Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 767 - 768
9 - 30 апреля 2018

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«Московский Комсомолец», «Коммерсантъ» и «Forbes» об отчете работы правительства за год
«Глас народа» и «Коммерсантъ» об итогах работы Минздрава и новых задачах
«Коммерсантъ», «ТАСС» и «Полит.Ру» о пенсионной реформе
«Свободная Пресса» о продолжительности жизни
«Московский Комсомолец» о статистике смертности
«Российская газета» о здоровье мужчин
«Известия» о здоровье офисных работников
«Republic» об ожирении
«Российская газета» о борьбе с неинфекционными заболеваниями
«REGNUM» о проблемах белгородского здравоохранения
«ЗДРАВКОМ» о раке
«go31.ru» и «За рулем» о смертности от ДТП
«Российская газета» о профилактике наркомании
«Российская газета» о самолечении
«iq.hse.ru» об эвтаназии
«Российская газета» о новом медицинском сервисе
«Невские новости» о работе уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

«Новые Известия» о проблеме детских садов
«Известия» о профстандартах для нянь
«Газета.Ру» и «Yle» о вспомогательных репродуктивных технологиях
«Helsingin Sanomat» о мужчине, который смог родить
«The New York Times» о «свалочном кризисе» в Волоколамске
«Российская газета» о забастовке фельдшеров в Воронеже
«Новые Известия» о рационе граждан СССР
«REGNUM» о бегстве населения с Дальнего Востока
«Свободная Пресса» и «Tages Anzeiger» об утечке мозгов из России
«Газета по-украински» и «Слово и Дело» о трудовой миграции украинцев
«Новые Известия» о жизни апатрида
«ФедералПресс» о переменах к лучшему
«Central Asia Monitor» о движении к моноэтничности в Казахстане
«Life» о первой советской феминистке
«Le Monde» о незамужних китаянках
«Новые Известия» об идее «раскулачивания» олигархов
«Собеседник» о гомофобии
«Raseef22» и «The New York Times» о расе и расизме
«Новые Известия» об экспериментальной жизни бездомного

… о трудовой миграции украинцев

Почему именно украинцы нужны Европе?

Европейцы поощряют украинцев не только ездить на работу в свои страны, но и оставаться там навсегда.
На протяжении нескольких последних лет мы наблюдаем новое для Украины явление — массовый отток кадров на работу за границу. Эта тенденция появилась в начале 2010-х и усилилась в 2014 году. Причины этого явления лежат на поверхности, но их все равно нужно хорошо осознавать. Это падение экономики, война на Востоке Украины и отсутствие перспектив для широких слоев населения.
Начнем с того, что сравним экономический рост стран Европы и Украины. Возьмем показатели некоторых стран после мирового кризиса 2009 года. Например, по информации Всемирного банка, ВВП Польши за семь лет, с 2010 по 2016, в среднем рос на 3% за год (всего за семь лет: 21,58%). За этот же период ВВП Чехии рос в среднем на 1,9% в год (всего за семь лет: 13,36%), Литвы — на 3,22% (всего за семь лет: 22,56%), России — на 1,85% (всего за семь лет: 13%), Украины — за семь последних лет ВВП упал на 4,15%. То есть наша страна живет беднее самой себя семь лет назад, в то время как соседи наращивают экономический рост. Это означает, что в этих странах создаются новые рабочие места, растет минимальная зарплата, повышается платежеспособность населения. Единственное исключение из приведенных соседей Украины — это Россия, где неплохие показатели роста экономики остались в прошлом, и она переживает период стагнации.
Теперь рассмотрим демографические показатели приведенных выше стран. Согласно данным Евростата на 2015 год рождаемость в Польше на одну женщину составляет 1,3 ребенка, в Чехии — 1,5, в Литве — 1,7. В России этот показатель равен 1,75, на Украине — 1,5. Видим, что население всех приведенных стран уменьшается, потому что для удержания постоянного количества лиц, живущих в той или иной стране, уровень рождаемости на одну женщину должен быть не менее чем 2,3. При этом, как мы указали выше, экономика в Восточноевропейских странах растет.
Последним большим резервом рабочей силы в Европе есть украинцы. И именно сейчас это начали очень хорошо осознавать европейцы, когда столкнулись с так называемым миграционным кризисом — миллионами беженцев из стран Ближнего Востока и Африки. Эти пришельцы плохо адаптируются в европейском обществе, не осваивают язык, не могут работать на многих специальностях, а часто и не хотят этого делать в силу культурных и религиозных причин.Таким образом, для того, чтобы этот рост продолжался, нужно поощрять новые рабочие руки из-за рубежа. Желательно, чтобы эти рабочие умели работать, были готовы к сверхурочному рабочему дню, и чтобы государство не тратило много денег на их социализацию. И здесь мы должны посмотреть на карту и увидеть — откуда могут европейские страны привлекать трудовых мигрантов? Особенно учитывая то, что поляки, словаки, прибалты, румыны, венгры, болгары еще с середины 90-х годов активно ехали работать в страны развитой Западной Европы, где многие из них поселилось и не желает возвращаться домой.
Например, большинство сирийских женщин, которые попали в Германию, не могут работать в сфере услуг, потому что по религиозным причинам не имеют права касаться чужих мужчин. Кроме того, основной их обязанностью дома было готовить еду и смотреть за детьми. Они просто не привыкли работать в том смысле, как это понимают европейцы. Поэтому и толку с таких рабочих рук не будет и в Европе уже различают вопросы помощи беженцам и их адаптации. При всей сегодняшней европейской толерантности, деньги они считать умеют очень хорошо.
Именно поэтому европейцы настроены решительно — им нужны украинцы и они готовы их приглашать на работу, платить зарплату не меньше, чем своим гражданам, обеспечивать официальное трудоустройство и нормальные условия жизни. Рядовой украинец, кроме того, что является человеком трудолюбивым, готов быстро приспособиться к местному обществу и не нуждается в дополнительных государственных расходах на свое содержание. Поэтому условия труда и работы для трудовых мигрантов из Украины будут только улучшаться из года в год. Повышение стандартов жизни, поддержка пенсионеров и дальнейшее экономическое развитие требуют от правительств стран Европы, в частности Восточной, поощрять украинцев не только ездить на работу в свои страны, но и оставаться там навсегда.
Что может сделать украинское правительство для того, чтобы процесс трудовой миграции в значительной мере сократился? Как это не печально — не так уж и много. Конечно, нужно развивать экономику, открывать страну для инвестиций, защищать право собственности, реформировать судебную систему. Но для того, чтобы экономика динамично росла, нам также будут нужны рабочие руки. И у нас такая же проблема, как и у европейцев — депопуляция. Выход здесь может быть такой же — поощрять трудовых мигрантов из бедных стран, в частности азиатских. Но есть большой вопрос — готово ли украинское общество спокойно воспринимать рядом с собой представителей других народов? Имеем замкнутый круг — развитие экономики требует людей, но украинцы еще не готовы стать такими толерантными к иностранцам, как большинство европейцев или американцев.
Итак, вывод однозначный — как бы интенсивно не работало украинское правительство, чтобы обеспечить рост экономики, Украине нужно не просто повышать свой ВВП, а чтобы показатели были выше в два раза за соседей в странах ЕС. Это должны быть цифры не меньше 9-10% годового роста ВВП на протяжении десяти и более лет. Только при этих условиях украинцам станут не интересны польские или литовские зарплаты.

Василий ВОСКОБОЙНИК, Газета по-украински, Украина. 10 апреля 2018 года
ИноСМИ.RU. 11 апреля 2018 года

Трудоустройство украинцев за рубежом: проблемы заробитчан и работодателей

Вице-премьер-министр Украины Павел Розенко сообщил, что за рубежом работают от 2,5 до 4 миллионов украинских граждан. Весомую роль в статистике играет сезонный фактор. Однако при этом нередко украинские заробитчане жалуются на чувство неполноценности, вынуждены работать нелегально и сталкиваются с проявлениями дискриминации за рубежом.
«Слово и Дело» решило разобраться в барьерах трудовой миграции.
Экономист Юрий Буздуган обратил внимание, что хуже всего отношение к заробитчанам в России.
«В Польше и Чехии относительно приемлемые условия работы, но и там бывают разные случаи. Наиболее оптимальные условия для заробитчан в Португалии, Испании и Италии», – отметил он.
По его словам, в Португалии действительно следят за статистикой, знают и осознают, сколько нелегально трудоустроенных, но главное, что при этом там не принимают мер, чтобы вывезти заробитчан или лишить работы.
«По большому счету, большинство стран, большинство работодателей устраивает, что человек работает нелегально. Когда ты нелегал, ты не имеешь такой возможности выступать за свои права. И здесь четко видно, что чем более развита страна, тем больше приходит понимание, что это неправильно даже для самой страны, для ее собственной экономики, для самих работодателей, а не только по отношению к заробитчанам», – пояснил эксперт.
Он уточнил, что в Польше редко кто не ставит вопрос о легализации трудовых отношений, в России же ставят еще более жесткие условия для нелегальных мигрантов. При этом все равно, из Украины они или еще откуда-то.
«За этим стоит не политика, а экономика. Все потому, что мы живем в мире, где нужны нелегальные мигранты, которые будут выполнять непрестижную работу, сверхурочно, с другими ненадлежащими условиями труда, на что, например, те же поляки или граждане РФ не согласятся. Поэтому нелегальное трудоустройство выгодно», – акцентировал специалист.
По его мнению, эту проблему можно решить, но лишь изменив глобальную экономическую модель.
Сейчас уже заметен кризис этой модели, ведь падает экономика и развитых страны, добавил экономист. Например, еще в 2012 году Америка производила автомобилей меньше, чем в 1960-м.
«Поэтому человечество постепенно подходит к моменту, когда будет меняться глобальная экономика. Пирамида, где высоко развит центр и малоэффективна периферия, будет изменена. Поэтому заробитчане – не проблема украинской экономики, а проблема мировой экономики, которая находится в кризисе и будет перестроена. Соответственно, проблемы нелегального трудоустройства, которые сейчас также есть, отойдут, но со временем», – подчеркнул эксперт.
В свою очередь правозащитник Александр Павличенко обратил внимание, что действительно украинские заробитчане сталкиваются с проблемой нарушения прав.
«Те, кто работает нелегально, уязвимы, потому что не могут обращаться официально за помощью. В этом проблема. Ведь тогда они подвержены риску выдворения, применения каких-либо санкций или административных штрафов от работодателя. Из-за этого работники часто терпят надругательства или закрывают глаза на что-то», – отметил Павличенко.
Но при этом нашим заботчанам нужно знать, не важно, законно они работают или нет, что они подчинены правовому режиму страны, в которой находятся, уточнил он.
«То есть нужно знать законодательство Польши, если это Польша. Украинцы могут обращаться в консульские службы. Они имеют такие же права. Они находятся на территории страны законно, незаконно занимаются лишь трудовой деятельностью. В этом проблема», – добавил правозащитник.

Юрий БУЗДУГАН, Слово и Дело. 11 апреля 2018 года

 

<<< Назад


Вперед >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.