Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 763 - 764
12 - 25 марта 2018

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«Новое время» о послании Президента
«Православие и Мир» о демографических проблемах России
«РБК» о росте зарплат
«Коммерсантъ-Огонек», «Комсомольская правда», «Вечерняя Москва», «Российская газета» о внутрироссийской миграции
«РИА Новости», «REGNUM» об освоении Дальнего Востока
«Русская служба BBC» о депортированных чеченцах
«Коммерсантъ-Огонек», «Новая газета», «Асахи симбун», «Российская газета» о старении
«iq.hse.ru», «Forbes» о рынке труда
«Независимая газета» о национальном вопросе
«Международный дискуссионный клуб «Валдай»» о модернизации экономики
«Новые Известия» о безусловном доходе
«Коммерсантъ» о социальной помощи
«Украина.Ру» о суррогатном материнстве

«The Village» об инициативе Мосметро
«iq.hse.ru» о современной семье
«Udm-Info» о негативных новостях здравоохранения в СМИ
«ТАСС» о борьбе с раком
«РБК» об угрозе срыва поставок лекарств
«Российская газета», «Вечерняя Москва», «РБК», «НТВ» о здоровье и ЗОЖ
«Российская газета», «Новые Известия», о долголетии
«Forbes», «Православие и Мир» о медицине
«The Atlantic», «Ведомости», «Известия» о смертности
«Вести.ua» о сложностях в получении паспорта Украины
«Коммерсантъ», «Русская служба BBC», «Ведомости», «Новые Известия», «The Village» о харрасменте в Госдуме
«Русский день» о сексе в будущем
«TheMarker» о счастье и благополучии
«Русская служба BBC» о расизме

… о смертности

Почему так много людей умирают от сердечных заболеваний

Из-за эволюции наши жизненно важные органы подводят нас. И в течение многих лет эксперты тоже нас подводили.

Ассирийцы лечили «недуг жесткого пульса» при помощи пиявок. Римский ученый Корнелий Цельс рекомендовал кровопускание, а древние греки ставили банки на хребет, чтобы изгнать животных духов.
Сотни лет спустя заболевания сердца остаются главным убийцей Америки, хотя благодаря развитию медицины количество людей, способных выжить после сердечного приступа, намного выросло. Некоторые части страны особенно подвержены этому заболеванию: в некоторых районах Аппалачей от сердечных заболеваний умирает больше людей, чем в 1980 году.
Хэйдер Уэррэйч (Haider Warraich), сотрудник кафедры кардио-сосудистых заболеваний в медицинском центре Университета Дюка (иногда пишущий статьи для «Атлантик» (Atlantic)), пишет книгу о том, как сердечные заболевания стали столь распространенной угрозой для человечества. Мы поговорили с ним о некоторых наблюдениях, которые он сделал в ходе своих исследований и практики. Приводим отредактированную расшифровку нашего разговора.
— Значит, на Ваш взгляд, эволюция — это основная причина распространения сердечных заболеваний у людей. Почему так получилось?
— Если посмотреть на историю и проанализировать, что угрожало человечеству на протяжении более 95% его существования, то это были три основные угрозы: инфекции, травмы и раны, недоедание. В тех условиях наиболее успешным человеком был тот, кто обладал наиболее подозрительной и ксенофобской иммунной системой, способной определить присутствие любой внешней активности и попытаться затем как можно скорее ее уничтожить.
Теперь, разумеется, обстоятельства изменились. Нам не приходится бороться с огромным количеством инфекций, особенно, в странах с высоким уровнем дохода, но следствием этого стало то, что у нас выработалась в результате естественного отбора очень крепкая иммунная система.
На протяжении большей части истории человечества такие случаи, как укус какого-нибудь дикого животного или полученная травма любого типа, были обычной частью рутинного существования человека. И боролись мы с ними при помощи воспалений. Когда активируется иммунная система, следствием является воспаление. Например, вы подхватили вирусную инфекцию, и у вас поднимается высокая температура. Она, на самом деле, является результатом воспаления, провоцируемого работой нашего иммунитета.
Новостью для нас становится то, что воспаление лежит в основе атеросклероза, являющегося, в свою очередь, ядром всех сердечных заболеваний, инфарктов и инсультов. В белых кровяных тельцах, точнее, во многих из них, содержится большое количество холестерина, и они начинают накапливаться. Со временем, по мере развития этих бляшек они превращаются в закупорки, приводящие к инфарктам и инсультам.
Наш очень крепкий иммунитет в некотором роде сопоставим с ядерным арсеналом после окончания холодной войны, когда угрозы больше не существует, но само оружие до сих пор имеется. Поэтому мы сталкиваемся со всеми аутоиммунными заболеваниями, а также с огромным количеством случаев развития атеросклероза.
[Аналогичным образом], даже несмотря на то, что наше питание претерпело весьма существенные изменения, механизмы адаптации, предназначенные для защиты нашего организма от голодания, сейчас, на самом деле, привели к двойной эпидемии ожирения и диабета, являющихся одними из основных причин того, что сердечные заболевания остаются убийцей номер один во всем мире.
— Я заметила, что количество смертей от сердечных заболеваний, на самом деле, растет в некоторых районах страны. Вы знаете, с чем это может быть связано?
— Происходят два феномена. Многие люди из новейшей когорты, вступившие в пожилой возраст в США, гораздо больше страдают ожирением, чем люди в прошлом. Результатом этого становится то, что эти люди, старея, умирают от сердечных заболеваний.
Другой феномен — если вы проанализируете парадокс, связанный с сердечными заболеваниями, которые отличаются от, например, рака — в большинстве случаев сердечных заболеваний у вас имеются весьма и весьма эффективные способы предотвратить и вылечить их. У нас есть хорошие лекарства, но мы проигрываем битву за информацию и доверие. Многие люди просто не доверяют врачам, когда дело доходит до лечения и рекомендаций.
До сих пор возникает большое количество подозрений, связанных с очень распространенными, но при этом очень эффективными методами лечения — например, статинами. У нас до сих пор возникает множество проблем при подборе правильного лечения для каждого конкретного человека.
— Вы хотите сказать, что пациенты не доверяют врачам настолько, чтобы принимать прописанные им статины?
— [Исследования показывают, что даже] те пациенты, у которых уже были инфаркты не принимают статины или не принимают достаточные их дозы. Это большая проблема.
Одно из следствий этого явления называется эффектом ноцебо. Эффект ноцебо — злобный родственник эффекта плацебо. Если пациенты ожидают негативных последствий или опасаются, что произойдет что-то плохое, то это ожидание в реальности проявляется вполне ощутимо и имеет физические последствия. Одним из наиболее распространенных феноменов, связанных со статинами, является то, что они [предположительно] вызывают мышечные боли и слабость.
Если проанализировать рандомизированные исследования, в ходе которых пациенты не знали, принимают ли они плацебо или статины, то ни в одном крупном исследовании не было выявлено учащения болей и приступов слабости у пациентов, принимавших статины.
Теперь, когда статины стали широко известным средством, многие пациенты приходят к врачу уже с готовым мнением. Они либо говорили с другими людьми, либо слышали что-то по телевизору, или читали в интернете, что статины вызывают множество побочных симптомов. Пациенты приходят, в большинстве своем ожидая, что статины не будут способствовать их хорошему самочувствию.
Мы как научное сообщество должны убедить пациентов, что они могут нам доверять.
— Но в то же время Вы говорили, что эксперты исторически заблуждались относительно сердечных заболеваний. Что Вы имели в виду?
— Когда врачи открыли существование артериального давления, они считали, что высокое давление необходимо для того, чтобы кровь достигала самых отдаленных или самых труднодоступных частей тела.
На самом деле, именно благодаря страховым компаниям, собирающим данные от миллионов человек, стало понятно, что высокое давление связано с повышением количества смертей. Несмотря на это, получив эти данные, эксперты в свое время не стали проводить никаких научных и кардиологических исследований на их основе.
Потребовались десятилетия почти миссионерского упорства не только со стороны страховых компаний, но и со стороны исследователей, чтобы убедить устоявшееся кардиологическое сообщество, что, на самом деле, лечение повышенного артериального давления — это правильное решение. Знаменитые кардиологи, такие как Уильям Ослер (William Osler) были едва ли не воинственно настроены против идеи снижения артериального давления.
В какой-то момент во время Второй мировой войны от повышенного давления умирал каждый второй американец, но в тот период ведущие представители кардиологии считали, что понижение артериального давления приведет, скорее, к негативным, чем к положительным последствиям. Не ранее чем в 60-е, 70-е и 80-е годы это убеждение претерпело кардинальные изменения.
Вопрос состоит в том, какие из наших нынешних убеждений — ложные? Эксперт — это человек, обладающий современными, а не будущими знаниями. На мой взгляд, нужно найти равновесие среди людей, обладающих экспертными знаниями, но и понимающих, что устоявшиеся идеи не всегда являются истиной в последней инстанции.

Ольга ХАЗАН (Olga KHAZAN). The Atlantic, США, 6 марта 2018 года.
ИноСМИ.RU, 11 марта 2018 года.

Россияне стали чаще умирать от редких болезней и неустановленных причин

Эксперты связывают это с желанием врачей выполнить майские указы Путина

С 2012 г. россияне стали реже умирать от болезней, на лечении которых президент Владимир Путин поручил сосредоточиться в майских указах, и чаще – от редких болезней и неустановленных причин, обнаружили аналитики РАНХиГС. Это подтверждают и данные, предоставленные «Ведомостям» Росстатом.
Путин поручал к 2018 г. снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, рака, туберкулеза, ДТП, а также младенческую. Смертность от перечисленных в указах болезней действительно снижается, а вот от прочих причин – в частности, относительно редких заболеваний нервной, эндокринной и мочеполовой систем, расстройств психических и поведения – переживает необычный всплеск, делится наблюдениями научный сотрудник РАНХиГС Рамиля Хасанова.
По регионам статистика тоже необычная, продолжает она: в Мордовии, Ивановской, Амурской, Нижегородской и Липецкой областях в 2016 г. коэффициент смертности от сердечно-сосудистых заболеваний оказался минимальным, а от прочих причин – максимальным. Важен именно стандартизированный коэффициент смертности, а не абсолютные ее показатели, отмечает Хасанова: в регионе может быть больше или меньше пожилых людей, что сказывается на статистике. Вероятно, регионы стараются выполнить цели майских указов и Концепции демографической политики до 2025 г., отмечалось в мониторинге РАНХиГС. В последнем послании Федеральному собранию Путин отчитался об успехах в борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
В 2011–2016 гг. коэффициент смертности от сердечно-сосудистых заболеваний снизился по всей стране, сильнее всего – в Мордовии, Ингушетии, Амурской, Тамбовской, Воронежской и Нижегородской областях и в Марий Эл, передала через пресс-службу начальник управления статистики населения и здравоохранения Росстата Светлана Никитина. А от болезней эндокринной, нервной и мочеполовой систем, а также от психических расстройств действительно вырос в разы, увеличилась смертность от неклассифицированных и прочих причин, отметила она. В целом смертность от всех перечисленных факторов увеличилась в 1,7 раза и во всех упомянутых регионах, кроме Ингушетии, оказалась выше средней по России.
Дело в изменении правил кодирования причин смерти, указывает представитель Минздрава. Вряд ли только в этом, сомневается Хасанова, – вероятно, некоторые сердечно-сосудистые заболевания кодируются как «прочие»: например, алкогольную миопатию или сосудистый паркинсонизм можно записать как болезни нервной системы. Манипуляции статистикой смертности существуют, признает директор Института экономики здравоохранения ­НИУ ВШЭ Лариса Попович, смертность от сердечно-сосудистых проблем так стремительно снижается, потому что таргетируется указами: неудивительно, что заболевания стали перекидывать и записывать не причину, а повод. Если человек умер от закупорки сосудов на фоне болезни эндокринной системы, можно зафиксировать смерть как от сердечно-сосудистого заболевания, так и от эндокринного, приводит она пример, – в зависимости от того, какое руководящее указание сейчас важнее.
Если человек умирает в стационаре, код смерти ему выставляет патологоанатом в морге при лечебной организации, если дома или на улице – судмедэксперт. В январе вице-премьер Ольга Голодец заявила, что патолого-анатомические службы должны быть юридически отделены от стационаров, где они находятся (цитата по РБК).

В том, что регионы должны выполнять установленные президентом «KPI по смертности», есть и положительная сторона, считает директор НИИ организации здравоохранения департамента здравоохранения Москвы Давид Мелик-Гусейнов: врачи тщательнее диагностируют эти заболевания и корректнее вписывают в причины смерти. До «указов» учет смертности в России мало кого волновал, говорит он: например, болезнь Альцгеймера вообще не кодировали как причину, а писали инфаркт или инсульт. Тем не менее, если смертность от прочих причин продолжит расти, нужно разобраться, не записывают ли реальные причины в «прочие», отмечает Мелик-Гусейнов. Статистика смертности позволяет понять, сколько людей и от чего умирает, сколько коек и врачей нужно клиникам, где и какие запустить программы профилактики, как организовать диспансеризацию или патронаж на дому, объясняет он.
На основе статистики власти формируют целевые программы борьбы с болезнями, говорит Попович: например, после майских указов на борьбу с сердечно-сосудистыми заболеваниями были брошены огромные ресурсы. Диабет же, доля смертности от которого была не так высока, запустили – а он в 3–6 раз повышает вероятность смерти от сердечно-сосудистых заболеваний.

Татьяна ЛОМСКАЯ, Ведомости. 11 марта 2018 года

Смертность от рака снизилась впервые за три года

Этому способствует ранняя диагностика новообразований

В 2017 году смертность от рака в России снизилась впервые за три года. Это произошло в том числе благодаря массовым скрининговым исследованиям пациентов, считают в Минздраве. По словам экспертов, нужно усилить выявление онкологических заболеваний на ранних стадиях — сейчас этот показатель составляет около 56%.
В прошлом году рак унес жизни 289 тыс. человек — на 3,5% меньше, чем в 2016-м. Об этом свидетельствуют данные Росстата, с которыми ознакомились «Известия». Впервые за пять лет показатель смертности от новообразований опустился ниже 200. Теперь он составляет 196,9 случая на 100 тыс. населения.
Снижение смертности от онкологических заболеваний зафиксировали впервые за три года. В 2015–2016-м наблюдался рост.
Как сообщили «Известиям» в Минздраве, в последние годы были приняты меры, направленные на развитие онкологический службы в России и на широкое внедрение индивидуальной профилактики. С 2013 года возобновилось проведение массовых скринингов (поиск злокачественного новообразования у человека, не имеющего никаких симптомов опухоли. — «Известия») — в рамках диспансеризации.
По данным официальной статистики, количество больных раком россиян ежегодно растет. Совокупный показатель распространенности злокачественных новообразований в 2016 году составил 2403 случая на 100 тыс. населения (данных за 2017 год еще нет), что выше уровня 2006 года на 38,8%. По словам специалистов, увеличение связано с улучшением диагностики.
— Благодаря активному онкопоиску в 2017 году на ранних стадиях (первой и второй) было выявлено около 56% злокачественных новообразований, а при ряде локализаций рака — до 85%, — пояснили в ведомстве.
В Минздраве отметили, что объем высокотехнологичной медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями за пять лет увеличился в 2,5 раза. Если в 2012 году ее получили 68 тыс. человек, то в 2017-м — 172,2 тыс.
В ведомстве добавили, что в прошлом году была сформирована единая система управления качеством медицинской помощи, включая онкологическое направление.
— Утверждены и регулярно актуализируются порядки оказания медицинской помощи, разработаны 57 клинических рекомендаций по профилям «онкология» и «детская онкология», — заключили в Минздраве.
По данным Росстата, новообразования — вторая по распространенности причина смерти в стране, на первом месте — сердечно-сосудистые заболевания.
Для дальнейшего снижения показателей смертности нужно увеличивать долю диагнозов, поставленных на ранних стадиях, отметил главный внештатный онколог Минздрава Михаил Давыдов.
Морские огурцы помогут лечить рак
Лекарство из беспозвоночных иглокожих прошло доклинические испытания
— Чем раньше пациенту диагностируют рак, тем больше шансов полностью вылечить его, — пояснил эксперт.
Для этого нужно 1–2 раза в год проводить скрининговые исследования, особенно часто в группе риска — в возрасте 50-75 лет, добавил Михаил Давыдов.
Пока не существует универсального теста или набора тестов для раннего выявления всех опухолей, пояснил член правления Российского общества клинической онкологии Николай Жуков.
Эффективный скрининг есть лишь для пяти видов рака: шейки матки, молочной железы, толстой кишки, предстательной железы и легкого. Скрининговые тесты для их выявления включены в программу диспансеризации.
— Меры, которые принимаются государством, имеют долгоиграющий эффект, и положительные изменения могут произойти только через несколько лет. Например, программа отказа от курения, инициированная Минздравом, может в разы снизить заболеваемость раком легких, но на это уйдет около 20 лет, — рассказал эксперт.
Ранее «Известия» писали, что президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию заявил о целесообразности принятия специальной общенациональной программы по борьбе с онкологическими заболеваниями. Специалисты Российского онкологического центра имени Блохина подготовили проект стратегии до 2030 года. В нем отмечается, что к 2029 году смертность от новообразований (в том числе злокачественных) должна снизиться до 184 случаев на 100 тыс. населения.

Элина ХЕТАГУРОВА Известия, 13 марта 2018 года.

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.