Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 771 - 772
21 мая - 3 июня 2018

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«Известия», «OpenEconomy», «РБК», «Газета.Ру», «РИА Новости» и Росбалт» о новых прогнозах численности населения
«812online», «Дождь», «Русская служба BBC», «Росбалт» и «Накануне.RU» о майском указе
«РБК», «Новые Известия», «Экономика сегодня», «Коммерсантъ», «Взгляд», «Ruposters», «Московский Комсомолец», «pravda.ru», «Новая газета», «URA.RU», «Век», «News.ru», «Росбалт», «Известия» об инициативе поднять пенсионный возраст
«Российская газета» и «Коммерсантъ» о миграции дальневосточников
«Российская газета» и «iq.hse.ru» о репатриации
«Коммерсантъ» о штрафах для мигрантов
«Sputnik» о семейных ценностях мигрантов
«Sputnik» о миграционном кризисе в Европе
«TUT.BY» о биометрических паспортах в Беларуси
«Новая газета», «The Village», «REGNUM» и «Коммерсантъ» о ВИЧ
«Коммерсантъ» о здравоохранении
«Русская служба BBC» о запрете импортных лекарств
«Российская газета» о мужском здоровье

«Газета.Ру», «Sputnik» и «The New York Times» о сексе и сексуальном поведении
«Kansan Uutiset» о сексуальных домогательствах
«Доктор Питер» об ЭКО
«Tageszeitung» об обучении прерыванию беременности
«Известия» о ЗОЖ среди пожилых
«Российская газета» о беременных наркоманках
«Медуза» об австралийском доноре крове
«Наша Нива» о здоровье белорусов
«Forbes» о работе роботов
«Пятый канал» об отмене ограничения рождаемости в Китае
«БНК» о брачном договоре
«Forbes» о разводах миллиардеров
«Вечерняя Москва» о христианских браках
«Русская служба BBC» о ДТП с участием беспилотных автомобилей
«Известия» о суицидальном поведении
«День» о голодоморе на Украине
«XXII ВЕК» о палеодемографии

… о репатриации

Помогают вернуться

За год в Россию переехали 120 тысяч переселенцев

Итоги и проблемы реализации Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, были обсуждены на заседании Межведомственной комиссии. По мнению председателя комиссии главы МВД России Владимира Колокольцева, эта программа может выступать эффективным механизмом решения демографических проблем.
- Только в прошлом году в рамках ее выполнения в Россию переехали почти 120 тысяч человек. В основном это представители экономически активных слоев населения, - рассказал министр.
На заседании комиссии обсуждались практические аспекты реализации программы и подготовленные МВД России проекты нормативных актов в сфере миграции. Одним из важных результатов стало увеличение участвующих в программе регионов - их теперь 66. Еще ряд территорий подключится к процессу в самое ближайшее время.
- Наибольший интерес к переезду в Россию мы наблюдаем со стороны соотечественников из стран Содружества Независимых Государств. В качестве нового места жительства чаще всего выбираются населенные пункты Центрального, Сибирского, Уральского и Приволжского округов. В десятку лидеров также входит Калининградская область, где прием переселенцев начался в 2007 году в рамках пилотного проекта. За прошедшие 10 лет в этот регион прибыло порядка 42 тысяч человек, - сообщил Владимир Колокольцев.
Министр внутренних дел проинформировал, что во исполнение принятых ранее решений ведомством подготовлены проекты указов президента Российской Федерации, которые уже вступили в законную силу. В частности, предусмотрено сохранение статуса члена семьи участника Госпрограммы в случае расторжения брака и право повторного включения в нее. Собственно, совершенствование законодательных основ добровольного переселения - одно из важнейших направлений в работе с соотечественниками.
Один из примеров такого совершенствования - предложение освободить граждан Украины и Белоруссии при приеме в российское гражданство от прохождения комиссии на знание русского языка. Эта инициатива уже оформлена в виде законопроекта. Отмена бессмысленной для русскоязычного человека бюрократической процедуры не только значительно облегчит, но и ускорит возвращение людей на свою историческую родину. Предлагается предоставлять соотечественникам и бессрочный вид на жительство в России. Он должен выдаваться на пять лет с возможностью продления, а с какого-то момента - и на бессрочной основе. Сейчас же - либо на три года с продлением, либо - на пять, но уже без права на продление.
Кстати, в советское время с видом на жительство можно было прожить всю жизнь. Человек обладал точно такими же правами и обязанностями, что и с обычным паспортом. Более того, не имея советского гражданства, тем не менее можно было всю жизнь работать и даже оформить себе пенсию.
Сегодня для того, чтобы получить вид на жительство, существует еще одно так называемое "сито" - это разрешение на временное проживание. Оно нужно для тех наших соотечественников, которые по разным причинам не смогли стать участниками Государственной программы переселения. Но тут возникает другая проблема - они пытаются въехать сами и сталкиваются с квотами. Оказывается, чтобы остаться в России, нужно получить такое разрешение.
В МВД считают, что регион должен сам распределять квоты.

Михаил ФАЛАЛЕЕВ, Российская газета. 21 мая 2018 года

Мысленное возвращение

Обратима ли утечка умов из России

Интеллектуальная миграция из России может быть обратимой. Высокообразованные специалисты говорят о возможности возвращения, если на родине улучшится экономическая ситуация и для них найдутся перспективные вакансии. Доклад об этом представили демографы ВШЭ на XIX Апрельской международной научной конференции.

Тренды эмиграции
Утечка умов из России — не обязательно необратимая, показали глубинные интервью с высококвалифицированными специалистами. Многие из них допускают возможность переезда на родину, если для них найдется  достойная работа и в стране изменится состояние экономики. В качественном исследовании участвовали ученые (химики, физики, математики), программисты, финансисты, экономисты, архитекторы, дизайнеры, культурологи и врачи. Период эмиграции охватил 2011-2017 годы, география переездов включала 19 стран, было проведено свыше 40 глубинных интервью. Женщин и мужчин среди респондентов почти поровну. Свыше половины состояли в браке. Почти все информанты имели опыт работы в России.
Исследователи приводят общую статистику по эмиграции. В дальнем зарубежье живут более 2,7 млн уроженцев России. Из них свыше половины — 1,5 млн человек — сохраняют российское гражданство. Если в 1990-е годы была «этническая» эмиграция (репатриация по этническому принципу — в Германию, Израиль и пр.), то начиная с 2000-х годов отток больше объясняется поездками на учебу, работу и воссоединением с родственниками. Очевиден и экономический уклон эмиграции, связанный с различиями в уровне жизни в России и в принимающих странах. Для высококвалифицированных специалистов главный мотив — достойная (интересная, хорошо оплачиваемая, перспективная для карьеры) работа.
Этот мотив позволяет разделить респондентов на две группы:
 Те, для кого занятость стала push-фактором — «выталкивающей» причиной отъезда,
 Те, для кого трудоустройство было pull-фактором — мотивом притяжения в другую страну.

«Выталкивающая» сила работы
Среди тех, кто уехал из-за отсутствия достойного трудоустройства, можно выделить четыре категории:
 Эмигранты, которых устраивала их занятость в России, но экономический кризис 2014 года, особенно обвал рубля, моментально ухудшил их материальное положение. Они стали искать работу за рубежом. Это высокооплачиваемые специалисты — в первую очередь, программисты. До кризиса их зарплаты были конкурентоспособными на мировом рынке труда.
 Люди, у которых сузилась сфера профессионального применения. Из-за кризиса у них не просто упали зарплаты, но и закрылись проекты. Опрошенные были вынуждены перейти на менее оплачиваемую и интересную работу. Главным образом это те, кто занят в финансово-экономической сфере.
 Респонденты, которые были довольны работой, но разочарованы зарплатой, причем еще до кризиса. В этой группе — архитекторы, врачи, преподаватели, молодые специалисты в различных областях.
 Информанты, недовольные не столько зарплатой, сколько содержанием работы и карьерными перспективами.

Занятость как магнит
Работа может быть не только выталкивающим, но и притягивающим фактором миграции.
По словам исследователей, «заметной группой стали те, кто ценил свою занятость в России, но желание приобрести дополнительный международный опыт, попробовать себя в условиях иностранного рынка труда оказывалось сильнее». Возможно также, что респонденты «заранее задумывали себе именно такую траекторию личностного развития (переезд в другую страну) и не хотели от нее отступать, даже если на данный момент их все устраивало». Любопытно, что при этом опрошенные признают, что «переезд не решил их финансовых проблем».
И, наконец, есть группа респондентов, живущих за рубежом и сохраняющих занятость в России, на удаленке. Видимо, они хотели поменять страну, но не работу, и ценят формат своей занятости.

Причины исхода
При анализе мотивов отъезда сразу выделилась группа респондентов, которые очень давно задумали уехать. Внешние обстоятельства (например, экономические) не играли для них главной роли. Они просто подтолкнули к реализации давнего замысла.
Остальные опрошенные приняли решение об эмиграции под влиянием комплекса факторов — и выталкивающих, и притягивающих. Причем 2014 год оказался судьбоносным.
 Для большинства основным выталкивающим фактором стало ухудшение экономической ситуации после 2014 года: проблемы на рынке труда, снижение зарплат, сужение карьерных возможностей и пр.
 Часть респондентов уехала из-за недовольства политической ситуацией.
Для выезжающих на учебу (в магистратуру и пр.) респондентов первичны притягивающие факторы: шансы получить то образование, которого нет в России. Среди более возрастных респондентов популярен, естественно, не образовательный мотив, а возможность приобрести опыт работы или жизни за рубежом. Притягивать в другую страну могут и более комфортные климатические и социальные условия. Работа на удаленке, которая становится все более популярной, позволяет реализовать эту жизненную стратегию без проблем.

Потенциальные «возвращенцы»
По возможности переезда на родину исследователи разделили респондентов на три группы. Одна из них (около трети респондентов) точно не собирается возвращаться. Вторая группа (15% информантов) постоянно изучает российский рынок труда и в случае хорошей вакансии готова быстро вернуться.
Третью, самую многочисленную группу (около половины опрошенных) составили те, кто не закрывает для себя возможности возвращения, но «конкретные его сроки туманны».  
Те, кто окончательно осел за рубежом, в среднем старше по возрасту. В этой группе много семейных пар с детьми и женщины, вышедшие замуж за иностранцев. Тем не менее, отъезд объясняется политическими причинами.
«Почти невероятной выглядит возможность возвращения тех, кому приходится долго и трудно подтверждать свою квалификацию за рубежом, — добавляют исследователи. — Среди них самый яркий пример — врачи». Респондент 30 лет (место жительства — Германия) поясняет: «Я не знаю точно, чем смогу заниматься в Москве. <…> У меня такое ощущение, что мне нужно начинать опять все сначала. И опыт, который у меня есть, он особо никому там [в России] и не нужен». На основе ответов опрошенных исследователи заключают, что «пока на рынке труда России не очень востребованы хорошо обученные и получившие опыт работы за рубежом специалисты».
Вторая группа была бы намного больше, в первую очередь, за счет тех, кто уезжал учиться в магистратуру, но кризис на рынке труда изменил их планы о возвращении. Так, участник исследования  (27 лет, живет в Испании) рассказывает: «Я люблю свою страну, обожаю Сибирь. Одно время у меня была дикая тяга обратно. <…> С точки зрения участвовать в экономике этого региона». Однако, по словам респондента, он понял, что «будучи не самой активной и не самой властной единицей, будет тяжело бороться с тем статусом-кво, который сложился за десятилетия, а то и за всю историю, возможно». Сиюминутных изменений, по его мнению, не будет.
Третья группа могла бы вернуться, если бы не неопределенность ситуации. «Что там [в стране] будет дальше происходить, пока непонятно», — считает 32-летний информант, работающий во Франции.

Что заставит вернуться
Условия, при которых возвращение в принципе возможно, для второй и третьей групп схожи. Все отличие — в приоритетах. 
 Для мигрантов, рассматривающих конкретные сроки возвращения, важнее качество вакансий. Респондент (Нидерланды, 25 лет) подчеркивает: «Мне кажется, можно жить и нормально работать [в России]. Как минимум, в Высшей школе экономики. <…> Я мог бы здесь жить и с интересом, хорошо работать».
 Те, кто в принципе допускает переезд на родину, но не называет сроков, рассчитывает на улучшение ситуации в России. Так, информант 34 лет (Испания) мечтает о наступлении «новых ранних 1990-х». «Когда все будет невероятно бодро и какой-то дикий движ, то, может быть, я подумаю о том, хочется ли мне вернуться, — говорит информант. — <…> Это случится неизбежно, но я не думаю, что в течение ближайших 10-15 лет». Респондент из Германии, 28 лет, называет условием своего возвращения «большую открытость» страны. «Если больше будут люди общаться <…> если люди смогут свободно ездить, молодое поколение, в Европу на учебу и потом возвращаться обратно, и начинать жить нормально», – резюмирует он.
*Доклад опирается на данные исследовательского проекта, осуществленного ИНСАП РАНХиГС в 2017 году.

Авторы исследования:
Никита Мкртчян, ведущий научный сотрудник Центра демографических исследований Института демографии НИУ ВШЭ
Юлия Флоринская, старший научный сотрудник Центра демографических исследований Института демографии НИУ ВШЭ

Ольга Вадимовна СОБОЛЕВСКАЯ, iq.hse.ru. 10 мая 2018 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.