Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 785 - 786
8 - 21 октября 2018

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«Economy Times» о демографических вызовах
«Le Figaro», «Forbes» и «Фонтанка» о пенсионной реформе
«Bloomberg» о пенсионной системе США
«Комсомольская правда» о старении
«Новые известия» об эмиграции из России
«Московский Комсомолец», «Sohu» о беженцах
«Le Figaro» об исламизме во Франции
«Deutsche Welle» о трудовых мигрантах
«Українська правда» о репатриации латышей
«El Mundo» о самоповреждениях
«The Guardian» и «Русская Германия» о потреблении алкоголя
«The Insider» о младенческой смертности

«Апостроф» о скорой помощи в Украине
«Hespress» о телемедицине в Марокко
«Forbes» о роли фармацевтики в политики США
«Новые Известия» об импортозамещении в фармакологии
«Die Welt» о чуме
«Русская служба BBC» о регулировании календаря рождений
«Folha» о суррогатном материнстве
«IQ.HSE» об отцовстве
«Регионы Онлайн» выживании и базовом доходе
«IQ.HSE» о дискриминации по возрасту
«Правмир», «Le Figaro», «The New York Times», «The Guardian» о насилии
«Reflex» о политкорректности

… об отцовстве

Картотека: вовлеченные отцы

Кто они такие, и как это работает

Образ отца как добытчика, который обеспечивает семью, но мало участвует в жизни детей, устарел. Складывается более гибкая и либеральная модель отцовства, когда забота о детях поровну разделена между супругами. IQ.HSE исследовал феномен вовлеченного отцовства.

1. Каким бывает отцовство?
Исследователи выделяют несколько моделей родительства. На одном полюсе — чисто биологические функции, репродукция: все заботы о детях лежат на матери (деторождение считается ее главной ролью), отец в этой модели отстранен и несведущ.
На другом полюсе — родительство как творчество и способ самореализации для матерей и отцов. Между полюсами — разные стадии эволюции: родительство как долг, как проект и пр. Однако женские концепции родительства более разнообразны, чем мужские. Вторых, по большому счету, — всего две: традиционная (патриархальная) и современная (вовлеченные отцы).

2. Что такое патриархальное отцовство?
В традиционной модели отец кормит семью и дисциплинирует детей, хотя и слабо участвует в их повседневной жизни. Забота, воспитание и развитие детей – обязанности матери. Эта модель определяется метафорой «отсутствующего» отца, «воскресного» папы. Отчасти она объясняется исторически. Так, ХХ век оказался временем всеобщей мобилизации мужчин. Их у семьи отнимали войны, революции, репрессии, ежедневная тяжелая работа и пр.

3. А как выглядит современная модель?
В новой модели отцовства обязанности по дому и уходу за детьми выполняют оба родителя. Гендерные роли становятся гибче и вариативнее. Так, главным кормильцем в семье может быть и мать, в то время как отец занимается детьми. Мужчины, которые включены в ежедневную заботу о детях, в их развитие, в жизнь в школе и вне ее, и называются вовлеченными отцами.

4. Это понятно. А чем-то еще «вовлеченные» отцы отличаются от «традиционных»?
В традиционной модели семьи успешность отца во многом измеряется его положением и заработком. Удачлив в карьере — успешен как глава семьи.
В новой модели для отца не менее значимы результаты его семейной жизни: насколько она счастливая, как развиваются дети, все ли у них хорошо в школе и в жизни. Вовлеченность в дела семьи для таких отцов необходима и естественна.
Отцы становятся либеральнее, готовы беседовать с ребенком на любые темы, не боятся открыто выражать нежность к детям. Им, как правило, 30-40 лет, часть из них застала советские образцы воспитания, с привычным образом недоступного, властного, скупого на эмоции родителя. Многие из них признают, что в детстве им не хватало внимания со стороны отца, и они не хотели бы повторения этой истории у собственных детей.
Ну и, наконец, социально-экономический статус вовлеченных отцов: как правило, это представители образованного среднего класса.

5. А почему раньше такого не было?
Традиционная модель семьи связана с гендерным дисбалансом на рынке труда: мужчины зарабатывают больше, у них шире возможности сделать карьеру. В этом смысле они получают «патриархальные дивиденды» и оказываются в привилегированном положении. На работающих женщин ложится двойная нагрузка: они вынуждены полностью выкладываться и на работе, и дома. Конечно, существуют рабочие места, дружественные семье, когда сотрудникам-родителям помогает не только государство, но и корпорация.

6. Выходит, матерям надо просто найти подходящую компанию?
Все же чаще наблюдается другая ситуация: женщины-матери «штрафуются» на рынке труда. Они получают меньше коллег-мужчин и меньше бездетных коллег-женщин. И карьеру им сделать сложнее. Зато в семье женщины считаются главными воспитателями. Мужчинам же отводится роль «второстепенных родителей». Возникает «патриархальный дефицит», когда время, проводимое отцом с детьми, очень ограничено. Фактически это только отпуск и выходные.
В новой модели семьи у женщин больше возможностей самореализоваться вне дома. Мужчины помогают им в домашних делах и готовы приспосабливать работу к жизни семьи. Например, отказаться от регулярной занятости в пользу фриланса, трудиться удаленно и пр. Все это может быть сопряжено с карьерными потерями.

7. Ясно. А вовлеченные отцы и в декретный отпуск ходят?
По данным исследований, в России в отпуск по уходу за ребенком идут лишь 2% мужчин. Это все еще не принято и невыгодно с экономической точки зрения: у мужа обычно более доходное место, чем у жены. Для сравнения: в Швеции, где в семьях больше гендерного равноправия, такой отпуск хотя бы частично используют 75% отцов.
Так или иначе, вовлеченные отцы стараются разгрузить молодых матерей, дать им возможность отдыха. Возможные ограничения в жизни с появлением ребенка (например, меньше походов в театр, кино, меньше путешествий и общения с друзьями) в итоге оцениваются в терминах возможностей. Как отмечали респонденты одного из свежих исследований, со временем «настала пора открывать новые горизонты для себя и сына».

8. Почему вовлеченных отцов все еще мало?
Вероятно, новые родительские практики распространялись бы быстрее, если бы не ряд барьеров. Среди них исследователи выделяют:
консервативную семейную политику;
восприятие женщин как основных «поставщиков» заботы о детях;
представление об отцах как о родителях второго плана;
неравенство мужчин и женщин на рынке труда;
живучесть стереотипов гендерной культуры.

Ольга СОБОЛЕВСКАЯ IQ.HSE, 3 октября 2018 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.