Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 767 - 768
9 - 30 апреля 2018

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«Московский Комсомолец», «Коммерсантъ» и «Forbes» об отчете работы правительства за год
«Глас народа» и «Коммерсантъ» об итогах работы Минздрава и новых задачах
«Коммерсантъ», «ТАСС» и «Полит.Ру» о пенсионной реформе
«Свободная Пресса» о продолжительности жизни
«Московский Комсомолец» о статистике смертности
«Российская газета» о здоровье мужчин
«Известия» о здоровье офисных работников
«Republic» об ожирении
«Российская газета» о борьбе с неинфекционными заболеваниями
«REGNUM» о проблемах белгородского здравоохранения
«ЗДРАВКОМ» о раке
«go31.ru» и «За рулем» о смертности от ДТП
«Российская газета» о профилактике наркомании
«Российская газета» о самолечении
«iq.hse.ru» об эвтаназии
«Российская газета» о новом медицинском сервисе
«Невские новости» о работе уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

«Новые Известия» о проблеме детских садов
«Известия» о профстандартах для нянь
«Газета.Ру» и «Yle» о вспомогательных репродуктивных технологиях
«Helsingin Sanomat» о мужчине, который смог родить
«The New York Times» о «свалочном кризисе» в Волоколамске
«Российская газета» о забастовке фельдшеров в Воронеже
«Новые Известия» о рационе граждан СССР
«REGNUM» о бегстве населения с Дальнего Востока
«Свободная Пресса» и «Tages Anzeiger» об утечке мозгов из России
«Газета по-украински» и «Слово и Дело» о трудовой миграции украинцев
«Новые Известия» о жизни апатрида
«ФедералПресс» о переменах к лучшему
«Central Asia Monitor» о движении к моноэтничности в Казахстане
«Life» о первой советской феминистке
«Le Monde» о незамужних китаянках
«Новые Известия» об идее «раскулачивания» олигархов
«Собеседник» о гомофобии
«Raseef22» и «The New York Times» о расе и расизме
«Новые Известия» об экспериментальной жизни бездомного

… об экспериментальной жизни бездомного

Бурятский журналист узнал, каково быть бомжем в России

Бурятский журналист Аюр Баев решил на себе испытать, как живётся бездомным и бродягам. Он загримировался в классического бомжа, оделся в лохмотья и пошел просить милостыню на улицах Улан-Удэ. Вывод оказался неутешительным - прохожие почти все проявили чёрствость и презрение, а "коллеги" прогоняли с прибыльных мест.
Журналист говорит, что на такой поступок его подвиг опыт Бенжамина Макадамса, мэра городского округа Солт-Лейк в штате Юта, где проживает более миллиона человек. Глава города, обеспокоенный тем, что на его улицах слишком много попрошаек, сам четыре дня провел в образе бомжа, сменив деловой костюм на старые джинсы и рваный свитер. От дождя он укрывался куском брезента. Ощутив на себе, что выживание на улице сродни подвигу, он добился, что в округе был принят ряд новых социальных программ.
"Перевоплотиться в человека неопределенного возраста, социального положения и занятий помогли гримеры Государственного Русского драматического театра им. Н.А. Бестужева, - рассказывает Аюр Баев на сайте "Информ-Полис". - Моей личности добавили шрам, россыпь прыщей и легкую щетину. Поработали они и над моими руками, ногтями и зубами, чтобы ничто не выдавало во мне некогда приличного мужчину. В итоге в зеркале я увидел, как мне показалось, самого страшного человека в мире. Этот шрам почти на половину лица был просто пугающим, а морщины и прочие элементы грима спокойно накинули мне десяток лет.
Первое, что я испытал на улице, – это стыд. У меня в голове не укладывалось, как здоровый молодой человек с руками и ногами может ходить в таком отрепье, да еще приставать к прохожим. Пришлось полностью изменить походку, осанку, свой взгляд и манеру речи. Первую остановку я решил сделать у кафе возле Гостиных рядов.
- Слушай, помоги, дай десять рублей, есть хочется, – обращался я к прохожим.
Но никакого результата это не принесло – люди шарахались от меня, как от чумного, игнорировали или коротко отказывали. В этот момент я ощутил, каково это – быть никому не нужным и презираемым, и по-новому осмыслил известную пословицу "От тюрьмы и от сумы не зарекайся…"
Через 20 минут журналист решил перебраться на более "хлебную" точку - к торговому центру, но там уже сидел другой, настоящий бомж, который его прогнал со словами: "Уходи, это мое место".
Другая проходная "точка" на оживленной улице оказалась, к счастью, незанятой. Расстелив картонку, переодетый "бомж" уселся на нее и стал просить милостыню у прохожих.
"Самыми жалостливыми оказались женщины от 30 лет, - рассказывает журналист.
- Ты кто, откуда, давно здесь? – внезапно обратилась ко мне женщина лет 50-ти.
Я насторожился - уж больно любопытной оказалась прохожая. Еще больше я испугался, когда она сказала, что приедет за мной в понедельник. Но мои сомнения на её счет оказались напрасными, женщина представилась как сотрудник одного из медицинских центров. В её голосе прозвучали нотки сострадания и сочувствия. Мне даже захотелось довериться этой женщине и пойти с ней, но для этого мне бы пришлось выдать себя.
Следующий мой пункт пребывания – наш знаменитый "Арбат", место всех попрошаек и бродячих артистов. Там, к сожалению, у меня ничего не вышло. В основном по улице ходили молодые люди и девушки, которые, как оказалось, не особо любят делать подачки.
Прохожие отказывались помогать и деньгами, и продуктами. Тогда я решил ради интереса попробовать знакомиться с молодыми девушками. Итог таких знакомств, конечно, предсказуем, тем не менее хотелось понаблюдать за их реакцией. Сначала подошел к одной стройной блондинке у газетного киоска. Её ответ был очень категоричным: "Отвали! Иди работай". Потом были еще другие девушки, но, как только они слышали мой голос и понимали, кто с ними разговаривает, торопливо уходили. Только одна из девушек, которую я попросил купить воды, отнеслась с сочувствием, однако ее подруга не дала помочь мне".
Денег, собранных на улице за полчаса оказалось 56 рублей 85 копеек. То есть, по самым грубым подсчетам (час - 100 рублей, в день – 800, пять "рабочих" дней), получается около 16 тысяч рублей в месяц. Не густо, а ведь надо как-то подумать о самом главном - крыше над головой, каких-то лекарствах. Ведь жизнь в "полевых" условиях здоровье не укрепляет.
"Как считается, растущее количество бездомных и попрошаек – очевидный критерий деградации уровня жизни", - пишет журналист, приводя статистику: в 2016 году в Улан-Удэ было 638 бездомных, в 2017 - уже 757. Не так-то уж и мало для города с населением 432 тысячи человек.
"Специалисты не могут ответить на вопрос, почему тех, кто оказался на дне, с каждым годом становится все больше, - заключает автор. - От них отвернулось общество, близкие и родные. Мы научились не замечать их на улицах. У очень небольшого процента из этой армии бездомных есть шанс возвращения в нормальную жизнь. Но для этого им нужна помощь других людей. Увы, что-то мне подсказывает: разжалобить земляков труднее, чем вырвать кость у бродячей собаки. Очень жаль, что у нас еще нет таких руководителей, как Бенжамин Макадамс, для которого проблемы общества стоят на первом месте".

Новые Известия. 10 апреля 2018 года

 

<<< Назад


 

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.