Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 779 - 780
27 августа - 9 сентября 2018

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Профессия - исследователь 

150 лет со дня рождения Владислава Иосифовича Борткевича

А. Л. Дмитриев. В. И. Борткевич в Санкт-Петербургском университете (к 145-летию со дня рождения)

85 лет со дня рождения Григория Абрамовича Гольца

С.А.Тархов. Григорий Абрамович Гольц (1933-2009)

Г.А. Гольц, С.А. Тархов. Городской транспорт


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Григорий Абрамович Гольц (1933-2009)[1]

С.А.Тархов

Прошло уже три года, как не стало Григория Абрамовича Гольца. Он больше мне не звонит и не спрашивает, что нового в Институте географии, чем живут институтские экономгеографы; не делится со мной своими мыслями и новыми идеями, которые у него постоянно возникали… К сожалению, время мчится быстро и забирает вокруг нас одного за другим самых интересных людей, которые, когда уходят, оказываются совершенно незаменимыми. Таких людей становится все меньше, и мы сиротеем всё сильнее, по мере нашего старения. Григорий Абрамович родился в Москве 1 сентября 1933 г. Закончил в 1956г. Московский инженерно-экономический институт (автотранспортный факультет) по специальности инженер-экономист. Работал с 1959 г. в мастерской генеральных планов проектного института «Мособлпроект», с 1966 г. – в Институте комплексных транспортных проблем при Госплане СССР, в 1975-89 гг. – в Институте географии АН СССР, с 1989 г. – в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН. Преподавал в Московском физико-техническом институте (с 2000 г.) и международном университете «Дубна» (с 1997 г.). Доктор географических наук (1986 г.), кандидат технических наук (1965 г.). Он – автор более чем 300 научных публикаций, в т.ч. 3 известных в научных кругах книг. Будучи по образованию инженером-экономистом в области транспорта, он, тем не менее, обладал более широким мировидением: постоянно посещал философские, теоретико-методологические семинары и конференции; участвовал в работе многочисленных научных конференций и семинаров по экономике, транспорту, социологии, демографии, географии, градостроительству. Круг его интересов не сводился к какой-то одной научной дисциплине, а был междисциплинарным. Сейчас такие люди уже почти не встречаются. И мне очень повезло в жизни, что я общался с таким человеком, который интересовался разносторонними вещами, всё время искал новое знание, ставил перед собой сложные научные задачи и решал их. Его всегда интересовали связи между разными элементами реальной жизни. Кроме анализа взаимосвязей (обычно Григорий Абрамович нащупывал и идентифицировал эти связи, используя математико-статистические методы; он прекрасно владел высшей математикой, теорией вероятностей и матстатистикой, что сейчас, в эпоху деградации отечественной науки, крайне редкое явление) он всегда пытался исследовать динамику этих связей, причем не за 30-50 последних лет, а за 150-300 лет. Так как статистические данные за такой большой период были недоступны, он косвенным образом определял изучаемые им параметры и всегда находил жесткую и точно определенную им, математико-статистически подтвержденную динамическую связь между явлениями. Часто беседуя со мной или обсуждая какой-либо вопрос, он воспитывал во мне важнейшие качества, необходимые для правильного хода исследования. Это я понял значительно позже, когда уже превратился из студента в научного исследователя. Сначала надо прочитать и просмотреть всю литературу, написанную по изучаемой теме (для этого надо провести достаточно много времени в библиотеке); выяснить, что уже сделано, а что еще не сделано учеными по этой теме. Потом понять, что ты хочешь исследовать и поставить перед собой четкую цель. Разбить ход исследования на отдельные промежуточные, пошаговые задачи, чтобы постепенно (крайне медленно, при этом надо иметь много терпения и понимать, что достижение поставленной цели займет очень много времени, т.к. будут ошибки и неправильные ходы в исследовании) достичь поставленной цели. Для решения каждой промежуточной задачи следует подобрать адекватный метод ее решения. Никакое научное исследование нельзя начинать, не имея предварительной гипотезы о характере взаимосвязей между изучаемыми явлениями (или параметрами, их представляющими). Основное содержание научного исследования – проверка (подтверждение или опровержение) гипотезы и конструирование новой гипотезы, если старая оказалась неудачной и мало эффективной, т.е. плохо объясняющей изучаемые явления и процессы. Если гипотеза подтверждается, то идентифицируются закономерности, зная которые, можно давать научно обоснованные прогнозы будущего развития. Поиск динамических взаимосвязей между изучаемыми явлениями, выявление закономерностей их развития, а также установление основных законов их устройства и функционирования – вот главный смысл научного исследования. Таковы были главные научные заповеди Г.А. Гольца, которых он придерживался всю свою жизнь и учил им меня, когда я был еще молод и не очень опытен. Это был настоящий Ученый с большой буквы. Вся его жизнь была подчинена поиску и установлению нового знания. Чаще всего Григория Абрамовича можно было встретить в «Ленинке» (библиотеке быв. им. Ленина, ныне Российской Государственной библиотеке) и библиотеке ИНИОН, где он работал много с каталогами, книгами, статьями. У него дома была огромная картотека статей и книг по разным темам, которые его интересовали. Уже при просмотре только одних карточек формировались какие-то мысли и идеи. Этот обширный каталог позволял генерировать даже некоторые научные гипотезы. Благодаря этому каталогу Г.А. Гольц выдвинул идею «реки разума» (реки знаний): если объединить все научные законы и закономерности и научное знание, то их сопоставление, сравнение и анализ позволяют получить новое рафинированное теоретическое знание, которое не всегда доступно всем исследователям. Т.е. отдельные «мелкие» элементы научного знания, складываясь вместе, синтезируясь, становятся «кирпичиками» большого научного сверхзнания – той самой «реки разума». Он часто мне говорил об этой реке… Исследователи делятся на частных (отраслевиков), ищущих и анализирующих конкретные знания, и интеграторов теоретических знаний, синтезирующих элементарные знания в теоретическое знание. Г.А. Гольц внес большой вклад в разные отрасли науки, так как всегда работал на их стыках. К первой фундаментальной научной работе стоит отнести его кандидатскую диссертацию, посвященную выявлению закономерностей маятниковых миграций в Московской городской агломерации. Эту работу очень высоко оценивал Ю.Г. Саушкин. Г.А. Гольц обнаружил, что размер агломерации прямо связан со средними временными затратами на поездки трудовых мигрантов в Москву из области, т.е. с транспортными ограничениями. С этого времени Г.А. Гольц считался одним из крупнейших в нашей стране специалистов по проблемам городского транспорта и автомобильного движения в городах. В следующей работе 1971 г. он выявил статистические взаимосвязи между протяженностью сетей автодорог стран мира и уровнем их социально-экономического развития, где опять им было обнаружено влияние скорости сообщения на размеры транспортных систем, а также тесная взаимосвязь между расстоянием и транспортом. Последнюю тему Г.А. Гольц стал продолжать изучать в начале 1970-х гг., когда исследовал взаимосвязь процесса урбанизации и характера транспортной подвижности населения. После перехода из Института комплексных транспортных проблем в Институт географии он провел фундаментальное изучение взаимодействия расселения и транспорта (его результаты опубликованы в книге 1981г. в издательстве «Наука»). Изучая особенности этого взаимодействия на разных территориальных уровнях (большой город, городская агломерация, регион, макрорегион, страна) в первой половине 1980-х гг., Григорий Абрамович впервые пришел к выводу о наличии пространственной самоорганизации людей: люди не могут перемещаться в пространстве больше некоего биологически определенного лимита времени, поэтому расселяются исходя из этих временных ограничений; чем больше скорость транспортного сообщения, тем значительнее по своим пространственным размерам системы расселения (городские, агломерационные, региональные, страновые). Эти лимиты времени он назвал константами пространственной самоорганизации населения (полчаса, час и т.д.). Это научное знание, полученное Г.А. Гольцем, следует, с моей точки зрения, считать самым главным, фундаментальным научным результатом, который он принес в Науку с большой буквы. Тем самым он создал теорию пространственно-временного изоморфизма территориальной организации общества. После перехода в Институт научно-технического прогнозирования Григорий Абрамович изучал разные темы и проблемы – от динамики военных расходов до динамики уровня потребления водки в России. Разброс тем был настолько велик, что Г.А. Гольц превратился в оракула почти по всем проблемам, ибо он точно, математико-статистически выверено рассчитывал свои многовариантные прогнозы развития изучаемых им процессов и явлений. В этот период своей деятельности он стал писать трехтомную книгу, в которой хотел синтезировать все те знания, которые накопил и получил. К сожалению, из-за того, что в 1990-е гг. начался экономический кризис, и финансирование фундаментальной науки упало почти до нуля (в т.ч. издательской деятельности), вышел из печати только первый том этой задуманной им трилогии. Тем не менее, этот том содержит в себе много ценного и интересного. Жаль, что два других тома так и не были им дописаны и изданы. Г.А. Гольц любил решать конкретные задачи: рассчитать что-то (точные цифры); сделать конкретный прогноз с цифрами на такой-то год (поэтому он и ушел в Институт прогнозирования, т.к. очень любил этим заниматься). Если перед ним ставили конкретную цель, он всегда ее достигал и получал точные цифры благодаря построению адекватной математической модели. Он часто звонил мне и рассказывал, что ему дали такое-то задание, и он сейчас думает, какие параметры следует подобрать, какую математическую модель надо составить, и что получится в результате, будет ли верна его нынешняя рабочая гипотеза или нет. А потом через некоторое время сообщал мне, что у него всё получилось, и результат просто великолепен. Так он шел от решения одной задачи к решению другой, накапливая опыт моделирования и прогнозирования. Он уже в 1970-е гг. превратился в эксперта высшей пробы, но, к сожалению, мало кто толком мог оценить, насколько высок был уровень его компетентности и научной квалификации. Им пользовались исключительно для решения сиюминутных утилитарных и конъюнктурных задач, хотя Григорий Абрамович мог дать науке и стране значительно больше теоретической и методологической пользы. Но, к сожалению, фундаментальная наука и теоретическое знание у нас совсем не ценятся, а в последние годы просто обесценились, и не стоят ломанного гроша.

Научный талант Г.А. Гольца мог бы принести стране очень много, но он оказался, увы, не востребован. Жаль смотреть на умирающую фундаментальную науку, которую уже, к несчастью, не реанимировать при нынешнем к ней отношении государства. Но быть пессимистом нельзя. Так мне всегда говорил Григорий Абрамович. Придут другие поколения, и знания, оставленные им, будут востребованы и принесут пользу людям. Но это уже будет совсем иная эпоха, когда научное знание будет вновь цениться высоко и будет играть важную роль в жизни общества. Мне очень повезло, что я был в течение 40 лет рука об руку с этим замечательным, необычным, интересным человеком, разжигающим из фактов и цифр новые научные идеи. Его влияние на мое научное мировоззрение велико. Он был моим научным патроном в период, когда я формировался как исследователь. Я очень благодарен судьбе, что свела меня с моим Научным Учителем. Это был настоящий УЧЕНЫЙ, которые сейчас почти не встречаются в науке, погрязшей в последние десятилетия в меркантильном прагматизме.

С.А. Тархов,
26 сентября 2010 г., 2 декабря 2011г.


[1] Cоциально-экономические проблемы развития и функционирования транспортных систем городов и зон их влияния: Материалы XVIII Междунар. (двадцать первой Екатеринбургской) науч.практ. конф. (16–17 июня 2012 г.) / науч. ред. С.А. Ваксман. – Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2012. С.385-390, http://waksman.ru/Russian/Konference/2012/CaptVII.pdf

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.