Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 779 - 780
27 августа - 9 сентября 2018

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«The Washington Post», «Русская служба BBC», «РБК», «Bloomberg», «Financial Times» о смягчении пенсионной реформы со стороны Путина
«Newsweek», «Bloomberg» и «Neue Zurcher Zeitung» о пенсионной реформе и рейтинге Путина
«РБК», «Глас народа», «REGIONS.RU / Новости Федерации», «Siapress.ru» и «ФАН» о парламентских слушаниях в связи с пенсионной реформой
«Коммерсантъ», «Русская служба BBC», «РБК», «Новые Известия» и «ФАН» о пенсионной реформе
«РБК» о новой пенсионной формуле
«Русская служба BBC» об особенностях пенсионной реформы для силовиков
«Русская служба BBC» и «РИА Новости» о международном опыте повышения пенсионного возраста
«Новости Армении - NEWS.am» о накопительной пенсионной системе в Армении
«Известия» о прогнозе рождаемости в России
«Православие и Мир» об инициативе ограничить число приемных детей в семье
«Известия» о подготовке нянь и создании семейных детсадов
«Би-би-си, Сеул» о низком уровне рождаемости в Корее
«Rzeczpospolita» о снижении численности населения в Центральной Европе
«Эхо Москвы» о безработице
«Православие и мир» и «Коммерсантъ» о рынке труда для предпенсионных и пенсионных возрастов

«Forbes Woman» и «Новые Известия» о необходимости готовиться к пенсии
«Комсомольская правда» о безусловном доходе для кенийцев
«РИА Новости» о предпосылках в соотношении полов при рождении
«The Times» и «Le Monde» о продолжительности жизни в Великобритании и США
«The Guardian» об ожирении
«Wonderzine» о мифах о витаминах
«iq.hse.ru» о здоровье рабочих
«Новые Известия» о сравнении уровня медицины России и Афганистана
«Российская газета» о проблемах Дальнего Востока
«Независимая газета», «ИноСМИ.RU» и «ABC Nyheter» о миграционном кризисе в Европе
«Русская служба BBC» о ксенофобии
«Российская газета» об инициативе прекратить железнодорожное сообщение между Украиной и Россией
«iq.hse.ru» о снижении числа международных студентов
«Православие и Мир» о преследовании матери ребенка-инвалида
«Life.ru» об истории распространения чумы
«Новые Известия» о демографических мифах XVII-XVIII века
«7 Дней» о новых способах защиты от массовых случаев стрельбы в США
«Berlingske» о жизни ЛГБТ в России
«Le Monde» об идеологии счастья
«Москва-Ерушалаим» о вкладе евреев в развитие Египта на рубеже XIX-XX веков

… о вкладе евреев в развитие Египта на рубеже XIX-XX веков

Еврейская политика на берегах Нила

Сегодня, когда в Египте практически не осталось евреев, это трудно себе представить, тем не менее, на рубеже XIX-XX веков, евреи играли важную роль в египетской политике. К каким же основным политическим течениям примыкали евреи Египта, и как их деятельность влияла на политику всей страны?

Бурный рост
Еврейская община Египта интенсивно росла со второй половины XIX века, а особенно – в самом его конце. Процесс был стремительнее, чем мог бы быть естественный прирост за счет иммиграции евреев, прибывавших в первую очередь из стран Средиземноморья и Ближнего Востока.
Причиной тому стали экономический рост и модернизация, происходившие тогда в Египте, еще больше ускорившиеся к началу XX века. В результате города страны становились все более космополитичными, привлекая к себе многих иммигрантов, по большей части – евреев.
По переписи населения, проведенной в 1882 году, в Египте насчитывалось 90 886 инородцев. В 1897 году их количество увеличилось до 109 725 человек, среди них 25 300 евреев. Резкий рост числа евреев пришелся на период с 1897 по 1917 годы. К его концу в Египте насчитывалось уже около 60 000 евреев. Согласно же переписи населения, проведенной в 1947 году, то есть накануне провозглашения Государства Израиль, в Египте проживало примерно 65 000 евреев. Демографический рост, в свою очередь, привел к расцвету образованной прослойки – сформировалась новая интеллигенция, обладающая большим самосознанием. И хотя эта прослойка общества была относительно небольшой, она стала оказывать заметное влияние на его развитие.
Таким образом, первая половина XX века стала эпохой расцвета египетского еврейства. Именно в этот период укрепилось положение их общественных институтов, а значит, и возросла вовлеченность в жизнь страны. И как бы странно это ни прозвучало теперь, представители просвещенной элиты еврейской общины активно участвовали в египетской политике, занимая должности в парламенте и даже становясь министрами.
Важно отметить, что подавляющее большинство египетских евреев, подобно большинству остальных египтян, не интересовалось политикой. Лишь немногие евреи были в нее вовлечены, вместе с тем, их влияние оказалось куда большим, чем доля еврейской общины в населении страны.

Еврейский министр Египта
Со времен восстания Ораби-паши – национального восстания, охватившего Египет в 1879–1882 годах, против хедива (османского наместника) Тауфик-паши и против европейского вмешательства в дела Египта, самой популярной идеологией в политических кругах страны стал национализм. Это постепенно переросло в конфликт с британцами – чужаками, пользовавшимися привилегиями после поражения восстания, а также против королевского двора.
С тех пор, как Мухаммед Али-паша в 1805 году стал править Египтом, и вплоть до 1952 года, когда был свергнут король Фарук – последний из египетских королей и последний в династии Мухаммеда Али, евреи поддерживали тесные связи с египетским правителем. Так, в период правления Исмаил-паши (1879–1863 гг.) евреи Виктор Харари и Эфраим Аада были ответственны за казну и сбор налогов. То же можно сказать и о главах египетских правительств. Например, Исмаил Сидки, возглавлявший правительство в 1946 году, был одним из защитников египетских евреев и даже посетил в 1934 году «Восточную ярмарку» в Тель-Авиве.
Были евреи и среди депутатов парламента, основанного Исмаил-пашой в 1866 году. Депутаты Йосеф де Пичуто, Йосеф Дов Бахто, раввин Хаим Нахум Эфенди и Заки Ариби даже принимали участие в конференции, которой было поручено сформулировать новую конституцию после революции «Свободных офицеров», произошедшей в 1952 году (Июльская революция –переворот 23 июля 1952 года, организованный группой офицеров во главе с Гамалем Абделем Насером, в результате которого была свергнута египетская монархия).
Еврейская политическая деятельность в Египте шла в трех направлениях. Были евреи, которые поддерживали ассимиляцию, – они солидаризировались с государством и египетским народом и видели себя египтянами еврейской веры. Были сионисты, присоединившиеся к сионистскому движению на исходе XIX века и в начале века XX, когда сила сионистского движения возросла в еврейских общинах всего мира. И были евреи, склонявшиеся к коммунизму. Именно они основали Коммунистическую партию Египта и были ее первыми лидерами.
Начиная с 40-х годов, египетское правительство боролось с коммунистами и сионистским движением. При этом самыми заклятыми врагами считались именно коммунисты. С другой стороны, евреи, стремившиеся принять участие в египетской политике, были вовлечены в египетское национальное движение, представленное партией «Аль-Вафд» (букв. «партия делегации» либерально-националистического толка, распущена после переворота 1952 года – прим. ред.).
Среди евреев, присоединившихся к «Аль-Вафд», следует назвать адвоката и журналиста Феликса Бен Закана, адвоката, журналиста и бизнесмена Лиона Кастро, а также писателя Мориса Фарджуна. Банкиры Виктор Харари и Юлиус Блюм представляли Египет на состоявшейся в Лондоне в 1933 году экономической конференции. Лион Дичи был секретарем национального экономического совета и национальным контролером государственного долга, а в 1944 году представлял Египет на валютно-финансовой конференции «Объединенных наций» (Бреттон-Вудская конференция, в которой приняли участие 44 государства – члена по антигитлеровской коалиции, прошедшая в США в июле 1944 года – прим. переводчика).
По сути, большинство египетских евреев были связаны с королевским домом и поддерживали его. Сторонниками короля были главный раввин египетских евреев в начале XX века, раввин Хаим Нахум Эфенди, и Йосеф Катауи, глава еврейской общины страны. Это были лидеры самого популярного течения политической мысли среди египетских евреев – тех, кто считали себя прежде всего египтянами и поддерживали власть.
Йосеф Катауи занимал пост министра финансов в 1924 году, министра транспорта в 1925-м и был избран в парламент в 1927 году от партии «Иттихад» (партия с правым националистическим уклоном, просуществовавшая до 1936 года – прим. ред.). Он был участником конференции, подготовившей черновой вариант конституции в 1923 году, членом египетской делегации в Межпарламентском союзе (международная организация, координирующая взаимодействие парламентов разных стран мира – прим. ред.) в 1927 году и дважды возглавлял египетскую делегацию там – в 1929 и 1933 годах. В свою очередь, оба его сына, Аслан и Рене, были депутатами египетского парламента до 1953 года.
Более того, в 1933 году на приеме в британском посольстве Йосеф Катауи заявил, что воздерживается от посещения подмандатной Палестины и не хочет быть вовлеченным в сионистскую деятельность. Он действительно был одним из наиболее заметных противников сионизма в Египте. Его сын Рене также был среди оппонентов сионизма, призывая евреев участвовать в политической жизни Египта и провозглашая лозунг: «Египет – наша страна, а арабский – наш язык». Поддержка египетских интересов главами еврейской общины была столь велика, что летом 1948 года в разгар войны с Израилем, провозглашенным за несколько месяцев до этого, главный раввин Египта Хаим Нахум Эфенди призвал египетских евреев жертвовать средства для египетской армии, поскольку «это наша армия» (можно вспомнить о схожих заявлениях и действиях видных советских евреев, в том числе о памятном Антисионистском комитете советской общественности, который, впрочем, был создан по инициативе властей в условиях отсутствия свободных политических дискуссий в СССР – прим. переводчика).

Ассимилянты
По словам египетского писателя Абдель-Рахмана Аль-Рафаи, когда совет аристократов во время восстания Ораби-паши отказался от британского предложения отправить Ораби-пашу в отставку с поста военного министра, его поддержало 500 видных египтян, в том числе шейх мечети Аль-Азхар и главный раввин Египта.
Среди евреев, поддержавших Ораби-пашу, особенно выделялся журналист и драматург Яков Цануа (1839–1912), которого израильский востоковед, профессор Шмуэль Море назвал единственным евреем в египетской истории, оставившим культурный, политический и общественный след не только в Египте, но на всем Ближнем Востоке. Цануа критиковал политику Тауфик-паши и Исмаил-паши, также противясь и британскому влиянию в Египте, поскольку считал себя египтянином, несмотря на еврейское происхождение.
В 1872 году Яков Цануа основал и возглавил два научных клуба – «Клуб прогресса» и «Клуб любителей науки». В политике он был приверженцем «Хизб аль-Ватан – национальной партии Египта, участвуя также в деятельности партии «Молодой Египет». Осознав, что журналистика  является крайне эффективным инструментом в политической борьбе, он в 1877 году основал сатирическую газету под названием «Абу Натара Зарка» («В голубых очках»), выходившую под шапкой «Египет для египтян» и публиковавшую свои материалы на разговорном арабском языке.
Яков Цануа был изгнан из Египта в 1878 году. Но и после окончательного провала восстания Ораби-паши в 1882 году Цануа, находясь уже в парижской эмиграции, продолжал свою борьбу против британской оккупации Египта.
Среди сторонников ассимиляции были и другие видные деятели еврейской общины Египта. В числе самых ярких из них следует назвать адвоката Дауда Хазана (сына главного раввина Александрии, раввина Элияу Бхора Хазана), бывшего одним из ближайших помощников выдающегося деятеля национального движения Египта Мустафы Камиля, а также Мориса Мизрахи – основателя международной лиги против антисемитизма в Египте, который в 1933–1939 годах был главным вдохновителем бойкота нацистской Германии.
В свою очередь, упомянутые ранее глава еврейской общины Йосеф Катауи и главный раввин Хаим Нахум Эфенди присоединились к международному обращению к британскому правительству с требованием уйти из Египта. После сопровождавшихся насилием демонстраций в 1946 году они провели молитвы в синагогах в память о «святых» египтянах, пострадавших в антибританских демонстрациях, собрав для их семей пожертвования на 8 000 египетских фунтов. Зимой 1946 года оба также приняли участие во всеобщей забастовке против британских сил в Египте.
Среди наиболее заметных активистов в движении ассимилянтов были также адвокаты Лион Кастро и Феликс Бен Закан, состоявшие одновременно в сионистском движении и не видевшие в этом противоречия. Так, Лион Кастро был старшим помощником египетского национального лидера (главы партии «Аль-Вафд») Саада Заглула, одновременно занимая должность главы Сионистской федерации в Египте, входившей в состав Еврейского агентства Сохнут.
Кастро публиковался в швейцарской газете La Liberté («Свобода»), призывая к независимости Египта и приводя британцев в бешенство своими статьями. Феликс Бен Закан, в свою очередь, был активистом сионистского движения, оставаясь при этом членом нижней палаты египетского парламента от партии «Аль-Вафд». Он боролся против британской оккупации в Египте и против монархического антидемократического режима, пока не оставил Египет в 1956 году.
Вместе с тем, надо признать, что в отличие от этих людей, не видевших противоречия между своим еврейством и верностью Египту, большинство евреев Египта не приняли ассимиляции.

Сионисты
Начало деятельности сионистского движения в Египте пришлось на конец XIX века. В 1897 году Йосеф Марку Барух основал в Каире отделение сионистской организации «Бар-Кохба». Еще до Первой мировой войны в Египте выходила сионистская газета на французском языке. Вместе с тем сионистская деятельность в Египте поначалу была довольно слабой, и большинство евреев, живших в Египте, относилось к ней равнодушно.
Однако во время Первой мировой войны сионистское движение в Египте стало активно развиваться благодаря прибытию тысяч евреев из Палестины в Александрию и Каир.
В большинстве своем эти евреи уже были сионистами из Первой и Второй алии, которые были изгнаны турками в числе 11 тысяч подданных европейских государств, оказавшихся с Турцией в состоянии войны. Пребывание изгнанников в Египте повлияло на египетских евреев, резко усилив позиции сионистского движения в стране, что сказывалось и после того, как большинство этих сионистов вернулось обратно в Палестину вслед за захватившими ее британцами.
Летом 1918 года группа евреев из числа сторонников сионистского движения организовала в Александрии Движение в поддержку Эрец-Исраэль. Движение это, правда, декларировало то, что его цели не являются политическими или сионистскими, однако оно сотрудничало с сионистской ячейкой в Александрии. Возглавили его барон Феликс де Менаше и Йосеф де Пичуто. В тот период сионистское движение Египта переживало бурный рост: к 1921 году в Каире действовало уже пять сионистских союзов.
Вместе с тем, в самом начале 20-х годов сионистское движение все еще оставалось маргинальным явлением в среде египетских евреев. По всей видимости, большинство евреев вообще не занимало какой-либо ясной позиции в отношении сионизма. Богатые египетские евреи не поддерживали его открыто, хотя, возможно, среди них и были те, кто тайно жертвовал деньги сионистским организациям. В отличие от них многие бедняки разделяли сионистские, демократические и антиимпериалистические настроения. В 20-е и 30-е годы немногие сионисты уехали из Египта в подмандатную Палестину, большинство же осталось, ограничиваясь получением финансовой помощи и поддержкой первопроходцев.
В период между двумя мировыми войнами сионистское движение в Египте заметно развилось, что вызвало напряжение в среде египетских евреев. Конфликт между евреями и арабами, вспыхнувший в 1929 году (речь идет о еврейских погромах в Иерусалиме, Хевроне, Газе и других городах, инициированных иерусалимским муфтием Амином аль-Хусейни, впоследствии соратником и союзником Гитлера – прим. переводчика), превратил в глазах многих арабов всех сионистов во врагов. Когда же в 1936–1939 годах кровавые события в подмандатной Палестине возобновились (т. н. Арабское восстание, которое возглавил все тот же аль-Хусейни – прим. переводчика), конфликт между евреями и арабами в Египте разгорелся с новой силой. Сионистское же движение стало восприниматься как откровенно враждебное. Вдобавок, после прихода нацистов к власти в Германии, по мере того, как разворачивающиеся в Европе события вызывали усиливающееся возмущение среди египетских евреев, все большее их число поддерживало сионизм, надеясь, что именно это движение обеспечит спасение их европейским собратьям.
Летом 1929 года, когда слухи об инцидентах у Западной Стены в Иерусалиме (то есть погромах евреев, инициированных муфтием – прим. переводчика) достигли Египта, лидеры еврейской общины в Каире обратились к властям с просьбой остановить в Египте антисионистскую и антисемитскую пропаганду, одновременно потребовав от местных сионистов не действовать открыто. Зимой 1930-го главный раввин Египта полностью запретил сбор пожертвований в пользу Эрец-Исраэль. Средства, однако, продолжали собирать, правда, в тайне, что вызывало сопротивление тех представителей общины, которые опасались за жизни египетских евреев. Весной 1933 года было создано египетское отделение «Международной лиги против германского антисемитизма», благодаря усилиям которой каирская община заняла откровенную антисионистскую позицию.
Однако к концу 30-х и в 40-х годах сионистское движение уже невозможно было игнорировать. В 1944 году в Египте действовали уже четыре сионистские организации: «Хе-халуц ха-цаир» («Молодые первопроходцы»), «Ха-иври ха-цаир» («Молодые евреи»), «Бней Акива» (Дети Акивы) и «Ха-хистадрут ха-ционит ха-хадаша» («Новая сионистская организация»). Все они активно противились деятельности Эцеля и Лехи (еврейских боевых организаций, боровшихся в подмандатной Палестине против британцев и арабов – прим. переводчика) в Египте. Египетские власти, в свою очередь считавшие, что сионистские организации угрожают общественному и политическому порядку куда меньше, чем коммунисты, позволяли им действовать свободно, требуя все же не слишком привлекать к себе внимание.
Хотя египетские власти и не боролись с сионистами, главы еврейских общин в Александрии и Каире все равно активно и резко выступали против сионизма. Так, после того как в начале ноября 1945 года в Каире и Александрии произошли еврейские погромы, а также в ответ на продолжающуюся деятельность сильной сионистской фракции в совете еврейской общины, глава каирской еврейской общины Рене Катауи от имени всего египетского еврейства откровенно и резко выступил против сионизма, вскоре уйдя в отставку со своего поста. Евреи-коммунисты тоже открыто выступали против сионизма. Власти стали преследовать сионистов с конца сороковых годов. Многие из членов сионистских организаций были арестованы, а некоторые даже были обвинены в шпионаже.
Сионизм как организованное движение полностью закончилось в Египте с провозглашением Государства Израиль. Вместе с тем, парадоксальным образом именно тогда основная сионистская идея – репатриация в Израиль – и стала осуществляться. С окончанием войны между Израилем и арабскими странами большинство евреев постепенно оставило Египет.

Коммунисты
Впервые организованное коммунистическое движение заявило о себе в Египте в 1920–1925 годах, но действовать стало уже позднее – в 1940–1952 годах. Примечательно, что большая вовлеченность евреев в коммунистическое движение Египта проявилась уже с самого начала. Евреи-коммунисты выступали за независимость Египта и изгнание британцев, ратуя за социальную и политическую справедливость. Вместе с тем, хотя евреи заметно выделялись в египетском коммунистическом движении и были среди ее лидеров, количество вступивших в компартию евреев за все годы ее существования не превысило тысячи человек.
Одной из причин тому было объявление этой организации в двадцатых годах вне закона.
Йосеф Розенталь был среди основателей Египетской коммунистической партии, к которой по разным причинам присоединились и другие евреи. Почему евреи были столь заметны в Египетской коммунистической партии? Во-первых, еще в самом начале 20-х годов в Египет эмигрировали евреи из стран, где социалистические и коммунистические идеи были широко распространены. Многие из этих эмигрантов изначально симпатизировали коммунистам. При этом инородцам в Египте была предоставлена относительная свобода действий, позволявшая этим евреям присоединяться к компартии. Во-вторых, египетские евреи, в том числе и местные, владели иностранными языками гораздо лучше, чем средние египтяне. Поэтому марксистская литература стала доступна им гораздо раньше, чем она была переведена на арабский язык. Таким образом, когда компартия была основана, многим евреям уже были знакомы эти идеи.
Среди евреев, сыгравших особенно заметную роль в компартии Египта, прежде всего стоит назвать Генри Куриэля, прозванного «отцом коммунистического движения Египта». Куриэль родился в Каире в 1914 году. Поначалу он активно поддерживал идеи ассимиляции, но вскоре вдохновился коммунизмом. В 1943 году он основал «Египетское движение национального освобождения», объединившееся в 1947 году с движением Хилеля Шварца под названием «Демократическое движение национального освобождения». В 1948 году Куриэль и его товарищи были арестованы, а в 1950-м изгнаны из Египта. Находясь в эмиграции в Париже, Куриэль поддержал в 1952 году египетскую революцию «Свободных офицеров».
Египетские евреи участвовали в деятельности и других коммунистических организаций. В 1934 году инженер Поль Жаком де Комб основал «Союз борцов за мир». К слову, это коммунистическое движение, как и «Демократическое движение за национальное освобождение» под руководством Куриэля, поддержало решение ООН 1947 года о разделении подмандатной Палестины на два государства.
Параллельно евреи-коммунисты боролись и с сионизмом. С их точки зрения, египетские евреи были египтянами еврейского происхождения, а потому они считали сионизм опасным движением. Они даже создали целую антисионистскую структуру, в рамках которой активно выступали против сионизма в прессе, устраивали демонстрации и распространяли антисионистские листовки, стремясь убедить общество в том, что не все евреи – сионисты. Так, пятеро евреев, членов «Искры» – одной из наиболее крупных коммунистических групп в Египте, основали в 1947 году «Еврейскую антисионистскую лигу». Целями этого движения были в частности: борьба с сионистской пропагандой, с их точки зрения, противоречившей интересам как евреев, так и арабов, укрепление связей египетского народа и арабов в целом с евреями и борьба за независимость и демократию в Египте. Они также распространили пространное заявление под заголовком «Обращение к египетским евреям», в котором выступили против сионизма, называя его врагом евреев и призывая его сокрушить.

Поворотная точка
Поначалу подавляющее большинство египетских евреев, включая сторонников старой власти и ассимиляции, поддерживало идею политического решения в конфликте между арабами и евреями в подмандатной Палестине. Египетское правительство даже пыталось привлечь египетских евреев к решению проблемы с помощью переговоров с сионистами в Эрец-Исраэль. В 1943 году египетское правительство послало еврейского депутата парламента Аслана Катауи, сына главы еврейской общины Йосефа Катауи, в Тель-Авив для встречи с Бен-Гурионом. Но Бен-Гурион отказался от предложения попытаться основать одно государство вместе с арабами (поскольку он опасался, что евреи будут этническим меньшинством в этом государстве ­– прим. переводчика). Позднее глава правительства Египта Махмуд ан-Нукраши-паша обратился с просьбой к Феликсу Бен Закану сформировать делегацию египетских евреев, которая отправилась бы в США для встреч с американскими евреями и попыталась бы найти решение проблемы (иными словами, уговорить американских евреев отказаться от поддержки сионистов – прим. переводчика).
Однако война, разразившаяся в 1948 году между арабскими странами, в том числе Египтом и Израилем, стала поворотной точкой в жизни египетских евреев и началом конца их общины. До 1947 года большинство египетских евреев – как тех, что были сторонниками сионизма, так и равнодушных к нему, видели себя египтянами «Моисеевой веры», именно таким было к ним и отношение властей и общества. Но после провозглашения Государства Израиль отношение со стороны властей и общества изменилось самым радикальным образом. Египтяне перестали считать евреев равными гражданами своей страны. Эмиграция евреев из Египта стала массовой и стремительной. К середине 50-х годов большинство евреев оставило Египет, оказавшись в Израиле или на Западе.
После революции «свободных офицеров» в 1952 году в Египте стала набирать силу тенденция отрицания вклада евреев в национальное движение страны. Насер и его сторонники приложили все силы к тому, чтобы изобразить евреев как тех, кто, попытавшись захватить контроль над прессой, промышленностью и торговлей, стремился разрушить Египет.
Однако еврейская община существовала в Египте на протяжении тысячелетий, внося свой экономический, социальный и культурный вклад. В последние сто лет, когда Египет освободился от ярма колониализма, еврейская община стала неотъемлемой частью культурной, общественной и политической жизни страны. А потому важно помнить эту вовлеченность евреев в общественную жизнь Египта и надеяться, что подобное сотрудничество между евреями и арабами увеличит шансы на мирное сосуществование двух народов где бы то ни было.

От переводчика:
У этой статьи, написанной специально для израильского исторического журнала «Сгула», не совсем обычный автор. Это египтянин, житель Каира, специалист по Израилю, переводчик более полутора десятков книг с иврита на арабский язык.
Хотя мирный договор между Израилем и Египтом был заключен почти сорок лет назад, а между правительствами стран сегодня существует тесное сотрудничество в борьбе с исламистским террором, отношение к Израилю среди египтян в основном варьируется от холодного до откровенно враждебного.
Статья египтянина об Израиле, написанная в спокойном тоне, – явление необычное. Несмотря на спорность некоторых оценок, факты, приводимые автором, крайне занимательны и дают исключительное представление о последних десятилетиях жизни более не существующей еврейской общины Египта. Вдобавок они позволяют увидеть светское государство, существовавшее в первой половине XX века на берегах Нила, и сравнить его с тем, в которое оно превратилось впоследствии под влиянием охвативших Ближний Восток процессов исламизации и радикализации.
Не нарушая ни последовательности, ни стиля авторского изложения, мы лишь позволили себе в некоторых случаях добавить в скобках небольшой комментарий, дополняющий повествование.

Амар Зхария ХАЛИЛЬ, перевод Александра НЕПОМНЯЩЕГО,
Москва-Ерушалаим. 26 августа 2018 года

 

<<< Назад


 

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.