Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 781 - 782
10 - 23 сентября 2018

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

Русская служба BBC», «ФАН», «Накануне.RU», «РБК», «Известия», «Фонтанка.ру», «РИА Новости», «Новая газета», «The Independent», «Кавказ.Реалии», «Aktualne.cz», «РБК» и «Сноб» о поправках пенсионной реформы со стороны Путина
«Би-би-си, Киев», «Новые Известия», «Русская служба BBC» о повышении пенсионного возраста в мире
«Новые Известия». «Deutsche Welle», «Euromag» и «Накануне.RU» о пенсионном вопросе
«EADaily», «Der Spiegel», «The Spectator» и «Aftenposten» о миграционном кризисе в Швеции
«Росбалт», «Газета.Ру», «ИноСМИ» и «Русская Германия», «Le Figaro» о миграционном кризисе в Германии
«Forbes Казахстан», «REGNUM», «Aftenposten», «L'Express», «Project Syndicate» и «Bloomberg» о миграционном кризисе в Европе
«Lidovky» о сирийских беженцах в Абхазии
«The Washington Post» о миграционном кризисе Венесуэлы
«News-Asia» о мигрантофобии в России
«РБК» о квотах для мигрантов
«EurasiaNet» и «МИР24» об освоении Дальнего Востока
«АСИ» о снижении смертности от рака
«Московский Комсомолец» о гибели школьников
«National Geographic» о местах не для смерти
«Frankfurter Rundschau» о роботах-убийцах
«Молдавские ведомости» о связи поколений
«Новое дело» об аборте

«Радио Азаттык» о многоженстве
«Русская Германия» о депопуляции балтийских стран
«Новые Известия» и «Цзиньжи тоутяо» о численности населении России
«Коммерсантъ», «РБК», «Новые Известия» и «Meduza» о ВИЧ
«Форпост северо-запад» о ДТП
«Православие и Мир» о диспансеризации
«РИДУС» о биологическом старении
«РБК» о майских указах
«Известия» о снижении числа браков
«Парламентская газета» о детских комнатах на работе
«Би-би-си» о супербогачах в Азии
«The Guardian», «Le Monde» и «Helsingin Sanomat» об ЛГБТ
«Lenta.ru» о сексе в пожилом возрасте
«Русская служба BBC» о «сахарных отношениях» в Африке
«Новые Известия» о жалобах на врачей в США
«Росбалт» о соцопросе по теме российских проблем
«The Village» об ответственности за увольнение пожилых
«EurasiaNet» о теневом рынке труда
«REGNUM» о демографическом кризисе в Белоруссии
«REGNUM» и «Радио Озоди» о демографической ситуации в Киргизии
«The Public Domain Review» о танцах до смерти
«Новые Известия» о предложении водки
«Русская служба BBC» об утечках персональных данных
«The New York Times» о домашнем насилии
«Известия» о ГМО и борьбе с инфекционными заболеваниями

… о повышении пенсионного возраста в мире

На Украине тоже повышали пенсионный возраст. Но проблему это не решило

Средняя пенсия на Украине в начале 2018 года не дотягивала и до 90 долларов.
В то время как в России готовятся к старту пенсионной реформы, Украина за последние восемь лет пережила одно реальное и одно "скрытое" повышение пенсионного возраста. Реформы не пользовались особой популярностью в обществе и так и не привели к существенному росту пенсий.

Би-би-си объясняет, почему реформа так и не решила проблем с дефицитом Пенсионного фонда и как на Украине удалось избежать массовых "пенсионных протестов".

Как Украина повышала пенсионный возраст?
В июле 2011 года на Украине приняли решение о постепенном повышении пенсионного возраста для женщин. В течение десяти лет он должен был вырасти с 55 до 60 лет.
Разговоры о необходимости изменений в пенсионной системе начались еще в 2010 году, в первые месяцы президентства Виктора Януковича.
Однако провести это решение через Верховную раду властям удалось не сразу.
Правительство Николая Азарова было вынуждено несколько раз переносить рассмотрение законопроекта о повышении пенсионного возраста и проводить дополнительные консультации с потенциальными союзниками в парламенте, а также вести разъяснительные кампании в регионах, включавшие встречи с населением и публикации в местных СМИ.
Решение правительства Николая Азарова о повышении пенсионного возраста затронуло только украинских женщин
Но члены правительства упорно стояли на своем - альтернативы повышению пенсионного возраста нет.
По их словам, реформа позволила бы смягчить последствия старения населения Украины. Кроме того, среди целей реформы называли:
уменьшение дефицита Пенсионного фонда - по оценкам правительства, в 2011 году его размер составлял 30,1 млрд грн (или 15% совокупных доходов фонда)
удовлетворения требований Международного валютного фонда для предоставления Киеву очередного кредита
Выдвигались также аргументы о необходимости достижения гендерного баланса в пенсионном вопросе. Чиновники указывали, что нет причин для того, чтобы женщины и мужчины выходили на пенсию в разном возрасте.
Заложенные в 2011 году изменения продолжают реализовываться до сих пор. Сейчас пенсионный возраст для украинских женщин составляет 58 с половиной лет. Женщины, родившиеся позже 1 апреля 1961 года, уйдут на пенсию в 60 лет.

Как на этот шаг отреагировало украинское общество?
Соцопросы, которые проводились летом 2011 года, показывали, что порядка 85% украинцев негативно относятся к повышению пенсионного возраста.
Противостояла этой реформе и парламентская оппозиция. Обсуждение окончательного решения по этому поводу в парламенте продолжалось более восьми часов и закончилось глубокой ночью.
Тем не менее массовых пенсионных протестов на Украине не было: на митинги против реформы возле Верховной рады и здания администрации президента собирались несколько сотен участников.
Эксперты объясняли это несколькими причинами. Украинские профсоюзы традиционно являются слишком зависимыми от работодателей, чтобы инициировать массовые акции протеста. Сыграло роль и то, что итоговое решение было принято в начале июля 2011 года, когда начался сезон отпусков.
Кроме того, реформа затрагивала лишь часть будущих пенсионеров, о повышении пенсионного возраста для мужчин речи не шло.
Протесты против пенсионной реформы на Украине не были массовыми, а больше всех пострадал от нее в имиджевом плане глава социального блока правительства Сергей Тигипко
Наконец, летом 2011 года украинская оппозиция была деморализована. В июне 2011 года в Киеве начался суд над ее лидером - экс-премьер-министром и участником президентских выборов Юлией Тимошенко. В этих обстоятельствах оппозиционеры не сумели мобилизовать своих сторонников на массовый протест против пенсионных нововведений.
Оппозиция пыталась отменить пенсионную реформу: несколько раз на обсуждение парламента выносились законопроекты, отменяющие повышение пенсионного возраста, но ни один из них не собрал необходимого количества депутатских голосов.
Не увенчались успехом и попытки оспорить пенсионную реформу в Конституционном и Высшем административном судах Украины.
Главным проигравшим в результате проведения пенсионной реформы стал не президент Виктор Янукович или правящая Партия регионов, а вице-премьер, министр социальной политики Сергей Тигипко, который был главным публичным лоббистом этого шага.
Его рейтинг в результате "пенсионной дискуссии" уменьшился с 8% осенью 2010 года до 3% осенью 2011-го.
Впрочем, на тот момент Тигипко уже договорился о своем вхождении в руководство Партии регионов и анонсировал роспуск собственной партии "Сильная Украина".
В 2014 году после побега из страны президента Виктора Януковича вчерашние оппозиционеры заявили, что не собираются отменять пенсионную реформу, начатую предшественниками.
"Мы никаких популистских решений принимать не будем в связи с тем, что государственная казна пуста. Не может стоять на повестке дня такой вопрос, как отмена пенсионной реформы и других решений, потому что это будет ложь, а людям мы лгать не будем", - заявил в феврале 2014 года новый премьер-министр Арсений Яценюк.

Закончилась ли на этом пенсионная реформа?
Нет. Преобразования пенсионной системы, ликвидация сверхвысокого дефицита Пенсионного фонда и демографические вызовы обсуждались украинским правительством и дальше. Более того, в числе требований МВФ к Киеву все так же указывалось дальнейшее повышение пенсионного возраста украинцев.
В итоге в октябре 2017 года Верховная рада проголосовала за правительственный проект изменений пенсионной системы, которую сам премьер Владимир Гройсман называл "осовремениванием пенсий".
Основой концепции Гройсмана стало введение прогрессивного страхового стажа, необходимого для выхода на пенсию.
Новые правила вступили в силу в этом году. Их суть такова: если по достижении 60-летнего возраста человек не имеет 25 лет официального трудового стажа, он будет вынужден выйти на пенсию в 63 года. Если же у него нет и 15 лет стажа, то пенсии ему придется ждать еще дольше - до 65 лет.
Планку минимального страхового стажа, необходимого для выхода на пенсию, будут ежегодно поднимать, и в 2028 году она составит 35 лет.
В то же время для тех будущих пенсионеров, у которых не набирается необходимого для выхода на пенсию стажа, правительство предусмотрело возможность докупить его. Стоимость одного года стажа рассчитывается от размера минимальной зарплаты и на сегодня составляет почти 20 тысяч гривен (около 715 долларов). Вырученные таким образом средства пойдут в Пенсионный фонд - то есть, на выплату пенсий.
Министр социальной политики Украины Андрей Рева называл правительственное решение "новинкой в мировой практике".
"Если я работаю 35 лет, я должен иметь возможность в 60 лет уйти на пенсию. А мой коллега работает 15 лет. Почему мы должны вместе уйти на пенсию в 60 лет? Я больше работал, значит, моя рабочая сила больше износилась, поэтому я должен уйти раньше… А он не работал так интенсивно - значит, уйдет позже", - объяснял Рева это нововведение.
Оппоненты этого решения называли его "скрытым повышением пенсионного возраста" и говорили, что сильнее всего оно ударит по поколению 60-70-х годов рождения, которые зачастую не имели официального стажа на протяжении кризисных лет после распада СССР.

Как отнеслось украинское общество к последним пенсионным новациям?
Социологические исследования, которые проводились летом прошлого года, показали, что 75-86% украинцев не поддерживают повышение минимального страхового стажа для выхода на пенсию.
В оппозиционной фракции "Батькивщина" одобренное украинским парламентом решение назвали "псевдореформой" и "пенсионным геноцидом", а также заявили о намерении оспорить его в судебном порядке.
В то же время в мае этого года 18% участников опроса компании GfK Ukraine назвали повышение стажа среди самых заметных и удачных реформ, проведенных украинской властью. Правда, 44% участников того же опроса не смогли назвать ни одной успешной реформы.
Послы "Большой семерки" и представители Всемирного банка положительно оценивали пенсионные нововведения украинского правительства.

Смогла ли реформа решить проблемы пенсионной системы?
В украинском правительстве говорят, что прошлогодние нововведения позволили ликвидировать дисбаланс в пенсионной системе и повысить выплаты самым малообеспеченным гражданам страны.
Но это не совсем так. В гривнах пенсии выросли, но в долларовом выражении - снизились.
На начало этого года размер средней пенсии украинцев составлял 88,5 долларов, или же чуть меньше трети средней зарплаты по стране. Это значительно меньше, чем в "домайданные" 2013-2014 годы (184 доллара, или 45% от зарплаты и 190 долларов, или 44% от зарплаты соответственно).
Впрочем, размер пенсий постепенно растет. Для сравнения: в 2017 году, до начала второго витка пенсионного реформы, размер пенсии в долларовом выражении составил 67 долларов, или 26% от средней зарплаты.
Размер дефицита Пенсионного фонда Украины на 2018 год составляет примерно 140 млрд гривен (около 5 млрд долларов). А это уже около 40% доходов фонда (в 2011-м году - 15%).
Эксперты упоминают и о "скрытом" дефиците Пенсионного фонда - средствах, не выплаченных пенсионерам, проживающим на неподконтрольных Киеву территориях Донбасса.
Осенью 2014 года правительство Украины приостановило пенсионные выплаты этим людям. Во-первых, заявили тогда в Киеве, не существует безопасного способа доставить наличные средства на территорию самопровозглашенных республик Донбасса (украинские банки там не работают). Во-вторых, утверждали в правительстве, нет гарантии, что эти средства попадут в руки пенсионеров, а не "террористов", как в Киеве называют руководителей ДНР и ЛНР.
Приостановка Киевом выплаты пенсий вызвала неоднозначную реакцию украинского общества, а свое неодобрение по поводу этой меры выразили Мониторинговая миссия ООН по правам человека и Human Right Watch.
Пока что деньги, которые должны были быть потрачены на эти выплаты, проходят в отчетности Пенсионного фонда Украины как "сэкономленные средства". В 2016 году размер такой "экономии" составил 13,5 млрд грн (около 500 млн долларов).
Дальнейшее повышение пенсионного возраста на официальном уровне на Украине пока не обсуждается, однако, говорит министр социальной политики Андрей Рева, "по прогнозам демографов, через десять лет нам придется снова возвращаться к этому вопросу".

Святослав ХОМЕНКО. Би-би-си, Киев. 3 сентября 2018 года

Уроки Рейгана: как США повышают пенсионный возраст

В 1983 году в США решили увеличить пенсионный возраст на 2 года, но этого почти никто не заметил – американская реформа закончится только в 2027 году

Начет обуха по голове спрашивает меня мой друг из США, инженер с фордовского завода в Детройте, давно уже на пенсии. Он, хоть и бывший советский человек, но после сорока лет американского бытия искренне не понимает, как это так… люди работали, половину шестого десятка разменяли и ждали: кто выхода на отдых через 5 лет, кто – пенсионной прибавки к зарплате, и вдруг– как обухом по голове - еще 5 лет до пенсии!
И рассказывает, как у них провел реформу Рональд Рейган.
Тут нельзя не вспомнить, сколько сарказма вылила со страниц газет и экранов телевизоров советская пропаганда по поводу актерского прошлого Рейгана, как иронизировала над американцами: вот недолугие, нашли, кого выбрать президентом, ну и что он может, ковбойскую шляпу носить и бутафорским кольтом махать? Даже к концу его второго срока слово «рейганомика» употреблялось нашими пропагандистами исключительно в негативном смысле («так называемая рейганомика»), и простой советский народ понимал: да, довел страну голливудский актеришка. Хотя во всем мире рейганомика – это мощное, последовательное развитие экономики США после кризиса 70-х годов. В итоге за восемь лет президентства Рейгана инфляция уменьшилась в 3 раза, безработица – в 1,5 раза. А главное – был заложен фундамент, рост продолжался практически до конца 90-х годов.
Но это к слову, а в данном случае - о пенсиях. Решение о повышении пенсионного возраста с 65 до 67 лет приняли в 1983 году. Но оно вступало в действие только для тех, кто родился после 1937 года. Родившиеся в 37-м предстоящие им 20 лет жили, как и прежде, ни о чем не волнуясь, и ушли на отдых в 65 лет.
Тот, кто родился с 1937 по 1955-й — в 66 лет. То есть сейчас, при средней продолжительности жизни в 79 лет.
Родившиеся с 1955-го по 1960-й – в 66 лет и 2 месяца.
Таким образом, реформа, начатая 1983-м, завершится в 2027-м.
Иными словами, Рейган в 1983-м объявил о повышении пенсионного возраста на 2 года тем, кому тогда было 23 года. И 67 им исполнится через 44 года, в 2027-м.
В 23 года страдать, что они выйдут на пенсию не через 42, а через 44 года, никому из тех молодых людей и в голову не приходило. И не могло прийти.
Поэтому сейчас о пенсионной реформе в США никто и не вспоминает, она прошла и проходит незаметно. Вспомнили только наши бывшие соотечественники, живущие там - потому что следят за тем, что у нас происходит.

Сергей БАЙМУХАМЕТОВ. Новые Известия. 1 сентября 2018 года

На пенсию после 70. Стареющая Япония хочет повысить пенсионный возраст

Япония, самая возрастная страна в мире, задумалась над пенсионной реформой. Премьер-министр Синдзо Абе предложит японцам выходить на пенсию после 70 в обмен на повышенные выплаты.

Большинство развитых стран спешат поднять традиционную для них 65-летнюю планку пенсионного возраста, но особенности Японии - от демографии до национального характера - вынуждают ее взять на себя лидерство в этой гонке.
Синдзо Абе возглавляет правительство уже шесть лет, и в сентябре он скорее всего получит еще один трехлетний мандат. Этот срок он хочет потратить на реформу социальной сферы и решение главной проблемы страны - демографической, сказал Абе в интервью ведущей японской газете Nikkei.
За время его правления экономика Японии выросла более чем на 8%, несмотря на стремительное старение и сокращение населения. Во многом это стало возможным благодаря вовлечению пенсионеров в экономику: если в 2012 году среди занятых трудом доля людей старше 65 лет не превышала 20%, то сейчас она составляет 23,5%.
Эту тенденцию надо закрепить и развивать, говорит Абе. Для этого он хочет разрешить японцам отказываться от пенсионных выплат и после 70 лет, но зато потом получать больше.
Сейчас жители страны имеют право выйти на пенсию в любой момент между 60 и 70 годами, однако система устроена так, что выгоднее это делать после 65, а крупные корпорации, где большинство сотрудников работают всю жизнь, обычно ожидают от них выхода на пенсию в 60.
Правительство еще весной задумывалось, не поднять ли верхнюю планку пенсионного возраста выше 70, но планировало сделать это не раньше 2020 года.
Надежда на иммигрантов
Большинство развитых стран в мире сталкивается с аналогичной проблемой и постепенно движутся от 65-летнего к 70-летнему рубежу пенсионного возраста. При сохранении текущих демографических тенденций уже к 2040 году его пройдут страны вроде Дании и Германии - там даже те, кому сейчас под пятьдесят, будут работать до 70.
Если старение населения ускорится, то, вероятно, увеличение пенсионного возраста придется обсуждать вновь: многие государства привязывают возраст выхода на пенсию к средней продолжительности жизни в своих странах - таким образом, чтобы человек имел финансовую поддержку на финальной трети жизни.
Япония имеет все шансы остаться пионером повышения пенсионного возраста. За последние 10 лет доля людей старше 65 лет в общем населении страны увеличилась с 21% до 27%. По этому показателю она далеко опережает конкурентов по пятерке самых возрастных стран - Италию (23%), Португалию с Германией (по 21,5%) и Финляндию (21,2%).

Однако одним повышением пенсионного возраста не обойтись. Население развитых стран не только стареет, но и сокращается. В Японии - на 1,3 млн за последнее десятилетие, и власти опасаются, что через 40 лет в стране останется 88 млн жителей вместо нынешних 127 млн.
Рецепт один, признает Абе.
"Необходимо создать систему, которая позволит привлечь широкий спектр иностранных работников с определенным уровнем квалификации и навыков", - сказал он, признав трудности с интеграцией чужестранцев в закрытое японское общество.
К концу года, пообещал Абе, правительство придумает, как смягчить эту проблему.

Русская служба BBC. 5 сентября 2018 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.