Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 775 - 776
18 июня - 31 июля 2018

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«ТАСС», «Русская служба BBC», «Новые Известия», «iReactor», «Невские новости», «Петербургская газета», «Экономика сегодня», «РБК», «Росбалт», «Коммерсантъ», «Прайм», «Парламентская газета», «Газета.Ру», «Forbes», «RT на русском», «News.ru», «Вместе-РФ», «Pravda.ru», «Aftenposten», «Обозреватель» о пенсионной реформе
«Новые Известия», «Bloomberg», «Le Temps», «БИЗНЕС Online», «Stern» о повышении пенсионного возраста в разгар Чемпионата мира
«Мои года», «Русская служба BBC», «Капитал страны», «Новые Известия», «РБК», «The Independent» и «Город 812» о противниках пенсионной реформы
«Znak», «Русская служба BBC» о проблемах трудоустройства пожилых
«Газета.Ру», «Вечерняя Москва», «Полит.Ру», «Ведомости» об упразднении балльной пенсионной системе
«TUT.BY» и «udf.by» о повышении пенсионного возраста в Беларуси
«РБК» о майских указах
«Life» о жизни до 200 лет
«Коммерсантъ» и «РБК» о врачебной тайне
«Российская газета» о борьбе с раком
«Доктор Питер» и «Комсомольская правда» о снижении смертности и ЗОЖ
«Новые Известия» о спаивании россиян
«РБК» о росте спроса на алкоголь
«Российская газета» об ожирении

«Forbes» о телемедицине
«Forbes» о платной медицине
«Российская газета» об игромании как болезни
«Tageszeitung», «Новые Известия» о сексе с иностранцами
«Обозреватель» о культуре секса
«BBC Future» о сексе будущего
«Frankfurter Rundschau» о российской эмиграции
«Дальневосточный капитал» о естественном приросте на Сахалине
«Амур.инфо» о собирании народа на Дальнем Востоке
«Русский Век» о конференции по миграции
«Невские новости» о квотах для иностранных рабочих
«Blogos» о решении проблем трудовых мигрантов
«Фергана» о мигрантах с ВИЧ
«Ракурс» о результатах безвиза для украинцев
«Deutsche Welle», «euronews», «Le Monde» о миграционном кризисе в Европе
«Доктор Питер» о невозможности ВИЧ-положительным усыновить детей
«Парламентская газета» о безнадзорных детях
«Коммерсантъ» об автоматизации труда
«Forbes» о молодежном рынке труда
«DennikN» об уровне жизни в Словакии и России
«РБК» о деле против производителя презервативов
«Sayidaty» о женском обрезании
«Sputnik» о растлении традиционных ценностей Запада

… о телемедицине

Доктор из будущего: как в России развивается телемедицина

На конференции Forbes директор по инновациям мобильной клиники Doc+ Илья Ларченко рассказал, как большие данные меняют российскую медицину

Как будет выглядеть первичная медицинская помощь в ближайшем будущем? Предположим, что пациенту плохо и ему требуется медпомощь. Ему не придется идти в поликлинику и стоять в очереди за талоном. Нужно будет просто открыть приложение и описать, что его беспокоит. Система, которая умеет работать с живым человеческие языком, поймет что там написано, структурирует информацию и передаст ее боту. Бот задаст уточняющие вопросы для медицинского кейса и сделает выводы о том, что нужно пациенту, — например, вызвать скорую или обратиться к телемедицине. Если врача нужно вызвать на дом, то система автоматически поймет какого именно специалиста нужно направить к этому пациенту и направит его на этот вызов.
Пока врач едет к пациенту, он сможет на планшете ознакомиться с информацией, собранной ботом, посмотреть историю болезни и приедет к нему, будучи уже подготовленным и не тратя время на первичный опрос. На вызове финальное решение о постановке диагноза и лечении, по всей видимости, будет принимать человек, а все эти инструменты станут лишь вспомогательной инфраструктурой.
После этого врач заполнит медкарту, которая будет автоматически проверена. Если вдруг система подумает, что есть ошибки, то загорится «красная лампочка» и специалисты поймут, что эту карту нужно перепроверить вручную и понять, кто все-таки ошибся — система или доктор. На каждом этапе система будет собирать данные по взаимодействию с клиентом, чтобы оптимизировать каждый из этих шагов, что приведет к повышению стандартизации и снижению ошибок.
Кажется, что это все из далекого будущего. Но это не так. Большинство этих пунктов уже реализованы в рамках сервиса Doc+.
История компании Doc+ началась примерно три года назад с довольно узкоспециализированного сервиса по вызову врача на дом. Это была единственная услуга в приложении: вызов педиатра или терапевта на дом. Эта услуга до сих пор является одной из ключевых: за все время, фактически не имея клиники, в которой можно было бы принимать пациентов, компания обработала более 160 000 консультаций на дому и онлайн, став полноценным медицинским сервисом. Теперь это лицензированная медицинская организация, в штате которой работают настоящие врачи и которая сотрудничает с большим количеством клиник и страховых компаний, что в совокупности охватывает 85% рынка ДМС.
Doc+ одними из первых на российском рынке стали активно заниматься телемедициной с консультациями клиентов в чатах, по видеосвязи и по телефону и хранить все медицинские данные в цифровом формате. Все это доступно в рамках одного приложения, которое устроено по аналогии с мобильным банкингом, когда пользователю нет необходимости идти в отделение банка, чтобы оформить карту или получить какие-то услуги. В мобильном приложении он может вызвать врача, переадресовать свой вопрос узкому специалисту, получить направление на какие-то инструментальные исследования, записаться в другие клиники или заказать лекарство, так как сервис работает с тремя крупнейшими сетевыми аптеками в Москве. И при этом, вся информация накапливается в единой медицинской карте. Таким образом, и клиент может получить все медицинские услуги в одном сервисе.
Использование всех собранных данных — это основа долгосрочного развития и одно из ключевых стратегических направлений в медицине на ближайшие несколько лет. Чем больше данных накапливается, тем более персонализированную, комплексную помощь врачи могут оказать этому пациенту, тем чаще этот пациент будет обращаться или советовать сервис своим знакомым.
И на самом деле, это не сложно. В этом нет ничего инновационного. Во-первых, есть информационные продукты, которые не отличаются от продуктов и услуг в других отраслях: алгоритмы и модели, которые позволяют медсервисам работать с базой клиентов позволяют прогнозировать спрос и предложение. Это то, что очень активно используется, например, в e-commerce.
Есть несколько направлений оптимизации IT-процессов в медицине.
Первое — операционное. Это система автоматической диспетчеризации врачей. Когда-то на заре компании Doc+, когда вызовов было немного, врачей по вызовам распределяли вручную: оператор сидел, смотрел на карту, смотрел, где находятся врачи, а где вызовы и придумывал — как это все соединить. Но как только бизнес начал расти и масштабироваться, стало очевидно, что руками это делать невозможно. Нужна была какая-то продвинутая система, чтобы вызовы не терялись, обрабатывались как можно быстрее и требовали как можно меньше денег на транспортные расходы. Для решения этой проблем Doc+ с нуля создал собственную систему диспетчеризации, в которой есть сервис распределения врачей, картографический сервис и сервис, который оптимизирует расположение врачей и просчитывает для каждого оптимальный маршрут до конца дня.
Еще один вектор развития — медицинский. Речь не о совершенствовании оборудования на сверхсложные операции, а о сервисе. В данном случае — о работе с текстовой медицинской информацией. В медкартах пациентов хранится огромное количество очень ценной информации. Мы создали умный алгоритм, по сути — рекомендательную систему, которая может понимать, какие жалобы есть у пациента. Например, если пациент напишет, что у него есть кашель и насморк, то система автоматически поймет, что вместе с этими симптомами часто идет боль в горле, высокая температура и у пациента нужно уточнить информацию об этих симптомах. Пациент рассказывает боту о своем медицинском кейсе, и когда подключается доктор, то он уже может видеть краткий анамнез, того, что происходит с пациентом. Также система учитывает пол и возраст пациентов, и поэтому у пациентов старше 60 лет она обязательно спросит про давление и уточнит другие вопросы, связанные с возрастными особенностями. Главное — это система позволяет не тратить время врача на этапе первичного общения пациента с клиникой.
И третье – это система автоматической проверки карт. В обычных поликлиниках все карты вручную должны проверяться врачами-экспертами. Формальными признаками проверки является полнота сбора жалоб. Более существенными — правильность постановки диагноза, правильность назначения лечения при определенных симптомах и результатах осмотра. На этом этапе тратится много времени экспертов, поэтому ни у одной клиники нет возможности полностью проверить 100% карт. Чтобы увеличить точность обнаружения ошибок и снизить время ручного труда эксперта на проверку карт, мы сделали систему, которая по 15 различным критериям автоматически может выставлять оценку каждой медкарте. Это позволяет нам находить около 60-70% врачебных ошибок, а вручную остается проверить только те карты, в которых система обнаружила потенциальные ошибки.
Но, конечно, ни одна система не заменит человека полностью. До этого еще далеко.

Илья ЛАРЧЕНКО Forbes. 16 июня 2018 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.