоветским «евроинтегратором»: «Это был экс-министр экономики Латвии. Он сказал:
«Мы должны сделать что-то, чтобы удержать промышленность. Свободный рынок не даст нам развивать промышленность». После этих слов я его спросил: «Вы же были другого мнения. Вы в корне изменили свои философию и идеологию?» На что он ответил: «Да, потому что мы потеряли 20% населения». Поэтому у меня встречный вопрос к Украине:
«Вы тоже хотите потерять 20% молодого, активного, прогрессивного населения, прежде чем пойдете на какие-то реальные изменения своих подходов к реформам?»
Ну какой ответ может предложить Украина?

Марьян СИДОРИВ. REGNUM. 2 ноября 2018 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.