Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 783 - 784
24 сентября - 7 октября 2018

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Опросы и ответы 

К Международному дню пожилых людей

Пенсионная реформа

Россияне ассоциируют семью главным образом с любовью

Табуированные заболевания: о чем боятся рассказать россияне?

Алкоголизм и как с ним бороться

Безвредный алкоголь: миф или реальность?


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Алкоголизм и как с ним бороться

Среди мер по борьбе с алкоголизмом наибольшей поддержкой россиян пользуется запрет на продажу спиртного гражданам, не достигшим 21 года и пропаганда здорового образа жизни

Коротко о главном:

  • 46% россиян считают алкоголизм болезнью, требующей медицинского вмешательства, 31% - социальной проблемой
  • В числе мер по борьбе с алкоголизмом принудительное лечение выбирают 38% граждан
  • Для борьбы с алкоголизмом необходимо в первую очередь запретить продажу алкоголя молодежи до 21 года (58%) и пропагандировать здоровый образ жизни (54%)

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного теме алкоголизма.

Проблема алкоголизма актуальна для многих в нашей стране (по признанию 37% опрошенных в их близком окружении есть алкоголики). Большинство граждан не остается безразличным в вопросе отношения к алкоголикам, а законодательство, направленное на снижение употребления алкоголя, считается скорее излишне мягкими, чем жесткими. Ряд мер по борьбе с алкоголизмом находит широкую поддержку среди населения.

Есть ли среди ваших близких, знакомых алкоголики или нет? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2017 г.

2018 г.

Да, есть

41

37

Нет, таких людей среди моих близких и знакомых нет

43

43

Может и есть, но мне об этом точно неизвестно

15

20

Отказ от ответа

1

0

Чаще всего алкоголизм относят к категории болезней, требующих медицинского вмешательства (46%). С другой стороны, почти треть опрошенных (31%) считают это болезнью социального характера. Существующие государственные меры по сокращению потребления алкоголя 41% опрошенных называют недостаточными, и только 8% характеризуют их как чрезмерные. О достаточности принимаемых мер говорят 32% респондентов.

Как Вы относитесь к алкоголикам? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2017

2018

Это частное дело каждого, я таких людей не осуждаю

17

14

Алкоголизм - это болезнь, и таким людям нужна медицинская помощь

45

46

Алкоголизм – социальная проблема, и «лечить» надо само общество

27

31

Алкоголики – опасные люди, их следует изолировать от общества

7

6

Затрудняюсь ответить

4

3

Как Вы лично оцениваете принятые в нашей стране законодательные меры, направленные на уменьшение потребления алкоголя? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2017

2018

Чрезмерно жесткие

9

8

Ровно такие, как нужно

35

32

Недостаточные, слишком мягкие

41

41

Затрудняюсь ответить

15

19

Среди мер по борьбе с алкоголизмом наибольшей поддержкой россиян пользуется запрет на продажу спиртного гражданам, не достигшим 21 года (58%), пропаганда здорового образа жизни (54%) – с 2005 г. (39%) актуальность последней заметно выросла, а также запрет рекламы алкоголя (49% в 2018 г. - против 57% в 2009 г.). В то же время за 13 лет снизилась доля тех, кто выбирает вариант «введение уголовной ответственности за распитие спиртных напитков и появление в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах» (с 39% до 33%). Наименее популярными, как показал опрос, являются следующие меры: повышение цен на алкогольную продукцию (21%) и введение тотального запрета («сухого закона») – 12%.

Какие конкретно меры для борьбы с алкоголизмом Вы бы поддержали? (закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

 

2005

2006

2009

2017

2018

Запрет на продажу алкоголя молодежи до 21 года

56

48

63

53

58

Пропаганда здорового, трезвого образа жизни

39

42

47

48

54

Полный запрет рекламы любого вида алкоголя, в т.ч. и слабоалкогольных напитков*

55

52

57

46

49

Восстановление вытрезвителей**

38

44

Принудительное лечение от алкоголизма

27

22

29

32

38

Ограничение продажи алкоголя в утреннее время

25

19

31

30

37

Развитие современных медицинских методов лечения алкоголизма, в том числе нетрадиционных

19

20

25

30

37

Введение уголовной ответственности за распитие спиртных напитков и появление в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах

39

38

34

28

33

Организация обществ трезвости, анонимных алкоголиков

15

11

15

22

29

Повышение цен на алкогольную продукцию

13

10

19

18

21

Введение запрета на производство и продажу спиртных напитков (ведение «сухого закона»)***

6

10

13

12

Другие меры

2

1

4

11

5

Ничего предпринимать не надо, государство не должно в это вмешиваться

3

3

3

2

1

Затрудняюсь ответить

3

3

2

3

3

* в 2005-2006 гг. данный вариант ответа звучал «запрет рекламы алкоголя»
** в 2005-2009 гг. данный вариант ответа не предлагался
*** в 2005 г. данный вариант ответа не предлагался

Данные опроса комментирует руководитель практики информационной политики и коммуникационных технологий ВЦИОМ Кирилл Родин: «Тему борьбы с алкоголизмом необходимо рассматривать не изолировано, а в комплексе мер, реализуемых государством в направлении формирования здорового образа жизни россиян, которые включают в себя и снижение потребление никотиносодержащих веществ, и развитие физической активности, и формирование культуры питания. Охватывая в своих исследованиях на регулярной основе весь спектр этих направлений, мы отчетливо видим высокий уровень поддержки со стороны россиян государственной политики, проводимой в этом направлении. Отдельно в части рекомендаций стоило бы отметить, что сегодня особенно актуально развивать меры, связанные с формированием именно позитивных установок на ведение здорового образа жизни, поскольку меры чисто ограничительного характера начинают исчерпывать свой потенциал и работать с убывающей отдачей, хотя на старте кампании по здоровому образу жизни они сыграли фундаментальную роль в сломе негативных тенденций».

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 6 сентября 2018 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1600 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ. В 2005-2009 гг. были проведены квартирные опросы.

ВЦИОМ, 14 сентября 2018 г.
https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9309

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.